Сайт Образование и Православие > Публикации по истории Церкви, Материалы НЕВ, Публикации по истории Отечества > Протоиерей Димитрий Полушин "История крещения Руси"

Протоиерей Димитрий Полушин "История крещения Руси"


25.09.2009.
Время княжения князя Владимира, сына великого Святослава, в истории Древней Руси – это один из самых переломных моментов на ее пути к Богу, к новой, Святой, Руси.

 

Протоиерей Димитрий Полушин "История крещения Руси"

Преподобный Нестор-Летописец зафиксировал в своей летописи, что Печенегов на возвращавшегося с малой дружиной из похода  Святослава направили жители г. Переславля (столицы Болгарии), желавшие отомстить за смерть своих бояр. И хотя византийский император Иван Цимисхий остался верен своему слову и к Печенегам было послано посольство с просьбой – обеспечить безопасный проход войска Святослава через их владения - ответ был отрицательны. Святослав об этом не узнал. И хотя предлагал старый воевода Свенельд обойти пороги верхом на конях, Святослав не послушался его. и эта самоуверенность сыграла свою роковую роль. Так окончил свою жизнь великий воин, который мужественно боролся с врагами и с бедствиями, был победителем, был и побеждаем, но и в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием. Он, снося терпеливо изнурительные труды, показал русским воинам, чем они могут во все времена преодолевать неприятеля. Но Святослав, будучи образцом для полководцев, не есть пример великого государя, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка, пишет Карамзин. Пройдет немного времени и его потомки исправят эту несообразность... Но подлинная причина гибели Святослава – это не Половцы


Прославясь своими победами, но впав глубокое уныние от поражения в своей последней войне, Святослав решает уничтожить нарождающееся на Руси Христианство. Он был рассержен этим поражением и, по свидетельству нашей летописи, некоторые его соратники-язычники постарались внушить ему мысль, что эти неудачи – кара языческих богов за  то, что он терпит в войске и в государстве Христиан. Клевета эта привела в бешенство князя, он начинает преследовать Христиан в своем и без того поредевшем войске, многих даже убивает, в том числе и брата своего, Глеба. В Киев Святослав посылает повеление – разорить все церкви и истребить Христиан, обещая вскоре прибыть туда и сам. Но Господь не допускает такого злодейства. До этого момента Святослав, сам того не подозревая, выполнял миссию, возложенную на него Богом – уничтожал христоненавистников Хазар, крепил Русь, поднимал ее авторитет в мире (Например, дипломатия князя Святослава, сумевшего объединить не только Славянские племена и земли, но и Печенегов, Венгров в борьбе с общим врагом заслужила высокую оценку и современников и историков). Но с той поры, когда желание отомстить своим победителям, православным Грека, вылилось у него в намерение уничтожить Православие на Руси, Бог отвернулся от него, попустив погибнуть от руки Печенегов. Это произошло весной 972г. 

 

Князем в Киеве остается сын Святослава, Ярополк,  посаженный на это княжение самим отцом. Он, воспитанный своей бабкой, святой княгиней Ольгой явно готовился принять Христианство. Этому способствовала и его жена, красавица гречанка, Христианка, которую, будто подарок, прислал ему отец однажды. Соединение влияния Ольги и жены христианки поставило вопрос о Крещении всей Руси – об этом открыто стали говорить и в Византии и Риме. Особенно тогда, когда князь Святослав не вернулся из своего очередного грозного, но авантюрного похода… 


В начале его княжения Ярополку было всего 15 лет (!). Его братья, Владимир (в Новгороде) и Олег (в Древлянской земле) еще моложе. Конечно, не сам Яропоролк правил Русью – вскоре большое значение в государстве приобрел воевода покойного Святослава, Свенельд. В 975 г. князь Олег убивает на охоте сына Свенельда, Люта. Спустя два года Свенельд уговаривает Ярополка идти войной на Древлянскую землю, явно имея намерение отомстить за гибель сына. Киевляне одержали победу. Ярополк долго искал в захваченном Овруче брата, пока один из Древлян не сказал : «Я видел, как его спихнули с моста...» Действительно, когда на мосту среди беглецов случилось столпление людей, Олег упал в ров, где был задавлен упавшими на него трупами людей и лошадей… Когда вынесли из груды тел и положили на ковре тело брата, Ярополк горько заплакал и с укоризной сказал Свенельду: «Смотри, вот чего ты хотел!» Слух о братоубийстве дошел до Новгорода. Там юным князем Владимиром руководит его дядя, Добрыня. Они, оставив Новгород, отправляются к варягам за военной помощью против Ярополка. Князь же Ярополк, посадив в Новгороде своего посадника, становится единодержавцем всей Руси


Княжение Ярополка проходит вначале удачно и плодотворно. Он идет походом против убийц своего отца, Печенегов и покоряет их. Затем приходит Греческое посольство от нового императора Византии, Василия. С Византией утверждается «старый мир и любовь».


В это время, в 980г. Владимир приводит из-за моря варяжскую силу, изгоняет посадника из Новгорода и оправляет его к Ярополку со словами: «Владимир идет на тебя, приготовляйся к войне». Всеми его действиями, несомненно руководит тогда Добрыня – самому Владимиру еще только 16 лет. По пути нужно было сокрушить союзное Ярополку Полоцкое княжество. Пытаясь решить дело миром, Владимир присылает к Полоцкому князю Рогволду послов и просит руки его дочери, Рогнеды. Та отказывается пойти за Владимира, назвав его «робичем», т.е. сыном рабыни. Считая себя скандинавской (варяжской) аристократкой, Рогнеда гнушается матерью Владимира, славянкой Малушей, имевшей . впрочем , второе, варяжское имя, Мальфреда. Такое двойное имя было характерно для данного поколения варягов, одинаково хорошо владевшим как русско-славянским, так и русско-варяжским языками. Но Рогнеда , конечно, точно знает – кто какой крови… Все же Полоцк был взят и Рогнеда попала в гарем Владимира.


В Киеве нет уже славного Свенельда. Новый воевода, Блуд уговаривает Ярополка не ополчаться на Владимира, тот, де не посмеет пойти на него войной… Такая позиция киевского воеводы объясняется его предательством – он уже давно поддерживает связь с Владимиром. Киевляне смело готовы были постоять за своего князя, но Блуд оговаривает их, обвиняя их самих в злоумышлении против Ярополка. Блуд уговаривает князя бежать в город Родню. Наступает долгая, тяжелая осада. Ярополк с ужасом видит многочисленных врагов за стенами, а в крепости – изнеможение воинов от голода… Память народная долго хранила после поговорку: «Беда, аки в Родне…»  Блуд уговаривает его помириться с братом. Не подозревая коварства, Ярополк приходит к брату. Верный его  дружинник Варяжко сердцем чуял беду и говорил своему князю: «Не ходи, князь. Убьют тебя. Побежим лучше к Печенегам и приведем войско». Но князь слушал только изверга Блуда и отправился с ним в Киев. Тот ввел легковерного князя в терем и запер двери, что б не вошел кто из дружинников Ярополка. Два варяга тут же подняли на мечи несчастного князя … Верный Варяжко вырвался из двора княжьего терема и бежал к Печенегам, затем постоянно приходил с ними на Владимира, мстя за предательскую смерть своего князя. Только спустя многие годы Владимир сумел, покаявшись перед ним и дав клятву – не мстить за любовь к своему князю, перезвать верного Варяжко к себе… 


Так в 978г.  Владимир захватывает киевский престол и становится единовластным властителем всей Руси. Завладел он и женой убитого брата, христианкой. На Руси наступает критический момент – языческие силы антихристианской реакции решили смести со своего пути грозный признак принятия Греческой Православной Веры. Еще раз повторим - совершенно отчетливо видно, что 16-летним Владимиром руководят его дружинники и дядя, Добрыня. Началось неистовство языческой реакции.


Правительство Владимира организовывает культы как традиционным, славянским, так и варяжским и финским языческим богам. По словам Летописи «Нача княжити Володимире в Киеве един. И постави кумиры на холму вне Двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребряну, а уст злат. И Хорса, Даждь-бога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им, наричующи я боги. И привождаху сыны своя и дщери. И жряху бесом и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровми земля Руска и холм тот». Да, для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христианами, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом капище начали совершаться неизвестные до этой поры у днепровских славян человеческие жертвоприношения. Надо сказать, что летом 983 года волна языческой реакции прокатилась по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах. Всюду гонения сопровождались разрушением храмов, убийствами христиан… К этому времени относят церковные историки и мученический подвиг святых Феодора и сына его, Иоанна. 


Федор был варяг по происхождению. До этого времени он долгое время пробыл на службе в Византии и там принял христианство. Языческое имя его было Тур (сохранившееся в названии «Турова божница»). У Феодора был сын, Иоанн, красивый и благочестивый юноша.  «И сказали бояре: бросим жребий, на кого падет, того и зарежем в жертву богам…» Очевидно, что не случайно, не без умысла, брошенный языческими жрецами жребий пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали боги, да принесем его в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет… Бог же Един, Ему служат греки. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Вооруженная толпа взбешенных язычников ринулась к дому Феодора, разнесла его двор, окружила дом. Федор и Иоанн стояли на сенях (крытая галерея второго этажа дома), Феодор спокойно смотрел на бесновавшихся: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут сына моего. А вы чего требуете?…» Видя, что в честном бою им не одолеть искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их… На месте мученической кончины святых варягов равноапостольный князь Владимир воздвигнет впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за Веру. «Первыми русскими гражданами Небесного града» названа они в Киевском патерике (описании Святых). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. Путь «из Варяг и Греки» становится для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы – к Свету. 


… «Дивен Бог во Святых своих…» – камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых мучеников, сожженного 1000 лет назад, сохранился  до наших дней. Он был обнаружен во время раскопок Десятинной церкви. 


Но вернемся во времена князя Владимира-язычника. Казалось бы, малокультурная, полу-финская , новгородская окраина Руси победила столичный, огречившийся Киев. Но эта искусственная победа отсталых провинциалов оказалась безсильной изменить властный ход истории. Богооткровенная религия, укрепившаяся в благодатной средиземноморской культуре, мало-помалу покоряла Русь. И Владимир, еще недавно казавшийся себе самому таким  великим и могучим, вдруг ощутил себя ...каким-то маленьким, ибо – неумным. Как произошло это великое переосмысление? …Никогда в точности мы не узнаем этого, потому, что это произошло в самой глубине духа князя Владимира. Это является подлинной тайной – тайной личного обращения, подобного обращению гонителя христиан Савла в первоверховного апостола Павла. В этом и проявилось подлинное величие князя – в том, что он оказался способен понять гибельность своих заблуждений и принять подлинное Спасение. 


Наверняка, поводами, подталкивавшими Владимира к тому, чтобы задуматься над тем, правильно ли он живет, были и примеры смелости киевских Христиан (которые после разрушения киевских церквей они молились в глухих урочищах и оставались верными Богу до самой смерти…) и обстоятельства его собственной жизни. Один из таких примеров очень живописен… 


Кроме Рогнеды и Гречанки, взятой после Ярополка, Владимир завел себе множество жен (по некоторым преданиям,  их было 800). Гордая Рогнеда, оскорбленная таким поведением мужа, в отчаянии решила его извести. Однажды, когда Владимир был у неё, она уже взяла было в руки нож и совсем бы заколола его, если бы он вовремя не проснулся и не перехватил её руку. «С горести подняла я на тебя руку» – ответила Рогнеда разгневанному мужу, - «Отца моего убил, землю его полонил из-за меня, а теперь не любишь меня…» Владимир промолчал… Приказал нарядиться жене в царскую одежду и сесть, ожидая его суда в своей горнице. Он хотел казнить её, но когда он вошел в горницу с мечём в руке, навстречу ему шагнул его сын, совсем еще младенец, Изяслав, держа в своих ручонках большой меч, он со всей возможной смелостью громко сказал: «Отец! Или ты думаешь, что ты один здесь ходишь?» «А кто тебя здесь чаял!» – воскликнул пораженный Владимир и бросил своё оружие… Владимир уже не посмел поднять руку на обиженную им жену и устроил ей вотчину, построив особый город и в честь сына, избавившего его от убийства, назвал город Изяславлем, жену же прозвал Гореславой… 


После мученической смерти доблестных Варягов, Феодора и Иоанна, Владимир стал все более задумываться над тем, ради чего живет и умирает человек…  Множество Христиан попадалось ему в жизни: купцы, ремесленники принимали Христианство еще со времен Аскольда и Дира, попадались Христиане даже в рядах его княжеской дружины – их чистая жизнь, сравнительно с языческой, резко бросалась в глаза.  


К этому времени относит наша летопись, так называемое, Сказание о выборе вер, хорошо известное нам по учебникам истории. Как будто бы, узнав о сомнениях Владимира в истинности язычества, стали приходить к нему Камские Булгары, исповедавшие Магометанство, Хазары, Иудейского закона, Немцы, принявшие Латинство и поддавшиеся папе и, наконец, Православные Греки, посланцы Византии. Все восхваляли свою веру и уговаривали великого князя принять их закон.  Беседа с Православным философом наиболее длительна и подробна - он в подробностях рассказывает Владимиру и дружине о Священной Истории, о Православной Вере, показывает икону страшного суда… На этой иконе показано как справа праведники следуют в Царствие Небесное, с слева грешники идут в муку вечную. Вздохнув, Владимир горестно роняет: «Хорошо будет тем, что идут направо, но горе тем, что идут налево». Затем, выслушав все стороны, но явно благоволивший Православному философу, Владимир собирает на совет дружину и старейшин Киева: «Приходили ко мне Болгары и предлагали принять свой закон, за ними были с тем же Немцы, после приходили Жиды… После же всех пришли Греки, разобрали чужие законы, а свои хвалят и так чудно говорят. Повествуют, что у них есть свет, если , говорят, кто примет нашу веру, то хоть бы и умер – опять встанет и не умрет во веки. Что вы мне ответите?» «Ты сам знаешь, князь», - отвечали бояре и старцы, - «никто своего не хулит, а всегда хвалит. Если хочешь испытать доподлинно, то у тебя довольно мужей, пошли их и вели разсмотреть в каждой стране, как там служат своему богу». Было выбрано 10 мужей, которые отправились по всему миру… После их возвращения вновь был собран княжеский совет: «Видели мы у Булгар, поклоняются они в храме, стоя без пояса, Поклонившись, сядут и глядят туда и сюда… Нет веселия у них, но печаль и страх великий, нет добра в их законе… Когда мы были у Немцев, то видели многое на их службе, но красоты не видели никакой… Когда же мы пришли к Грекам, то мы были в изумлении и не ведали, на небе мы или на земле. Нет на земле такого вида и такой красоты. И рассказать не умеем! Знаем только, что там Сам Бог с людьми пребывает … Не забудем мы той красоты! Всякий, кто вкусит сладкого, не захочет уже горького…». Слушавшие этот рассказ сказали Владимиру: «Если бы дурен был закон Греческий, от Ольга, бабка твоя, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его… Принимай Крещение, где тебе любо». 


Что же, простая и понятная история… Но не слишком ли примитивная? Не слишком ли она принижает достоинство великого князя Владимира и всего Русского народа, так легко принявшего новую Веру? По мнению А.В.Карташева, известная многим из нас житийная легенда о «выборе вер» является на самом деле большим препятствием к реалистическому постижению этой тайны обращения Владимира. Эта, почти сказочная, история, вставлена в киевский летописный свод под 988г., совершенно не удовлетворяет внимательного исследователя ни логически, ни духовно. Владимир – неистовый фанатик, злобный, мстительный, многоженец…, вдруг становится каким-то апатичным искателем вер. И даже не сам исследует различные религии, а индифферентно выслушивает их послов – иудеев, мусульман, латинян, православных…. Затем посылает в разные страны своих бояр (на подобие то ли разведчиков, то ли коммерческих агентов…). Это ненатуральная сказка для детей – решительно заявляет А.В.Карташев.. Но сами факты прибытия представителей разных религий и последующие поездки русский бояр по всему миру – безусловно имели место быть.

***

В предыдущей статье мы говорили с вами о том, как, по общепринятому мнению, происходил выбор новой Веры для Русского народа. Известная многим из нас житийная легенда о «выборе вер» является на самом деле большим препятствием к реалистическому постижению этой тайны обращения Владимира. Эта, почти сказочная, история, вставлена в киевский летописный свод под 988г., совершенно не удовлетворяет внимательного исследователя ни логически, ни духовно. Владимир – неистовый фанатик, злобный, мстительный, многоженец…, вдруг становится каким-то апатичным искателем вер. И даже не сам исследует различные религии, а индифферентно выслушивает их послов – иудеев, мусульман, латинян, православных…. Затем посылает в разные страны своих бояр (на подобие то ли разведчиков, то ли коммерческих агентов…). Это «Ненатуральная сказка для детей» - решительно заявляет  историк А.В.Кароташев… Но при этом сами факты прибытия представителей разных религий и последующие поездки русский бояр по всему миру – безусловно имели место быть.  


У Русских писателей XI века, близких по времени ко времени всеобщего Крещения Руси, мы находим тот подлинный исторический материал, необходимый для объяснения произошедшего на Руси исторического преобразования. Здесь все лишено сказочной аляповатости, наивности, все серьезно и надлежаще духовно. Возьмем знаменитой «Похвальное слово князю Владимиру» митрополита Иллариона. Автор до глубины души потрясен глубиной и загадочностью обращения князя из гонителя Веры Христовой в пламенного Её апостола.  Он не допускает мысли о какой-то внешней , смехотворной «разведке о верах». Весь переворот в душе Владимира митрополит Илларион объясняет его духовной талантливостью и благодатным озарением от Духа Божия: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовой? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святаго Духа? …Дивное чудо! …Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного…  Уразумел суету идольского заблуждения  и взыскал Единого Бога. … Возгорелся  духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство». В тех же словах пишет о тайне обращения Владимира и монах Иаков и, наконец, преподобный Нестор-Летописец. 


Вот как реконструирует внутреннюю логику духовного кризиса Владимира преосвященный Филарет (Гумилевский), церковный историк XIX: «Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью своих и чужых, сластолюбие грубое – не могли не отяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры, закалал тучные жертвы перед ними. Мало того -  пролил даже кровь двух христиан на жертвеннике идольском. Но все это, как чувствовал он, не доставляло душе покоя – душа искала света и мира». Разгадке обращения князя Владимира может помочь то соображение, что Владимир был ярчайшим представителем «широкой русской натуры», носителем типичного для русского темперамента, кидающегося от одной крайности в другую. Эта-то крайность, вероятно, и дала Владимиру спасительный толчок в обратную сторону. Кроме этого, обращение Владимира к Христианству должно было наступить с его возрастом и ликвидацией его юношеских безумий. Наша летопись говорит о том, что Владимир выделялся своими широкими государственными планами: «И бе Володимер думая с дружиной о строи замленем и о уставе земленем…». Так что прославленные в былинах пиры Владимира с дружиной есть только прикладная и видная толпе сторона его совещаний со своими мужами. 

Несомненно имел влияние на выбор Владимира тот факт, что одной из его жен была плененная еще его отцом, Святославом, гречанка-христианка.


Кроме того, А.В.Карташев приводит нам следующее историческое свидетельство, довольно интересное тем, что автора его невозможно заподозрить в предвзятости или ангажированности. Речь идет о …литературном памятнике – одной из древних скандинавских саг об Олафе Триггвессоне. Его мать, жена Норвежского конунга, спасаясь от дворцового переворота, бежит в Гардарикию («Страну городов» – так звали Великую Русь на Западе).  Её сын, Олаф вырастает при дворе  русского «конунга Вальдемара», в качестве приемного сына, на попечении супруги Вальдемара, «умнейшей из всех жен конунга». Подробно описывается  то, как юный Олаф переживает свой духовный перелом – от язычества к христианству. Наконец «Небесный голос призвал его  для познания истинного Бога отправиться в Византию». Олаф научен Вере выдающимися учителями и принимает Крещение. Затем он отправляется обратно на Русь и там начинает убеждать Вальдемара принять христианство. Тот вначале решительно воспротивляется изменить язычеству, но затем жена Вальдемара переубеждает его. Умирающая мать Вальдемара также предсказывает, что Олаф вскоре окончательно убедит его принять Христианство… Все эти элементы саги не противоречат истории. Действительно, Олаф Триггвессон, король Норвежский, в 993-995г. крестил свой народ после долгих странствий по далеким землям.


Таким образом, на основании совокупности многих источников, мы видим, что обращение в Христианство князя Владимира произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не в следствие какой-то внешней и случайной информации, вроде предложения разных вер со стороны иностранных посольств. 


Не лишним будет упомянут то, что многие историки, основываясь на самом тексте «Повести временных лет», подчеркивают, что сам Владимир крестился за три года до всеобщего Крещения Руси. 


Но как же быть с той самой легендой, простой и сказочной, что занимает столь значительной место и в «Повести временных лет» и в наших учебниках истории - рассказом об «испытании вер»? Каким соблазном, а подчас и пресловутым «камнем преткновения» выступает этот безхитростный рассказ! – неужели, действительно, принятие нашим народом Православия обусловлено, например, тем, что князя Владимира смутило требование мусульман не пить вина («Питие есть веселие Руси, не можем без этого быти»)?! Злонамеренная чушь! Но ведь визиты послов были в действительности… Вот тут-то и начинается самое интересное! Дело здесь в том, что таинственный и центральный момент уже состоявшегося обращения ко Христу самого князя Владимира, не мог не повлечь для него, как несомненно мудрого правителя, большого и сложнейшего вопроса: как после всего периода его языческого безумия, ему теперь наиболее целесообразно перевести в эту, еще вчера гонимую Веру, свой народ ? Вот тут то и  приобретают смысл все эти «разведывательные действия», посольства и переговоры! Владимир как бы говорит дружине: «Я убедился, пойдите и посмотрите собственными глазами, расследуйте и уверуйте так же, как убедился и уверовал я». Итак, материал легенды, все-таки отражает  историческую быль. «Выбор» религии (больше похожий на театрализованное представление) мог иметь значение не для самого князя Владимира, а для его дружины, т.е. для людей  инертных, с психологией не вождей, а ведомой другими толпы. Это их нужно было толкнуть, отправить - «посмотреть, сравнить и подумать», а затем  - последовать за своим князем. Это для них нужен был безсмысленный сам по себе смотр вер, он был для них учебой, полезной для безболезненного отрывания от рассыпающейся в прах ветхой старины. 


Вчитайтесь еще раз в диалоги действительно великого князя Владимира с послами! «…Пришли немцы от папы и стали его уговаривать принять католичество. «А какая заповедь ваша?» - спросил их Владимир. Пощенье по силе» - отвечали немцы, -  «если же кто пьёт или ест, то все во славу Божию…». «Ступайте домой», - сказал им на это Владимир, - «отцы наши этого не приняли».(Знал, знал Владимир о том, какую Веру и от кого принимали наши предки до него – и славный Аскольд, и беззвестные Русичи во времена Хазарского Ига, и дружинники князя Игоря, и сама великая бабка Владимира, святая равноапостольная княгиня Ольга, знал он и о неудачной попытке немецкого епископа Адальберта насадить латинство на Руси при княгине Ольге …!) «После Немцев пришли к Владимиру Хазарские Жиды. Чтобы унизить христианскую Веру, они начали говорить великому князю, что Христиане веруют в Того, Кого они распяли…». «Где же ваша земля?» (как бы неожиданно спрашивает князь, явно показывая свое знание Священной Истории!...) «В Иерусалиме» – получил он в ответ. «Там ли вы теперь живете?» – задал им вопрос Владимир. «Наш Бог  прогневался на наших отцов», сказали Жиды, - «и за грехи наши рассеял нас по всем странам, землю же отдал Христианам». «Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваши законы, то не рассеял бы по чужим странам. Или думаете, что от вас и нам тоже принять?»…Так что, действительно, все эти визиты, расспросы и последующие путешествия по разным странам были предприняты Владимиром только для того, чтобы таким путем расположить окружавших его бояр к принятию истинной Веры,  уже хорошо знакомой самому Владимиру! 


И наконец, приведенную выше мысль лучше всего подтверждает  главный для нас авторитет… Духовно образованные читатели уже, вероятно, догадываются, о чем я хочу сказать - когда мы говорим об Истории, мы должны видеть в её течении Божий Промысел…  И конечно, в любом случае мы должны искать подтверждения своих мыслей в Евангелии! Помните 11-ю главу Евангелие от Матфея: «Иоанн, услышав …о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазниться обо мне. …Кто имеет уши слышать, да слышит!». Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень, Иоанн, посылая своих учеников к Иисусу, прекрасно знал – Кто Он  (ведь сам Иоанн крестил Его, слышал голос Бога Отца, видел Духа Божьего, сошедшего на Него…), но послал учеников затем, чтобы они сами, без малейшего принуждения с его стороны, увидели Спасителя и уверовали в Него… Столь же корректно отвечает посланным и Сам Спаситель: вы сами «слышите и видите»… Послание апостола Павла к Римлянам (гл. 9, ст.30-33), читаемое в один день с этим Евангельским зачалом, вторит ему: «…Язычники, не искавшие праведности, получили  праведность, праведность от веры. А  Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому, что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдиться». Великий князь Владимир стал в Истории Святой Руси подобным написавшему эти строки апостолу Павлу. Он ведь тоже, в начале был гонителем христиан, Савлом, а затем превратился «из Савла в Павла». Так же и князь Владимир - из язычника, гонителя Христиан, становится просветителем своего народа, совершившим подвиг, равным апостольскому


Будем же и мы изучать историю родного народа, родной страны, Историю Святой Руси в свете Веры наших доблестных, великих и мудрых предков, первейшим из которых по праву является святой великий равноапостольный князь Владимир. 

*** 

В предыдущей статье мы с Вами расстались с великим князем Владимиром в то время, когда он уже сделал свой выбор – принял Веру Христову (и возможно – даже крестился). Естественно, что великий князь, отец вверенного ему Богом народа столь же страстно желал и до него донести эту радость – радость обретения Истины, душевного успокоения, освобождения от довлеющего над безсмертной душой греха… Мы видели как искусно князь Владимир сумел показать своим боярам и дружинникам истинность Православия, предложив им вначале так называемый «Выбор вер», а затем и отправив их самих по разным странам. Так что не только из чувства послушания своему князю, но и подчиняясь велению своего сердца и разума воскликнули бояре Владимира: «…Принимай, князь, Крещение, где любо тебе!» 


Но как привести к Вере весь народ Русский? Как сделать это безошибочно, причем -  безошибочно не с идеологической точки зрения (мы знаем, что с Христианством Русь была  знакома уже около 130 лет, со времен крещения князя  Аскольда, помнил народ Крещение Ольгино, многочисленные Христиане в войске, среди купцов и горожан являли собой пример добродетельной жизни), а скорее с точки зрения …политической. Да, византийские Греки являлись хранителями Православия, но политически интересы Византийской Империи чаще расходились с интересами Русского государства. Новокрещенное Русское государство, в случае безусловного принятия Веры из рук Византии, рисковало лишиться своего собственного лица и определенной доли независимости. Стать в форватере мировой политики? – такая перспектива не отвечала государственным интересам Руси. Князь Владимир был, как видели мы, мудрейшим государственным деятелем и он нашел блестящий выход из этого затруднительного положения… 


«В 988 году, Владимир собрал войско и предпринял поход на Херсон… Овладев Херсоном и вступивши в него с дружиной, послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Ваш славный город я взял, так поступлю и с вашей столицей, если не отдадите за меня сестры вашей, еще незамужней, которая, слышно, есть у вас…». Императоры Византии уговаривают свою сестру и гордая Анна отправляется в «дикую Скифию», чтобы выйти замуж за язычника… Эти обстоятельства нам хорошо известны из Истории, но взглянем на них трезво – не слишком ли это странные обстоятельства, предшествующие триумфальному принятию Крещения Руси от рук Византии?! «Почему он избрал такое необыкновенное средство?» – восклицает знаменитый церковный историк, митрополит Макарий (Булгаков). 


Изучать историю государств и историю Церкви отдельно друг от друга – безтолковое занятие. Как птица не полетит без одного крыла, как человек без одной руки или одного глаза, при одном неработающем полушарии головного мозга мало на что годен… Не будем и мы уподобляться полу-слепцам. Разобраться в очередной загадке Русской истории нам вновь поможет арабский  летописец. Арабов (в отличие от Греков) трудно заподозрить в необъективности по отношению к Руссам, с которыми у них были давние дружественные торговые связи. Итак, вот это безпристрастное свидетельство: «…И взбунтовался  открыто Варда Фока и провозгласил себя царем в среду, день праздника Креста, 14 айлйля 987г. И овладел страной Греков до Дорилеи и до берега моря… И стало опасным дело его. И был озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю Руссов – а они его враги – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И заключили они между собой договор о свойстве: и женился царь Руссов на сестре царя Василия, после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов. И они крестили царя и всех, кого обнимали его земли. И отправил к нему сестру свою. И она построила многия церкви в стране Руссов. Когда было  решено между ними дело о браке, прибыли войска Руссов. Они соединились с войсками Греков и победили Фоку». Казалось бы, это (и оно не единственное) свидетельство еще более запутывает нас – нападение Владимира на город своего союзника, Греческую колонию Херсонес, не находит своего объяснения! Все дело в том, что Византийцы (которые в более поздние времена князя Ярослава часто были цензорами русских летописей) стыдливо умалчивают причину, по корой Владимир столь быстро превратился из вчерашнего союзника в завоевателя Херсонеса.. Требование князя Владимира выдать за него царевну Анну связано с тем, что, хотя он буквально спас Византийский трон от узурпатора, Византийцы примитивно предали и обманули его. Конечно, непритворны были слезы Анна перед братьями своими: «Лучше умереть мне, нежели идти в плен сей…» (все таки не вещью была она, а свободным человеком), но и возмущение князя Владимира вероломством Греков не менее естественно. Он свое условие выполнил, даже  более того – он крестился обдуманно, решил крестить и всю Русь. И требовал для полноты связи с теперь отныне единоверной Византией поднятия достоинства своей варварской династии до уровня  родства с «голубой кровью» единственных в мире «порфирогенитов». Лишь этот родство открывало  надежды на получение от Византии всех благ и секретов ее первенствующей в мире культуры и прочного вхождения Русских в круг равноправных членов Христианской семьи народов. Взятием Корсуня Владимир достиг своей цели. Причем Веру от Византии он не принял, а взял! Взял по праву – сколько лет шла к своему Крещению Русь и ни политические  проблемы, ни вероломство Византийских императоров не могло этому помешать! …С тех пор Владимир нарекается Греками «могучим базилевсом», чеканит монеты по Византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти… 


Но мы не можем обойти здесь молчанием обстоятельства Крещения самого князя Владимира. А они весьма поучительны! Ведь если с политической точки зрения  действия Владимира безусловно правильны, то с духовной стороны такое «насильственное» получение Веры и родства с Византийской династией могло быть гибельным для души самого князя - «Гордым Бог противиться, а смиренным - дает благодать!» Житие Святого князя повествует нам о том, что перед самим Крещение, уже после прибытия царевны Анны, князь заболевает и слепнет… Анна советует ему не медлить с Крещением, князь крестится и …прозревает! …Прозрение князя Владимира стало не только физическим. Прозрела и его душа, увидела Невидимое, услышала Неслышимое. Этот Свет озарил его душу и вот уже более 1000 лет освящает весь народ Русский. 


Князь Владимир венчается с царевной Анной. При этом  Корсунь, «вено царицы», возвращается Византии (не за этим, как видим мы, шел на неё войной князь). Через Крым, Тамань, Азовские земли отправляется княжеский поезд обратно к Киеву. Впереди  с несмолкающими священными песнопениями несли иконы, Кресты, Святые мощи. Казалось, вся Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, а обновляемая Русь принимала Христа… Наступил незабываемый день 1 августа 988г. С вечера великий князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра  на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Конечно, человеку, воспитанному во времена тотального насилия над свободой совести в этих словах слышится угроза, человек же прочувствовавший великодушие наших великих предков видит в этом зове требовательное увещевание любящего отца к детям своим: «Те, кто мои – приходите. Остальным же я не князь, не защитник, не друг…Кто не верит мне – тот мне враг» - решительно слово великого князя! Всех, кого вручил ему Господь, он позвал за собой. 


Бывший ярым язычником князь старался загладить это свое бывшее нечестие. «Повеле рубить церкви и поставлять по местам, идеже бе стояху кумиры. И постави церковь св.Василия на холме, идеже стояше кумир Перун и прочии… И нача ставити по градом церкви и попы и люди на Крещение приводити…». Заложил князь Владимир (получивший вместо прежнего языческого имени в Крещении имя Василий) и каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, прозванным Десятинным, т.к. на его содержание князь жертвовал десятую часть «всего своего княжения». Дивный храм был построен и украшен по-царьградски: двадцатьпять глав украшали его, а внутри было множество столпов из драгоценного мрамора, яшмы и других камней, стены же были украшены фресками.


Владимир, как крестный отец всего Русского народа, по святому долгу, налагаемому Церковью на крестных родителей, должен был и учить своих детей Христовой Вере. Во множестве открывались церковные школы. Плоды просвещения  не замедлили появиться – уже при сыне святого Владимира. Ярославе Мудром Русь славилась образованностью и культурой своих граждан. Проповедь Евангелия распространялась по всей Русской земле. (Справедливости ради упомянем, что, естественно, не везде столь легко принимали Христианство, как в столице).


Приняв Христианство, Владимир сам изменился до неузнаваемости. Венчавшись законным браком, остальных своих языческих жен он, конечно, не выставил просто за порог своего терема, а каждой предложил выйти замуж за кого-либо из своих дружинников. В случае несогласия – давал ей особую вотчину, от которой она могла получить доход. Усердно творил Владимир милостыню. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресениям и большим церковным праздникам после Литургии для киевлян выставлялись обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былиню и духовные стихи. «Больным же и нищим доставляли по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». 


На свою боярскую думу князь приглашал священников. Любил слушать Евангелие, Псалтирь, книгу Премудрости Соломона. В это время с ним приключилось еще одно событие, также весьма поучительное. Владимир стал настолько жалостлив к людям, что прекратил наказывать и казнить даже преступников. Вследствие этого, как, кстати, нам известно из былин об Илье Муромце, немедленно развелось огромное количество разбойников, так что одно время не было безопасного проезда к Киеву.  Тогда сами епископы пришли к Владимиру и сказали: «Умножились разбойники, отчего не казнишь их?» «Боюсь греха» – отвечал Владимир. «Ты поставлен от Бога, - сказали ему на то епископы, - казнить злых, а добрых миловать. Потому разбойников следует казнить, но по правде, с испытанием». Проникаясь духом Евангельским, Владимир переживал в своей совести со всей силой нравственное противоречие государственного права и личного всепрощения. Он тяготился меча казнящего, и епископам приходилось успокаивать его чуткую совесть. Поучительным этот пример является не только для воинов, которым чаще других приходится решать вопрос «о противлении злу силою», но и любому Христианину. Поучительно то, что святой Владимир не впал в то сектанство, в коем погряз «инженер человеческих душ», граф А.Н.Толстой, погибший в своей гордыне вне Церкви Христовой. За 1000 лет до Толстого князь Владимир, не в пример более ответственно, пережил противоречие меча и принял его трагедию. Церковная мудрость отвергает насильственное внедрение в жизнь евангельских норм через принудительный механизм государства. Мудрый князь не превратил любовь в мертвый закон, не создал карикатуры «христианского государства». Он осуществил его в пределах Заповедей Христовых, а наследникам своим он предоставил быть слугами Христовыми в меру данных им даров духовных. И святые сыновья его, Борис и Глеб не были социальными реформаторами, они были аскетами и молитвенниками. Да и то, как одаривал милостыней своих немощных подданных князь Владимир,  весьма отличается от того, как соблазнили наш народ «хлебом единым» «народолюбцы» ХХ века, пролившие во имя «равенства и братства» реки Христианской крови.


Эпоха князя Владимира стала ключевым моментом для государственного становления Руси. С этого момента Русь начала свое возвышение. Владимир расширял и укреплял свои владения. Объединения славянских земель  проходило в напряженной борьбе – как политической, так и духовной. Главным врагом, вслед за Печенегами, стал для Руси польский король Болеслав Храбрый, в планы которого  входило объединение западнославянских земель под эгидой католической Польши. Владимир еще в 981г. взял Перемышль, Червень и иные грады, а в начале XI века, пытаясь решить противостояние миром, женил своего старшего сына, Святополка, на дочери Болеслава. Однако, выдав свою дочь за православного князя, Болеслав стал действовать через неё на Святополка, с целью склонить его принять католичество. Мало этого – Болеслав подучил Святополка стать против отца, а вдохновителем заговора стал духовник Болеславны, католический епископ Рейбейн. Заговор сей был прямым покушением на историческое существование Русского государства и, узнав о нем,  Владимир, действовал решительно - заключил сына, его жену и епископа Рейбейна в темницу. Впрочем, святой Владимир не мстил сыну и вскоре, принесший притворное покаяние, Святополк был выпущен на свободу. 


Крещение Руси имеет значение не только лишь для проживающих в ней народов. Взглянем, в какое историческое время произошло оно. Начало Христианизации Руси совпадает с моментом, когда тяжелые времена переживала вся Вселенская Церковь. Первое Крещение Руссов в 866г. произошло за несколько месяцев до того, когда на Константинопольском Соборе тысяча Православных епископов изрекли приговор против тех отступлений от полноты Веры, которые начались в западной, Римской части Империи. На время противоречия удалось сгладить и, казалось, внешне между Восточной и Западной Церковью все были мирно. Но в 995г. патриарх Николай Хризоверг вновь восстал против римских отступлений от древних Уставов Церкви. И вот в 1054г. папство окончательно прервало свою связь с Вселенской Церковью. Удивительно – именно в период окончательного отпадения от Православия одной церкви на Западе и совершилось утверждение Истино-Православной Церкви на Востоке Европы, на Руси. Сами римские историки признаются, что в ряду веков по скудности просвещения не было для Запада подобных Х веку, который справедливо называют «темным»… Только в эти времена невежества и могли появиться грубые подлоги, использованные для обманного возвышения папской власти – пишет церковный историк митрополит Макарий (Булгаков).  Но и в самой Византии назревали опасности. Все чаще и чаще на его границах полыхали жестокие войны, святыни Христианства разрушались или превращались в мечети. Церковь сотрясали ереси, государство – заговоры, перевороты, безпорядки в престолонаследии. Внутри могучего тела Византийской империи скрывалась неизлечимая болезнь, которая мало-помалу приближала Византию к гибели. Она будто бы уже завершала свое высокое предназначение, которое исполняла долгие века. Что же? Неужели Господь оставит Свою Церковь в забвении? Уже ли Он не преуготовит для нее нового места, где она процветала бы так же, как до того процветала на Востоке? И вот, тогда, когда в странах Африки и Азии Православие подвергалось гонению, а Византия была близка к своему падению, Господь воздвигает на Северо-Востоке Европы, на Руси новое Православное царство, указывая тем  её народу его высокое предназначение – стать твердейшим оплотом и хранителем Православной Веры. 


37 лет правил Русью великий князь Владимир, из них 28 лет прожил он во Святом Крещении. Скончался он 15 июля (28 –по новому стилю) 1015 года в селе Спас-Берестове. Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, коварный Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого князя со слезами встретило киевское духовенство. Святые мощи его были положены в мраморной раке рядом с такой же мраморной гробницей супруги его, Анны. 


Народ прозвал своего духовного родоначальника Красным Солнышком. В этой оценке слышится и признательность и благодарность за дарованное тепло, за радость, за саму жизнь. Да, в Х веке от этого великого государственного мужа и Угодника Божия началась новая Русь, новый народ, новый Дух, новый путь, новая культура.


Теперь  князь Владимир – Святой. Равноапостольным нарекла его Церковь, т.е. тем, кто был близок трудам самих Апостолов. Апостолы Христовы несли веру всему миру, князь Владимир – принес её целому народу, богоизбранному народу Русскому. Избранному на служение Богу и народам, несущим свою Веру вот уже более 1000 лет. Историческое течение Русской жизни было разным: был бурный духовный рост, были колебания, были застои и остановки. Но река народной жизни, рождающая Святых текла в заданном направлении, иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда даже настолько тихо, что трудно было понять – течет она вперед или вот-вот повернет вспять. Но во все времена Русский народ находил в себе мужество осознавать бесценность спасения души своей. В самые трудные периоды жизни народа находились те, кто будил совесть народа, вымаливал у Бога прощение грехов и милости, помощи Божией в избавлении от бед – это его Святые. Русский народ мерил свою жизнь, свои падения и достижения лучшими из своих сынов и дочерей, и лучшими, прежде всего, в области нравственного совершенства. В Евангелии сказано: «Где сокровище ваше – там и сердце ваше будет». Веками сокровище русского человека было не в материальных достижениях, не в громыхающей внешней силе, а в поразительной духовной красоте и святости. Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором двух царств – земного и Небесного, выбирало  Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в Святых своих. Потому-то и звали Русь - Святой Русью. «Святой» – значит «отделенный» - отделенный от «мира сего», живущий по иным Законам, чем те, что предлагает грешный, похотливый, завистливый и лживый мир. Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем, что приковывает к земле. И князь Владимир - живой пример этого чуда Преображения, Преображения великого грешника в Праведника, призвавшего к Жизни  целый народ. 


Использованная литература: 

1. Библия 

2. Христоматия по древнерусской литературе. Уч.пособие для ВУЗов.- М.:Высшая школа,1986. 

3. А.В.Карташев.Очерки по истории русской церкви.т.1,- М.:Терра, 1993. 

4. А.Нечволодов.Сказания о Русской земле. - Репринт.изд. - Русская энциклопедия (Уральское отд.), 1991. 

5. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви.- М.: Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря, 1992. 

6. Дипломатия Святослава. - М.:Международные отношения,1982. 

7. Н.М.Карамзин. Об истории государства Российского.- М.:Просвящение,1990.

8. В.О.Ключевский. Краткое пособие по Русской истории. - Репринт. изд.-М.:Прогресс-Пангея,1992. 

9. А.Ю.Карпов. Владимир святой.- М.:Молодая гвардия, 2004. 

10. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Псково-Печерский монастырь, 1994г. 

Составил священник Дмитрий Полушин
НЕВ №5 (85) 2009

 


Вернуться назад