Главная


В раздел


Обновление: 
25 апреля 2007 г.

 

 
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

ДОКУМЕНТЫ ПО ОБНОВЛЕНЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ

Поместный собор Российской Православной Церкви 1923 года

(обновленческий).

(Бюллетени). 

Ист.: Данилушкин М. и др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после текста на ней.

Ровно год тому назад - 12 Мая 1923 года - быв. патриарх ТИХОН (Белавин) сошёл со своего поста по требованию небольшой группы революционного белого духовенства и вручил им своё отречение от патриарших прав до Поместного Собора, — и весь пережитый год прошёл в напряжённой борьбе за этот Поместный Собор.

Вся реакционно настроенная церковная масса монашеского и старейшего городского духовенства, опиравшаяся на контр-революционные слои городской буржуазии и деревенских кулаков встала плотной стеной против пионеров нового направления церковной деятельности, провозгласивших новое отношение к жизни и революции.

Море клеветы, лжи и насилия обрушилось на тех, кто пошёл против двухсотлетнего церковного режима, получившего чуть ли не священный авторитет в сознании тёмных масс. Вековое освящение права неограниченной частной собственности и права единоличной государственной власти — возвело эти человеческие учреждения на священную степень догматов православной веры, наряду с учением о Святой Троице и Богочеловечестве Христа Спасителя. Православие и самодержавие казались органически в учении и жизни — слитыми друг с другом — и самая мысль о революции, самая идея преобразования, созданных общественной жизнью понятий и учреждений — казалась восстанием против веры, казалось ересью. В этом кроется причина тех нелепых речей и слухов, которые поднялись из тёмных глубин подавленного веками народного сознания при первых же известиях о церковно-революционном движении. Масса народная, как священнослужители, так и миряне, пытались представить себе в реальных формах церковную революцию. Прежде всего ждали обнаружения её в изменении богослужения — ломают иконостасы, разрушают престолы, сочиняют новую литургию, создают новый богослужебный чин, вводят новую службу. Во вторых, чувствуя связь основоположений самодержавия с догматами православия, ждали разрушения основных истин вероучения - отвержения учения о Божественной природе Христа Спасителя, отвержения верования в Приснодевство Божией Матери, отвержения таинств церкви и вообще изменения православно-христианского вероучения.

Нужно было показать всей церковной массе церковную революцию в церковных формах, нужно было объединить и организовать носителей церковно-революционной идеи во всероссийском церковном масштабе, нужно было доказать, что церковная революция вполне приемлема для широких масс верующего народа.

И это великое историческое дело совершила группа православного белого, преимущественно сельского духовенства и трудовых слоев общества «Живая Церковь».

В первых номерах нашего журнала мы поставили лозунг церковной Революции

- Белый Епископат,

— Пресвитерское управление,

- Единая Церковная касса —

842

и эти лозунги явились знаменами борьбы за церковную революцию, эти лозунги пронеслись по всей России; вспыхнули умы, вызвали бурю волнений -но они и утвердили церковную революцию. Они показали в чем она реально осуществляется, какие цели она преследует, чьи интересы она задевает и чьим желаниям она служит.

Рядовое духовенство, задавленное гнётом и архиерейским самовластием, захваченное в кабалу приходскими контр-революционерами, увидело в церковной революции своё собственное дело, свои собственные интересы. А трудовые верующие миряне увидели в ней часть общенародного дела — революционного преобразования всех сторон жизни общественной и вполне их одобряли.

Первый Съезд нашей группы в Августе 1922 года определил точно нашу программу, показал план осуществления этих лозунгов в повседневной церковной действительности, обнаружил врагов революционного церковного движения и сплотил и соорганизовал нашу группу на основании определённого устава.

Со времени этого Съезда началась борьба внутри обновленческого движения между революционерами — «Живоцерковниками» и реформаторами, меняв шими несколько раз свои названия, свои лозунги и свои программы.

Занимая руководящее положение в Высшем Церковном Упр<авлении> — «Живая Церковь», 12—25 Сентября 1922 года в торжественном заседании провела постановление созвать Поместный Собор, назначив день его созыва 5—18 Февраля 1923 г. В результате этого постановления борьба разыгралась ещё с большей силой и 15 Октября 1922 г. составилась вторая сессия Высшего Центрального Управления, в котором «Живая Церковь» сохранила только одну третью часть голосов. Но и будучи в оппозиции, группа удержала революционное направление церковной жизни. Реформаторские тезисы Пр. А. Введенского не получили утверждения ВЦУ, а были разосланы только как материалы для предсоборных работ, но самый же план созыва Поместного Собора, характер его работ, основные его задачи были разработаны группою «Живая Церковь» и получили утверждение.

По этому революционному положению и собрался Поместный Собор 1923 г., на который сошлась вся Православная Русская Церковь. В его повестку вошли только Живоцерковные, революционные вопросы: — суд над пат-риарх<ом> ТИХОНOM, отношение к Социальной революции, вопрос о заграничной контр-революции, белый епископат, монашество и монастыри, положение об управлении. Вопросы же реформационные пошли в информационном только порядке.

Весь интерес Собора сосредоточился на деле б<ывшего> патриарха Тихона. Несмотря на весьма умеренный темперамент Собора, что сказалось на вопросе о монастырях, - вопрос политический, вопрос о контр-революции - прошёл без прений. Так ясно, определенно и решительно поставила его жизнь, так ясно было его решение для всех членов Собора. Б<ывший> патриарх ТИХОН, осуждённый жизнью и оставленный всеми, был лишён звания патриарха, священного сана и монашества. Так же решительно отнесся Собор к заграничной контр-революции — члены Карловицкого* Собора, и Варшавский епископ Дионисий, изменивший Православию, отлучаются от Православной Церкви. Остальные вопросы прошли уже без интересов, а вопрос об управлении отнесён на следующую сессию. Группа «Живая Церковь» победила и морально и материально. Морально она продиктовала все работы Собора, материально - получила большинство мест 10 из 18 в новом Высшем Церковном Совете. В время Собора она сплотилась, закалилась, окрепла и почувствовала свою силу при всех неблагоприятных обстоятельствах.

843

Собор оставил большой след в истории церкви. Он покончил прошлый контр-революционный период церковной деятельности, он осудил виновников прежнего церковного направления, но наступает новая задача — нужно на деле произвести революционное преобразование церкви, нужно углубить революцию, ввести её в церковную жизнь. И здесь откроется новый период борьбы революции и реформации, борьбы за догматы в вере, за единство церкви, за священное церковное предание.

Нужно соединить революцию и религию, нужно церковному православному обществу воспринять революцию, не нарушив своего православия. Задача эта нового междусоборного периода, задача высшей исторической важности. От правильного разрешения её зависит мировое значение русского церковного обновления. И оно должно пойти по строго революционному пути.

Объединение революционных элементов в церкви,

Революционное просвещение церковного народа,

Твёрдая непоколебимая борьба за православие и социальную революцию против всех противников.

Нужно надеяться, что группа «Живая Церковь» и выдержит эту борьбу, и доведёт Церковь до второй сессии Поместного Собора 1923 года.

Протопресвитер В.Красницкий.

Торжество открытия 2-го Поместного Всероссийского Церковного Собора 1923 года.

Второй Поместный Всероссийский Собор 1923 года открыт 29-го Апреля с.г., в г. Москве, в храме Христа Спасителя после Божественной Литургии и торжественного молебна, совершённых Митрополитом Московским и всея России Антонинам в сослужении 8 епископов и 18 протоиереев — делегатов Собора, чтением грамоты Высшего Церковного Управления об открытии Собора, приветствием Правительству Республики и личным приветствием Председателя Высшего Церковного Управления Митрополита Антонина.

Грамота Высшего Церковного Управления.

(Читается Митрополитом Антонинам).

Христос Воскресе! Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви с молитвенным воздеянием и мироустроящей Божественной Мудрости объявляет открытие 2-го Всероссийского Поместного Церковного Собора. Отечество наше совершает переустройство жизни нашей на новых началах. Изменяется уклад народного быта. Не доставало доселе этому перевороту внутреннего благодатного от веры осенения. Отечественная церковь, застигнутая революционной очистительной бурей, ужаснулась её и не нашла в себе бодрости выйти на путь деятельного участия в общественном строительстве. Под флагом напряжённого сопротивления напору действительных событий прошел недавний Собор 1918 года.

В сей ответственнейший час пред живою совестью православно-верующих чад Российской Церкви мы стоим на вершине перевала, откуда открываются дали трогательных упований верующих сердец, ищу-

844

щих Божией Правды в судьбах человеческих. Праймов осталось позади. В священном трепете за надежды будущего мы обращаем взор свой к светлому лику Христа, источнику правды и добра в жизни. Да придет на нас Дух Его благодати, подымет энергию нашей соборной мысли и согласит биения сердец в нашем соборном начинании утвердить совесть верующих и направить волю их на путь новой трудовой общественности, созидания счастия и благоденствия общего, т. е. выявления царства Божия на земле, да святится имя Бога нашего, дивного в Совете своем и Благого в откровении Своем, во веки веков. Аминь.

Присутствующие поют: «Тебе Бога хвалим».

Приветствие Правительству Российской Республики.

Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви в единении своём со всеми собравшимися на Собор верующими и всеми предстоящими изъявляет признательность Правительству Российской Республики за разрешение чрез Собор осуществить православно-верующему народу страны свои желания внутреннего устроения религиозной жизни — души общественности и трудового быта. В. Ц. У. в декрете Государственной Власти об отделении Церкви от Государства видит благородный мотив представления Церкви инициативы, т. е. свободы духа в религиозной области, раскрепощением её от охранно-полицейских обязанностей, почин высвобождения религиозной деятельности из-под служебного подчинения изменчивым политическим течениям и временным интересам. В принципе свободы совести В. Ц. У. находит условие роста религиозного авторитета в соприкосновении с группировками разных жизнепонимании и одушевляется желанием, чтобы дальнейшая церковная жизнь направляла энергию Православного культа в Российской Республике по принципу солидарности Церкви и Государства, в общеморальных достижениях увеличения жизненного блага граждан нашего отечества.

Российской Республике и Правительству ея многая лета (поется многая лета).

Приветствие Собору Председателя В.Ц.У. М<итрополи-та> Антонина.

Священному Собору Православной Российской Церкви пасхальное радование! Зарю ныне возсиявшего дня я предвидел ещё в 1905 году. «Высится, алтарь народной святыни, который обступим с благоговейным треепетом растроганной души". Но мог ли я предполагать, что тогдаш-ний трепет моего сердца Господь превратит в расходящиеся круги нашей духовной бодрости и христианской силы и в мою десницу, тогдашнего еп<ископа> Нарвского — викария Петроград<ской> митрополии, вложит жезл, чтобы я ударил по волнующейся стихии веры народной и подвел нашу Прав<ославную> Отечественную Церковь ко крещению в УРЛящих волнах совершающегося революционного очищения. Пять лет

845

тому назад мы пережили всеобщий момент стихийного подъёма. С тех пор идёт процесс рационализации, осмысления совершившегося переворота, жизненная, бытовая оценка его. Теперь мы подошли к идейному закреплению его, к разогреву нашего общесердечного, т. е. религиозного сочувствия сложившимся событиям. Настал для нашей Церкви момент выявления своего принципиального отношения или лица к отечественной революции, её основному рабоче-трудовому мотиву, осенения её прибоя и достижений христианской симпатией и влитием в её русло моральных сил, черпающих свою энергию в религиозных источниках. В лучах этих перспектив я кланяюсь 2-му Всероссийскому Поместному Церковному Собору.

Председатель В.Ц. У. Митрополит Антонин.

Протокол заседания 2-го Поместного Собора Российской Православной Церкви 1923 г.

2-го Мая в 7 часов 30 мин. вечера, митрополит Антонин (Председатель Высшего Церковного Управления) открывает 1-ое деловое заседание Собора молитвою «Христос Воскресе» и «Днесь Благодать Святого Духа нас собрав.

Выборы Президиума.

От имени объединённого заседания трех обновленческих групп «Живой Церкви», «Древле-Апостольской Церкви* и «Союза Церковного Возрождения* председателем выдвигается митрополит Пётр Блинов, а почетным Председателем — Высокопреосвященный митрополит Московский Антонин. В члены Президиума избраны: прот. Владимир Дмитриевич Красниц-кий, прот. Александр Иванович Введенский, архиепископ Воронежский Пётр, Епископ Сибирской церкви Александр Введенский, прот. А.И. Боярский, прот. Д.М. Соловьев, прот. А.Дьяконов, прот. Д.Адамов, прот. магистр богословия Г.Добронравов, прот. Влад.Шаповалов, мирянин А.Новиков, профессор Киевской Духовной Академии Белоликов, мирянин Павлов, протодиакон Доброе, прот. Павел Красотин, свящ. Троицкий (из Челябинска) и прот. Борис Дикарев.

Почётными членами Президиума избраны: Высокопреосвященный Митрополит ТИХОН Киевский, Митрополит Николай Харьковский, Архиепископ Вениамин Рязанский, профессор Боголюбский, профессор протопресвитер Филевский (Украина), прот. проф. Попов, прот. Павел Раевский, проф. А.И. Покровский, миряне Захаржевский и Трусевич и митрополит Одесский Евдоким.

По заслушании регламента и порядка заседания оглашаются приветственные телеграммы Собору. До 12 часов 2 Мая их поступило 42.

846

Выступления протоиереев Краспицкою и Введенского.

В порядке приветствия выступали прот. В.Красницкий и прот. А.Введенский.

Протоиерей В.Д. Красницкий от имени группы «Живая Церковь» отметил исключительность условий, при которых группе пришлось работать. Ровно год тому назад группа взяла на себя исторический почин в деле церковного обновления.

Группа провела постановление о созыве Собора, наметив день его созыва, составила и провела через В.Ц.У. самый закон о его созыве и определила самый план соборных работ. Группа неизменно придерживалась революционной линии. Эта линия охватит всю Россию и создаст новые нравы.

Протоиерей А.И. Введенский охаректеризовал весь «религиозный ужас», который церковь переживала в течение 5 лет. Стихийный процесс против неправды тихоновской церкви вылился в определённый протест. И вот торжествует правда. Избранные сыны церкви собрались. «Декрет об отделении Церкви от Государства — благо для Церкви». В России нет гонения на веру. И никто не помешает Церкви отдаться чистоте религиозной жизни в её надмирном величии.

Приветствие ВПИК-у.

Съезд посылает приветствие Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. Приводим его целиком:

«Второй Собор Русской Православной Церкви, открывая свои работы, шлёт свою благодарность Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету за разрешение собраться избранным сынам Церкви, чтобы обсудить назревшие вопросы. Вместе с этой благодарностью Собор шлёт и своё приветствие верховному вождю рабоче-крестьянской власти В.И. Ленину.

Великий октябрьский переворот государственными методами проводит в жизнь великие начала равенства и труда, имеющиеся и в христианском учении.

Во всем мире сильные давят слабых.

Только в Советской России началась борьба против этой стихийной неправды.

Собор полагает, что каждый честный гражданин должен активно стать среди этих борцов за человеческую правду, всемерно проводя в Жизнь великие начала Октябрьской революции.

В.И. Ленину Собор желает скорейшего выздоровления, чтобы он снова стал впереди борцов за великую социальную правду».

Приветствие митрополита Антонина.

Дальше Собор заслушивает приветствие митрополита Антонина.

«Как председатель Московского Епархиального Управления, кланяюсь Собору. В 1918 году в Москве также заседал собор, но в то время

847

церковь была поражена склерозом. Собор этот не оказал влияния на цер ковную и общественную жизнь. Собор 1923 года всей полнотой своего авторитета призван освежить духовную мысль и вызвать энергию в сердцах всех верующих".

Приветствия епископа Блэйка.

От имени совета епископов методическо-епископальной церкви выступает американский епископ Блэйк.

Приветствуя Собор, епископ Блэйк отметил, что Собору предстоит великая задача. Церковь везде переживает, величайший кризис. Древнейшие учреждения пали. Священное потоплено. Общий мотив — цивилизация гибнет. Ноты пессимизма берут верх. Есть люди, которые ожидают гибели всего мира. Но всякий кризис в природе — символ новой жизни. Революции и ломки не создаются из смерти. Они создаются для новой торжественной жизни. В настоящее время идет ломка церкви. Многие сомневаются в целесообразности культа. Научное мышление открывает новые истины. Ничто не ускользает от анализа науки. Церковь не должна закрывать глаза на достижения науки. Церковь должна выделить лучших своих людей и вооружить их знаниями. Старое отошло в область прошлого. Лозунгом всего мира станет: «Кто не трудится, тот не будет есть*. Церковь не может существовать как роскошь. Церковь должна стремиться к свободе просвещения. Ненависть должна быть упразднена. Униженные требуют права на существование. В этой борьбе церковь не может стоять в стороне. Она должна собрать свои силы и повести их на путь народного просвещения. Россия переживает великий социальный эксперимент. В первый раз в мировой истории государство отдаёт все свои силы на служение униженному классу. Перед властью гигантская задача, слишком великая, чтобы можно было преодолеть её человеческими силами. В этом деле необходима помощь Бога.

Такую задачу Церковь может взять в настоящий момент. Она не может стоять вне великого движения. Она должна поднять униженную и подавленную массу.

Перед Русскою Церковью исключительная возможность. Новая эра — эра пророков. Нужно стать мудрыми, все разногласия должны быть устранены. Собор должен действовать единым фронтом. Учреждения церкви могут погибнуть, но сама религия не может быть устранена от жизни.

Заканчивая свою речь, Еп.Блейк сказал: «Люди смотрят на вас со всех концов мира и молятся за ваше преуспеяние. Примите те чувства, которые в моём лице выражает методическая епископальная церковь*. Еп. Блэйк, по единогласному желанию Собора, приглашается как почётный гость Собора.

Заседание Собора закрывается молитвою «Светися, Светися" в 10часов вечера.

848

 

Протокол заседания Всероссийского Поместного Церковного Собора 1923 г.

(Четверг, 3-го Мая 1923 г., 12 час. 30 м. дня).

Председатель Собора Митрополит Пётр предлагает пропеть молитву «Христос Воскресе", «Днесь благодать Святого Духа нас собрав и по предложению членов Собора, поётся Символ веры. На повестке дня стоит вопрос «О православной церкви, Социальной Революции, Советской Власти и Патриархе Тихоне».

Докладчиком выступает протоиерей А.И. Введенский. Протоиерей Введенский говорит о том кризисе, который охватил не только православную церковь, но и всё христианство. Причину кризиса докладчик видит в том, что всё христианство, забыв своё прямое назначение — помощь обездоленным — пошло в союзе с капиталом. Своим богом, — восклицает оратор, — Церковь вместо Христа поставила Нокфаллера, Церковь, которая учит любви, братству и равенству, не проводила эти принципы в жизнь, а наоборот, стремилась к разжиганию ненависти, порабощению богатыми классами неимущих и трудящихся. Пришли новые люди, совершенно чужие религии, и стали без высоких слов и фраз проводить в жизнь равенство и братство. Православная же Церковь в лице патриарха Тихона, вместо поддержки их, предала этих людей анафеме и назвала их на первом поместном соборе сатанинцами. В своём Январском заседании 1918 г. п. ТИХОН призывал верующих к вооружённой борьбе с Советской властью. И результатом этого призыва погибло свыше. 1000 жизней. В дальнейшем докладчик категорически отметает вскц клевету тихоновской зарубежной печати, говорящей о гонении на православную церковь в Советской России. Останавливаясь на декрете об отделении Церкви от Государства, п. Введенский называет этот декрет редчайшим актом веротерпимости Советской власти по отношению к религии. Докладчик не причисляет антирелигиозную пропаганду к способам и приёмам гонения на религию, а считает обыкновенной борьбой, которую вправе вести каждый свободный гражданин свободной страны; если, говорит он, и случается, что церковники попадают на скамью подсудимых и несут ту или иную кару по суду, то кара эта является лишь последствием их политической контр-революционной работы. В заключение докладчик призывает Собор раз и навсегда покончить с вопросом о Tихонe и открыто заявить, что последний не являетсяд вождём православной церкви.

Речь по делу Патриарха Тихона прот. Вл.Дм. Красницкого.

«Ровно год тому назад глубокою ночью группа Петроградских и Московских священников явилась к патриарху Tихонy и предъявила ему требование жизни изменить направление церковной политики и передать Управление другому лицу. В то время грозный приговор высшей меры на-

849

казания повис над головами целого ряда священнослужителей и мирян возбуждённых воззванием п. Тихона и доведённых им до столкновения с гражданской властью, непонявших долг спасения умиравших от голода людей. Нужна была глубокая вера в Церковь Православную, в рядовое священство и верующий народ, неповинный в контр-революционных деяниях представителей высшей своей иерархии, чтобы в ту ночь потребовать от п. ТИХОНУ удаления со своего поста и принять на себя великий крест Церковного Управления. И жизнь нас оправдала и осудила патр. ТИХОНА и его ближайших сподвижников. Противодействие сдаче церковных ценностей было только последним актом измены своему пастырскому долгу, своему высокому званию. Я помню те надежды, которые возлагались на патриарха широкими массами верующего народа, мы надеялись видеть в патриархе отца, которому близки, дороги и понятны нужды и страдания народные, который будет действительно пастырем народным в великое время социальной революции, но мы получили только обыкновенного дореформенного архиерея, только патриаршее обличье без патриаршей души... Вспомните страшные месяцы блокады, вспомните ту страшную нужду, от которой терзались и умирали наши семьи и наши дети, вспомните, что в это время не раздалось патриаршего голоса, обращённого к империалистическим народам, железной рукой голода и нужды давившего нашу молодую революционную Россию. Я помню ту ночь, когда в трибунале, во время суда над московскими церковниками был предложен патр. Tихонy вопрос — «имели ли право священники не исполнять его приказания или были обязаны его непременно выполнить". Он сказал: «нет... они могли не исполнить» и этими словами он предал на смерть своих подчинённых, этими словами он, подписавши своим патриаршим именем свое воззвание и отказавшись принять на себя ответ за него — он сам произнёс свой приговор. В этот момент окончилось не только патриаршество его, но и его священническое архипастырское достоинство.

Но вместе с этим встает вопрос вообще о патриаршестве. Этот институт не оправдал своих надежд. — Он не только не поднял энергии церковного народа, он её подавил. И в настоящее время, когда необходимо напряжение церковной энергии всех членов церкви, всех священнослужителей и верующих мирян — для того, чтобы восстановить жизнь церковную, чтобы восстановить утраченное влияние на жизнь общественную — этот институт вреден и не нужен.

А потому я предлагаю — институт патриаршества, как пережиток прошлого и как совершенно не оправдавший надежд и вредный для дела церковного обновления — упразднить навсегда.

Патриарха Тихона, изменившего архипастырскому долгу, употре бившего свой высший церковный авторитет и народное доверие для поддержки врагов своего народа и явившегося духовной опорой граждански

850

войны и идейным центром контр-революционного наступления на свой народ и свою родину — лишить звания патриарха, священного сана и монашества".

После доклада протоиерея Владимира Дмитриевича Красницкого председатель предоставляет слово в порядке очереди Митрополиту Антонину, который говорит о совершающемся суде истории над старой тихоновской церковью, о своём участии в церковно-обновленческом движении.

Вслед за тем зачитывается резолюция по докладам протоиереев А. И. Введенского и В.Д. Красницкого.

РЕЗОЛЮЦИЯ

«Заслушав доклад протоиерея А.Введенского и прот. Красницкого, Всероссийский Поместный Собор Православной Русской церкви свидетельствует пред лицом Церкви и всего человечества, что сейчас весь мир распался на два класса: капиталистов-эксплуататоров и пролетариат, трудом и кровью которого капиталистический мир строит свое благополучие. Во всем мире лишь Советское государство России вышло на борьбу с этим социальным злом. Христиане не могут быть равнодушными зрителями в этой борьбе. Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним священной для христианина. В Советской власти Собор видит мирового вождя за братство, равенство и мир народов. Собор клеймит международную и отечественную контр-революцию, осуждает её всем своим религиозно-нравственным авторитетом.

Собор зовёт каждого честного христианина — гражданина России единым фронтом, под предводительством Советского правительства, выйти на борьбу с мировым злом социальной неправды.

Священный Собор Православной Церкви 1923 г., обсудив положение Церкви за время Революции, ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Начиная с лета 1917 года ответственные церковные вожди стали на определённую контр-революционную точку зрения. - «Церковь должна восстановить единство царской России» - вот лозунг, которым начала жить церковь (так тесно связанная до революции с царизмом). Собор 1917 года, состоящий, главным образом, из представителей реакционного духовенства, а также крупного дворянства, собствеников и членов реакционных политических партий, с самого начала стал определённым политическим, контр-революционным сборищем, только прикрывавшим все эти деяния именем Христа Спасителя. Собор борется с революцией. Он не признаёт даже Временного Правительства, а после Октября эта борьба доходит до совершенно невероятных размеров. После Собора патриарх ТИХОН продолжает контр-революционную деятельность. Он делается вождем и знаменем всех противников Советской Власти. Он вовлекает церковь в контр-революционную борьбу.

Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контр-революционную борьбу и её методы - методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех,

851

её признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы.

2. Собор 1923 года осуждает всех тех, кто шёл этим путем и других вёл за собой И прежде всего это касается ответственного руководителя всей церковной жизнию - Патриарха Тихона, так как патриарх ТИХОН вместо подлинного служения Христу служил контр-революции и этим, как лицо, которое должно правильно вести всю церковную жизнь, ввёл в заблуждение широкие церковные массы, то Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви. На основании церковных канонов сим объявляет его лишённым сана и монашества и возвращённым в первобытное мирское положение. Отныне патриарх ТИХОН - мирянин Василий Беллавин.

3. Деятели обновленческого церковного движения разорвали с контр-револю-цией и за это заслужили неодобрение реакционных церковников. Священный Собор 1923 года объявляет все эти меры запрещения не имеющими никакой силы. Наоборот, Собор благословляет мужество этих людей и пре^ данность церкви, которую они вырвали из рук контр-революции и отдают Единому Христу Спасителю.

4. Священный Собор призывает всех церковных людей бросить все попытки использовать церковь в земных политических расчетах. Церковь принадлежит Богу и Ему Единому служить должна. Контр-революции в церкви не должно быть места. Советская власть не является гонительницей церкви. Согласно Конституции Советского государства, всем гражданам предоставляется подлинная религиозная свобода совести.Декрет об отделении Церкви от государства обеспечивает эту свободу. Свобода религиозной пропаганды (наряду со свободой пропаганды антирелигиозных идей) даёт верующим возможность идейно отстаивать ценность своих чисто религиозных убеждений. Поэтому церковным людям нельзя видеть в Советской власти власть антихристову: наоборот, Собор обращает внимание, что Советская власть государственными методами одна во всём мире имеет осуществить идеалы Царства Божия. Поэтому каждый верующий церковник не только должен быть честным гражданином, но и всемерно бороться вместе с Советской властью за осуществление на земле идеалов Царства Божия.

5. Осуждая быв. патриарха Tихонa, как вождя не церковного, а контр-революционного, Собор признаёт, что и самое восстановление патриаршества было актом определённо политическим, контр-революционным. Древняя Церковь не знала патриаршества, а управлялась соборно, поэтому Священный Собор настоящим отменяет восстановление патриаршества. Отныне Церковь должна управляться соборно.

6. Осуждая контр-революцию в Церкви, карая её вождей, отменяя самый институт патриаршества, признавая существующую государственную власть, Собор создаёт нормальные условия для мирного течения церковной жизни. Отныне вся церковная жизнь должна быть построена на двух началах: 1) В отношении к Богу - на подлинной преданности церковных людей подлинным заветам Христа Спасителя и 2) в отношении к государству - на принципе отделения Церкви от государства.

852

Основываясь на этих двух устоях, Церковь станет тем, чем должна быть - любовно-трудовым объединением верующих в Бога, Его Христа и Его Правду.

Большинством принято, против одного, воздержавш. пять.

Протокол Заседания 2-го Всероссийского Поместного Церковного Собора 1923 г.

(Пятница, 4-го Мая 1923 года, 1 час дня}.

После молитвы Председатель объявляет Заседание открытым. На повестке дня вопросы: «О белом женатом епископате" и «О второбрачии духовенства».

Цокладчик архиепископ Воронежский Пётр Сергеев в своём докладе «О женатом епископате» подходит к вопросу со стороны канонической и со стороны историко-бытовой. Докладчик приводит ряд цитат из апостольских правил, из «Кормчей» книги, которыми доказывает, что епископ обязательно должен быть женатым. Одна из цитат говорит даже о том, что епископ ни в коем случае не имеет права, по религиозным соображениям, разводиться со своей женой, и если он нарушит такое правило, то подлежит лишению сана. Что касается вопроса о монахах — епископах, то каноны и практика древней церкви указывает, что монахи не имели права занимать епископские должности. Они должны были находиться в строгом повиновении у белого духовенства. Брачный епископат — говорит докладчик, — продержался в течение 7 веков, пока под давлением византийских императоров, Трульский собор, бывший чисто полицейским собором, вынес постановление о приоритете монахов-епископов.

После доклада слово предоставляется в порядке очереди епископу Петроградскому Артемию (монаху}, который говорит о необходимости постановления белого епископата, вызванного хотя бы фактическою невозможностью пополнить ряды высшего духовенства из монахов, а, главным образом, в силу большей близости белого священника к народной массе. Петроградская епархия, свидетельствует епископ, признаёт необходимость белого женатого епископата и ждет на этот счёт положительного решения Собора.

Далее слово предоставляется епископу Леонтию Волынскому (монаху). Слишком слабое и путанное возражение.

Протоиерей Боярский опровергает всё сказаное епископом Леонтием, цитируя места творения Св. Отцов и приводя ряд соборных постановлений за женатый белый епископат.

Речь протоиерея Боярского прекращается внесением предложения о прекращении прений, ввиду ясности вопроса.

Цля сведения членам Собора зачитывается резолюция совещания епископов следующего содержания: «Практика Российской Церкви досе-

853

ле следовала правилу безженного, в частности, монашествующего епископата. В настоящее революционное время прошёл в жизнь женатый Епископат. Высшее Церковное Управление благословило женатый Епископат в Воронеже, Соборное совещание Епископов в Заседании своём 1 Мая 1923 года приняло в каноническое общение женатых епископов Сибири. Ныне под напором жизненного запроса Соборное Епископское Совещание постановляет: не считать брачное состояние препятствием к епископскому служению, как одиноким, безженным, так и женатым».

Резолюция Поместного Священного Собора.

«Исходя из ясного и непреложного свидетельства Св. Писания (1 Тим. 3, 2-4; Тит. 1, 7-9), являющегося основным источником Христианской веры и благочестия; следуя указаниям древнейших памятников христианской письменности, правилам Св. Апостолов (пр. 5, 40, 51-е) и постановлениям Вселенских и Поместных Соборов (1-го Вселенского Собора, Карф. Собора, 4 пр. 3, 25, 71-е, 4-го Вселенского Собора 4 прав. ), принимая также во внимание и практику Восточных Церквей и Церкви Греческой, даже до ХП-го века, в которых брачный епископат был обычным явлением, учитывая, наконец, и современное положение Русской Церкви, осознать которое монашествующий епископат, за немногими исключениями, оказался неспособным, Собор признал решительно необходимым ввести в жизнь белый брачный епископат, наравне с лицами безбрачного состояния».

Резолюция ставится Председателем на голосование и принимается Священным Собором против трёх.

На очереди стоит доклад профессора протоиерея Н.Г. Попова «О второбрачии духовенства*.

После перерыва проф. Попов приступает к докладу и указывает на огромное значение второбрачия в жизни белого духовенства.

Докладчик ссылается на канонические правила и приводит исторические примеры, которые решительно отвергают всяческие основания к запрещению второго брака для духовенства. Между прочим, профессор указывает, что второбрачие священников практиковалось в древней церкви почти до конца 7-го века.

На докладе профессора протоиерея Попова заседание Собора молитвою прекращается. Прения по вопросу переносятся на следующее соборное заседание.

Протокол заседания 2-го Всероссийского Поместного Церковного Собора 1923 года.

(Пятница, 4-го Мая 1923 года, 1 час дня).

После молитвы соборное заседание объявляется открытым. Открываются прения по докладу профессора протоиерея Попова «О второбрачии духовенства». Оппонентом выступает протоиер. Иоанн Антонинов

854

{Екатеринбургск. епарх.). Слабые и крайне несостоятельные возражения протоиерея Антонинова прерываются нетерпением и шумом Собора. Слово предоставляется мирянину Гомельской епархии Трусевичу. Трусевич всецело поддерживает точку зрения докладчика протоиерея Попова, подчёркивает значение духовного единения в браке, доказывает его законность и правду.

После Трусевича слово предоставляется мирянину Захаржевскому (от Украины), который говорит об ужасах и ненормальностях священнической жизни, вызванной невозможностью для священников второбрачия.

Вносится предложение о прекращении прений.

Цокладчик профессор протоиерей Попов зачитывает резолюцию.

РЕЗОЛЮЦИЯ.

«Принимая во внимание: 1) что ни в Священном Писании, ни в Священном Предании второбрачие не считается грехом или беззаконием, 2) что по 17 пр. Св. Апостолов воспрещается пребывание в клире не второбрачным, а состоящим в сожительстве с двумя женщинами (конкубинате), 3) что до конца VII века второбрачие священнослужителей допускалось нередко, 4) что суровый ложно-аскетическ<ий> взгляд на второбрачие проник в церковное общество под влиянием лжеучений, чуждых христианству, 5) что запрещение второбрачия священнослужителям установлено было 3 и 6 пр. Трулльского Собора под давлением светской власти и папских легатов с явно неправильным применением 17 пр. Св. Апостолов, 6) что второбрачие священослужителей в Византии имело место до XIII века, а на Руси в XIV - XVI и XVII вв., 7) что 3 иб правила Трул. Собора имеют лишь дисциплинарное значение, вызваны временными обстоятельствами и по 37 прав. Св. Апостолов, 2 пр. II Всел. Собора, Вас. Вел. пр. могут быть отменены, как отменялись и другие, 8) за это высказывались представители иерархии и ранее, 9) и что, наконец, теперь может смущать церковное общество не второбрачие священнослужителей, а скорее последствия его запрещения.

Священный Поместный Собор 1923 года определяет: 1) разрешить второбрачие священнослужителям, с ведения епархиальной власти, 2) Разрешить священнослужение женатым на вдовах или разведенных и 3) допустить к священнослужению тех, кто оставил его лишь вследствие вступления своего во второй брак».

Резолюция принимается Священным Собором в целом.

Председатель Собора Митрополит Пётр сообщает Священному Собору, что епископские совещания были заняты рассмотрением вопросов о лишении сана патриарха Тихона и подведением канонических оснований к соборному постановлению, а также и решением вопроса о женатом епископате. В дальнейшем собрания епископов самостоятельъно созываться не будут.

855

 

На повестке дня стоит вопрос «О мощах», по которому выступает с докладом протоиерей А.И. Боярский.

«Мощи, — говорит докладчик, — по учению православной церкви, есть всё то, что остаётся от тела угодников Бозкиих, в чём бы оно не состояло: кости, пепел, т. д. и т. п.

На Афоне понятие о мощах совершенно обратное русскому. Там неразложимость тела считают признаком греховности человека, а мощами признают лишь кости. Периодически каждые три года тела умерших монахов извлекаются из могил, и если они оказались нетленными или разложение их идёт медленно, то братия предаёт их снова земле и усиленно молится о скорейшем их разложении. На Западе останки святых хранятся в храмах без всяких гробниц, в их натуральном виде. Русская православная церковь установила совершенно другой подход к мощам. Из мощей русских святых некоторые сохранились в целом виде, и лучшие их экземпляры можно видеть на Петровке, в музее Наркомздрава. Всякий православный верующий, имевший представление о мощах как о нетленных телах, бывает глубоко потрясён их настоящим видом: иссохшие, обуглившиеся, во многих местах разложившиеся трупы. Стараясь подвести все мощи святых под ложное понятие нетленных тел, русская высшая иерархия прибегла к грубой фальсификации: так, вместо нетленного тела ТИХОНА Воронежского, оказался голый череп, увенчаный митрой, вместо грудной клетки — железный каркас, кости рук и ног обтянуты чулками. Кости Питирима Тамбовского, с целью придания им контуров человеческого тела, — оказались залитыми воском. Для создания более удобной почвы для эксплуатации верующих сооружались драгоценные гробницы, в которые помещали несколько костей. Так, в раке Александра Невского в Петрограде, (90 пуд. серебра} найдены были 12 небольших костей разного цвета и конверт с пеплом. Небезызвестный Антоний Храповицкий соорудил в Житомире для головы мученицы Анастасии целую раку. Бывали случаи, когда монахи находили мощи «нетленные», а затем уже решали вопрос, какому святому их приписать. В дальнейшем докладчик указывает, что жизнь знает мощи нетленные далеко не святой жизни людей, так, например, в митавском замке хранится труп известного временщика Бирона. В западных монастырях, в сухих подвалах, где хоронили видных монахов, также далеко не безгрешных, мы находим много сохранившихся тел. Кроме того, церковь спекулировала ещё на частицах мощей. Так, например, наблюдается большое количество от мощей Авраама, Исаака, Иакова, избиенных вифлеемских младенцев, всех апостолов, волосы Христа, млеко Богородицы и т. д. В заключение докладчик говорит, что долг Собора поставить вопрос о том, чтобы все мощи были пересмотрены и все реликвии проверены. Необходима борьба с магизмом, эксплуатацией и игрой на вере народа.

856

Далее открываются прения. После ряда выступлений члены Собора обращаются к Преосвященному Митрополиту Антонину с просьбою высказаться на эту тему. Митрополит Антонин соглашается, прося перерыва в виду крайней ответственности в решении этого вопроса, требующего предварительного епископского обсуждения. Доклад Митрополита Антонина «О Мощах» переносится на вечернее заседание того же. дня. Экстренно зачитывается постановление Президиума Собора о назначении протоиерея А.И. Введенского Архиепископом Крутицким, викарием Московской епархии.

Председатель Митрополит Петр предлагает Собору принять и утвердить настоящее постановление Президиума. Голосованием Собора предложение принимается, против 35, воздер. 18.

Следующее заседание Собора назначается на 7 час.30 мин. вечера. Молитва.

Вечернее заседание Священного Собора.

(Пятница 4-го 1923 года).

После молитвы слово предоставляется митрополиту Антонину. Митрополит Антонин излагает свою точку зрения на мощи.

Мнение Антонина расходится с мнением докладчика протоиерея Боярского. Митрополит Антонин считает, что сохранность мощей происходит не от физической причины, а от внутренно-нравственной. Вместе с тем, оратор отмечает случай, когда мощи, вначале казавшиеся нетленными, в дальнейшем разлагались. Продолжая развивать свой взгляд на нетление мощей, оратор приходит к закону о сохранности сих.

Любовное и бережное отношение к дорогим святыням, говорит докладчик, необходимо. Важно присутствие тела. Молитва жарче над настоящим (не мысленным) гробом.

Предлагается резолюция по вопросу о мощах.

«Мощи — суть останки угодников, которые святостью своей жизни, своим подвигом создали себе большую против обыкновенных людей тело неразложимость, освятили свои тела, но нетление их тел небезконечно; продолжается дотоле, доколе недостаточно ещё вошёл в массив верующего сознания, доколе не создал себе прочного авторитета. По мере выхождения и укрепления духовно-нравственной личности святого, документальность его святости, необходимость вещественных доказательств исчезает, и его останки предаются постепенному тлению, но всё же не до последнего физического атома, который остаётся реальным возбудителем живых, нравственных чувств в отдельных сердцах верующих. Акт вскрытия мощей надо отнести на счёт исторической необходимости, подготовленной корыстными мотивами прошлого, с одной стороны, и позитивным подходом современности к нравственным вопросам, с другой. Ликвидация этого печального явления намечается такая: открытость и безхитростность, с одной стороны, и благогове-

857

ние не столько к физическим останкам и телам святых, сколько к тем нравственным нежным чувствам уважения и почтения, которые остаются и живут в нас независимо от количества сохраняемого вещества — сохраняется ли тело в большом объёме или же только несколько косточек. Мы своих святых любим и чтим, они наши герои, светочи, наши нравственные руководители. Нам дорог их прах, их останки для нас хранители и действительные возбудители нравственной энергии в нас и мы должны хранить их так, чтобы на нас не падало подозрение и укора в подделке святого материала ради торговли и барышей. Для чувства они остались такими же сияющими. Мать остаётся для каждого матерью, если её обрядят и в лохмотья. Мы пережили конфуз за неосторожное касание к нашей святыне. Но святыня эта для нашего сердца осталась. Кутания эти проистекали не столько из злостных побуждений обмана, а из чувства деликатности и бережного отношения к останкам тех, где это не переступало границ. Верчение кукол, кутание мощей вытекало из неправильной мысли, что нетление должно быть вечно нетленно. И раз видели, что тело разрушается, боялись, что с этим разрушится и обаяние святости. И этот гипноз необходимо отнести больше на счёт невежества, а не на счёт злостного обмана. Мы должны сказать: останки святых дороги нам, это — доказательство наших моральных ценностей, их выставлять в музеях не следует, это не мумии, а мощи, дорогие нашим сердцам, останки, которые доселе возбуждают в нас живые чувства любви, которые питают нас. Закутывать их ввиду того, что обвиняют нас в фальсификации, отсюда не следует. Пусть они лежат на виду, на вскрытии. ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1) Мощами по учению Св. Церкви являются останки св. угодников Божиих, которые почитаются нами за их праведную жизнь.

2) Собор осуждает всякую фальсификацию нетленности, каковые факты ясно установлены в революционное время.

3) Во избежание могущей быть и впредь фальсификации мощей — предавать их земле.

4) Сущие останки святых по вскрытии держать в простоте и на вскрытии.

5) Кости и другие реликвии недоуменного происхождения на поклонение не выставлять, а предать земле.

Доклад митрополита Антонина и резолюция приняты и встречены горячим воодушевлённым пением «Исполла эти деспота".

На повестке дня стоит вопрос о монастырях и монашестве.

Докладчик по вопросу «о монашестве и монастырях» проф. протоиерей Н. Попов подходит к нему осторожно и старается завуалировав отрицательные стороны монастырской жизни. Его оппонентом выступает профессор Белоликов (Киевский), заявивший, что вопрос о мона-

858

шествe и монастырях нужно вскрыть до самой глубины. Излагает историю развития и культурную роль первых монастырей. Расхождение образа монаха «Молодой Руси" и монаха последнего времени. Бесчинство монахов, разоблачение многого, хранившегося в тайне. Оратор, между прочим, сообщает, что убийство Киевского митрополита Владимира, имевшее место 25 Января 1918 года, произошло при участии монахов Киева-Печерской Лавры. Профессор настаивает на удалении монахов из городов в пустыни для труда и молитвы.

Слабые прения, после прекращения которых Священным Собором принимается следующая резолюция:

1. Закрыть монастыри с укладом быта жизнеосужденного и отброшенного строем жизни.

2. Благословить союзы и братства христианско-трудовых общин в сохранившихся монастырских стенах вдали от шумных и многолюдных городов, как подвиг личного спасения и училища благочестия в единении людей на евангельских началах свободы, любви, труда, равенства и братства.

Протокол заседания второго Всероссийского Поместного Церковного Собора 1923 года.

(Суббота, 5-го Мая 1923 года, 12 час. дня).

После молитвы выдвигается очередной вопрос

"О Реформе календаря".

С докладом о реформе календаря выступает митрополит Антонин. Докладчик указывает, что первый Вселенский Собор не устанавливал никакого особого принципа для вычисления религиозных времен. Он просто взял существовавший тогда календарь. В дальнейшем докладчик доказывает возможность безболезненного перехода на Грегорианский календарь и знакомит Собор с правилами астрономического вычисления времени. Оказывается, что в связи с запаздыванием Юлианского календаря, православная церковь нарушила все правила Вселенского Собора и празднует теперь Пасху месяцем позднее, против того, как определил Собор. И потому, говорит докладчик, бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо. Почин России в этом отношении может иметь международное значение, хотя идея введения Грегорианского календаря уже предвосхищена Финляндией, Эстонией и Грецией. Что касается вопроса о совпадении еврейской пасхи и православной, при условии перехода на Грегорианский календарь, то докладчик в этом не видит ничего страшного, а наоборот, считает это обстоятельство крайне важным для братского единения народов. При совпадении праздников, - говорит митр. Антонин, — у человечества будет хотя бы один

859

день в году, когда все во всём мире будут, соединены одной мыслию: всепрощения, братства и равенства.

В настоящее время в Константинополе заседает православная конференция, под председательством константинопольского патриарха Мелетия и вырабатывает технику перехода на Грегорианский календарь. С своей стороны докладчик предлагает перейти на Грегорианский стиль с 12 Июня текущего года, но, причём для этого он предлагает в воскресение 21 Мая соединить два последующих воскресения и, кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресения в одно.

Собор без прений соглашается с докладом митрополита Антонина и выносит следующую РЕЗОЛЮЦИЮ:

«Перейти на Грегорианский стиль с 12-го Июня 1923 года. Причём для этого в воскресенье 21-го Мая соединить два последующих воскресенья и кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресенья в одно».

Участвовавший на Поместном Церковном Соборе в качестве почётного гостя американский епископ Блэйк произносит прощальное приветственное слово Собору, ввиду своего неотложного отъезда из Москвы. Митрополит Пётр отвечает ему благодарственной речью. Заседание заканчивается молитвою.

Протокол заседания второго Всероссийского Поместного Собора 1923 года.

(Понедельник, 7-го Мая, 1923 года).

После молитвы, докладчиком по очередному вопросу «О духовной эмиграции», выступают архиепископ Александр (Введенский) и протопресвитер Владимир Красницкий.

Архиепископ Введенский излагает перед Собором историю Российской церковной эмиграции. Вслед за генералами, — говорит Введенский, — бежали и русские церковники, кровно связанные со свергнутым самодержавным строем. Бежали такие видные представители духовенства, как Антоний Храповицкий, архиепископ Евлогий, Востоков и др. Там они являлись активными участниками контр-революционных выступлений, благословляя белогвардейщину на кровавый бой с Советской Властью.

Эти контр-революционные выступления нашли яркое выражение в Карловицком соборе, где высказывались мысли, что церковь — армия, в духовенство — офицерство. Постановления собора, получившие одобрение Тихона, проникнуты ненавистью к восставшему народу и рабоче-крестьянской власти. Такие же съезды были в Висбадене и Париже. Эта заграничная церковная эмиграция окончательно дискредитировала Церковь.

860

Всероссийский Церк. Собор, — говорит оратор арх. Введенский, — должен заявить во всеуслышание горячий протест этой церковной провокации и сказать всем участникам церковной контр-революции: «Мы не ваши и вы не наши. Мы политически честны, вы же политически бесчестны».

Доклад протоиерея В.Д. Краспицкого.

В мою задачу входит представить документальные данные заграничной контр-революции, укрывшейся под церковными сводами и организовавшей борьбу против Революционной Советской России.

8 ноября 1921 года в сербском городе Карловицах собирались бежавшие за границу представители крупного землевладения и высшие православные иерархи — председатель Высшего Монархического Совета Н.Е) Марков, член того же Совета Н.И. Масленников, Бессарабский предводитель дворянства A.M. Крупенский, граф В.А. Бобринский, член Государственной Думы Н.Н. Львов, сотрудник «Нового времени» профессор Локоть, быв. обер-прокурор Св. Cvnoda князь Ширинский-Шихматов, бывш. обер-прокурор Синода Волжин, быв. пред. сов. министров Трепов, наказной атаман войска Донского Грабе, журналист Никаноров, адмирал князь Путятин, прокурор Ненароков, Квасков, Скаржинский, Бер-бель, Солнцев, редактор «Колокола» В.М. Скворцов, прот. Востоков, генерал Васильев, граф Граббе, граф Апраксин, настоятели церквей Парижа, Берлина, Рима и Лондона, от армии генерал Врангель, генералы Эк, Арангельский, Бобрович и Никольский. Митрополит Антоний, Архиепископ Евлогий, Епископ Вениамин, Епископ Анастасий, Серафим и другие.

Отдел духовного возрождения России выработал к чадам Православной Русской Церкви воззвание, напечатанное в № 1-м Церковных Ведомостей от 15/28 Марта 1922 года, издаваемых при Высшем Русском Церковном Управлении за границей. По настоянию Маркова, Крупенско-го, Бобринского, Апраксина и других — в него внесены определения политического характера — «да вернёт Он (Господь) на Всероссийский Престол Помазанника сильного, любовно народного, законного, православного царя из дома Романовых». Это требование вызвало раскол — 32 члена собора, в числе их пять епископов и 18 священников, возражали против внесения этого выражения в текст и отказались от голосования, но оно прошло большинством 53 голосов против 1, при 32 воздержавшихся. Из числа 53 голосовавших, 30 человек было бывших сановни-ков и генералов, подобранных митрополитом Антонием и Марковым II-•**• С определённой контр-революционной политической целью. От этого собора шли все указания всей внутренней борьбы с Советской Властью, которая разыгралась в период борьбы с небывалым голодом.

В № 3-м тех же Церковных Ведомостей от 13/28 Апреля 1922 года впечатано «послание Мировой Конференции Русского Всезаграничнога

861

Церковного Собора», подписанное наместником патриарха Тихона Митрополитом Антонием. Здесь содержатся следующие слова: «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш. добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев!

Дайте им в руки оружие! Дайте им своих добровольцев. Помогите изгнать большевизм — этот культ убийства, грабежа, богохульства из России и всего мира».

Здесь Священный Собор может усмотреть явный призыв и открытое возбуждение и подготовку нового наступления на Россию, и новые войны.

В №№ 6 и 7 тех же Ведомостей от 1/14 - 15/28 Июля 1922 года

содержится указ Высшего Церковного Управления за границей от 28 Мая/ 10 Июня 1922 года № 259, где в п. в говорится: «Лишить всякого церковного общения Епископа Антонина и прочих епископов, клириков и мирян, восставших, в угоду большевикам, против своего святейшего отца и патриарха, осудить их действия, дав верным православным христианам характеристику этих изменников и призвать православных чад Русской Православной Церкви теснее сплотиться вокруг своих архипастырей и пастырей, верных своему патриарху, святейшему Tихонy, о чём уведомить главенствующих иерархов Православной Церкви». А в пастырском послании этого управления, напечатанном в том же №, говорится: «А тех, именующих себя священнослужителями и даже епископами, которые пошли против своего пастыря, мы лишаем всякого церковного общения, мы воспрещаем с ними молиться, принимать их благословение, которое отныне не благословение, а суесловие. Упомянутые в революционном воззвании епископ Антонин, протоиереи, священники и клирики уже не священники, а раскольники, миряне. Молитва их будет во грех, таинство — не таинство, совершенная ими евхаристия не тело и кровь Христа, но пища демонов, крещёные ими или венчаные или исповеданные остаются некрещёными, невенчаными и неисповеданными, а кто последует сим раскольникам также будут лишены всякой чести, а монахи и миряне да отлучатся вовсе от церкви».

Эти последние слова полностью относятся ко всему настоящему Поместному собору, ко всей русской православной церкви, последовавшей за нами в деле обновления церкви и очищения её от контр-революции, но сами они, бежавшие от своих паств, принявшие на себя дела чисто гражданские и даже определённо военные, помимо даже своих кощунственных выражений, помимо преступного общенародного характера своей измены, за одни свои церковные преступления по 36, 81, 86 и о прав. Апостольских, 3 прав. 4-го Вселенского Собора и 10 прав. 7-го Вселенского Собора подлежат высшей мере церковного наказания, а потому предлагаю Священному Собору членов Карловицкого собора за измену своему народу, за предательство его в тягчайшую годину испытании,

862

за стремление использовать его смертельную опасность для своих корыстных целей, за провокацию и возбуждение новой гражданской войны, отлучить от православной Российской Церкви.

Предложение прот. Красницкого принимается и зачитывается резолюция Пом. Собора:

«Исполняя долг пастырского служения всей православной Российской Церкви, мы, Высшее Управление Православной Российской Церкви, Собор всех членов заграничного Карловицкого Собора, бывшего в 1921 году в Ноябре месяце, митрополитов Антония, Платония, Дионисия, архиепископа Евлогия, Анастасия и др., мирян Владимира Маркова, А-ра Крупенского, Владимира Бобринского, Василия Скворцова и др. и всех с ними бывших виновных архиереев и протоиереев, явивших себя наёмниками, а не пастырями, бежавших от своих паств во время опасности, а всех вместе членов означенного Собора, составивших заговор с целью возбуждения русских людей к новой кровопролитной гражданской войне и противодействовавших Государственной Российской власти в деле спасения от голодной смерти миллионов людей, отлучаем от Православной Российской Церкви доколе не покаются пред постигшим их гневом Божиим и не придут на честную службу меньшим братьям своим». Резолюция принимается единогласно.

На повестке дня стоит вопрос о "Реформах церкви». С Докладом о реформах в церкви от имени Союза Общин Древле-Апостольской Церкви выступает Архиепископ Крутицкий Александр Введенский. Докладчик отмечает, что церковь уперлась в тупик и занялась схоластикой. Он категорически протестует против незыблемости канонов и считает необходимым влить в богослужение церкви новую струю творчества. Превыше всего для обновленческой церкви должны быть слова евангелия, а не каноны, написанные подчас малограмотными богословами. Архиепископ клеймит установившийся обычай церковных поборов.

После 15 минутного перерыва слово предоставляется прот. В.Д. Красницкому. (Председатель гр. «Живая Церковь»).

«Основные лозунги, говорит оратор, выставленные группой при начале движения, остаются неизменными, но нуждаются в дальнейшем углублении в жизни церковной.

Белый епископат и уже осуществлённый брачный епископат — только внешний знак сдвига народного миросозерцания, ослабление монашеской идеологии, господствовавшей в церкви в течение целых тысячелетий. Цля успеха церковного дела в обществе необходимо разработать и ввести в сознание новое, материалистическое понимание христианства, т. е. если монашество отвлекало человека из мира, от действительной жизни в монастыри, в мир идей, душевных переживаний, то теперь необходимо разработать теоретически и показать на деле, практически, осуществление православного христианства в жизни, в обыкновенной

863

человеческой деятельности, силой личного подвига и самопожертвования ввести христианское влияние в общественную жизнь во всех её областях. Нужно воспринять революционное миропонимание, революционные стремления общества и оживить их и укрепить бодрящим влиянием христианства и его непоколебимой верой в торжество добра и правды. Пресвитерское управление, необходимое для церкви в целях возвышения нравственного авторитета епископа, едва только входит в жизнь. В нём одном содержится священный принцип соборности и ликвидации единоличного деспотического владычества, от кого бы оно не исходило. В осуществлении этого лозунга залог развития церковных сил, церковного творчества всех живых душ, как духовенства, так и мирян, и для этого необходимо объединение этих революционных сил, сплочение их, дисциплинирование, сознательное отношение к делу церковной революции.

Единая церковная касса, против которой сильно восставали, остаётся единственным выходом из той церковной разрухи, в которой мы ныне находимся. Никто не желает посягать на чужие деньги, но в интересах церкви необходимо добровольное объединение церковных средств для достижения общецерковных просветительных, административных и археологических задач. Объединение средств и ликвидация права единоличной собственности на церковные средства — решительно необходимо для поднятия пастырского авторитета, освобождения духовенства от своевременного порабощения.

Группа всегда надеялась на духовенство рядовое и низшее; оно наиболее близко к революционным трудовым слоям народа. Оно и теперь пробуждает в нём пастырское сознание, церковное чувство, зовёт его стать во главе нарождающегося религиозного движения, — в полном убеждении, что кроме него некому руководить этим движением, а в самом духовенстве, задавленным вековым гнётом монашества и дворянства — но ещё живы, ещё велики могучие нравственные силы, достаточные для выполнения исторических задач современного движения.

Таковы внутренние силы, движущие нашу группу. Сама же программа церковных реформ всем известна — она напечатана в № 10 нашего журнала «Живая Церковь».

Слово предоставляется протоиерею Чернявскому с Ростова-на-Дону (принадлежит группе СОДАЦ). Соглашаясь принципиально с докладом архиепископа Александра Введенского, протоиерей Чернявский восстаёт против анархичности его взгляда. Считает необходимым сохранить гаммы, по которым могло бы строится религиозное творчество.

РЕЗОЛЮЦИЯ Поместного Собора.

«Священный Собор Православной Русской Церкви, заслушав доклады намеченные церковно-обновленческими группами о церковных преобразованиях, считает необходимым, не вводя никаких догматических и богослужебных оо-

864

щеобязательных реформ, пригласить всех работников церковного обновления всемерно охранять единство Церкви; благословляет творческую инициативу и сделанный почин, направленный на пробуждение религиозного чувства, церковного сознания и общественной нравственности». Молитва.

Протокол заседания Всероссийского Священного Собора 1923 года.

(Вторник, 8-го Мая 1923 года.)

Молитва. На повестке дня — доклад протоиерея А. Диаконова «Об управлении Русской Православной Церкви».

В своем докладе протоиерей Диаконов излагает выработанный им проект церковно-приходской жизни, основанной на принципах нового церковного строительства, проект положения об Высшем Церковном Управлении, о его организации и составе, проект положений об епархиальных управлениях, викариальных управлениях, благочиннических советах.

После некоторого обмена мнений 2-й Всероссийский Поместный Собор ПОСТАНОВИЛ: изложенное докладчиком положение принять с поправками, внесёнными гражданином Новиковым по вопросу о благочиннических советах и протоиереем Боярским о трудовом принципе в церкви, о диакониссах и о создании приходской единицы.

Председатель Собора после зачтения и принятия настоящего постановления объявляет перерыв на 15 минут.

После перерыва от имени президиума Собора делает внеочередное заявление секретарь Собора А.И. Новиков.

Президиум Поместного Собора, во внимание к трудам протоиерея В.Д. Красницкого в деле церковного обновления, 7 Мая сего года, постановил предложить Священному Собору назначить протоиерея В.Д. Красницкого архиепископом Петроградским. Предложение принимается единогласно при шумных знаках одобрения.

Протоиерей Красницкий благодарит Поместный Собор за высокий знак внимания к его трудам.

По его словам, в этом выражается особое одобрение всей группе «Живая Церковь» за все труды и за все подвиги, совершённые её членами в великом деле обновления Православной Церкви. От имени всей группы благодарит он Священный Собор, будучи представителем объединения среднего и низшего духовенства и трудовых слоев верующего народа. 'Келая сохранить тесную и глубокую связь со всеми членами группы, прот. Красницкий от предложенной ему чести высокого звания архиепископа Петроградского определённо и решительно отказывается.

Весь Собор и все присутствующие гости поднимаются и торжественно несмолкаемо поют пр. Красницкому «Многая лета».

 

865

В виду отказа пр. Красницкого, секретарь Собора Новиков от имени Президиума Собора предлагает ему звание протопресвитера Православной Российской Церкви. Шумные голоса одобрения — «просим... протопресвитера всея Руси". Собор вновь поднимается и вновь поёт протоиерею Красницкому «Многая лета». Пр. Красницкий благодарит Священный Собор, принимает звание протопресвитера Православной Русской Церкви и в свою очередь возглашает многолетие православному рядовому белому духовенству и трудовому верующему народу.

Выборы пленуме высшего совета РОССИЙСКОЙ Православной Церкви. Пленум состоит из 18 человек и составлен по принципу пропорциональности группировок: 10 членов от группы «Живая Церковь», 6 — от Союза Общин Древле-Апостольской Церкви и 2 — от Союза Возрождения. Пленум состоит из следующих лиц: Митрополита Антонина, Митрополита Петра Блинова, протопресвитера Красницкого, архиепископ па Александра Введенского, протоиерея Добронравова (ныне Епископ Цмитровский), протоиерея П.Красотина, протоиерея Дикарева, протоиерея Боярского, протоиерея Боголюбского, архиепископа Петра Воронежского, архиепископа Димитриевского (Сибирь), прот. Д.Адамова, протодиакона Доброва, прот. Шаповалова, прот. Диаконова, протоиерея Соловьёва, протоиерея Канарского, мирянина Новикова.

Кандидаты к ним: протоиереи Мещерский, Раевский, Волков, Тру-бин, Журавский, Митрополит Николай Федотов, священник Суворов, мирянин Владимир Николаевич Львов, профессор Покровский, псаломщик Радонежский.

Пленум В.Ц.С. утвержден Собором единогласно. На повестке дня стоит вопрос об Автокефалии Украинской Церкви».

Вопрос об автокефалии, принципиально решённый Президиумом Собора в положительном смысле, выдвигается на утверждение Соборного Пленума. Председатель предоставляет слово докладчику профессору протопресвитеру Филевскому. В докладе изложены в исторической перспективе причины, требования и мольбы Украины об автокефалии.

Открываются горячие прения. Особенно резкими оппонентами против автокефалии выступают архиепископ Пётр Воронежский и гражданин Новиков. Очередное слово предоставляется протопресвитеру Кролницкому.

«Автокефалия Украинской Церкви, — говорит прот. Красницкий, ~ имеет исключительно внешний, формальный, административный характер. Посмотрите на представителей Украинской церкви. Это в полном смысле наши братья, это плоть от плоти и кость от костей наших. Если они желают самостоятельного назначения своих епископов, то этом не нужно видеть никакой опасности, ибо они просят этого права,' тогда как могли бы взять самостоятельно, революционным путём.

866

Они переживают особенно тяжёлое время борьбы с самовольной иерархией — липковщиной, и им нужно развязать руки, им нужно дать всю возможность, всю полноту власти, чтобы восстановить нарушенное церковное единство, восстановить общецерковную связь, и если для этого нужна формальная автокефалия — её нужно непременно дать. Но особенно упрощается вопрос об Украинской автокефалии, если принять во внимание, что Украинская церковь соединена единой групповой связью, уставом «Живой Церкви» со всей обновленческой Россией. Украина и Россия имеют единый Центральный Комитет группы «Живая Церковь», связываемый добровольными нравственными узами, которые сильнее всяких официальных и юридических. А потому вполне признаётся справедливым требование Украиной церковной автокефалии и, не видя в этом никакой опасности, я предлагаю Священному Собору автокефалию Украинской Церкви благословить и выдать им особую грамоту".

Снова открываются прения. Заседание принимает бурный характер, вносятся и зачитываются два предложения: 1) признать автокефалию принципиально допустимой, отложив решение до следующей сессии Собора; 2) предоставить ограниченную автокефалию (огранич. санкционирование от ВЦС намеченных на местах епископов).

Вопрос ставится на голосование. Болъшинсвом принимается первое предложение. Деловые Соборные Заседания Председателем Собора закрываются.

ЗАКРЫТИЕ СОБОРА.

В среду 9 Мая в 3 часа дня в храме Христа Спасителя состоялось торжественное молебствие по случаю закрытия Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви. Во время молебствия Сибирский епископ Александр произнес речь, в которой сказал: «Наш. Собор только первое звено в длинном пути — впереди предстоит длинная и упорная работа за устроение церкви на новых началах". В единсве закончившегося Собора епископ Александр видит признак того, что эта борьба с церковной реакцией закончится полной победой.

Поместный Собор 1923 года. М. 1924.

 


  Ссылки по теме:

 



путевки на кубу
Яндекс.Метрика

На главную страницу