Сайт Образование и Православие > Публикации по истории Церкви > Симфония длиной в тысячу лет

Симфония длиной в тысячу лет


28.02.2017.
В 380 году, в день рождения императора Константина Великого (известен день его рождения 27 февраля, год рождения точно не установлен), последний император единой Римской империи Феодосий Великий издал программный документ, в котором христианство никейского исповедания объявлялось государственной религией.

Благоверный император Феодосий Великий возвращает храм святителю Григорию Богослову. Миниатюра из Менология Василия II (X в.). Ватикан

Благоверный император Феодосий Великий возвращает храм святителю Григорию Богослову. Миниатюра из Менология Василия II (X в.). Ватикан

 

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».

Знаменитый Миланский эдикт Константина 313 года всего лишь объявлял религиозную свободу – «возможность свободно следовать той религии, какой кто пожелает». До этого гонимое христианство лишь уравнивалось в правах с язычеством.

Христианство стало легитимным, но в течение нескольких десятилетий, несмотря на проведенный в 325 году собор в Никее, осудивший арианскую ересь, в империи бушевала арианская смута. Еретикам-арианам удалось занять ключевые епископские кафедры. Партия сторонников никейского исповедания во главе со святым Афанасием Великим, вела с ними борьбу. И победа стала клониться на сторону «кафоликов» лишь после прихода к власти императора Феодосия.

Феодосий, сам ярый сторонник никейского исповедания, к еретикам не имел даже и тени толерантного отношения, поэтому уже через год после воцарения 27 февраля 380 года он издал знаменитый фессалонитский эдикт. Этим эдиктом было положено начало по очищению столицы империи Константинополя, а затем и всей империи от арианской ереси различных толков.

Во-первых, Феодосий, желал видеть единый в конфессиональном отношении народ, который бы не раздирали церковные противоречия, и он сделал ставку на сторонников никейского исповедания. Во-вторых, еретики в глазах власти были неблагонадежными гражданами империи. В-третьих, арианство, которое приняли враги империи готы, оказалось скомпрометированным. В-четвертых, Феодосий в страшном поражении, которое понесла двумя годами ранее римская армия от готов в битве при Адрианополе, видел наказание Божие за отступление в ересь.

Все это немедленного требовало пересмотра религиозной политики.

Положение знаменитого указа от 27 февраля 380 года Феодосий закрепил в следующем году эдиктом, уточнявшим это постановление – главным вновь подтверждался Никейский символ и созывом в Константинополе в июле 381 года собора, на котором окончательно были осуждена арианская ересь в разных ее изводах.

Позже, император Юстиниан такой союз Церкви и государства назовет симфонией. Этот союз принес обеим сторонам огромную выгоду, но таил в себе и большую опасность. В Византийской империи отклонения от идеальной модели симфонических отношений происходили постоянно.

Протоиерей Александр Шмеман очень точно напишет, что «государственная санкция даст Церкви небывалую силу, и, может быть, действительно, многих приведет к вере и новой жизни. Но, в конечном итоге, от нее же для христианского мира придет начало его теперешнего распада и разложения, восстание самого мира против Церкви».

rusplt.ru
 


Вернуться назад