Главная


 


Обновление: 
09 октября 2004 г.

 

 
Чудеса на поле Куликовом XXI век

Куликово поле - между реками Непрядвой и Доном - место Куликовской битвы в 1380 году, которая завершилась разгромом монголо-татар. Начало освобождения народов от татаро-монгольского ига.

Сергиев Посад. Предисловие

Чудеса, связанные с именами святых на Руси, составляют отдельную страницу русской истории, именуемую "Божественным промыслом". Не желая ни подвергать сомнению ее подлинность, ни кликушествовать по поводу необъяснимости и непредсказуемости многих поворотов русской истории, мы лишь предлагаем на суд читателя два подлинных события, произошедших в наше время, но берущих начало в глубинных временных пластах и связанных с именем святого защитника земли русской Сергия Радонежского. Это он благословил Дмитрия Донского на ратный подвиг, чудесным образом предвидя исход Куликовского сражения, происходившего за 400 километров от Троице-Сергиевского монастыря, находясь в это время в своей монашеской келье.
Преподобный Сергий Радонежский с тех пор почитается охранителем и сберегателем русских традиций, вечно напоминающим о себе, о священном, непреходящем долге защиты Веры и Отечества.
История, о которой мы хотим рассказать, и началась с этого напоминания,
Прозвучавшего с подмостков сцены Московского театра русской драмы "Камерная сцена". Здесь премьерный показ спектакля по повести знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва "Куликово поле", - повести странной, причудливо соединившей в себе реальность и вымысел. Забегая вперед, скажем, что в зрительном зале на премьерном спектакле сидел человек, знающий, что история, рассказанная Шмелёвым, имела место в действительности, знающий и ее продолжение. Имя этого человека Павел Васильевич Флоренский, священнику Павлу Флоренскому он приходится внуком. Когда-то судьба деда тесно переплелась с судьбой автора "Куликова поля" И.С. Шмелёва, и хотя близкими друзьями они не были, но после революции, как и многие представители русской интеллигенции, нашли прибежище... в подмосковном Сергиевом Посаде, самом сердце духовного поля Руси, возделанном руками Преподобного Сергия Радонежского, где и поныне покоятся его мощи. Сюда, в Сергиев Посад, собирался в 20-х годах весь цвет нации, ее славные семьи - Голицыны, Дурново, Нарышкины, Раевские; писатели, философы, художники - Фаворский, Розанов, Нестеров; Сергий Радонежский незримо оберегал их в то смутное время, хранил от революционного террора. По-видимому, тогда-то и передал священник Павел Флоренский писателю Ивану Шмелёву историю, описанную им позднее в повести "Куликово поле", а внук Флоренского Павел Васильевич Флоренский, сидя в зале камерного театра, мог лишь предъявить труппе театра доказательства реальности описываемых Шмелёвым событий.

Крест с Куликова поля. История первая

Повесть написана Шмелёвым в последний период творчества - в 1937-1947 годах и лишь недавно была издана в России. Театр "Камерная сцена" рискнул поставить по этой повести одноименный спектакль (инсценировка, постановка, сценография заслуженного деятеля искусств России Михаила Щепенко).
На сцене - печально-драматические картины жизни России 20-х годов XX века. Затворены двери и потушены лампады Троице-Сергиевой Лавры, люди вынуждены скрываться, кто-то доведен абсурдом происходяшего в стране до душевного срыва. На этом фоне и происходят две короткие встречи героев со странником. Его роль и проста, и символична, за ней угадывается образ самого Преподобного Сергия, который передает крест, найденный на Куликовом поле, из рук в руки.
"Куликово поле" - это спектакль о чуде - чуде Преподобного Сергия. Однако смысл, идея спектакля, заключается не в показе чуда самого по себе, а его влиянии на обращение человека к Богу.
В центре пьесы - Сергей Николаевич (артист Аркадий Аверин), бывший судебный следователь провинциального города, в связи с нависшей над ним угрозой быть расстрелянным ЧК как "кровопийца трудового народа" вынужден скрываться в Туле под чужой фамилией. Он встречает знакомого крестьянина Василия Сухова (артист Валерий Андреев), который рассказывает, как он нашел на дороге, пролегающей через Куликово поле, старинный крест, принадлежавший, как выяснилось, одному из участников битвы. Сухов намеревался передать крест графу Сред-неву, бывшему владельцу соседней усадьбы и собирателю древностей. Но барин живет теперь в Сергиевом Посаде, и Сухов не знает, как это сделать. Вдруг в пустынном поле он встречает Странника в монашеской одежде, который берется передать крест по назначению. Примерно через год следователь, теперь работающий в Москве в советском архиве, приезжает в Сергиев Посад и встречает там Среднева (заслуженный артист России Дмитрий Поляков), его дочку Ольгу (артистка Юлия Щепенко) и рассказывает им историю о кресте. Из разговора выясняется, что этот крест был действительно передан Средневу старцем, явившимся с Куликова поля. Старец остался у них ночевать, но под утро таинственно исчез. Ольга твердо верит, что свершилось чудо: к ним явился сам Преподобный Сергий, ибо лицо старца было поразительно схоже с ликом иконы Преподобного, висевшей в комнате.
Основной конфликт в спектакле внутренний, в равной мере касающийся всех персонажей: вера или безверие, сокровенный смысл или пустота? И постепенно - сцена за сценой - зритель вовлечен в целенаправленный напряженный поиск веры, он становится соучастником действия.
Среднее объясняет таинственное появление и исчезновение старца, а также обретение креста естественными причинами - счастливым стечением обстоятельств. Ольга тщетно пытается убедить отца поверить в чудо и ищет поддержки у следователя. Тот подходит к делу чисто профессионально: выясняет мельчайшие подробности события, обнаруживаются неопровержимые доказательства чуда: крест был принесен Средневу в тот же самый вечер, когда он был найден Суховым на дороге и передан старцу, а между Куликовым полем и Сергиевым Посадом более четырехсот километров.
По слухам, было известно, что в основе повести Шмелёва лежит подлинный случай. Внук священника Флоренского Павел Флоренский знал об этом наверняка.

Признание Павла Флоренского. История вторая

Спектакль "Куликово поле" Павел Васильевич Флоренский смотрел на одном дыхании. В том, что повесть Шмелёва написана на основе реальных событий, он не сомневался, потому что сам был знаком с прототипами Шмелёвских персонажей - все они - и граф Среднее (граф Юрий Александрович Олсуфьев), и его дочь Ольга (племянница графа Екатерина Павловна Васильчикова) были близкими друзьями его деда-священника Павла Александровича Флоренского еще во время совместного проживания в Сергие-вом Посаде. Когда же со сцены прозвучало имя деда, когда в образе Странника предстал образ Преподобного Сергия, Павел Васильевич не выдержал и расплакался. В доме у Васильчиковой он не раз прикасался к этому кресту и слушал семейное предание и от Екатерины Павловны, и от деда. Неожиданно ожившие, представшие перед ним реальными людьми персонажи спектакля всколыхнули в душе Павла Васильевича воспоминания о своем знаменитом предке-священнике, религиозном философе Флоренском, чья жизнь, как и жизнь графа Олсуфьева, его племянницы Васильчиковой, связана была еще с одной тайной.
"Недавно я счел нужным обнародовать тайну, которая связана не только с моим дедом Павлом Александровичем Флоренским, но и с рядом других людей, - рассказывает внук священника, - пошел на это после того, как скончалась давшая клятву молчания Екатерина Павловна Васильчикова. Перед передачей мощей Преподобного Сергия Радонежского в "народное пользование" в музей с одновременным разгоном монастыря Павел Флоренский вместе с графом Олсуфьевым по благословению архимандрита Кронида (который был расстрелян спустя 20 лет в один день с Флоренским) сохранили мощи преподобного Сергия и их сокрывали. Трое этих людей сохранили величайшую святыню России". А дело было так.
...В, сумерках, накануне Страстной недели, в окошко дома постучала торопливая рука. Флоренский, перекрестившись на образ, отпер засов. Пришла соседка, просила об исповеди. После закрытия храма такое было не редкость, и отец Павел часто справлял требы на дому.
Соседка сильно волновалась. Ее дочь была замужем за местным комиссаром.
Утром тот говорил по телефону, что-то про "опиум для народа", кости, Лавру. Отец Павел замер. По Посаду уже ходили слухи о том, что безбожники собирались осквернить Лавру и ее святыни. Отец Павел стал быстро собираться, зашагал по Дворянской к Лавре и направился в келью наместника. О чем он говорил с архимандритом Кронидом, знает только Господь. Лишь стены древней обители были свидетелями тайной вечери, на которую сошлись члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевской лавры Ю.А. Олсуфьев, а также, вероятно, граф В.А. Комаровский. Они тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами Сергия Радонежского, изъяв мощи Преподобного Сергия, дав обет молчания, ненарушимый ими во всех перипетиях бытия. Только в наши дни по крупицам, по разрозненным воспоминаниям удалось восстановить события восьмидесятилетней давности.
На Пасху 1919 года комиссары и безбожники устроили шабаш в Сергиевом Посаде с "разоблачением чудес". Рака с мощами была выставлена на глумление толпы. Хулителям казалось, что подобное действо должно навсегда убить веру в святыни и чудеса. Но чудо все-таки произошло. Вакханалия была снята на пленку кинооператором из Москвы. Пленку проявили, в тот момент, когда на ней пошли кадры, запечатлевшие сам момент глумления, пленка оказалась засвеченной. На этом беснование не закончилось, и через год, 20 апреля 1920 года, Троице-Сергиева лавра была закрыта.
Только спустя много лет святыня была возвращена на место. "Много чудесного в этой истории, - вспоминает Флоренский, - и то, что никто не заметил подмены и с 1919 по 1946 годы в музее так и простоял "святой экспонат", и то, что святыню удалось сохранить, и то, что Преподобный берег своих заступников - Олсуфьева почти двадцать лет обходили все аресты, и даже массовая чистка 1928 года. К 1937 году он оставался единственным хранителем тайны. 10 декабря в Москве расстреляли архимандрита Кронида, в том же году казнили и деда. Но о тайне тогда никто не знал. Только спустя много лет, непрестанно занимаясь делами Павла Флоренского, его архивом, письмами, книгами, я смог установить эти подробности. Граф Олсуфьев, видя, как разворачивается сталинский план борьбы с вредителями, доверил тайну художнику Павлу Голубцову, сыну профессора Духовной академии. Вскоре графа арестовали, а в 1938 году расстреляли. Никто больше не знал, где хранится реликвия. Никто, кроме Павла Голубцова. С 1941 до победного 45-го он прошел всю войну, да не как-нибудь, а на передовой! - и ни единого ранения, словно простертая над ним длань оберегала его от пуль и бомбежек. А в 1946 году он передал святыню во вновь ожившую Лавру, стал священником, обретя новое имя - Сергий, а впоследствии и архиепископом".
"Конечно, - продолжает П.В. Флоренский, - история эта сама по себе невероятна и, как многие чудеса веры, объяснима только верой. Всю свою жизнь я так или иначе соприкасался с этим замечательным эпизодом жизни своего деда, как и сейчас, когда счел себя вправе поведать эту историю людям. А рассказываю я все это не только потому, что считаю, что мы должны знать об этих удивительных событиях, но и для того, чтобы показать их закономерность".
В 1981 году Русская Зарубежная Православная Церковь причислила отца Павла Флоренского к лику святых в Сонме новомучеников российских. Вся жизнь его была посвящена сверхзадаче - сохранить святыню. Когда Павла Александровича в 1933 году посадили, он умолял близких не хлопотать за него. Формально его обвинили в "участии в антисоветском заговоре". Главным же было его священство. За священство он и был убит. К "расстрель-ному бланку" прилагалась объективка: "Павел Флоренский, 1882 года рождения, священник, не снявший с себя сана".
Поступить по-другому, отречься от Веры, для него было немыслимо, он так и остался в памяти потомков священником, не снявшим с себя сана.

Светильник земли русской. Послесловие

После окончания спектакля "Куликово поле" Павел Флоренский рассказал актерам о событиях, лежащих в основе пьесы, и о их продолжении. Тут уж пришло время удивляться актерам, интуитивно они чувствовали, что за описываемыми событиями стоит реальная история, но каково же было их удивление, когда она предстала перед ними буквально "лицом к лицу". Словно пронесли они бережно эстафету с самого Куликова поля по сегодняшнюю пору. Словно кто-то незримый своим участием помог соединить разорванную связь времен, и оттуда, с поля Куликова, небесным оком охватил всех участников описываемых событий.
Куликовская битва была судьбоносным для России сражением, борьбой за право свободно жить на своей земле по своим законам. Мы порой легко и бездумно принимаем разрушение традиций, нравственных норм; миримся с дроблением религиозного сознания народа. В этом смысле спектакль "Куликово поле" - очень важная веха духовного возрождения. Будто сам хранитель Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский передает нам древний православный крест - как напоминание о священном, непреходящем долге защиты Веры и Отечества.
Новосибирск


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу