ПРОСТРАННАЯ ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ.
ПЕРИОД II. ЧАСТЬ 3 (1291-1517)

Состояние Иерусалимской Церкви в начале XIV века

Покинувшие Палестину крестоносцы оставили после себя страшные разрушения. На эти руины пришли новые завоеватели - египетские султаны мамлюки. Ненавидя крестоносцев и не отличая католицизм от православия, мамлюки равным образом преследовали и тех, и других. Разрушив все до единого возведенные католиками строения, например, обитель св. Иоанна Предтечи и большую Евдокиеву гостиницу, мусульмане запечатали камнями окна храма Воскресения, чтобы не видеть пробивавшегося в ночи сквозь них света.

Из всех палестинских религий мамлюки поддерживали лишь иудейство. В связи с этим к началу XIV в. иудеи стали обильно стекаться в Иерусалим со всех концов востока. Христианам не запрещалось посещать Святые Места, но, к примеру, за вход в храм Воскресения паломник должен был вносить определенную плату, после чего в сопровождении двух вооруженных солдат он мог поклониться Гробу Господню. В 1309 г. вышел указ, запрещавший присутствие латинских монахов в Палестине. Однако в 1333 г. нескольким монахам-францисканцам удалось обосноваться на горе Сион.

Помимо католиков, к Святым Местам проникали монахи из других конфессий. Пользуясь поддержкой властей, в святых обителях селились яковиты, копты и абиссинцы. На место насильно выдворенных из Вифлеема и Гефсимании православных пришли армяне. Большой поддержкой страждущему в те времена православному монашеству Палестины были грузины и сербы.

Крестный монастырь
Грузинские монахи стали селиться в Палестине еще в начале VI в. В XI в. центром их монашеской деятельности и духовной жизни была обитель Святого Креста, находящаяся невдалеке от Иерусалима. Основным занятием ее насельников был перевод на грузинский язык греческих рукописей. Также им принадлежал и большой монастырь св. Иакова в Иерусалиме, который в последствии был захвачен монофизитствующими армянами. При мамлюках грузинские монахи подвизались на Голгофе, в Вифлееме и Гефсимании. В начале XIV в. в Иерусалиме обосновались также и сербские монахи. Их центром была Архангельская обитель. Много сербов подвизалось и в монастыре св. Саввы.

Отношение мамлюков к православному населению Палестины

Необходимо заметить, что большую роль в отношении мамлюков к православным сыграл тот факт, что для успешного ведения войны на Кавказе им было необходимо сводное передвижение по греческим морям и Боспору. Ради поддержания хороших отношений с Византией, многовековой покровительницей и заступницей Иерусалимской церкви, в 1303 г. египетский султан Мансур Лазин (1296-1308) издал указ об опекунской власти Византии над Иерусалимской Православной Церкви.

С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского патриарха должно было санкционироваться византийским императором. Вследствие этого в лоне ИПЦ стали происходить различные аномалии. Были случаи, когда на Святоградский престол назначались сразу два, а то и три патриарха, как это, например, произошло с патриархами Афанасием III (до 1313-после 1334), Гавриилом и Григорием II (1322). Подобный случай произошел и с патриархом Лазарем (после1334-1360), одновременно с которым за подтверждением в Константинополь прибыл и некий черноризец Герасим, заявивший о неканоничности избрания Лазаря и объявивший себя законным патриархом Сионской Церкви. В результате подозрений императора Иоанна IV Калеки (1334-1347) касательно политических взглядов Лазаря Иерусалимским патриархом был провозглашен Герасим, а Лазаря задержали в Царьграде. Когда власть сменилась и на престол империи взошел Иоанн Катакузинос (1347-?), законным патриархом Святого града был признан Лазарь, а незаконно захвативший патриарший престол Герасим был изгнан.

В 1351 году султаном мамлюков стал Шалах эд Дин ибн эль Насер (1351-1360), при котором против всех христиан, за исключением коптов, началось открытое гонение. Патриарх Лазарь был схвачен. Отвергнув религиозный компромисс и исповедовав Христа, он претерпел страшные мучения. Последующие султаны также преследовали христиан, и лишь при Мелек Фаран ибн Варкуке (1398-1405) отношение к ним смягчилось, и патриарху Дорофею была вручена хартия, закреплявшая за Иерусалимской Православной Церковью Святые Места. Этот указ был обновлен в 1410 г. халифом Авдэель Азизом (1405-1412) и в 1412 г. - халифом Имам эль Муштаином Виллахом (1412). Однако несмотря на это у дверей храма Воскресения по-прежнему стояли 15 вооруженных воинов, притеснявших не только монахов, но и простых паломников. А в 1431 г. патриарху Иоакиму (1431-1450) ценой 6.500 венецианских золотых едва удалось спасти храм Воскресения от превращения его в мечеть.

В 1443 году, при патриархе Иоакиме, в Иерусалиме был созван Поместный Собор. Инициатива принадлежала митрополиту Кесарийскому Арсению, который после происшедших на Ферраро-Флорентийском Соборе (1439) событий и избрания Константинопольским патриархом латинофила Митрофана II (1440-1443) посетил восточных патриархов Дорофея Антиохийского (1435-1451), Иоакима Иерусалимского и Филофея Александрийского (1435-1459) и убедил их собраться в Иерусалиме и осудить принятую на Ферраро-Флорентийском Соборе унию, а также Цареградского патриарха Митрофана и всех рукоположенных им клириков. Собор категорически осудил унию и всех принявших ее. Митрополит Арсений, как проповедник благочестия и православия, был уполномочен собором оповестить всю церковную полноту о соборном решении, и "повсюду проповедовать благочестие, не страшась ни императора, ни патриарха или кого иного не право славящего". Также было составлено соборное послание императору.

Время шло, но отношение мамлюков к православным лишь ухудшалось. Византия доживала последние дни своего бытия и уже не имела возможности поддерживать ИПЦ. Оставшись без поддержки греков, патриарх Иоаким посылает в Россию своего брата архимандрита Иосифа с просьбой пожертвовать на нужды Святого Гроба Господня.

С падением Византии, извечного Ангела-хранителя Иерусалимской Церкви, положение православных в Палестине резко ухудшается. В Иерусалиме вспыхивает не виданное до сих пор кровавое гонение. Мамлюки в считанные дни опустошили и разорили множество церквей и монастырей. Особенно пострадали храмы в Вифлееме и на г. Сион. Были осквернены не только церкви, но и усыпальницы, и христианские кладбища. Разъяренные мусульмане в маниакальном порыве выкапывали гробы и выбрасывали останки на улицы на всеобщее попрание. Восстанавливать разрушенные здания строго-настрого запрещалось. Сильно пострадал тогда и храм Воскресения. Помощи не было ни откуда. Патриархат находился в таком скорбном состоянии, что христиане не могли позволить себе починку разрушившейся базилики Святого Гроба Господня. В 1450 г. опустела обитель св. Саввы. Знаменательно, что после патриарха Афанасия IV (1452-1460) на Святоградский престол дважды восходили представители арабского мира - Иаков II (около 1460) и Авраам (1468).

В период этих тяжких испытаний на Святые Места стала притязать Католическая Церковь. В 1472 г. католики добились у мамлюков права служить на Голгофе и всячески старались вытеснить оттуда православных. Им бы удалось это сделать, если бы на помощь не пришли грузинские монахи, смело поднявшиеся на защиту православия. К концу XV в. латинянам снова удалось проникнуть в храм Воскресения, разделив его впредь с православными.

Поразительна стойкость православия в Палестине. В каждом историческом мгновении Иерусалимской Церкви можно увидеть действие Промысла Божия. Посредством непрестанной помощи православной Византии и терпеливого, непреклонного монашества удалось избежать потери и разрушения Святых Мест. Удалось пережить скорби долгих лет арабократии. После двух веков невыразимых аномалий и латинизации крестоносцев, после более чем двухвекового преследования и открытого гонения со стороны мамлюков, дух ИПЦ совершенно не пошатнулся. Начав разговаривать на арабском языке, христиане Палестины не перестали мыслить по-православному и сохранили здоровое церковное сознание. При султане Туман Бее (1516-1517) государство мамлюков было завоевано турками османами. С этого момента для Иерусалимского Патриархата наступает новый период истории.

Дмитрий Гоцкалюк

См. также:

Поместные Церкви : Иерусалимская : История : Исторический экскурс



 версия для печати