Сайт Образование и Православие > Публикации по истории Церкви > Из доклада протоиерея А. Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову

Из доклада протоиерея А. Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову


12.01.2014.

Из доклада протоиерея АМедведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову

Ист.: Данилушкин М.

и др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после текста на ней.

№30

Из доклада протоиерея АМедведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову

Конфиденциально 19 Ноября 1963

Представляя настоящий доклад о положении Церкви в Ленинграде, согласно Вашему предложению, считаю долгом оговориться, что настоящий труд является плодом личных наблюдений и размышлений, так что его мысли и выводы не имеют абсолютной ценности и предлагаются лишь к Вашему сведению для лучшего понимания сложившейся в настоящее время церковной обстановки.

Для большего удобства содержание доклада распределено по рубрикам, в которых отражены различные аспекты церковной жизни.

Богослужение

Учитывая современную ситуацию, богослужение в Никольском соборе совершается, хотя и в соответствии с установленными традициями, но без излишней помпезности. Исключения делались для служени ленинградского митрополита и богослужений с участием иностранных делегаций.

888

Как бывший наш митрополит Пимен, так, по-видимому, и настоящий митрополит Никодим являются любителями обстановочного богослужения и за отсутствием иной церковной деятельности придают ему чрезвычайное значение, то есть его внешней торжественности.

В остальное время богослужение в соборе значительно упрощено: прекращены соборные служения акафистов и сокращено их количество (понедельник, вторник и пятницу акаф. не служатся). Литургии по воскресным дням служатся не соборно, а одним священником по недостатку духовенства, необходимого в эти дни для совершения треб. Церковный звон ограничен самыми необходимыми моментами и производится не более 10-15 минут*, чтобы не мешать занятиям находящихся поблизости учреждений и учебных заведений, да и для церкви он утратил практическое значение, так как слышен лишь на небольшое расстояние и не может оповещать народ о начале богослужения и его торжественных моментах, и является сейчас лишь отражением далёких традиций.

Проповедь

Проповедание в соборе значительно сократилось, даже в воскресные и праздничные дни оно не всегда имеет место.

Объясняется это тем, что проповеди необходимо представлять в письменном виде для проверки, что требует затраты времени и труда, да далеко не всякий из нас в состоянии излагать письменно свои мысли. Со вступлением митрополита Никодима по докладу секретаря Прот. Румянцева, в котором было указано, что роль благочинных сведена в настоящее время только к проверке представляемых проповедей, указанный порядок проповедывания изменён и проповеди в письменном виде будут представляться ежемесячно митрополиту.

По существу при новом порядке ничего не изменится, разве что священники будут писать свои проповеди ещё с большей осторожностью, так как духовенство уверено, что всякий документ, печатающийся и передаваемый в канцелярию митрополита, незамедлительно отправляется Уполномоченному. Кроме того, следует заметить, что когда проповеди не контролировались, они в подавляющем большинстве и не писались, умирая тотчас по произнесении, а отпечатанные несомненно будут иметь несколько копий, каковые будут направлены для чтения в народ для внебогослужебного чтения**.

Проверяя проповеди ленинградского духовенства, как благочинный, я был принуждён остановить своё внимание на проповеди священника Лесновской*** церкви Бориса Тихонравова, в которой последний, по-ви-

* Это много. [Здесь и далее прим. Г.С. Жаринова] Виновные в этом будут наказываться.

* Лесновская церковь - церковь Воскресения Христова, находившаяся на углу Лесного и Гражданского пр. Снесена в 1968 г.

889

димому, с целью усилить свою популярность в народе, обрушился на с щенников, которые не проповедуют, и в таких выражениях: «они не н ставляют, не обличают ввереный им народ, погружённый в невезкест своей веры и своих обязанностей, таковых пророк Исайя называет: «псы нелающие, псы немые"*.

Получилось, что в данной церкви, где лаял только один Тихонравов, остальное духовенство — это не лающие псы. Такой метод раздувания своей популярности мною признан недобросовестным, и я письменно предупредил о.Тихонравова, чтобы он в дальнейшем в своих проповедях не восстанавливал людей против своих собратьев, а также остерегался нападать и на неверующих. Меня крайне удивило ещё и то обстоятельство, что, по слухам, впрочем, непроверенным, о.Тихонравов не сам составляет свои проповеди, а какая-то из его почитательниц. Проповеди представленные мне для проверки в 1963 году, показывают их штамповочный характер, по темам они далеки от современности и вряд ли способны оставить после себя сильное впечатление. Впрочем, большая часть настоятелей проповеди не представляли, но их произносили, и судить о их содержании я не имею возможности. Думаю, не ошибаюсь, что причина тому не желание избежать проверки, а самолюбие, которое не позволило им считать себя ниже и малоопытнее благочинного.

Количество и состав молящихся

Я полагаю, что определение состава верующих: их количество абсолютное и по возрастному принципу ни Исп. Органы, ни духовенство сделать не могут и цифры подаваемых отчётов за год не пригодны для объективной статистики.

Обычно в каждом отчёте по храмам количество посетителей определяется на глаз весьма субъективно и в зависимости от религиозного настроения тех, кто предлагает показатели: человек, расположенный к Церкви, обычно преувеличивает цифры, а равнодушный преуменьшает. Так: при определении количества присутствующих в ограде Никол. собора в пасхальную ночь указывались цифры и 10 тыс. и 20 и 30 тысяч, где правда? Более вероятные показатели исходят из вместимости храмов, но и тут, возьмём, например, Никол. Собор, оба его храма вмещают от 8-ми до 10 тысяч, но полными до отказа эти храмы бывают лишь 5-6 раз в год, а в остальное время подсчёт посетителей опять будет на глаз.

С уверенностью можно засвидетельствовать, что подавляющее большинство наших прихожан престарелые женщины в возрасте от и более лет, что мужчины составляют в общей массе не более 10%, а молодёжь, в особенности мужская, это единицы и к общему количест-

* Договориться, чтобы проповеди Тихонравова были взяты под особый контроль.

890

составят не более 1-го процента. Несомненно и то, что и старики с каждым годом убывают за смертью, а новых пополненией нет. По собору следует учесть и то обстоятельство, что в связи со строительством новых домов по бывшим окраинам города многие семьи получают там квартиры и туда переселяются, выбывая из соборного прихода. Насколько мне известно, количество молящихся по данной причине увеличилось в окраинных церквах: на Охте, у Кул[ича] и Пасхи, в Шувалове и Коломягах.

Самым объективным показателем развития или упадка церковной жизни является финансовый фактор и таковой в соборе показывает неуклонное падение по наклонной плоскости, как и в других крупных храмах Л-да.

Однако и тут надо учесть, что падение доходности не всегда связано в Церкви с падением религиозности. В 1963 году на снижение доходности несомненно повлияло прекращение продажи потребительских просфор, требование адреса при служении молебнов и панихид, а также строгое оформление крещений, весьма возможна и утечка налево.

Требование адресов при служении молебнов и панихид верующие рассматривают не как меру контроля над получаемыми за них суммами, а как психологическое устрашение для желающих помолиться. Поэтому многие перестали заказывать отдельные молебны и панихиды, удовлетворяясь общими, при которых адресов не требуется, но эти люди не выбыли из церкви*.

Количество крещений падает катастрофически, но и тут желающие видеть детей своих христианами во многих случаях стали обходить возможность обнаружения крестивших: они поручают крещение детей бабушкам, и Церковь таких детей признаёт, так как верует «во едино крещение» * *.

Вообще же верующая масса весьма осуждает требование адресов при совершении треб, но обвиняет теперь не духовенство, а хозяйственников, которых считает агентами гражданской власти. Мне рассказывал Прот. Славнитский такой случай: к нему обратился его прихожанин, которого повенчали в соборе, с просьбой, чтобы он дал справку о том, что это не он венчался, и с этой целью чтобы изменил первую букву его фамилии. Славнитский не согласился, и раздражённый проситель сказал: «Значит, теперь из Церкви гражданская власть устроила ловушку для простодушных».

* Из церкви не выбыли, но доход церкви всё же уменьшился! Это тоже положительный фактор.

** Крещение, которое производят бабушки, - не так уж распространено, особенное городе.Да и крещение это всё-таки нето,чтов церкви. Сама церковь к такому крещению относится с пренебрежением и осуждением. Для нас же важно и то, что в этом способе крещения родители, как правило, не участвуют, а совершают его старухи тайно сами и тайно от родителей.

891

Как показатель упадка веры мною был в прошлом указан наблюдаемый частый принос различных икон. Теперь их приносят гораздо меньше, что говорит о некоторой стабилизации религиозности.

Контингент молящихся можно подразделить на следующие категории:

1. Постоянные прихожане, живущие поблизости, таковые составляют сравнительно с приезжими из разных мест Ленинграда небольшую часть.

2. Посетители исключительно торжественных богослужений, почитатели митрополитов и архиереев. Это в большинстве бывшие люди из остатков дореволюционной интеллигенции, а иногда и молодые женщины, в особенности тогда, когда архиерей молод и производит впечатление импозантностью своего служения. Обычное, рядовое богослужение они не посещают и оно их не интересует. Перед каждым праздником они осаждают телефон собора с вопросом: будет ли служить владыка или нет. Впрочем, эта категория незначительна по своему количеству в общей массе верующих, но чрезвычайно претенциозна, требует себе особого почёта в церкви и, если такового не получает, то начинет писать жалобы митрополиту.

С каждым новым митрополитом представители данной группы стараются установить личный контакт и в приёмные дни стремятся попасть к нему.

3. Третья группа прихожан — это приезжие из провинции и не только из пригородов, но часто и из далёких мест, даже из Сибири. В Ленинград они прибывают по своим делам и во время такового пребывания являются постоянными посетителями храма, так как в местности, где они на постоянном жительстве, церкви нет.

4. Есть группа верующих, которую можно определить словом «путешественники». Это люди, которые странствуют по всем храмам Ленинграда из одного в другой, а также систематически разъезжают по монастырям и другим святым местам, от которых остались одни воспоминания, бывают даже в -«Соловках" и на «Валааме". Чаще же всего эти путешествия распространяются на монастыри: Печерский, Пюхтицкий, Почаевская лавра и Троице-Сергиева. Этот контингент собирает по местам путешествий самые разнообразные сведения и слухи и разносит их по Ленинграду, причём в весьма преувеличенном и далее совершенно неправдоподобном виде. Именно из этого источника поступили сведения о гонениях на Церковь в Почаеве, где богомольцев высаживают из автобусов, запретили коренным жителям принимать их на постой, а монахам не продают хлеба в магазинах и выселяют из монастыря и в других местах не прописывают. В Печёрах и Пюхтицах несколько облегче положение, так как туда из соображений придержать монастыри Пат-

892

риархия стала направлять иностранные делегации, которым надо показать монастыри в приличном виде и разгром там приостановлен*.

В частности передают, что епископ таллинский Алексий самолично отстоял перед местной властью колокольный звон и добился удаления репродуктора, направленного на монастырь из занятого под больницу монастырского помещения и смущающего сестёр весёлыми радиопередачами. Это в Пюхтицах. <...

Что касается Исп. Органов, то в большинстве это скрытые атеисты, привлечённые в Церковь соблазном лёгкого заработка и отсутствием ответственности по работе, которые в храме появляются на несколько часов раза три в неделю и которые абсолютно не уважаются народом** <...Свой атеизм скрыть бывает довольно трудно, народ их быстро определяет и считает таковых ставленниками гражданской власти в целях взорвать Церковь изнутри. Впрочем, должен оговориться, что такое настроение в Исп. Органах не везде. Первый признак, по которому народ судит об Исп. Органах, это когда он не видит их молящимися с собою, а лишь подсчитывающими церковною выручку.

Есть, конечно, в каждом храме костяк православный, который зорко следит за порядками в храме и протестует против нарушений церковных традиций Исп. Органами. Так например, в нашем соборе так называемый «комендант» (должность, до настоящего времени не бывалая в церкви) распорядился на время ремонта завесить иконостас нижнего храма старыми облачениями священников и дьяконов, что вызвало резкий протест, так как традиция церковная требует уважения, хотя бы и к негодным для употребления, священным для неё предметам.

Всякое нарушение: сокращение службы, пропуски всенощных на небольшие праздники и т.п. вызывают оппозиционные выступления знатоков и угрозы митрополитом.

В отношении религиозного сознания огромное преимущество перед православными имеют сектанты, в особенности «баптисты", у которых обучение религии стоит на первом месте, они прекрасно знают Свящ. Писание и каждый из них проповедник, да и настроены они не в пример фанатичнее и гораздо более сплочены между собою. Кроме того, самые их молитвенные собрания это не красочное богослужение, а пропаганда словом и пением сектантских стихов.

Есть и у православных фанатически настроенные элементы, но они здесь в незначительном количестве. Они тоже знают Писание и тоже П1юповедуют вне церкви, ведут религиозную пропаганду, отсутствую-

* Этот тип церковного актива наиболее реакционен и опасен. Важно, чтобы на местах предпринимались меры по выявлению контингентов таких верующих и пресечению их деятельности. Наиболее успешно эти «путешественники-паломники» могут выявляться в местах паломничества.

** К сожалению, это далеко не так.

89%

шую в храмах, большею частью этот элемент верующих принадлежит к разряду путешествующих.

Действие на верующих антирелигиозной пропаганды

Мне вспоминается годовой отчёт одного из настоятелей, который начинался словами: «С настоящего года в церкви начали бить стёкла". Поистине чеховский лаконизм, которым ясно определяется положение в данной местности. К сожалению, такого рода вульгарная пропаганда наблюдается и в Ленинграде, в частности в Никольском соборе, где стёкла выбиваются систематически из рогаток, камнями и пр. Виновники школьная молодежь. Объясняется это обстоятельство желанием помочь делу антирелигиозной пропаганды, но так как цивилизованные аргументы в голове отсутствуют, то прибегают к хулиганству*. В пасхальную ночь стало обычаем у некоторой части молодёжи развлекаться тем, чтобы всякими способами мешать крестному ходу, и церкви принуждены совершенно непроизводительно тратить значительные средства на охрану порядка. Характерен и такой случай: группа школьниц [и] подростков собралась у собора и, встретив меня, стали обличать меня за то, что у меня хорошее пальто: «Вот как вы одеваетесь, это же вы ограбили народ, как вам не стыдно?»

Цело происходило при свидетелях. Я принужден был заметить пропагандисткам: «Мне очень стыдно, но не за себя, а за вас. Вы учитесь и хотите принять непосредственное участие в антирелигиозной пропаганде, так сказать, связать теорию с практикой, но теоретических-то познаний у вас нет, и ступайте-ка лучше их приобретать, чем позорить свою школу при свидетелях».

Общеизвестно и заверено самим Никитой Сергеевичем Хрущёвым, что антирелигиозная пропаганда не имеет успеха, которого от неё ожидали, но совсем не потому, что агитаторы не стараются и оставили в покое верующих, хотя подготовлены они к делу действительно плохо, их лекции вызывают массу вопросов, которые они разрешить не могут. Совершенно верно сказал Н.С. Хрущёв: «Один священник сказал в проповеди: «Мы у себя проповедуем, и к нам безбожники не ходят, а мы не ходим на их лекции, так что мирное сосуществование»».

Но почему так? почему верующих не интересует антирелигиозная пропаганда? или им не хочется выявить истину?

Самая основная причина — это отсутствие возражений, пропаганда носит односторонний характер и атеизм преподносится как уста-

* Конечно, бывают и такие «методы» антирелигиозной пропаганды, но этом разделе своего доклада Медведский явно утрирует и выявляет свое личное отношение к атеистической работе и особенно к атеистам - недавно находившимся в стане церкви. Отсюда и инсинуации против Кузина и Петухова. Здесь проявляется неприкрытая злоба церковника. Но некоторые мысли Медведского нам нужно учитывать.

894

новленная истина. Представьте себе игру в футбол. Играет одна команда без противников, нет даже вратаря для защиты ворот. Команда забивает гол за голом в открытые, никем не защищённые врата. Кто пойдёт смотреть такую игру? Стадион будет пуст, и вы не увидете ни одного болельщика. Так и агитатор-антирелигиозник забивает гол за голом в церковные врата, открытые ему для нападения — такая борьба не интересна ни для верующих, ни для атеиста. Истина может выявляться лишь при соревновании аргументов, при разносторонних выступ-пениях, иначе пропаганда будет всегда встречена полным равнодушием, хотя бы агитаторы и проникли к верующему со стремлением обрести индивидуального прозелита атеизму в его квартиру*.

Такая пропаганда вызывает подозрение: значит, что-то можно возразить, если боятся противников.

Поэтому в первые годы революции, когда существовала свобода антирелигиозной и религиозной пропаганды и устраивались диспуты, то помещения были полны народа. Такие идеологические сражения, устраиваемые в центре города между представителями высшей культуры (Луначарский — Введенский) возбуждали огромный интерес, ораторов слушали с затаённым дыханием, их аргументы обсуждались затем в храмах и на домах.

Если с того времени верующих сильно поубавилось, то отнюдь не антирелигиозная пропаганда повинна в этом.

Молодёжь оторвала от Церкви школа, так как общеизвестна истина: у кого в руках школа, тот и хозяин молодёжной души и общественной мысли. Престарелые псе люди — они не интересуются пропагандой и потому, что не хотят разочаровываться в религии, они хотят верить, и никакие аргументы на них не действуют. Им предлагаются сенсационные разоблачения жизни духовенства, они этим разоблачениям не верят, больше того, они считают, что те, кого разоблачают, это, значит, ценные для Церкви люди и их надо скомпрометировать. Ведь печатать можно против Церкви и духовенства всё, что угодно, не возразишь, статьи о «диффамации» у нас не существует.

Мне рассказал проф.Парийский Л.Н., когда я спросил его: *Скажитe, как это в Берлине уживается арх. Сергий (Ларин) после тех разоблачений, которые мы читали в газетах?» Он мне ответил: «Чем больше в наших газетах порочат репутацию архиерея или священника, тем популярнее он становится за рубежом, значит хороший человек, вредный для атеизма. Вот если бы начали хвалить, тогда другое дело».

* Сравнение оригинальное, но не совсем верно отражающее действительность. На хорошо организованные атеистические лекции верующие ходят и слушают их с интересом. Возвращаться к диспутам, видимо, нет надобности, так как они мало чем себя оправдали, а вот вечера вопросов и ответов должны практиковаться шире.

895

Так и у нас: возьмите дело Цыбулъкина, кажется, некуда дальше идти, но вот что мне рассказал прот. С.Поляков, служивший в этом приходе и хорошо знакомый со всем, что связано с этим делом: «Представьте, ничему не верят, говорят: за Христа батюшка страдает, это мученик, на него напали потому, что уж очень хочется закрыть эти церковь». Прихожане каким-то образом, по словам того же Полякова разыскали где-то Цыбулъкина на работе, стали засыпать его приношениями, так что он принужден был сказать: «оставьте меня, вы меня совсем погубите".

Когда же пропагандист в лекциях вместо научных аргументов начинает порочить духовенство, то на такие выступления, если ему открыто и не возражают, то потом, рассказывая о выступлении, нам говорят: «Ничего серьёзного не сказал, посмотрел бы лучше на своих, посчитал бы, сколько руководителей — несомненно партийных — проворовались, брали взятки, спекулировали, так что же коммунизм в своей идее опорочен ими?»

Ещё Вл.Ил. Ленин говорил, что бороться надо не с распутным духовенством, а с фанатиками. Недостатки духовенства действуют на сознание верующих, когда не через печать, а сами непосредственно они их увидят, и чем больше, служит на месте недостойный священник, тем больше пользы он принесет атеизму. Мне кажется, большую пользу атеизму оказал тот протоиерей, который, пользуясь своим авторитетом священника, набрал в долг значительную сумму денег, причём от людей, отдавших ему последнее, и не отдаёт долгов*. Эти деньги произвели гораздо больший эффект, чем деньги, затраченные на плату за лекции антирелигиозников.

Или поведение протоиерея Ладожской церкви, который уронил чашу с причастием и говорит: «О чём вы беспокоитесь, сейчас возьму бутылку кагора и причащу вас, какая разница?»

Вот такие факты смущают.

Антирелигиозная пропаганда не будет иметь успеха и в том случае, когда ведётся ренегатами, хотя бы и знающими дело. Передают, например, что при выступлениях Осипова на заводах и фабриках ему подавались реплики: «18 лет ты обманывал людей или теперь обманываешь, как в твоих убеждениях разобраться?»

Среди же церковников влияние лекций Осипова парализуется еще и слухами о том, как происходило его отречение, идут эти слухи из Академии и Семинарии, будто бы в ночь перед отречением Осипов всю ночь молился перед иконой «Знамения», а перед тем как подать заявление ректору об уходе, он как ни в чём не бывало прочёл очередную лекцию

* Это верно. Здесь Медведский имеет в виду протоиерея Ишунина.

896

по Ветхому Завету с религиозным освещением событий и с их церковной интерпретацией. Он, говорят, принуждён был отречься силою обстоятельств, не будем его судить слишком строго. Когда он служил в Эстонии священником, в то время, когда она была самостоятельным государством, он будто бы писал статьи антисоветского характера, они попали в руки МГБ и его припёрли. Недаром это случилось ни раньше ни позже как тогда, когда началось новое наступление на религию*. Исходя из такого толкования поведения Осипова многие его просто жалеют. Об этом говорит хотя бы то письмо, которое опубликовал Осипов с негодованием: в нём корреспондентка благодарит его за то, что он был таким хорошим духовником и так много ей принёс утешения.

Большое нравственное влияние на верующих оказывают и происходящие в мире события, в особенности различные катастрофы: ураганы, наводнения, землетрясения и др. бедствия, которые неизменно толкуются в апокалтическом смысле, а такие случаи, как самоубийство отрекшегося прот.Кузина и положение спившегося б. свящ.Петухова, — как наказание Божие за отречение.

Весьма полезна для Церкви и наивная аргументация атеизма малосведущих агитаторов: Бога нет, иначе Его увидели бы космонавты во время полёта, но они Его не видели. В такой аргументации полностью отсутствует понимание существа христианской религии, которая устами апостола говорит: «Бога никто и никогда не видел и видеть не может». Отсутствие церквей в некоторых местностях также не уничтожает религиозного чувства, но порождает развитие самых разнообразных сект вплоть до изуверства**. <...

Будущее РПЦ

Глубоко верующие люди, оставшиеся в Церкви, мыслят ея будущее так: Церковь в Божьих руках, если Она переживает тяжёлые годы, то это не впервые. О будущем Церкви не надо заботиться, о Ней позаботится Сам Бог, страдать же верующим полезно и терпеть нужно...

ЦГА Спб. Ф.2017. Оп.1. Д.5. Л.8-17.

** Такую интерпретацию обстоятельств разрыва Осипова с церковью я слышу впервые. Видимо, здесь много домыслов самого Медведского.

** Здесь Медведский прав.

 


 


Вернуться назад