домой

история

адреса

богослужения

интернет

картины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат )

 

История Pусских Церквей в Европе

 

Èñòîðèÿ Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè â Ãåðìàíèè

Начало Православия в Германии

Православие 19-ого века

Начало 20-ого века

Мировые воины

После 1945/Сегодня

Русская Православная Церковь Заграницей

Другие Православнын Церкви в Германии

Èñòîðèÿ Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè â Ëåéïöèãå

История

Освящение храма

Архитектура

Мировые воины

Сегодня

 

 

 

  Èñòîðèÿ Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè â Ãåðìàíèè

О Русской Православной Церкви в Германии.

В разных странах Европы, в 17-18 веке стали появляться православные храмы Русской церкви. Приеэжая на время, а тем более на всегда в Европу, православному человеку и в странах с другим христианским укладом никогда нельзя оставаться без своей веры. Так возникли приходы и православные храмы греков, сербов, или наши величественные храмы, во Франции, в близких к нам Швейцарии и Австрии, и, конечно, в Германии.

Первой православной общиной в Германии была именно русская православная община, которая появилась в самом начале 18. века. Она состояла из русских солдат и их семей, бывших на службе императора Германии. Для них прибыл в Германию и первый русский священник: протоиерей Иоанн Чудовский. Были основаны первые церкви и часовни: в самом Берлине, и Потсдаме - невдалеко от Берлина, где жили первые переселенцы из России. Обе часовни соорудили в 1718 году, но до нашего времени они не сохранились.

Среди первых храмов иногда еще упоминают и домовую церковь Св. Великомученицы Екатерины в Замке Готторпских в г.Киле, построенную в 1727 году. Здесь следует заметить, что некоторые храмы в Германии, как этот , были построенны в духовное утешение важным особам, например русским княгиням, которые вышли замуж за знатных немцев, и для православных людей, которые обычно находились при них, или приезжали временами в Германию. При домовых храмах потом объединялись православные люди, и таким образом возникали эатем настоящие православные приходы, с их храмами. 

В 19. веке церкви и приходы, иногда совсем маленькие- "на дому" , появляются и в жизненно-важных центрах растущей русской колонии: например, в Берлине и в Дрездене.

Это время было особенно важным дли развития русско-немецких связей, и для жизни нашей церкви в Германии. Первой из сохранившихся до сего дня церквей этой эпохи является церковь Св. Александра Невского в Потсдаме, заложенная в присутствии самого Фридриха Вильгельма Третьего в 182б году, вместо прежней часовни. К тому же, эта церковь - прекрасный по архитектуре Памятник русско-прусской дружбы. А возле неё появилась целая деревня для русских людей, с настоящими деревянными избами , названная Александровкой, которую бережно сохранили до сего дня .

В обоих народах пробуждается интерес друг к другу в самых разных сферах: в технике и машиностроении, торговле, философии, культуре, даже в медицине - теперь многих состоятельных росиян привлекают лечебные курорты на Рейне. В Бад-Эмсе, Гамбурге, Бад-Наухайме, в Киссингене и Баден-Бадене возникают поэтому настоящие островки православной духовности - уникальные своим обликом русские церкви, без которых не обходится православный человек. С этими курортами, а также с городами культуры, науки, политики, связаны имена выдающихся людей России- из царского дома Российских императоров, российских ученых, философов и писателей, по сей день известные имена Гоголя, Анненкова, Жуковского, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Глинки, Л.Толстого, Чайковского и других.

В 19. веке устроены в Германии и русские храмы : в Людвигслюсте, Веймаре, Потсдаме, Ремплине, Висбадене, Карлсруе, Дрездене, Бад-Эмсе, Баден-Бадене, Берлине-Тегеле, Штуттрарте, Дармштадте, в Бад-Наухайме.

С историей возникновения одной из поименованых церквей- а именно- тегельского храма, связаны особенные события в истории нашей церкви на немецкой земле. В 1886 году настоятелем посольской Свято-Владимирской церкви назначается протоиерей Алексий Мальцев, который всей душой служит Богу, и помогает организовать другие стороны жизни русской колонии. С этой целью он основывает в 1888 году православное Братство Св. Князя Владимира.

Братство сплотило многих православных людей, и не одной русской национальности. Оно заботилось о всесторонней поддержке православной веры, имело своё издание на русскоми немецком языках, содержало обширную библиотеку с читальным залом, собирало пожертвования и вело бларотворительную деятельность. Музей Братста настчитывал до двух тысячь картин, книг, бюстов, и других экспонатов религиозного и культурно-исторического характера. Особенно ценной была коллекция музея о жизни и быте староверов из Восточной Пруссии. Братство проводило различные познавательные встречи, для чего иногда приглашало учёных людей и богословов. Необходимо отметить, что благотворительность братства оказывалась не только православным людям всех национальностей, живших в Германии, но всем нуждавшимся, вне зависимости от их вероисповедания и взглядов.

Это православное общество, подобное тем, которые уже были известны в Российской церкви, имело свои мастерские и предприятия: в том числе садоводства, столярные и слесарные мастерские, переплетное и свечное дело. Тем самым предоставлялась и работа желающим. Первостепенно важным для себя делом Братство находило подержание правосланых храмов и приходов в Германии, помощь в организации новых приходов, строительство для приходов новых православных храмов. 

 

Воплощению многих общественно-благотворительных планов протоиеруя А. Мальцева послужило строительство и освящение своеобразного центра русской колониии в Берлине- " Кайзер-Александерхайма". Он сыграл свою особенную роль и в наступавшем 20 веке. Впоследствии, с прекращением в России царского правления, и этот дом стали называть просто-"Александерхайм" . Красивый и просторный двухэтажный особняк был освящен 8 декабря 1898 года самим протоиереем Алексием, в сослужении других православных священников, служивших в Германии.

Все храмы в Германии имели постоянных прихожан, своё собственное управление, и священника. Приходы через священников имели связь с Русской православной церковью - в лице Митрополита Санкт-Петербургского, который занимал одно из первых мест в Святейшем Синоде - высшем руководящем органе Русской церкви. Позже, с восстановлением в Русской церкви Патриаршества, заграничные русские православные приходы стали подчиняться Патриарху Московскому и всея Руси, который теперь был и главой Священного Синода, и всей Русской церкви.

Известно, что паства Русской церкви в Германии на рубежу 19.-20. Веков составляла около пятитысяч человек. Некоторые из наших храмов, впрочем, не имели своих собственных священников, и управлялись иногда священником из ближнего прихода.

2О-й век для Р усской церкви в Германии начался без особенных событий. Продолжилось строительство храмов: в Бад-Киссингене, Гёрберсдорфе, Гамбурге, Лейпциге. Были учреждены многие, близкие к церкви общественные организации и общества, а также- миссионерское издательство, философская школа и богослонский институт. Последний перенесён был потом в Париж, и известен поныне как Свято-Сергиевский богословский институт.

 

В середине 20-х годов русские беженцы эмигрируют "глубже" в Европу, в поисках лучшей судьбы и благоприятных мест многие покидают Германию: почти в два раза увеличивается русская эмиграция во Франции - 110- тысяч человек. Поэтому Владыка Евлогий, вознеденный к этому времени Патриархом Тихоном в митрополиты, решает перенести центр своей епархии во Францию, в Париж, куда он окончатально и переезжает к Рождеству 1923 года.

В начале 30-х годов русские православные приходы, ввиду некоторых объективных обстоятельств, должны ьыли признать над собой иную духовную власть - так называемой Русской Зарубежной Церкви и её епископа. Надо было, под влиянием внешних обстоятельств, отказаться от подчинения митрополиту Евлогию. Эта разъобщенность в жизни русских правосланных приходов в Германии продолжается по сей день. Однако она, хотя существенная, почти не затронула самой сути церковной жизни.

В сороковые годы, во время Второй мировой войны, наши храмы в Германии уже не закрывались, как в Первую мировую. Более того, наши приходы стали, может быть, единственным прибежищем для наших соотечественников- военнопленных и насильно вывезенных в Германию на работы. По некоторым подсчетам, во всех частях Гемании в 1941 - 1945 гг. их жило около 10 миллионов человек.

 

После войны , к концу 1945 года, во всех частях разделенной Германии их проживало всё еще около 4 миллионов человек, в том числе священников, которые и после войны остались служить здесь в храмах. Последующие годы 2О-го века можно назвать благоприятными для нашей церковной жизни в Германии, для восстановления православных храмов и даже для возведения новых: в Бишофсхайме, Гамбурге (новый храм постороен в 1964 году) ,Франкфурте на Майне, Мюнхене.

Для церкви стали возможны богослужение и проповедь, социальная забота о людях и благотворительность, духовное просвещение, работа с детьми и молодежью.

Сегодня , наши приходы стараются обучить детей и взрослых Закону Божию и православной традиции, организовывают Праздники для детей. В Берлине у нас ежегодно бывает " Рождественская ёлка" - радостный праздник, который собирает православных прихожан и гостей из Берлина и окрестностей . Для юношества в 1996 году православным приходом в Майнце был организован православныи лагерь. Устраиваются воскресные школы , семинары для всех, кто желает побольше узнать о Православии. Мы всесторонне участвуем в экуменическом сотрудничестве с другими христианскими церквами в Гермaнии.

По мере сил наша церковь участвует в акциях гуманитарной помощи для нуждающихся в странах бывшего Советского Союза. В переправке гуманитарных грузов и медикаментов, в сборе денежных средств, много трудятся уже годы Высокопреосвященный Архиепископ Дюссельдорфский Лонгин, или, например, приход Св. Алексия в Лейпциге, другие наши немецкие приходы.

Есть у нас и деятельные усилия сохранить уникальное искусство православного храмостроительства, иконописания и реставрации икон- в Берлине или Дюссельдорфе; или такое нелёгкое дело, как сохранение русского православного кладбища в Берлине-Тегеле. Нам важно сберечь всю красоту и уникальность, эапечатлённые в нашей православной культуре.

Каждый наш храм- скромный, домовой; или, величественный как Берлинский кафедральный собор, или простая по стилю часовня Воскресения Христова в Мюнхене . Все они несут нам живущее доныне свидетельство православной веры на немецкой земле. В них жива память о наших славных предках, послуживших по- своему, по-православному, послуживших немецким людям и стране. Православные наши предки послужили здесь преданностью и усердием, любовью , которые им внушила их вера, дружелюбие и уважение к принявшему их немецкому обществу.

Итак, наша церковь на немецкой земле хранит и старается приумножить величественную традицию и полную благородства историю, старается преподать её и будущим поколениям своих рихожан.Самая же главная забота нашей церкви - молитва и душепопечение, сохранение уникального православного богослужения и всего богатства православной веры и традиции. Она, церковь, духовно заботится о самом драгоценном: о сохранении веры и духовной пользе своих верующих.

Регулярно наш Владыка, глава епархии, Архиепископ Берлинский и Германский Феофан, созывает обшие собрания всей своей Епархии и Епархинльного Совета. Берлинская епархия Русской Православной Церкви сегодня объединяет 27 приходов. В приходах у нас трудятся 24 священника, протодиаконы, диаконы и чтецы и иные церковно-служители. При многих храмах действуют хоры, украшиющие наши богослужения и сохраняющие уникальную духовную музыку для потомков .

Среди многообразия культур и вероисповеданий, в котором мы живём , Русская церковь на немецкой земле памогает лучше узнать Православие, богатства культурных традиций и самой жизни в вере всем, кто крещён в нашей православной Перкви.  

 

О "Русской Правосяавной Церкви Заграницей".

Раннее мы уже упоминали о Русской Зарубежной Церкви, или- Русской Православной Церкви Заграницей, и о её возникновении в Германии. Сегодня, посещая русские православные храмы во Франкфурте на Майне, в Гамбурге, или других городах, вы узнаете, что они, и их приходы принадлежат к Русской Зарубежной церкви.

Начало этому трагическому разъобщению всей русской эмиграции зарганицей, и в том числе - церковнои эмиграции, относят к началу 2О-х годов нашего века. Поводом этому сами представители зарубежнои церкви называют идеологические, церковно-политические и канонические причины, многие из которых были связаны с борьбой против религии в России в советский период. Теперь, кажется , причин отделения "зарубежников" от единой Русской Православной Церкви больше не существовует.

Главное, нам важно знать, что у нас в Русской Православной Церкви нет хоть каких-либо претензий к нашим братьям и сестрам в Русской Зарубежной Церкви. Думается, разделение сегодня уже не имеет смысла. Поэтому наши ожидания восстановления единства, с помощью Божией, надеемся, осуществимы.  

 3. "Другие православные церкви в Германии.

 В Германии существуют и другие православные церкви которые объединяет с нашей церковью единство веры и Святых Таинств:

  • Болгарская митропополия Болгарского Патриархата
  • Греческая митропополия Константинопольского Патриархата
  • Греческая митропополия Антиохийского Патриархата
  • Польский православный приход, польской Православной Церкви;
  • Румынская митропополия Румынского Патриархата
  • Сербская митропополия Сербского Патриархата

 

 

2. Èñòîðèÿ Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè â Ëåéïöèãå

 Русский храм-памятни Русской Славы в Лейпциге

Храм-памятник был построен в 1913 году, к столетию "Битвы народов" под Лейпцигом, в которой приняли участие русские войска и их европейские союэники, против войск Наполеона. Это было новое сокрушительное для Наполеона сражение после Бородино. Оно было первым, состоявшимся за пределами России сражением, в котором к России присоединились союэники в борьбе эа освобождение Европы: Австрия, пруссия и Швеция. В битве, с 14 по 19 октября 1813 года, приняли участие до полу-миллиона солдат и офицеров с обеих сторон. Особенной отвагой отличились под Лейпцигом русские войска, предводимые императором Александром I. Доподлинно иэвестно, что перелом в сражении предопределило мужество русских каэаков, и их атамана М. Платова. Битва закончилась победой союэников, и Наполеону пришлось оставить пределы Германии, да и надежды на продолжение господства в Европе вообще.Отныне его воиска перемещаются на территорию самой Франции, где их ждало окончательное поражение. Борьба против Наполеона, завершившаяся победой при Лейпциге, получила в Германии название "Освободительной войны". Она выявила героиэм и горячие патриотические чувства немецкого народа, объединила его. Знаменательно, что в этой освободительной борьбе против порабощения , дружественную руку Германии протянула Россия.

100 лет Россия и Германия продолжали помнить о погибших, отдавших жизни за свободу и независимостью В преддверии столетнего юбилея решили увековечить память воинов возведением памятника Битвы Народов. Но русскому человеку была близка иная память, и заботами Церкви и Отечества в честь павших сынов был воздвинут святой храм.

 

Освящение храма

То,что 85 лет назад Храм-памятник был построен успешно и к сроку - большая заслуга немецких властей и простых людей. Пожертвования собирались не только в России, но и среди немцев нашлись немало благотворителей. Город Лейпциг предоставил участок земли, где когда-то состоялось Битва народов.

Закладка и освящение храма были восприняты, как события весьма важные для обоих народов. На богослужении по случаю закладки камня , в алтарной части храма, 15/28 декабря 1912 года присуствовал военный министр России ген.В.А.Сухомлинов со свитой. Высокие чины с немецкой стороны и от властей города также почтили это событие своим присутствием.

Златоглавый Свято-Алексиевский Храм-памятник был освящён ] 7- 18 октября 1913 года, в воспоминание славного подвига 27 тысяч русских солдат и союзных войск, а также на вечную память о более 22 тысячах сынов Российского Отечества, павших за освобождение Германии - так запечатлено на русской и немецкой мемориальных досках у входа в храм. На торжествах освящения присуствовали представительные военные делегации стран-союэниц, король Саксонии и сам немецкий Кайзер.

Делегацию военных и государственных чинов России возглавил великий князь Кирилл Владимирович. Богослужения совершил протопресвитер армии и флота России Георгий Шавельский, в сослужении знаменитого московского архидиакона Константина Розова и местных русских священников. Из Санкт-Петербурга также прибыл Синодальный хор, украсивший торжества, и порадовавший местную публику замечательными концертами русской духовной музыки.

Построен храм по проекту петербургского архитектора академика В. Покровского, высотой в 65 метров. По своему шатровому стилю он напоминает Вознесенский храм в Коломенском. Внутреннее убранство храма, как и его внешний облик, до самых мельчайших деталей соответствует стилю русского храма середины 17 века. Особое внимание внутри привлекает семиярусный иконостас - работы Л. Емельянова, подаренный храму Донским казачеством, и хоругви перед иконостасом, сделанные в виде боевых казачьих знамён. Внутри высота верхнего храма составляет 35 метров; здесь также замечательная аккустика. Интерес привлекает бронзовое паникадило храма, весом в 800 килограмм. Его пять рядов светильников были сделаны из смальты. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и торговые люди Москвы. От Оренбургских казаков Храму-памятнику передана в дар икона Св.Великомученника Георгия в большом резном киоте. Снаружи, в верхней части храм украшен двумя мозаичными иконами работы Фролова и золотистым венецианским стеклом. Над входом в храм расположена колокольня с 7 колпколами.

Архитектура

В крипте храма покоятся останки российских солдат и офицеров, погибших в "Битве народов", с воинскими почестями перезахороненных в этом святом месте 16 октября 1913 года. Над могилами устроен небольшой иконостас с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы и императора Александра I. В особые дни, и при посещении правящим архиереем, здесь обязательно бывают заупокойные богослужения.

Помимо иконостаса, в храме есть богатое собрание русских икон, картин и иных предметов русского церковного искусства. Поэтому на приходе храма лежит особенная задача бережного сохранения ценного духовно-культурного наследия , и свидетельства о его уникальной красоте немцам и своим соотечественникам. По этой причине храм ежедневно открыт для посещения.

В нижней части величественного здания находится небольшой храм в честь Св. Великомученника Пантелеимона, освященный в начале ЗО-х годов. Сейчас здесь совершаются будничные и вечерние богослужения.

 

Мировые воины

В истории храма есть много славных страниц. Пережил он , однако, и лихолетие двух мировых войн, лишения, человеческую вражду и разрушения, которые грозили ему закрытием и сносом. Но его клир и прихожане всегда находили путь жизни и служения сообразно высокому значению своего Храма-памятника.

С началом Первой мировой войны из Германии должны были уехать все русские православные священники. Приход в Лейпциге тоже потерял своего священника, и Храмом-памятником единолично завладел богатый местный немец, который считал себя полноправным владельцем Храма-памятника, сдавал его в аренду, и т п. Понадобися не один год, много усилий и денежных средств, чтобы вернуть Храм-памятник местному православному приходу. Пожертвования для этого собирали по всей Западно-Европейской епархии. Благородные усилия увенчались успехом, и 29 января 1928 года состоялось второе освящение Храма-памятника. За молитвословием прозвучали памятные слова Митрополита Евлогия (Геогиевского) : "...Мне хочется сегодня горячо молиться о том, чтобы постоянно здесь неугасимо теплилась православная молитва. И, чтобы при дружной совместной работе русских и немцев незыблемо стоял этот прекрасный храм, как живой и наглядный свидетель объединения народов, чтобы он не переставал творить великое дело Христово, являя миру образ не "Битвы народов", а Братства".

Завет Митрополита о значении Храма-памятника, и о христианском братолюбии особенно пригодился прихожанам храма уже вскоре - в годы Второй мировой войны. И завет этот , кажется , был прихоржанами с честью исполнен.

Жители Лейпцига никогда не забудут ужасные бомбовые налёты в годы Второй Мировой Войны. В те дни двери нижнних, безопасных помещений храма всегда были открыты. Многие немцы до сих пор уверены, что именно Русский храм спас им жизнь. В годы войны храм также стал духовным прибежищем для православных людей, оказавшихся в эмиграции или в плену или угнаных в Германию на принудительные работы.

 

Сегодня

Восстановление мира принесло и храму новую эпоху восстановления своего внешнего облика и духовного созидания. Свято-Алексиевский храм, это единственный православный храм в городе и округе. Православные в этих местах появились давно. О праволавных людях: русских и греках, собиравшихся в Лейпциге для молитвы и богослужения, сообщается уже в 1744 году. Полагают что в Лейпциге была основана одна из первых православных о6щин на немецкой земле.

В храме есть свой маленький музей, приходской зал, где прихожане каждый месяц собираются на традиционные чаепития. Недавно оборудована в новом помещении приходская библиотека из книг разнообразного содержания, на русском и немецком языках (более 700 томов) .

Сегодня, свидетельство братства в Христе, завещанное Митрополитом Евлогием, православная вера и богослужение объединяют здесь немцев, рчсских, румын, болгар и греков. Многие из них живут в Германии уже давно, трепетно сохраняя и приумножая в себе богатсва своей православной веры. Другие наши прихожане - русские немцы, приехали в Германию недавно и с радостью нашли в этом храме место особенного богослужения, молитвы и духовного утешения. По свидетельсву этих людей, жизнь на новом месте в Германии без этого православного храма была бы гораздо труднее.

Помимо своего прямого назначения: богослужений, душепопечения и сохранения духовной культуры храм и его приход известны благотворительностью и участием в сборе средств жертвам землетрясения в Армении и Чернобыльской катастрофы, в других благотворительных делах. В настоящее время здесь также действует "воскресная школа" , и два класса немецкого языка. Последнее - это конкретное проявление христианской заботы о переселившихся в Германию наших соотечественниках.

В этих делах, как и в заботах о поддержании самого храма, участвуют и немцы - представители христианских церквей Лейпцига, с уважением и любовью относящиеся Храму-памятнику и подвигу наших славных воинов-предков. Благодаря этому доброму взаимопониманию, а также любви самих прихожан, кажется, и сохранился доныне во всём своём величии Храм-памятник.

 

 

 

 

Designed by Ronald Burkhardt


.
.