1458 1. От разделения митрополий (1458 г.) до Брестской унии (1596 г.).
1452-1458 Возникновение первых православных братств в Львове и Вильне (по другим источникам Львовское братство возникло в 1439 г.).
1458 Литовская митрополия отделяется от Московской митрополии. В ее состав входят помимо Киевской митрополии 9 православных епархий на территории Литвы (Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Туровская, Луцкая, Владимирская) и Польши (Галицкая, Перемышльская, Холмская).

Первым митрополитом Литовским назначается Григорий.

1459 Русские архиереи составляют соборное послание к литовским епископам не принимать митрополита-униата от Латинской Церкви.
1464 Черниговский епископ Евфимий, единственный из всех литовских епископов, откликается на послание русских архиереев и, покинув свою епископию, приезжает в Москву, где получает в управление Суздальскую епархию .
1468 Великий князь Казимир просит разрешения у папы Павла II основать в русских областях монастыри бернардинцев для приведения православных к униатству.
1469 Григорий порывает с унией и испрашивает у православного Константинопольского патриарха Дионисия благословения и подтверждения его права на кафедру. Дионисий утверждает его в сане.
1470 Князь Симеон восстанавливает Великую церковь печерскую в Лавре, разрушенную во время нашествия Батыя.
1473 Кончина митрополита Григория.
1475 Митрополитом избран Смоленский епископ Мисаил. Благословение Константинопольского патриарха на этот сан так и не было им получено до самой смерти.
1476 Митрополит Мисаил и ряд его сподвижников посылают грамоту папе Сиксту IV с просьбой о принятии в унию. Просьба остается без ответа.
1479-1480 Константинопольский патриарх Рафаил еще при жизни Мисаила рукополагает и присылает в Литовскую Церковь другого митрополита Киевского и всея Руси, Спиридона (Сатану). Казимир арестовывает Спиридона и держит его в заточении.
1480 Кончина митрополита Мисаила.

Православные архиереи избирают митрополитом епископа Полоцкого Симеона. Отныне в Литве утверждается избирательный порядок в православные митрополиты с их обязательным поставлением Константинопольскими патриархами (через экзархов).

Основание Коложского монастыря в Гродно при церкви святых мучеников Бориса и Глеба.

1481 Патриарх Максим присылает экзархов для посвящения Симеона.
1482 Константинопольский патриарх снимает со Спиридона митрополичий сан. Спиридону разрешают уехать в Москву, где он и скончался около 1503-1505 гг. в Ферапонтовом монастыре.
1483 Указ Литовского князя Казимира IV, воспрещающий православным строить новые церкви и возобновлять старые.
1488 Кончина митрополита Симеона.

Митрополитом поставляется епископ Полоцкий Иона (Глезна).

1492 Великий князь Литовский Александр Ягеллончик подтверждает все права своих граждан без различия вероисповедания.
1494 Кончина митрополита Ионы.

Митрополитом поставляется архимандрит Вильненского Свято-Троицкого монастыря Макарий.

Обновление и освящение кафедрального собора во Владимире Волынском.

1495 Великий князь Литовский, римо-католик по вероисповеданию, Александр Ягеллончик сочетается браком с православной дочерью Ивана III Еленой. Притеснения православных в Литве, однако, продолжаются.
1497 Кончина митрополита Макария, убитого крымскими татарами во время поездки в Киев для восстановления разграбленной татарами Киево-Печерской Лавры.

Митрополитом поставляется епископ Смоленский Иосиф I, сочувствующий идее унии. Константинопольский патриарх Никон присылает ему послание, в котором советует поддерживать дружеские отношения с римо-католиками.

1498-1499 Митрополит Иосиф предпринимает первые открытые шаги в пользу унии, начав открытое притеснение православных.
1499 Подтверждение Александром Ягеллончиком "Свитка Ярославова" грамотой о неприкосновенности святительского суда и церковного имущества.
1500-1503 Война Москвы с Литвой, вызванная жалобами русских литовских князей на религиозные притеснения со стороны проуниатски настроенного митрополита Иосифа и понуждением княгини Елены перейти в униатство.
1500 Митрополит Иосиф отправляет послание папе Александру IV с подтверждением приверженности унии и с просьбой о покровительстве. В письме к великому князю Александру папа соглашается утвердить Иосифа в митрополичьем достоинстве, если тот согласится полностью принять католическое вероисповедание и будет способствовать принятию всем русским населением решений Флорентийского собора.
1501 Кончина митрополита Иосифа. Попытка восстановления унии в Литве не удалась.
1503 Митрополитом избирается бывший духовник православной княгини Елены, настоятель Минского Вознесенского монастыря, Иона II. Православие в Литве снова набирает силу.
1507 Кончина митрополита Ионы II.

Митрополитом избирается епископ Смоленский Иосиф II Солтан.

1509 Константинопольский патриарх Пахомий благословляет поставление Иосифа II с титулом "митрополит Киевский, всея Руси, и Галицкий".

Вильненский Собор об исправлении внутренних порядков Православной Церкви.

Великий князь Сигизмунд I отдает право назначения наместников православного митрополита на Галичине Львовскому латинскому архиепископу.

1510 Митрополит Иосиф дает общежитийный устав Супрасльскому монастырю.
1511 По инициативе Иосифа Сигизмунд I специальной грамотой подтверждает неприкосновенность прав Православной Церкви ("Свиток Ярославов").
1514 Сигизмунд I разрешает строить православные каменные храмы в столице великого княжества Литовского г. Вильно, отменив тем самым на практике запрещение Казимира IV от 1483 г.

Среди членов Королевской Рады появляются православные вельможи (вопреки Городельскому постановлению 1413 г.).

1521 Львовское церковное братство приносит жалобу Сигизмунду на все более усиливающееся утеснение православных в городе и по всей Галиции.
1522 Кончина митрополита Иосифа II Солтана.

Поставление митрополитом епископа Полоцкого Иосифа III.

Сигизмунд назначает наместником митрополита в Галиции православного архимандрита Исаакия (Иакинфа Гдашицкого), который отказывается от подчинения Львовскому католическому архиепископу. Исаакий проводит большую работу по обращению в православие жителей Галичины, ставших католиками.

1523, 1524, 1534, 1535, 1541 Указы Казимира, направленные против лютеранства и кальвинизма, широко распространяющихся в Польше и Литве. В протестантизм переходят множество как католиков, так и православных.
1529 На сейме в Вильно шляхта вынуждает Сигизмунда подтвердить запрещение православным занимать высшие государственные должности.
1534 Кончина митрополита Иосифа III.

Митрополитом нарекается епископ Луцкий Макарий II.

1539 После долгой борьбы с католическим архиепископом Львовским Макарий (Лучапский) поставляется православным епископом митрополии Галицкой. Образуется православная епископия с кафедрой во Львове.
1540 Собор в Новогрудке и определение положения Львовской епископии в Киевской митрополии.
1542-1544 Продолжают образовываться церковные братства во Львове - при Благовещенской и Никольской церквях.
1555 около Появление в Литве антитринитарианской (социнианской) ереси.
1556 Кончина митрополита Макария II.

Митрополитом нарекается Сильвестр (Белькевич).

1563 На Виленском сейме Сигизмунд полностью отменяет Городельское постановление и другие религиозно-государственные ограничения в отношении православия и протестантизма. Усиление протестантизма в Литве.
1564 Распространение антитринитарианского еретического учения на Волыни.
1567 Кончина митрополита Сильвестра.
1568 Митрополитом поставляется епископ Пинский и Гуровский Иона III (Протасевич).
1569-1574 Иван Федоров и Петр Мстиславец, переехавшие в Литву, разворачивают здесь свою типографию и печатают "Евангелие Учительное", Псалтырь, Часослов и "Апостол".
1569 Люблинская уния: объединение Польского королевства и великого княжества Литовского в одно государство - Речь Посполитую.

В Вильно впервые появляются иезуиты, которые с новой силой повели борьбу за церковную унию.

1573 Варшавский сейм утверждает конституцию о веротерпимости и равенстве перед законом всех христианских вероисповеданий.
1575-1589 В противовес православным церковным братствам иезуиты учреждают братство тела Христова, братство св. Девы Марии и братство милосердия Господня, активно содействовавшие переходу населения в католичество.
1576 Митрополит Иона III по старости уступает свое митрополичье достоинству светскому шляхтичу Илье Куче. Илья принимает сан епископа.
1577 Иезуит Петр Скарга печатает в Вильно сочинение "О единстве Церкви Божией под единым пастырем и о греческом отступлении от этого единства, с предупреждением и увещеванием русским народам, держащимся греков", по существу содержащее программу, которой впоследствии держались иезуиты при введении церковной унии.

Кончина митрополита Ионы III.

1579 Кончина Ильи Кучи. На его место нарекается Онисифор Девоча.
1580-1581 В Остроге Иваном Федоровым напечатана первая Библия на славянском языке стараниями князя Константина Острожского (на базе переводов, сделанных ранее при архиепископе Новгородском Геннадии).
1581 Открытие Острожской православной школы.
1582 Булла папы Григория XIII о введении в западном мире нового календаря с пропуском 10 дней. Константинопольский патриарх Иеремия II в своем послании призывает православных не принимать новый календарь.
1583 Волнения на Рождество Христово, связанные с попытками католиков заставить православных принять новый календарь. По приказу Львовского католического архиепископа запираются православные церкви.
1584 Король Стефан Баторий издает декрет о недопустимости насильного принуждения православных к новому календарю.
1584-1585 Создание школ при Виленском и Львовском церковных братствах. В Львовскую школу для преподавания прибывает экзарх патриарха Константинопольского митрополит Элассонский Арсений.

Митрополит Онисифор благословляет Виленское церковное братство, открывшее и типографию. В дальнейшем здесь напечатана большая часть полемических сочинений против унии.

Начинают во множестве образовываться другие местные братства, основная цель которых - открытие школ и типографий.

1585 Стефан Баторий подтверждает грамотами все церковные права православного духовенства.
1588-1589 Посещение Киевской митрополии Константинопольским патриархом Иеремией II. Это первое за всю предшествующую шестисотлетнюю историю посещение патриархом Русской Церкви.
1588 Острожский священник Василий печатает труд "О единой истинной православной вере и о св. соборной апостольской церкви", направленный против про-униатских сочинений иезуитов.
1589 Патриарх Иеремия II смещает митрополита Онисифора за двоеженство.

В чин митрополита Иеремия II посвящает архимандрита Минского Вознесенского монастыря Михаила (Рогозу).

Патриарх Иеремия II освящает устав Львовского братства.

1590-1594 Усиление притеснений и прямых издевательств над православными священнослужителями со стороны католиков.
1590 Церковный собор в Бресте. Четверо епископов тайно подписывают акт о готовности принять унию и направляют его королю.

Иезуит Петр Скарга призывает короля присоединить православных к католической церкви.

1591-1592 Король Сигизмунд III принимает ряд актов, подтверждающих права Львовского, Минского, Кричевского, Оршанского, Брестского и Виленского церковных братств.
1593 Епископом Владимирским назначается Брестский кастелян Адам Потей, горячий сторонник унии.
1594 Съезд епископов в Сокале и выработка условий унии с Римом. Текст условий подписывает и митрополит Михаил.
1595 Архиереи и митрополит составляют "Соборное послание к папе Клименту VIII" с просьбой об унии.

По городам поднимается волна протестов против унии со стороны братств, духовенства и мирян.

Король Сигизмунд III издает универсал ко всем своим православным подданным с призывом принять унию.

В Луцке собираются епископы Луцкий, Перемышльский, Львовский и Холмский и принимают заявление с угрозой отлучения всем, кто не поддержит унию.

Поездка епископов Игнатия (Поцея) и Кирилла (Терлецкого) в Рим и принятие ими унии от лица всех православных Киевской митрополии. Официальное заключение унии.

1596 2. От Брестской Унии (1596 г.) до воссоединения с Московским патриархатом (1687 г.)
1596 Виленское братство выступает с резким протестом против унии. Митрополит Михаил (Рогоза) изгоняет братство из Троицкого монастыря.

В Бресте созываются два Собора: Собор сторонников унии, провозгласивший переход Киевской митрополии под власть Римского престола, и Собор православных, осудивший это решение и лишивший сана подписавших его иерархов.

Король Сигизмунд санкционирует решения униатского Собора. Утверждение унии в Польском государстве.

Митрополит Михаил (Рогоза) предает проклятию и лишает сана епископов Львовского и Перемышльского и всех священнослужителей, не присоединившихся к унии.

Универсал короля Сигизмунда III, утверждавший решения униатского собора и признававший православных священнослужителей, не согласившихся на унию, отлученными от церкви.

Составление первого православного катехизиса Стефаном Зизанием в Вильно.

1597 Константинопольский патриарх Мелетий признает каноническим низвержение православным Брестским Собором отпадших в унию епископов и митрополита Михаила (Рогозу).

Львовский епископ Гедеон (Балабан), Кирилл Лукарис и князь Константин Острожский назначены экзархами патриарха для Литвы.

Сеймовый суд над экзархом Константинопольского патриарха Никифором по ложному обвинению в шпионаже и заключение его в тюрьму.

Гонения против православных священников.

Основание Почаевского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

1598 Во время сейма волынская православная шляхта требует низложить униатскую иерархию.

Неудачные попытки униатов овладеть Киево-Печерским монастырем.

Нападение иезуитов на церковь виленского Свято-Духовского (Свято-Троицкого) братства.

1599 Ипатий Потей основывает первую в Западнорусском крае униатскую школу в здании, отнятом у Брестского православного братства.

В Вильно по инициативе князя Острожского представители православного и протестантского духовенств обсуждают возможность религиозной унии. Православная и протестантская шляхта заключают конфедерацию для совместной борьбы против насильственного насаждения католицизма.

Кончина митрополита Михаила (Рогозы).

Король Сигизмунд III ставит митрополитом епископа Владимирского Ипатия (Потея).

1600 Константинопольский патриарх Мелетий утверждает своей грамотой Львовское ставропигиальное братство.

Сеймовое судебное разбирательство по жалобе православных на незаконность действий, предпринятых униатским митрополитом Ипатием (Потеем) и униатским Луцким епископом Кириллом (Терлецким.). Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий полностью оправданы.

1601 Конфликт Ипатия Потея с виленским Свято-Духовским братством. Изгнание двух священников церкви братства. Основание в Троицком монастыре, ранее связанном с братством, униатской семинарии.
1604 Епископ Львовский Гедеон основывает православную гимназию и типографию.

Приезд Ипатия Потея во Львов, столкновение его с епископом Львовским Гедеоном и предание проклятию всех православных жителей Львова.

1605 Основание Виленского Свято-Духова монастыря Свято-Духовским братством.

Сигизмунд III жалует Ипатию Потею грамоты на право подчинения ему всех церквей восточного исповедания в Литве и Польше и на право церковного суда.

1606 Дебаты о кассации Брестской унии на сейме.
1607 Кончина Гедеона, епископа Львовского, в течение 10 лет заменявшего православного митрополита для Западнорусской Церкви.

Принятие на сейме конституции, подтверждающей права православной религии, которая на практике не выполнялась.

1608-1609 Выступление духовенства Вильно и ряда городов Западной Белоруссии против унии. Занятие православных храмов в Вильно Ипатием Потеем с помощью военной силы. Православие в Вильно теряет свои позиции. У православных остается только Свято-Духовская церковь с монастырем.
1608 Кончина князя Константина Острожского, самого могущественного защитника православия в Польше и Литве.
1610 Перемышльская епархия переходит в руки униатов. Репрессии против православного духовенства. Под православным управлением остается лишь Львовская епископия.

Приезд в Киев наместника униатского митрополита Потея и последующая "Протестация" запорожского казачества против нарушения прав Православной Церкви.

Мелетий Смотрицкий печатает "Фринос" ("Плач Восточной Церкви"), сочинение, направленное против униатских взглядов.

Сигизмунд III приказывает закрыть типографию в Вильно, напечатавшую "Фринос", и уничтожить все экземпляры книги.

1613 Кончина Ипатия Потея. Митрополитом становится Иосиф (Рутский).
1616 Основание Киевского православного братства и Киевско-братского училищного Богоявленского монастыря.
1617-1619 Полоцкий епископ-униат Иоасаф (Кунцевич) развязывает кампанию репрессий против православных в Восточной Белорусии. Закрытие всех православных храмов в Могилеве, Луцке и Орше.
1617 Иосиф Рутский создает на базе Троицкого (переименованного в Базилианский) монастыря Базилианский монашеский орден по образцу иезуитского братства, в который вошли все захваченные в унию русские монастыри. В орден вступают как униаты, так и католики и иезуиты. Орден выходит из-под власти епархиальных архиереев. На конгрегации решено, что все униатские епископы должны выбираться только из членов ордена. (По другим источникам Базилианский орден учрежден еще при жизни Ипатия Потея).
1620 Иерусалимский патриарх Феофан прибывает из Московской Руси в Киев. Туда же прибывают православные делегаты со всей Польши и Литвы. Православный Собор под защитой запорожских казаков. В Киево-Печерской Лавре Феофан хиротонисует семь православных епископов и митрополита Киевского и Галицкого - игумена Киево-Михайловского монастыря Иону (Борецкого). Восстановление православной иерархии в Западной России.
1621 Универсалы Сигизмунда III об аресте православных епископов как турецких шпионов. Преследование православных горожан Вильно, признавших новую православную иерархию.

Ожесточенная литературная полемика между Свято-Духовским виленским братством и униатами.

Гонения на православных в Полоцке и Витебске и закрытие православных храмов униатским архиепископом Иоасафом (Кунцевичем).

Все запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным вписывается в Киевское Богоявленское братство.

Под защитой запорожского войска митрополит Иов собирает Собор "Советования о благочестии".

1623 Сейм постановляет лишить силы все декреты и судебные решения, инициированные униатами против православных, а также прекратить все судебные тяжбы и процессы между униатами и православными. Сейм создает комиссию для организации примирительного Собора православных и униатов.

Волнения православных в Витебске, убийство униатского Полоцкого епископа Иоасафа (Кунцевича). Усиление репрессий против православных.

1624 Попытка униатского митрополита Иоасафа (Рутского) начать переговоры с православными о примирении. Проект об учреждении патриаршества в Западной России.
1624-1625 Поездка архиепископа Полоцкого Мелетия (Смотрицкого) в Константинополь к патриарху по поводу возможного примирения с униатами. По возвращении Смотрицкий тайно переходит в униатство.
1625 Униаты запечатывают православные церкви в Киеве, после чего начинаются антиуниатские выступления казаков.

Православный Собор осуждает "Учительное Евангелие" Кирилла Транквиллиона, который вскоре после этого переходит в унию.

1626-1631 На ежегодных сеймах православные делегаты регулярно поднимают вопрос о правах Православной Церкви. Однако все эти попытки не увенчиваются успехом. Столкновения между униатами и православными продолжаются.
1628 Православный Собор в Гродке по вопросу о догматических различиях между православием и католицизмом. Мелетий Смотрицкий убеждает Собор в отсутствии догматических различий и призывает к унии. Смотрицкому поручается написать записку о догматических различиях.

Мелетий Смотрицкий без разрешения православного митрополита Иова печатает "Апологию" с обоснованием необходимости для православных принять унию.

Православный Собор в Киеве, осудивший "Апологию". Мелетий Смотрицкий публично отрекается от "Апологии". Собор распространяет грамоту ко всем православным, подтверждающую твердую отрицательную позицию Церкви по отношению к унии.

1629 Король издает универсал, обязывающий православных и униатов собраться на примирительный Собор во Львове.

Православный Собор в Киеве, решивший не посылать своих представителей на примирительный Собор. Во Львов приезжают только униаты, и Собор так и не открывается.

1631 Кончина православного митрополита Иова.

Митрополитом избирается архиепископ Смоленский и Черниговский Исайя (Копинский).

Петр Могила основывает православное училище (коллегию) в Киево-Печерском монастыре (через год школа переведена в Богоявленский монастырь).

1632 Смерть короля Сигизмунда III, главного инициатора и поборника унии. Оживление надежд Православной Церкви.

Православные делегаты во главе с Петром Могилой на конвокационном сейме выходят с просьбой о полном восстановлении Православной Церкви в ее прежних правах. Заседания комиссии по рассмотрению взаимных претензий православных и униатов. Решения комиссии не удовлетворяют ни православных, ни униатов.

На избирательной сейме православная шляхта требует возвратить православной Церкви все права, узурпированные униатами. Принимаются "Статьи по успокоению народа русского греческой религии".

Официальное признание православия, восстановление Западно-русской митрополии с четырьмя епископиями и ее имущественных прав впервые за 36 лет существования унии. Избрание двух кандидатов на Киевскую православную митрополию - Петра Могилы и Михаила Ласка.

1633 Издание королем Владиславом IV диплома, подтверждающего "Статьи по успокоению". Король жалует Киево-печерскому архимандриту Петру (Могиле) грамоту на Киевскую митрополию.

Львовский собор поставляет Петра Могилу митрополитом с благословления Константинопольского патриарха. Прежний митрополит, Исайя (Копинский), удаляется возвращать захваченные униатами церкви.

Владислав жалует грамоты православным братствам и подтверждает их права.

1635 Попытка православной шляхты добиться придания силы закона "Статьям по успокоению народа русского греческой религии". Принятие конституции о правах Православной Церкви.
1636 Попытка переговоров о новой унии и создании подчиненного Риму Киевского патриархата.
1638 Принятие конституции "О греческой религии", подтвердившей конституцию 1635 г.

Массовый уход монашествующих в Московское государство, вызванный рапространением лживых слухов о переходе Петра Могилы в униатство.

1640 Собор православного духовенства в Киеве одобряет Большой Катехизис, составленный под руководством Петра Могилы.
1641 На сейме принято постановление, облегчающее процесс передачи православным захваченных у них униатами церквей.
1642 По решению Константинопольского патриарха Парфения Катехизис Петра Могилы обсужден и исправлен Собором в Яссах.
1643 Парфений, Собор епископов и восточные патриархи одобряют исправленный Катехизис Петра Могилы и признают его православным исповеданием не только русских, но и всех греков. Однако исправленный текст из-за смены патриархов в Киев не отсылается.
1644 Проекты заключения новой унии православных с униатами митрополита Петра (Могилы) и Адама Киселя.

Публикация "Лифоса", апологетического сочинения, опровергающего нападки на Православную Церковь в книге "Перспектива" Кассиана Саковича.

1645 Из-за невозможности издать большой Катехизис Петр Могила публикует "Собрание короткой науки об артикулах веры" (Малый Катехизис).
1646 Издание Петром Могилой "Евхологиона" ("Требника").

Основание иезуитской коллегии в Киеве.

1647 Кончина митрополита Петра (Могилы).

На митрополию избирается епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский Сильвестр (Коссов).

Православный Собор в Вильно по вопросу об унии православной и униатской церквей.

Переговоры о подготовке общего Собора православных и униатов.

Торжественная встреча Богдана Хмельницкого в Киеве митрополитом Сильвестром (Коссовым) и Иерусалимским патриархом Паисием. Патриарх благословляет Хмельницкого на борьбу с поляками.

1649 По Зборовскому договору между Хмельницким и королем Яном Казимиром главенствующая роль в Малороссии должна принадлежать Православной Церкви. Холмская епископия возвращается православным.

Сейм обсуждает вопрос об уничтожении унии, но безуспешно.

Изгнание иезуитов из Малороссии.

1650 Послы Хмельницкого на сейме требуют уничтожения унии не только на Украине, но и на всей территории Польши и Литвы.
1652 После поражения Хмельницкого под Белой Церковью король Ян Казимир издает грамоту, возвращавшую униатам все отнятое по Зборовскому договору.

Массовый переход православных из Малороссии в степи государства Московского.

1654-1655 Белоруссия и часть Литвы переходят к Московскому государству.
1654 Переяславская рада. Украина (Малороссия) включается в состав Московского государства.
1655 Царь Алексей Михайлович подтверждает жалованной грамотой имущественные права малороссийского духовенства.

Духовное посольство к царю Алексею Михайловичу с просьбой дать право Киевской митрополии оставаться в подчинении Константинопольского патриарха.

1657 Кончина Киевского митрополита Сильвестра (Коссова).
1661 Нежинский протопоп Максим Филимонов (Мефодий) поставляется Московским митрополитом Питиримом в епископы Мстиславльские для осуществления реального контроля над Киевской митрополией.

Константинопольский патриарх объявляет Мефодия запрещенным в священнослужении.

Киевский митрополит Дионисий (Болобан) ставит во главе Мстиславльской епископии своего кандидата, епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского).

1667 Заключение Андрусовского мира между Польшей и Московским государством.
1667-1676 Существование трех независимых православных юрисдикций на территории Западной Руси и Литвы (Восточная Украина, Запорожье и русские территории в пределах Польши). Все три юрисдикции находятся в формальном подчинении Константинопольского патриархата.
1676 Ликвидация Запорожской православной юрисдикции.
1685 Московский Собор поставляет князя Гедеона Четвертинского в митрополиты Киевские.
1686 Московское государство заключает "вечный мир" с Польшей. Вся Восточная Малороссия и Киев окончательно переходят к России. Польша обязуется дать свободу православию на своей территории и возвратить православным Могилевскую, Луцкую, Львовскую и Перемышльскую епархии.
1687 Константинопольский патриарх Дионисий и восточные патриархи присылают грамоту, утверждающую переход Киевской митрополии в московскую юрисдикцию.

Воссоединение Киевской митрополии с Московской патриархией.