Образование в воскресных школах при российских духовных семинариях (вторая половина XIX в.)

Воскресные школы, получившие широкое распространение в России во второй половине XIX в., предназначались для обучения по воскресным и праздничным дням неграмотных и малограмотных детей и взрослых. Первоначально, воскресные школы находились только в ведении Министерства народного просвещения. Вопрос о них вызвал неоднозначную реакцию в правительственных кругах.

Противники появления воскресных школ утверждали об их целесообразности, особенно тех школ, где могли обучаться взрослые.

Князь В.А. Долгорукий в январе 1861 г. подал Александру II записку, в которой отмечал пагубность таких школ: "они-де угрожают революцией и черт знает еще чем". Инициатором этого послания был также П.Н. Игнатьев, а возможно, и граф С.Г. Строганов. 5 января 1861 г. в Совете министров состоялись прения по этому вопросу, в ходе которых была отмечена целесообразность надлежащего контроля воскресных школ, но отнюдь не их закрытия.1

Тем не менее, 10 июня 1862 г. все воскресные школы, кроме школ Дерптского учебного округа, были закрыты по повелению Александра II.2

К этому времени общее число воскресных школ в России доходило до 316, приблизительно с 20 тыс. учащихся, хотя по наблюдению Министерства народного просвещения "в начале 1862 года рвение в пользу воскресных школ уже значительно ослабло". Главной причиной их закрытия Министерство народного просвещения считало то легкомыслие и необдуманность, которыми обыкновенно сопровождаются всякие общественные начинания в России: в начале необдуманное увлечение, а вслед за ним быстрое охлаждение и апатия.3

Спустя два года, в 1864 г. воскресные школы вновь были открыты при ведомстве Министерства народного просвещения.4

Идея открытия воскресных школ при духовных семинариях была предложена в 1862 г. анонимным автором в заметке "По поводу статьи Г. Беляева "Откуда взять учителей для сельских школ"" на страницах газеты "День". В статье говорилось о необходимости открытия воскресной школы при каждой семинарии "для учения грамоте и особенно закона Божьего". Далее в статье отмечалось: "Профессора семинарии могут и обязаны составить педагогический совет для руководства учеников в успешном ходе преподавания их в воскресных школах и для нравственного контроля над самими учениками-преподавателями...

Средства для такой школы потребуются самые незначительные, которые легко достать, при содействии епархиальных архиереев и духовенства, даже не из собственных средств: их содержание может ограничиться только приглашением значительных и достаточных лиц в городе к добровольным пожертвованиям на необходимые издержки воскресных бесплатных школ при семинарии".5 Однако, первоначально, эта идея была отклонена.6

Только, в 1866 г., когда в программу семинарского курса был введен предмет педагогики, Святейшим Синодом был издан циркуляр об открытии воскресных школ при духовных семинариях. Они должны были стать местом педагогической практики для воспитанников последних двух классов семинарии.7

Указом Святейшего Синода от 29 февраля 1968 г. епархиальным преосвященным было поручено:

1. По возможности, производить обучение в воскресных школах при семинариях не только по воскресным, но и по прочим праздничным дням, когда в семинариях нет уроков.

2. Придумать формы поощрения учеников духовных семинарий, безвозмездно занимающихся преподаванием в воскресных школах.8

В учебном комитете при Святейшем Синоде существовали разногласия в отношении целесообразности поощрения учеников семинарий, преподающих в воскресных школах. Часть чиновников комитета считала, "что преподавание в воскресных школах есть труд для преподавателей, но сей труд совершается не с целью житейских выгод, а имеет свойство дела духовного милосердия, вполне приличного христианскому проведению праздников".9

Тем не менее в семинариях ввели вознаграждение за преподавание в воскресных школах. Об этом свидетельствуют донесения епархиальных преосвященных Святейшему Синоду. Наиболее полный перечень мер поощрений учеников семинарий содержится в донесении архиепископа Тверского и Кашинского Фелофея. В числе мер поощрения учеников семинарии, безвозмездно занимающихся преподаванием в воскресной школе при Тверской семинарии, он отметил: выдачу книг; отметки в аттестатах зрелости семинаристов об их усердных занятиях; выдачу отличникам особых аттестатов, помимо семинарских; назначение материальных пособий беднейшим семинаристам и др.10

У епархиальных преосвященных, преподавателей и ректоров духовных семинарий возник вопрос о возможности преподавания в воскресных школах в праздничные и воскресные дни, согласуясь при этом с учением Православной Церкви. На этот вопрос Святейший Синод дал ответ в циркулярном указе от 21 августа 1868 г, за ? 49, в котором, в частности, отмечалось, что "в воскресных школах есть труд для преподавателей, но сей труд совершается не с целью житейских выгод, а из духовного милосердия, вполне приличному христианскому проведению праздников. Приняв во внимание как простой народ проводит воскресные и праздничные дни, посещение их детьми воскресных школ окажется еще "душеспасительнее", удаляя детей от праздности и соблазнов". На основании вышеизложенного учебный комитет "нашел существование воскресных школ вполне сообразным с правилами Церкви и полагал полезным допустить посещение их не только в воскресные, но и в праздничные дни".11

Воскресная школа при Санкт-Петербургской семинарии через год после ее открытия в 1869 г. стала ежедневной. Преподаватель педагогики просил разрешения открыть ежедневную школу с целью сохранения воскресной школы при семинарии. Он заметил, что некоторые из родителей перестали посылать своих детей в воскресную школу, потому что обучение в продолжение трех часов в неделю не давало скорых и ощутимых результатов. Особенно в Петербурге, где находилось большое количество различных школ, была необходимость более качественного обучения детей ввиду острой конкуренции между учебными заведениями. Семинарское правление опасалось, что закрытие воскресных школ может привести к прекращению практических занятий по педагогике в семинарии.12

С 1867 по 1869 гг. при всех семинариях были открыты воскресные школы. Количество учеников этих школ было различным. После открытия ежедневной школы при Санкт-Петербургской духовной семинарии число обучавшихся в ней возросло с 17 до 34 человек.13 Воскресную школу при Астраханской семинарии посещало от 30 до 70 мальчиков и от 20 до 40 девочек.14 Воскресную школу при Одесской семинарии посещало 10-30 мальчиков. Преподававшие в ней ученики VI класса приобрели некоторые навыки в приемах обучения, но особенной любви к делу в них не усматривалось.15

В Пермской семинарии численность мальчиков колебалась от 41 до 60 человек. Ученики делились на три группы. Занятия продолжались 1 час с 11.00 до 12.00 или 12.00 до 13.00, и состояли в обучении грамоте, письму, закону Божьему и арифметике. Далеко не все семинаристы и VI классов регулярно посещали школу. Всем им, скорее всего, не хватило бы и места. Обычно приходило человек 15-20. Начальство по истечению учебного года поощряло их.16

Обучение грамоте в воскресной школе производилось по современным в то время методам К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, И.И. Паульсона и других. Преподавание арифметики проходило по методике В.А. Евтушевского, где употреблялся наглядный метод. Некоторым ученикам, которые исправно посещали и были известны в школе, выдавались для чтения на дом книги.17

В воскресной школе при Московской семинарии обучалось 110 человек (максимум - 176, минимум - 57).18 Ее посещали не только дети, но и взрослые. Учащиеся в возрасте от 17 до 12 лет составляли в ней свыше 40 %, от 13 до 16 лет - 36 %, от 17 до 20 лет - 14 %, от 21 до 41 года - около 10 %. Общее число учеников школы не было постоянным. Многие изучали отдельные предметы: 7% изучали всеобщую географию, историю и языки, 30% обучались начальной грамоте, 30% - объяснительному письму, 21% - письменности, 12% - арифметике.19

Количество посещавших школу детей зависело и от времени года и от отдаленности семинарии от места проживания учеников. Наибольшее количество посещавших школу учеников было с осени до масленицы, а затем количество их уменьшалось, начиная с Великого поста, и к весне доходило до минимума. Ученики воскресных школ были разных возрастов, причем, значительный процент в ней составляли великовозрастные ученики. По социальному происхождению почти все ученики школ принадлежали к низшему сословию. Это были дети крестьян, мещан, солдат и дети из воспитательных домов. Не более 5% от общего числа учащихся были детьми дворян, купцов и духовных лиц.20

Обучение проводили ученики старших (V и VI) классов семинарии под руководством преподавателя педагогики и наблюдением ректора, посещавшего школу постоянно. Число уроков в школе в разные годы было различным. Это зависело от времени начала занятий в учебном году. Занятия в школе продолжались около двух часов, начиная с 10.30 часов утра.21

Количество учащихся в воскресных школах также определялось числом начальных школ в том или ином регионе. Там, где последнее было достаточным, численность учеников в воскресных школах при семинариях. Ревизор Святейшего Синода С.Н. Лебедев, проверявший в 1874 г. Вятскую духовную семинарию, отмечал, что как в городе, так и в деревнях уже существовали постоянные начальные школы, доступные всем детям, поэтому количество посещавших воскресную школу при семинарии было не более 20 человек в хорошую погоду, а в плохую погоду ограничивалось 4-6 учениками.22

С 1868 г. воспитанники пяти высших классов духовных семинарий без какого-либо экзамена, но получившие специальное свидетельство от начальства семинарий, также получили право заниматься обучением в частных домах.23 Однако выбывающий из семинарии воспитанник был обязан возвратить ректору разрешительное свидетельство на право обучения. Оно могло быть отобрано до окончания курса, если поступали сведения о неблагонадежности воспитанника.24

Воскресные школы гармонично влились в структуру семинарского образования и сыграли важную роль в деле народного просвещения. Они наряду с другими типами учебных заведений внесли свой посильный вклад в повышение уровня грамотности низших и малообеспеченных социальных групп России, таких, как, например, крестьянство, рабочий класс и разночинские сословия.


Примечания.


Какие бывают типы и виды.
Яндекс.Метрика

На главную страницу