Деятельный Владыка. Архиепископ Феодосий (Погорский).

В 1968 году епископа Поликарпа сменил архиепископ Феодосий (Погорский). Это был не менее яркий архиерей, чем митрополит Антоний. Любовь же к порядку у него была еще большей. Выгодно отличало архиепископа Феодосия от владыки Антония и то, что он был более сдержан в общении с подчиненными.

Положение дел, которое владыка Феодосий обнаружил в Ивановской епархии, его не удовлетворило. В своем отчете за 1968 год он пишет: "Мне трудно судить о состоянии церковно-приходской жизни епархии, пробыв на кафедре в отчетном году только 4 месяца, но и за этот короткий период у меня накопилось много фактов, свидетельствующих, что идиллическая картина процветания церковно-приходской жизни вообще и церковно- канонической дисциплины духовенства в частности, не является реальной, а только желаемой, идеальной"(51). Далее Владыка пишет, что недостойные священнослужители, которых митрополит Антоний отправил в заштат, при епископе Поликарпе вновь продолжили свое служение, направленное на подрыв авторитета Церкви. Одного из таких священнослужителей, восьмидесятилетнего протоиерея П.Миловидова архиепископ Феодосий характеризует как "уникальный тип священника-нигилиста”(52). Владыка резко обличает попустительскую деятельность епископа Поликарпа, а необходимость строгой дисциплины в среде духовенства мотивирует следующим образом: "Существует мнение, что строгое отношение к клирикам может привести к количественному уменьшению членов клира, в которых и сейчас уже ощущается недостаток.

Несомненно, применение строгой церковно-канонической дисциплины отразится на количестве членов клира, но зато возрастет качественный элемент, и это обстоятельство будет больше и лучше способствовать благу Церкви Христовой, чем стремление сохранить в клире явно недостойных людей, соблазнительная жизнь и деятельность которых отторгает верующих людей от Церкви"(53).

В отчете архиепископа Феодосия мы находим сведения о посещаемости храмов Ивановской епархии в 1968 году. "В сельских храмах в воскресные дни бывало от 25 до 400 молящихся, в городских храмах от 600 до 1000 молящихся, а в Кафедральном Соборе г.Иванова в среднем бывало по 2,5 тысячи человек за двумя обеднями (ранней и поздней)"(54). Причем, в дни великих праздников посещаемость храмов резко возрастала, так что в Соборе было до 4000 молящихся за двумя обеднями, а в Праздник Св. Пасхи количество народа трудно было учесть”(55).

В 1968 году в Ивановской епархии было совершено крещений 6453, венчаний - 58, отпеваний надгробных - 1611, отпеваний заочных - 8578”(56). Сравнивая эти показатели с данными по Пензенской епархии, которой он управлял до того, архиепископ Феодосий делает вывод не в пользу Ивановской епархии. "Даже не по всей Пензенской епархии, а по одной только Пензенской области (т.е. не учитывая Мордовии) показатели по крещениям и венчаниям гораздо выше. Так в Пензенской области крещений было 11847, а в Ивановской - 6426, т.е. в два раза меньше. Венчаний соответственно - 572, а в Ивановской 56, то есть в 10 раз меньше"(57). Отмечает он и положительные моменты: "По имеющимся у меня сведениям в епархии не существует никаких препятствий при совершении таинства крещения для детей, независимо от их возраста, при согласии их родителей. Также беспрепятственно приступают к исповеди и причащению в храмах крещенные дети"(58). (В то время приобщать детей к церковной жизни запрещалось). Быть может, причиной такого оптимизма архиерея была его недостаточная осведомленность. Впоследствии его слова о крещении будут более прискорбными. Отмечает Владыка и то, что в епархии есть немало священнослужителей добросовестно и с любовью проходящих свое пастырское служение (59).

В 1968 году были произведены ремонтные работы в семнадцати храмах Ивановской епархии (60). Свидетельствует Владыка и о том, что в некоторых церквях наблюдаются несогласия между священнослужителями и приходскими советами (61). Упразднение митрополитом Антонием института благочинных в Ивановской епархии не вызвало у Архиепископа Феодосия поддержки. Об этом он пишет следующее: "Первые шаги моей архипастырской деятельности затруднялись и осложнялись тем обстоятельством, что в епархии не было ни одного благочинного. Как выяснилось Высокопреосвященнейший митрополит Антоний, управляя епархией, счел полезным для ее блага упразднить всех благочинных в 1964 году. Помимо того, что отсутствие благочинных не соответствует структуре управления епархией, утвержденной в "Положении об управлении РПЦ", создалось такое ненормальное положение, что в случае конфликтных дел и жалоб на священнослужителей, не было кого послать на место для ознакомления с истинным положением дела, в результате чего я не имел твердых оснований для решения спорных вопросов. Для исправления создавшегося ненормального положения мной были восстановлены благочиннические округа и назначены благочинные - сначала три, а потом еще один. Духовенство кафедрального собора подчинено непосредственно мне"(62). Так по разному смотрели разные архиереи на дело управления епархией.

Архиерей энергичный, но далекий от дипломатии, архиепископ Феодосий нажил себе немало врагов, которых не устраивало его нежелание мириться с пороками и недостатками. Его забота о благе епархии в 1969 году выразилась во многих конкретных делах. Так были за 1969 год проведены ремонтно-реставрационные работы в 29 храмах (63). "В 1968 году в Ивановскую епархию прибыло для прохождения служения три выпускника Московской Духовной Академии, кандидаты богословия: иеромонах Модест (Кожевников), священник Николай Винокуров, священник С.Паршуто"(64). Сбылось пожелание митрополита Антония о пополнении клира Ивановской епархии выпускниками Духовных Академий. Увеличилось и число священнослужителей, учащихся заочно в Духовных академии и семинарии.

Количество церковных таинств, совершенных в храмах епархии в 1969 году, практически не изменилось. Интересен факт, что в 1968 году были случаи закрытия церквей на карантин из-за эпидемии ящура, в 1969 году таких случаев не отмечалось.(65)

Начали накаляться отношения между архиереем и церковными советами. О последних он пишет: "Среди членов церковных советов, церковных служащих и певчих попадаются люди не причащающиеся Св. Тайн, не присутствующие за богослужением, не подходящие прикладываться ко Кресту, Евангелию и иконам. Есть люди сомнительной нравственности во всех отношениях, а особенно - в семейной жизни, живущие без церковного венчания. Церковные счетоводы, в большинстве случаев, за церковными службами никогда не бывают и не исполняют никаких церковных обрядов” (66). Далее Владыка отмечает: "В некоторых церквах в течение года церковно-приходская жизнь протекала не совсем спокойно. Церковные старосты иногда вступали в конфликты с духовенством. Поступали жалобы от прихожан на старост. Были жалобы и на священников. Мною принимались соответствующие меры для их урегулирования и мир в общинах восстанавливался, хотя, к сожалению, иногда только внешний. Наиболее значительный конфликт 1969 года между старостой Кафедрального Собора и архиереем был ликвидирован после того, как малоцерковный и дерзкий староста, почувствовав, что прихожане ему не доверяют и его не поддерживают, подал в отставку"(67).

В отличии от своих предшественников, архиепископ Феодосий часто совершал выездные богослужения в приходах епархии. В 1969 году им были совершены богослужения в пятнадцати приходах. (68) В конце 1968 года произошла реорганизация епархиальной канцелярии, которая была укомплектована квалифицированными работниками. Ее возглавил игумен Серафим (Тихонов) (69). Владыка отмечает также положительные результаты возобновления деятельности благочинных.

В 1970 году архиепископ Феодосий по-прежнему управлял Ивановской епархией. Проблемы, которые в то время возникали у Церкви с представителями гражданской власти, сейчас могут .лишь поражать нас своей абсурдностью. Например, когда по инициативе Владыки "церковный совет Преображенского Собора г.Иванова обратился в областное управление культуры с просьбой разрешить сделать в железной решетке, отделяющей солею от храма, две дополнительные дверки для прохода верующих после исповеди и причастия, а так же для прохода обслуживающего персонала во избежание сутолоки и давки, то Управление культуры отказало в этом, мотивируя тем, что "всякое изменение интерьера памятников архитектуры является нарушением существующих правил в деле охраны памятников". Между тем, решетка, в которой необходимо сделать два узких прохода и дверки, никакого отношения к интерьеру собора того времени, когда он был построен, не имеет. Решетка была сделана за десять лет до обращения из простого полосового железа и никакой художественной и исторической ценности не представляла"(70).

Владыка дальновидно предугадывал, что этот "вопрос имеет принципиальное значение и может затрагивать интересы верующих всей епархии, так как велись разговоры в соответствующих кругах, что все храмы епархии будут взяты на учет, как памятники архитектуры (на 1970 год такими были лишь 20 из 44 храмов). В этом случае нельзя будет осуществить в храмах даже такие невинные и маловажные мероприятия, как перестановка кивотов и икон, фанерных перегородок, свечных ящиков и прочих предметов "интерьера" храмов"(71).

В 1970 году значительные ремонтно-реставрационные работы были проведены в 18 храмах (72).

Семеро из священнослужителей епархии имели степень кандидата богословия, из них двое были сотрудниками епархиального управления - секретарь и делопроизводитель. Кроме того имелся один человек с высшим богословским образованием, не имеющий духовной степени. Когда же владыка Феодосий пришел в епархию в 1968 году, в ней было лишь два священнослужителя с высшим духовным образованием (73). В 1970 году несколько увеличилось количество людей, прибегавших к таинствам крещения, венчания, а также увеличилось число отпеваний (74).

По-прежнему продолжалась конфронтация архиерея с членами церковных советов. Владыка Феодосий пишет, что "примером ненормального устройства церковно-приходской жизни долгое время был Кафедральный Собор, где старосты отличались нецерковным настроением, неуважением к духовенству, грубым отношением к служащим и прихожанам, стремлением к единоличному руководству делами Собора, не считаясь с мнением и желаниями прихожан, пренебрежительным отношением к духовенству и иерархии (старосты И.Гайдук и Д.Марков). После волнений в Соборе и некоторых перипетий в 1969 году состав Церковного Совета изменился. Новый староста (А.Вереникин) и помощник старосты (Н.Гриднев), как бывшие шоферы Епархиального Управления и Кафедрального Собора, несомненно обладали опытом в хозяйственно-финансовых вопросах, но прихожане не доверяли им в религиозно-нравственном отношении. Члены Церковного Совета подозревались прихожанами в равнодушном отношении к религии и даже атеизме, в разных манипуляциях со свечами, кружками и пожертвованиями корыстного характера"(75). Были проблемы у архиепископа Феодосия и с исполнительными органами других храмов.

К числу лучших приходов, в которых церковно-приходская жизнь протекала мирно и благодатно, благодаря тому, что членами церковных советов были верующие люди, владыка Феодосий отнес храмы в с. Дубенки, с. Стебачево, с. Миюково, с. Михайловское, с. Толпыгино, с. Семеновское, с. Ермолино, с. Красное, с. Ширмакша, с. Воронцово, с. Введенье. В этих приходах нет споров, вражды и кляуз. Оттуда не поступают жалобы на духовенство и на церковные советы. И дай Бог, чтобы количество подобных приходов возрастало"(76). В 1970 году в семнадцати приходах архиепископ Феодосий совершил богослужения, шесть приходов посетил с целью их осмотра и ознакомления с приходской жизнью, не совершая богослужения (77). В целом его деятельность "была направлена на упорядочение церковно-приходской жизни, особенно в области богослужения, со стремлением поднять религиозно-нравственный уровень пастырского делания на ниве Христовой"(78).

1970 год - год смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, который всю свою долгую жизнь отдал служению Церкви Христовой.

В 1971 году были произведены большие ремонтно-реставрационные работы в четырнадцати храмах епархии (79).

Архиепископ Феодосий совершил богослужения в двадцать одном храме. За всеми службами присутствовало значительное количество молящихся. Некоторые из них никогда раньше не видели архиерейской службы, а если и видели, то очень давно (80).

В 1971 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, проходивший с З0 мая по 2 июня, на котором был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. От Ивановской епархии, кроме архиерея, на Соборе присутствовали от священнослужителей - архимандрит Амвросий (Щуров), настоятель Преображенского Собора г.Иванова (ныне архиепископ Ивановский и Кинешемский) и от мирян - Андрей Васильевич Офилов, староста Успенского Собора г.Кинешмы (81).

В 1971 году отметил свое 100-летие областной центр Ивановской области. В торжествах, посвященных этому событию, приняли участие архиерей, представители епархии. Образовательный уровень духовенства сохранился на прежнем уровне. Нужно отметить, что еще в 1971 году в Ивановской епархии не было ни одного священнослужителя, имевшего высшее светское образование. Это было связано с политикой государства того времени. Считалось, что религия несовместима с наукой, а потому в духовных учебных заведениях не могли изучаться светские общеобразовательные дисциплины, а в светских учебных заведениях не могли изучаться богословские науки. А потому человеку, закончившему государственный институт, очень сложно было стать священником или поступить в семинарию, даже и при сильном его к тому стремлении.

В 1971 году в Ивановской епархии увеличилось число крещений, венчаний, отпеваний. Венчаний в то время было, правда, немного - 99 в год по всей области. Наиболее же распространенными требами были крещения, отпевания и причащения больных на дому. Архиепископ Феодосий отмечал, что "крещений могло бы быть гораздо больше, если бы горсоветы и райисполкомы не проверяли систематически так называемых книг записи обрядов, в которых церковные советы обязаны были записывать имена, фамилии, адреса родителей крещаемых младенцев, номера и прочие данные паспортов. В этих же книгах родители должны были собственноручно расписываться. Проверка книг сельских церквей производилась несколько раз в год.

Городские же церкви должны были представлять свои книги в горсовет каждый месяц, причем они задерживались там несколько дней"(82).

Были злоупотребления и со стороны работников исполнительных органов храмов. Так "староста Кафедрального Собора А.Вереникин, воспользовавшись неопытностью нового регистратора треб, дал ей незаконное указание при записи крещений: помимо обычных сведений записывать также место работы родителей и их должность. А собирание этой информации было отменено в Ивановской области еще в 1965 году. В 1970 году Епархиальное Управление заказало книги в типографии уже без графы о месте работы и эти книги были выданы всем церквям, в том числе и Кафедральному Собору. Но староста А.Вереникин нашел где-то книги старого образца и распорядился выписывать данные о месте работы в графу, которая была аннулирована” (83), и прекратил сбор таких сведений лишь после строгого замечания архиерея.

Вообще с крещением в то время у жителей Ивановской области возникали большие проблемы. Например, палехский райисполком "требовал у Церковного Совета прихода с. Красное поименные списки всех крестившихся и их родителей с адресами"(84). Еще одно затруднение состояло в том, что для того, чтобы крестить ребенка необходимо было согласие обоих родителей. А нередки были случаи, когда мать желала крещения младенца, а отец нет, или наоборот. "Большие трагедии для матерей, желающих крестить своих детей, возникали в том случае, когда мужья оставляли своих жен и детей, не расторгнув официально брака и находились в безвестном отсутствии, обзаведясь новыми семьями.

Имели место случаи, когда мужья оставляли своих жен и, оформив развод, жили с другими в той же местности, совершенно не интересуясь детьми от первого брака, а между тем не желали дать согласие на крещение этих детей. И даже в таких случаях церковные советы были вынуждены отказывать матерям в крещении их младенцев... В то же время, в некоторых других областях не существовало таких строгих и непреклонных правил для крещения детей, отцы которых отсутствовали или порвали общение с ними"(85).

Усиливалась конфронтация архиерея со старостой кафедрального собора Вереникиным. Архиепископ обвинял его в целом ряде злостных злоупотреблений, однако не мог своей властью сместить его.

На старосту собора А.А.Вереникина и его приспешников поступало много устных и письменных жалоб со стороны прихожан, но когда архиерей говорил об этом Уполномоченному Совета по делам религий Н.В.Тимофееву, то уполномоченный неизменно упрекал его в том, что он очень доверчивый человек и любит слушать сплетни” (86).

Были определенные проблемы с исполнительными органами и других храмов. Архиепископ Феодосий пишет: "Самоуправно, дерзко и грубо ведет себя староста церкви п. Старая Вичуга А.Н.Морева, как в отношении прихожан, так и в отношении духовенства и даже архиерея. Маленький, но материально хорошо обеспеченный храм из-за ее нерадивого отношения содержится в грязном и запущенном состоянии. Священнослужителей она рассматривает как личных наемных работников. Она без уважительных причин и только по своему произволу добилась уменьшения жалованья на 50 рублей новорукоположенному диакону М.Оросу, высказываясь о нем пренебрежительно: "У нас не было диакона, и это не диакон". Хотя духовенство и верующие любили его. Не получая зарплаты, чтобы не лишиться пенсии, она занималась перепродажей несгоревших свечей в свою пользу; с прихожанами, духовенством и служащими церкви была невероятно дерзка и груба; не уважала даже святыню алтаря"(87). ...И такие работники исполнительных органов долгое время еще терзали церковь; до той самой поры пока не пало безбожное государство.

В 1972 году конфронтация между архиереем и церковным советом Кафедрального Собора еще более накалилась. Все осложнялось тем, что дерзкого старосту и его окружение поддерживали уполномоченный и городские власти. В своем Отчете в патриархию архиепископ Феодосий пишет: "Общее и принципиальное отношение ко мне Церковного Совета ясно и недвусмысленно выразил однажды председатель ревизионной комиссии Кафедрального Собора А.Н.Аксенов в разговоре обо мне с одной служащей Собора, сказав следующие слова: "Это для вас он Владыка, а для нас он ничто"(88). Но все же “подавляющее большинство членов Церковных Советов храмов епархии относились к архиерею с надлежащим уважением и почтением"(89).

В 1972 году владыка Феодосий много служил, посетил с совершением богослужений двадцать два храма епархии (90). Были сложности и с образовательным уровнем духовенства. Правда на 1972 год в Ивановской епархии было уже восемь священнослужителей, имеющих степень кандидата богословия, но в то же время почти пятьдесят процентов духовенства не имело духовного образования. Третья часть духовенства имела возраст старше шестидесяти лет и слабое здоровье, что также создавало определенные проблемы (91). Число треб, совершенных в храмах епархии по сравнению с 1971 годом несколько увеличилось (92).

Конфронтация архиепископа Феодосия с исполнительными органами и представителями государственных властных структур привела к тому, что 16 октября 1973 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Высокопреосвященнейший архиепископ Ивановский Феодосий (Погорский) был назначен на Уфимскую кафедру, Управляющим Ивановской епархией был назначен архиепископ Иов (Кресович) (93)