ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ


ВОИНЫ ЧЁРНОЙ ГОРЫ

19 марта о существовании «Освободительной армии Плава и Гусины» объявили черногорские албанцы. Они собираются устроить в Черногории – югославской республике – резню, наподобие косовской. Албанцы в последнее время регулярно заявляют, что Черногория – это часть Великой Албании. Среди геополитических мифов этот может получить первый приз в деноминации «за наглость».

В XIV веке турецкая орда, захватив Константинополь, хлынула на Балканы. Самым сильным и многолюдным царством полуострова оставалась в то время Сербия, но на поле Косовом пала и она жертвой измены.

Лишь горстка сербов, живших в княжестве Зета, не сдалась. Несколько тысяч человек покинули свои цветущие долины, где семь веков жили их предки. Под началом своего предводителя Ивана Черноевича они взошли на Черную гору, решив подороже продать жизни. Это был исход – подобный Моисееву.

Только длился он в десять раз дольше. На голых скалах между ущелий и пропастей сербы создали братство смельчаков и 400 лет противостояли Османской империи.

Раз за разом турки штурмовали эту твердыню, но разбивались о неприступные скалы и мужество сынов Черной горы. Случалось, что сербы изнемогали и платили врагам дань, чтобы дать себе передышку. Но стоило сборщику-турку зарваться, и он падал с раскроенным черепом, слыша в напутствие: «Вот тебе черногорская мера».

После смерти Ивана Черноевича двое сыновей его – Георгий и Стефан – не вынесли тягот нескончаемой войны.

Стефан предал свой народ, принял магометанство и вместе с турками пошел войной на Черную гору.

Георгий разбил врагов наголову, но уговоры жены-венецианки сделали то, чего не добилась могущественная армия иноверцев. Он оставил родину.

* * *

И тогда в 1516 году черногорский народ возглавили иные вожди. Их дала Церковь. Следует сказать, что с самого начала исхода столицей, сердцем черногорского братства стал Цетинский монастырь. Лишь православная вера могла дать сербам силы вести борьбу. Все остальные резоны блекли перед немыслимой по трудности задачей.

После того как иссякло мужество князей светских, во главе черногорцев встали князья-митрополиты. И 336 лет вели свою паству в бой. Так, в 1712 году при владыке Даниле против Черногории выступили 50 тысяч турок. Для сравнения скажем, что в это время все население Черной горы вместе с женщинами и детьми составляло 40 тысяч человек.

Турки требовали денег, а сербы сказали: «Пошлем им камни вместо дани».

Перед рассветом митрополит Данила с духовными чадами атаковал вражеский лагерь. На поле боя остались 318 черногорцев и 20 тысяч турок. Три дня сербы гнали магометан, а потом сложили об этом песню.

А вот еще одно имя. В 1782 году на престол взошел владыка Петр, которого сербы прозвали Петр Святой, и доныне поклоняются нетленным мощам этого первосвященника и военачальника. «Пятьдесят лет он нами правил, – говорили черногорцы, – бился за нас в бою, вел переговоры и ходил перед нами в простоте и чистоте душевной каждый Божий день».

Владыка Петр поставил перед Черногорией новые задачи – превращение войска, охранявшего свою цитадель, в просвещенное православное государство.

Это не было данью времени, а, скорее, исполнением давней мечты. Здесь стоит вспомнить об одной замечательной странице черногорской истории. В 1490 году на Черной горе была создана между сражениями первая славянская типография. Она снабжала не только Сербию, Болгарию, но и Русь богослужебными книгами, пока не погибла от рук турок.

Судьба следующей типографии была в каком-то смысле трагикомична: однажды у черногорцев, стесненных турками, закончились пули, и они вынуждены были отлить их из типографских шрифтов, которые делаются, как известно, из свинца. И вот Петр Святой на рубеже XIX века решил, что пришло время переливать пули обратно в буквы.

Среди прочего владыка запретил священникам носить ружья за поясами. В результате сербы с удивлением глядели, например, как идет во время праздника по улицам Цетины всеобщий любимец – протоиерей столицы Стево Капицин. Вся грудь его украшена боевыми орденами. Ведь он не раз бросался в бой в первых рядах черногорцев, в одной руке держа знамя, в другой – кинжал. И без оружия его было видеть крайне непривычно.

Сколь трудную задачу поставил перед духовенством владыка Петр, можно было судить по раке с его мощами, увешанной ружьями, револьверами и ятаганами.

Однако это было уже данью уходящему средневековью. В 1851 году новый князь Даниил Петрович не пожелал принять монашеского сана и получил на это согласие народного веча. Так пресекся род воинов-владык черногорских. Они исполнили свое призвание, совершив для веры и свободы своей страны великое дело.

* * *

Вступая в новые времена, черногорцы, однако, не растеряли боевого духа.

В 1835 году десять воинов захватили у турок Жебляк, старинную столицу Зеты, и три дня держали оборону против трех тысяч турок. Они оставили позицию лишь по просьбе владыки, не желавшего войны.

В 1857 году брат князя Даниила Петровича Мирко Петрович с 14 бойцами выдержал осаду турецкой армии в Острогском монастыре. А спустя год его отряд с кремневыми ружьями штурмом взял под Грабовым артилерийские батареи турок. Эта победа так потрясла Османскую империю, что на защиту ее поспешили великие европейские державы.

Мировая закулиса (выражение Ивана Ильина) пообещала Черногории дать выход к морю, если она формально признает верховную власть турок. Черногорцы, естественно, отказались, и к морю пробились впоследствии без посторонней помощи.

* * *

Освобождение Сербии от турецкого ига подходило к концу. Но османы вовсе не желали с этим мириться.

Недолго правил князь Даниил и умер героем. За отказ пожертвовать независимостью Черногории его убили из-за угла. Воины, закаленные в боях, рыдали над его могилой как дети.

Даниилу наследовал его плямянник Николай (на рисунке). Во время его правления в годы русско-турецкой войны черногорцы выступили передовыми бойцами за свободу славянства. За это и многое другое князь Николай получил имя лучшего друга России.

Так закончилась смертельная схватка воинов Черной горы с Османской империей. Вместо пуль в цетинском монастыре стали летать пчелы. Ульи в те годы давали Черногорской Церкви больше дохода, чем нищие горцы, у которых ружья и сабли были единственным богатством. Они строго, даже истово постились и храбро воевали, но земных богатств не сумели приобрести. Жили бы Родина и Церковь.

По материалам сербских историков, собранных А.ЛОПУХИНЫМ.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru