Возвращение святынь.

В 1988 году началось открытие храмов, был открыт Скорбященский храм в г. Фурманове (56). Сам Владыка Амвросий впоследствии так вспоминал об этом первом из открытых за время его управления Ивановской епархией храмов: "Помню, как трудно передавали дивный храм - двадцать два купола - в Фурманове. Он принадлежал молокозаводу и был обречён на гибель. В подвале была устроена сливная яма, летом там полоскали бельё, зимой мальчишки катались на коньках, как на катке. Сколько обуви стоптали люди, которые ходили по инстанциям, чтобы добиться передачи храма. Сколько трудов было положено на его восстановление. Слава Богу - сейчас Храм восстановлен, в нём идут богослужения" (57).

Тогда же были зарегистрированы ещё две новые православные общины: "в городе Иванове и в городе Комсомольске, но храмовые здания не были верующим предоставлены, так как были заняты - в городе Комсомольске - под мебельный склад, а в г. Иванове - под областной архив. В 1988 году дело передачи храмов верующим в Ивановской епархии находилось в стадии обсуждения органами государственной власти" (58). На 31 декабря 1988 года в Ивановской епархии проходили своё служение 61 священник, 20 диаконов и 9 псаломщиков (59).

В 1988 году все еще шел процесс выкачивания из епархии денег: в Фонд мира было перечислено 39426 рублей; также были сделаны перечисления пострадавшим от землетрясения в Армении, в фонд по охране памятников истории и культуры. Общая сумма внесенных личных средств духовенства в фонд мира составила 3500 рублей (60). Епископ Амвросий совершил на приходах епархии 6 выездных богослужений (61). За год им были рукоположены 6 священников и 2 диакона (62).

В 1986 году в Ивановской епархии были проведены два епархиальных собрания: одно - до 1000-летия Крещения Руси и одно после. Кроме духовенства и членов церковных советов на собраниях, проходивших в Преображенском Кафедральном соборе г. Иванова, присутствовали секретарь облисполкома Балабанова Н.П., секретарь горсовета Антонова Л.И, уполномоченный по делам религий Лысов А.А. (63). В этом году, как и в предыдущем, Владыка Амвросий "был на приёме в Ивановском облисполкоме и имел личную беседу с председателем облисполкома В. Н. Тихомировым. "(64).

Эта вторая встреча была очередным важным шагом государства навстречу Церкви на территории Ивановской области. В 1989 году процесс открытия храмов начал набирать силу. В 1989 году не только не происходило закрытия Церквей, но были открыты 9 храмов: "в г. Юрьевце община получила в пользование второй храм - Богоявленский, в г. Комсомольске, в п. Палех было передано верующим по одному храму. В городе Приволжске был передан собор святителя Николая Чудотворца общине с. Толпыгино с регистрацией в совете по делам религий при Совете Министров СССР, как приписной приход. Были также открыты храмы в п. Писцове, с. Бортницы Родниковского района, с. Кибергине Тейковского района.

После празднования Крещения Руси летом 1988 года отношения между епархией и областными районными структурами власти существенно потеплели, потому что местные власти ощутили, что наверху были приняты некоторые политические решения по вопросам взаимоотношения Церкви и государства. Особенно влияла на обстановку на местах проведённая встреча руководства Русской Православной Церкви с Генеральным Секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым. Эта встреча была проведена достаточно гласно, о ней имелись публикации в печати. На фоне происходившей демократизации Российского общества открытие храмов повсеместно в России, в том числе и набирающий силу процесс их открытия в Ивановской области, воспринимались более естественно.

Однако в Приволжске было особое положение. Собор Николая Чудотворца находился в центре города на площади, как раз напротив здания райкома партии. Первым секретарем райкома партии был Гунаев Е.А. Он играл особо активную роль в областном комитете партии и был на стороне консервативно настроенной группировки коммунистов. Конечно, он никак не мог допустить, чтобы в центре города, напротив здания райкома открылся прекрасный собор. Еще в декабре 1980 года настоятель храма с. Толпыгино иеромонах Зосима (Шевчук) обращался с письмом в местный Приволжский райисполком, а также в Ивановской облисполком с просьбой передать Собор Николая Чудотворца в г. Приволжске православной общине с. Толпыгино как приписной храм. Это было время, когда действовал ещё закон 1929 года о религиозных организациях, и для того, чтобы здание храма было передано религиозной общине, необходимо было зарегистрировать религиозную общину в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. И только после этого передавалось молитвенное здание. Закон ограничивал возможность владения двумя зданиями одному приходу. И поэтому на этом основании о. Зосиме в ходатайстве было отказано.

В с.Кибергино Тейковского района был разрушенный храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Священнослужители из с.Стебачева Тейковского района иеромонах Герман и иеродиакон Гавриил обратились с прошением к епископу Амвросию, чтобы этот храм был передан им и они могли бы его реставрировать. Тогда же было составлено обращение в Тейковский райисполком и была сформирована негласная комиссия, в которой принимали участие члены из Тейковского райисполкома и уполномоченный по делам религий Лысов А.А. Когда Владыка приехал туда, он увидел полуразрушенный храм и сказал: "Как же можно восстановить такой храм?" Но священнослужители были очень молоды, полны сил и сказали: "Мы восстановим этот храм”. И хотя Лысов А.А. не выказал большого оптимизма, возражать не стал, чтобы этот храм молодые священнослужители взяли для реставрационно-восстановительных работ. Тейковская администрация оказалась сговорчива, более того, усилиями секретаря Тейковского райисполкома этот вопрос был быстро решен. Храм в с. Кибергино стал приписным к храму села Стебачева. Лишь в будущем, когда храм уже во многом был устроен, когда в нем стало возможным совершение церковных богослужений, тогда этот храм был отдельно зарегистрирован и получил своего настоятеля, которым стал священник о. Герман. Таким образом была налицо возможность передать еще одно храмовое здание в ведение священнослужителей, которые служили в соседнем приходе. Используя этот прецедент, о. Зосима просил, чтобы собор в Приволжске был возвращен Ивановской епархии Русской Православной Церкви в лице общины с. Толпыгино. Вопрос дискутировался очень долго. Но волей Божией случилось так, что о. Зосима сильно повредил себе ногу и вынужден был с лета 1989 года до весны 1989 г. вести постельный режим. Он не смог служить, и у него осталось много времени, чтобы писать письма в различные инстанции. О.Зосима бомбардировал этими письмами все инстанции от Приволжска до Иванова и Москвы. И наконец появился первый результат: в Совете по делам религий при Совете Министров СССР заинтересовались этой проблемой и конкретно Михайлов Г. А. Тогда уже„ он был сотрудником отдела по делам Русской Православной Церкви, и будучи нашим земляком, всячески содействовал лоббированию этого вопроса в Совете по делам религий.

О. Зосима побывал в Москве на приёме у Михайлова Г.А. и получил моральную поддержку для решения этого вопроса. Подошла весна 1989 года, а вопрос все не решался. Районные депутаты под нажимом властей подписали решение о создании в храме музея. В то время в соборе находился склад общепита, в алтаре был устроен туалет; попираемая святыня в центре города Приволжска ожидала решения своей судьбы.

И в день памяти святителя и чудотворца Николая епископ Ивановский и Кинешемский Амвросий приехал в с. Толпыгино и беседовал с о. Зосимой. Владыка говорил: “Как вы сможете отреставрировать этот храм? Он ведь находится в таком тяжелом состоянии, на колокольне даже нет креста". На что иеромонах Зосима отвечал, что крест на колокольне есть. Внезапно началась сильная гроза, молния ударила между епископом Амвросием и о. Зосимой прямо в землю. Это был как бы знак: через несколько минут раздался звонок и испуганный голос сообщил, что только что на колокольне собора Николая Чудотворца в г. Приволжске сбит молнией крест...

Епископ уехал в Иваново, а иеромонах Зосима поехал в Приволжск, посмотреть состояние колокольни. Колокольня, действительно, была несколько разрушена. Это произошло в день памяти Святителя Николая, в честь которого был освящен собор. И именно в этот день был подписан отказ местных властей о возвращении храма Церкви. А на следующий день при загадочных обстоятельствах колокольня обрушилась. Некоторые полагали, что вызванные саперы взорвали колокольню, но доказательств прямых тому не было.

Власти ещё некоторое время не отдавали собора Церкви. Склад, который находился в соборе Николая Чудотворца, власти были вынуждены эвакуировать, а руины собора продолжали оставаться бесхозными. Верующие люди,„ написав плакаты: "Долой власть коммунистов”, "Долой безбожное правительство!" - вышли на площадь перед собором, появилось много антисоветских лозунгов. Народ был раздражен действием местных властей, налицо было настоящее противоборство народа и местной власти.

Сломить народ не удалось. Совет по делам религий при Совмине СССР в одностороннем порядке зарегистрировал общину Собора Николая Чудотворца в г. Приволжске, лишив при этом регистрации храм с. Толпыгина. Приписным к собору Николая Чудотворца г. Приволжска оказался именно приход с. Толпыгина, то есть не удалось зарегистрировать новую общину Русской Православной Церкви с сохранением прежней. Религиозная община с. Толпыгина была ликвидирована, храм ее оказался приписным в нарушении действующего законодательства. Прошло совсем немного времени, и был принят новый закон о свободе совести в СССР, и в преддверии этого закона в сентябре 1989 года верующим был возвращен собор Николая Чудотворца в г. Приволжске.

Характерен эпизод с открытием храма в селе Бортницы Родниковского района, в котором действовал музей. Можете себе представить музей, который находится в храме, да еще в селе? Конечно, он никем не посещался. Этот музей был создан председателем местного колхоза.

Председатель колхоза был человек подлинно русский, и в глубине души православный. И когда он узнал, что власти приняли решение разрушить этот храм, то он предпринял хитрый ход. Вместо того, чтобы поступить, как многие, кто разрушал храмы в своих селах, он вышел с предложением организовать в нем музей, который, конечно, не имел никакой ценности. Туда собрали всякие ложки-плошки, сельхозпродукцию, выпущенные ткани. Зато можно было использовать государственные деньги на содержание церкви, благодаря чему она сохранялась в хорошем состоянии. Когда же пришло время открытия храмов, он сам предложил отдать музей Ивановской епархии. Это был, конечно, очень неординарный поступок. Он вызвал критику властей и председателя скоро отправили на пенсию. Но дело было сделано. Храм был сохранен, а затем отдан верующим.

В городе Иванове советом по делам религий при Совете Министров СССР были зарегистрированы две новые общины, с указанием о передаче им храмов Ильи Пророка Божия и Введенского (65).

Драматичная ситуация складывалась вокруг Свято-Введенского храма в г.Иванове, которую в народе называли “Красной церквью”. Власти не хотели возвращать храм верующим. Тогда четыре женщины предприняли по тем временам очень опасный шаг - объявили голодовку. Вероятно, это была одна из первых голодовок в нашей стране. Написали плакат: “Не пьем, не едим и готовы умереть на Родине первых советов” и расположились в центре города у кинотеатра “Современник”. Скандал был страшный. Милиция перевезла их к храму, считая, что там, голодающие меньше будут привлекать внимание. Но народ - сочувствующий и просто зеваки - каждый день толпами собирался здесь. И верующие, и неверующие устраивали манифестации, кто в поддержку голодающих, кто осуждая их действия. Об этом событии узнали зарубежные газеты, радио и телевидение. Приезжали корреспонденты, брали интервью, снимали фильмы, об этом инциденте заговорил весь мир. 16 дней голодовки дали свои плоды. Но еще год пришлось ходить по инстанциям, чтобы убедить местные власти признать права верующих и постановление Совета по делам религий при Совете Министров СССР (66).

В 1989 году Епископом Амвросием было рукоположено 12 священников и 1 диакон и на 31 декабря в Ивановской епархии служили 67 священников и 17 диаконов. Также имелось 13 псаломщиков (67). В 1989 году Ивановская епархия делилась на 4 благочиннических округа, при правящем архиерее работал епархиальный совет, в который входили протоиерей Алексий Тумин, протоиерей Николай Винокуров, протоиeрей Сергий Арбузин, иеромонах Зосима (Шевчук) (68). По-прежнему продолжалось перечисление значительных сумм в различные фонды: в фонд мира - 250 000 рублей, а также были перечислены деньги в детский фонд, в фонд инвалидов, в фонд культуры, в фонд памятников архитектуры (69).

Происходящие в Ивановской епархии положительные перемены были тесно связаны с теми переменами, которые переживала Русская Православная Церковь после празднования 1000 - летия Крещения Руси и состоявшегося Поместного Собора, на котором был принят "Новый Устав Русской Православной Церкви". Новый Устав ввёл периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов. Он предусматривает также расширение состава Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти. Поместный Собор в Уставе восстанавливает Епархиальные собрания. "Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное Собрание", - сказано в Уставе. Епархиальное Собрание состоит из равного числа представителей клира и мирян. О Епархиальном Совете в Уставе говорится, что он "образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные назначаются епархиальным Собранием на один год".

Важнейшие изменения, в сравнении с действовавшим раннее "Положением об управлении Русской Православной Церковью", касаются приходов. По Уставу клирики включаются в состав приходского собрания, а председательство в приходском собрании Устав представил настоятелю прихода. Приходской совет по Уставу является исполнительным органом приходского собрания и как таковой подотчетен ему. В состав приходского совета должны входить председатель, его помощник и казначей, избираемые на трехлетний срок. Председателем Приходского совета может быть и клирик, и мирянин. (70).

Таковы были основные изменения, которые Поместный Собор 1988 года внес в управление епархией и приходом, и мы видим, что в Ивановской епархии уже в 1989 году все эти изменения были проведены в жизнь. Собрания духовенства и мирян задолго до Собора 1988 года ежегодно собирались епископом Амвросием, иногда дважды раза в год. Уже тогда Владыка многое делал для того, чтобы в жизни местной Церкви Ивановской епархии наиболее полное осуществление находило ее соборное начало. Епархиальный совет, как уже выше упоминалось, был создан в 1989 году. В этом же году в Ивановской епархии была проведена большая работа по ознакомлению с новым Уставом духовенства и верующих, а также представителей светской власти на местах; были приняты новые Уставы Православных приходов. С этими целями епископ Амвросий лично "посетил Успенский собор г. Кинешмы, Скорбященский храм г. Фурманова, Христо-Рождественский храм г. Комсомольска, храм Пророка Божия Илии в г. Палехе, храм Усекновения главы Иоанна Крестителя с. Кибергино, Знаменский храм в с. Красное, Свято-Духовской храм г. Юрьевца, Благовещенский храм с. Воронцова, Георгиевский храм с. Ярышева, Преображенский храм г. Шуи, Троицко-Знаменский храм п. Лежнево. В другие храмы на приходские собрания для введения нового Устава выезжал секретарь епархиального Управления. В некоторых храмах настоятели были избраны старостами - председателями приходского собрания и приходского совета" (71). Так было покончено с засильем неверующих старост - мирян, назначаемых советской властью. На проводимых Владыкой Амвросием и его секретарем "собраниях присутствовали секретари районных исполкомов, которые знакомились с новым церковным Уставом"(72). Уполномоченным по делам религий по Ивановской области в 1989 году был Богородский Е.А. (73). А в 1991 году Институт уполномоченных был упразднен, на их место вскоре пришли консультанты по вопросам религии при администрации области. В Ивановской области на должность ведущего специалиста областной администрации по связям с религиозными объединениями в 1991 году был назначен А. И. Груздев. Его назначение во многом способствовало укреплению и улучшению церковно-государственных отношений на территории Ивановской области, оздоровлению духовно-нравственной обстановки в регионе.

За 1989-90 годы число храмов в епархии возросло до 60. В первый же месяц 1991 года к ним добавились еще 9 вновь открытых храмов:

1) в г. Заволжске Богоявленский храм,
2) в г. Гаврилов-Посад Покровский храм,
3) в г. Плесе Приволжского района Свято-Воскресенский храм,
4) в г. Шуе Свято-Воскресенский храм,
5) в г. Юрьевце Свято-Богоявленский храм,
6) в с. Осановец, Гавриловопосадского района Воскресенский храм;
7) в с. Шекшове, Гавриловопосадского района Храм Богоотец Иоакима и Анны;
8) в с. Петрово Городище, Гавриловопосадского района храм Свято-Никольский;
9) в с. Введенье, Шуйского района Николо-Шартомский мужской монастырь.

На начало 1991 года в Ивановской епархии насчитывалось 69 храмов (74). "Храмы передавались, как правило, в бедственном разрушающемся состоянии и требовали больших материальных средств и капитального ремонта. " (75).

Во всех храмах епархии, в том числе и во вновь открытых, совершались богослужения. При большом недостатке церковной утвари, церковных книг и певческих сил, по милости Божией, везде богослужения совершались во славу Божию и на радость верующим людям, истосковавшимся по духовности и храмовой молитве.

Вновь открытые приходы требовали большой поддержки и не только материальной, но и духовной. Практически в каждый вновь открытый храм епископ Амвросий выезжал лично, открывал богослужения, освящал вновь сооруженные престолы.

В 1990 году перед Пасхой был наконец полностью передан верующим Свято- Введенский храм в г. Иванове. После возвращения храма епархии в нем сразу началось совершение богослужений, интенсивно пошел процесс реставрации. Кроме собственно храма были переданы все постройки внутри церковной ограды. 4 декабря 1990 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в этом храме епископом Амвросием при большом стечении духовенства и народа был освящен Престол и совершена торжественная Литургия.

“Окончательно был передан в г. Иванове и храм святого Пророка Божия Илии, где епископ Амвросий также освятил Престол. И в этом храме были начаты интенсивные восстановительные работы. Были возобновлены церковные службы, прерванные много десятилетий назад, и в переданном епархии в очень поврежденном состоянии комплексе Николо-Шартомского монастыря. В монастыре появились первые насельники. Был приведён в порядок братский корпус, и жилые помещения стали готовы для размещения монахов. Монастырю передали в пользование 20 гектаров земли". (76).

С 1990 года резко возросло количество людей, желающих принять священный сан и монашеский постриг. Увеличилось число, желающих креститься, венчаться, отпеть своих усопших родственников. В 1989 году в храмах епархии было совершено 25 394 крещения, 505 венчаний, 12 298 отпеваний, (из них очных 4120, заочных 8278) (77). В 1990 году - 36354 крещения, 1208 венчаний, 12003 отпеваний (из них очных - 2496, заочных - 9507) (78). Для сравнения: "в 1968 году в Ивановской епархии было совершено крещений 6453, венчаний 58, отпеваний надгробных - 1611, отпеваний заочных - 8578" (79).

Такое резкое возрастание числа людей, желающих креститься и венчаться объясняется тем, что в 1988 году и еще несколько раньше, в общественном сознании произошли значительные перемены во взгляде на веру, Церковь, религию. Верующих перестали считать неполноценными людьми, и многие смогли открыто исповедать свои убеждения, не боясь, что последствием этого будет ущемление их гражданских прав и свобод.

В 1990 году епископом Амвросием были рукоположены 22 священника и 5 диаконов. На 31 декабря 1990 года количество священно-церковнослужителей в Ивановской епархии составило: священников - 87, диаконов - 19, псаломщиков - 14 (80). В 1990 году все действующие храмы епархии провели необходимые ремонты. Все храмы делали свои взносы в различные благотворительные фонды, на содержание епархиального Управления, но большая часть средств направлялась на ремонтно- реставрационные работы в Николо-Шартомском монастыре и вновь открытых храмах.