Ныне вопрос о введении нового стиля в церковное употребление снова
возбуждается Правительством, и с его стороны заявлено настоятельное
желание, чтобы Нами были приняты решительные меры к согласованию
церковного календаря с гражданским. Принимая во внимание свои прежние
опыты, Мы считаем себя вынужденными заявить, что решительно не находим
возможным их повторять. Новое Наше распоряжение о реформе календаря,
пока не достигнуто общее согласие по этому вопросу всех Православных
Церквей, и в глазах верующих, и по существу дела было бы лишено
канонического основания и оправдало бы противодействие народа. По Нашему
глубокому убеждению, такое распоряжение, настойчиво проводимое Нами и,
может быть, поддержанное мерами государственного воздействия, послужило
бы причиной больших волнений и несогласия в Церкви.
Церковь в настоящее время переживает беспримерное внешнее потрясение.
Она лишена материальных средств существования, окружена атмосферой
подозрительности и вражды, десятки епископов и сотни священников и мирян
без суда, часто даже без объяснения причин, брошены в тюрьму, сосланы в
отдаленнейшие области республики, влачимы с места на место;
православные епископы, назначенные Нами, или не допускаются в свои
епархии, или изгоняются из них при первом появлении туда, или
подвергаются арестам; центральное управление Православной Церкви
дезорганизовано, так как учреждения, состоящие при Патриархе
Всероссийском, не зарегистрированы и даже канцелярия и архив их
опечатаны и недоступны; Церкви закрываются, обращаются в клубы и
кинематографы или отбираются у многочисленных православных приходов для
незначительных численно обновленческих групп; духовенство обложено
непосильными налогами, терпит всевозможные стеснения в жилищах, и дети
его изгоняются со службы и из учебных заведений потому только, что их
отцы служат Церкви. При таких условиях произвести еще внутреннее
потрясение в лоне самой Церкви, вызвать смуту и создать, в добавление к
расколу слева, раскол справа канонически незакономерным,
неосмотрительным и насильственным распоряжением было бы тяжким грехом
пред Богом и людьми со стороны того, на кого Промыслом Божиим возложен
тяжелый Крест управления Церковью и заботы об Ее благе в наши дни.
Но изменение церковного календаря, предположенное Первым Всероссийским
Собором 1917-1918 гг., при некоторых обстоятельствах могло бы быть
осуществлено в закономерной и безболезненной форме.
Этому в значительной мере содействовало бы невмешательство в течение
реформы со стороны гражданской власти, потому что постороннее
вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет ее
осуществление. Пусть будет предоставлено самой Церкви преодолеть те
затруднения, которые встают на пути введения нового стиля в
богослужебную практику. Реформа календаря выдвинута потребностями жизни
во всех Православных Церквах, и можно думать, что в недалеком будущем
она будет принята Церквами без всяких внешних побуждений.
Невмешательство в это церковное дело гражданской власти вполне отвечало
бы принципам отделения Церкви от государства и свободы религиозной
совести, возвещенным нашими основными законами. Правда, Президиумом
Всероссийского Исполнительного Комитета уже издано распоряжение,
приурочивающее дни отдыха и христианские праздники к новому стилю. Но
престиж Правительства нисколько не пострадал бы, если бы оно, не отменяя
формально этого распоряжения, объявило к началу 1925 г. список дней
отдыха в христианские праздники по старому стилю с перечислением их на
соответствующие числа нового стиля, так, например, чтобы Рождество
Христово значилось не под 25 декабря, а под 7 января, подобно тому и
воспоминание об известном выступлении рабочих не переносится на новый
стиль, но приурочивается к 9(22) января, а праздник Октябрьской
революции падает не на 25 октября нового стиля, а на 7 ноября. Напротив,
невмешательство имело бы для Правительства свою выгодную сторону, так
как при насильственном введении нового стиля весь одиум нссочувствующих
этой реформе падает не на духовенство, а на гражданскую власть,
вынудившую духовенство пойти против сложившегося церковного быта.
Вернуться назад
|