Светильники веры

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕВДОКИЯ, ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ
Д.Б.Гришин

Ее супружеское, материнское, державное, духовное служение вот уже более шести веков сияет столь же ярко, как и ратный подвиг ее мужа - Великого князя Димитрия Донского. Образ Великой княгини Евдокии (в иночестве - Евфросинии) являет собой идеал русской женщины, вдохновлявший многих художников и писателей...
До сих пор точно не установлен год ее рождения. (На гробнице XIX века указан 1353 год. Основания для такой датировки неизвестны, подтверждений ее мы нигде не находим.) Нет сведений о детстве и юности, о жизни в семье отца - князя Димитрия Суздальского, гордого соперника князя Московского, правнука младшего брата Александра Невского. Но вот Евдокия уже невеста. Пышный свадебный праздник в Коломне 18 января 1366 года. Отныне Евдокия "во всем усердно подобства богоугодному исправлению державного и благонравного супруга, с ним единомудренно в заповедях Господних благозаконно живущи".
Духовный наставник великокняжеской семьи - преподобный Сергий Радонежский. В 1373 году в Переяславле он был восприемником сына Димитрия и Евдокии княжича Юрия. В память об этом событии Евдокия основала там церковь Рождества Иоанна Предтечи с обителью.
В августе 1380 года, уходя на битву с полчищами Мамая, Великий князь у дверей Архангельского храма простился с женой, едва сдерживая слезы "народа ради", опорой которого оставалась в те дни Евдокия. Почти не покидавшая, по традиции, до этого своих палат, теперь она вышла к простому люду: призирала нищих, кормила их на великокняжеском дворе. И молилась дни и ночи - за мужа, за войско, за русскую землю. 25 сентября, стоя с сыновьями Василием и Юрием у Фроловских ворот Кремля, встретила победителей под ликующий перезвон московских колоколов.
И в последующие годы ей выпало немало испытаний: нашествие Тохтамыша, взятие заложником в Орду ее первенца, потеря любимого супруга. Умирающий Димитрий наказал детям ничего не предпринимать без согласия матери. И она разделила с ними бремя государственных забот, продолжая нести и бремя тщательно скрываемого духовного подвижничества, вдовьего смирения. Когда летом 1395 года к Москве приблизилось войско Тамерлана, именно Евдокия велела привезти из Владимира чудотворный образ Богородицы, и после внезапного ухода врага москвичи начали чтить ее не только как княгиню, но и как заступницу и молитвенницу.
Всегда щедро жертвовавшая в монастыри, Евдокия решила основать еще одну обитель - на месте своих теремов, где молилась в дни Куликовской битвы, - и принять там постриг. По преданию, незадолго до обряда во время болезни княгине явился ангел, произнесший пророчество. Лишившись речи, княгиня знаками попросила написать его образ. Лишь в третьем варианте иконы - Архангела Михаила - она узнала небесного посланца. Речь вернулась, но пророчества Архистратига она не открыла никому.
17 мая 1407 года толпы москвичей заполнили Кремль, чтобы проститься с княгиней, направлявшейся в новый Вознесенский монастырь на пострижение. Какой-то слепой со словами: "Княгиня, не оставь меня, страждущего!" - утерся рукавом ее одежды и прозрел. Множество рук потянулось к Евдокии... Летописцы зафиксировали около тридцати чудесных исцелений, случившихся тогда.
В иночестве, приняв имя Евфросиния, княгиня прожила недолго. Уже 7 июля Москва узнала о ее кончине. Погребение совершилось в Вознесенском соборе. А вскоре по городу разнеслась весть о новом чуде: свеча перед гробницей княгини зажглась сама...
В 1453 году в Вознесенском соборе была погребена сноха Евдокии княгиня Софья Витовтовна (в иночестве также Евфросиния), что положило начало традиции, сделавшей со временем монастырь усыпальницей женщин царствующего дома. В течение XV - XVIII веков здесь были похоронены более 30 русских цариц и царевен. Интересно, что их гробницы теснятся поодаль от надгробия Евфросинии: царственные жены словно с почтением расступаются перед благоверной супругой Димитрия Донского. Только в 1626 году рядом с ней была захоронена царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (инокиня Елена), вдова Василия Шуйского. Причина такого отличия не совсем ясна. Возможно, оно обусловлено происхождением рода Шуйских от князя Димитрия Суздальского, отца Евдокии.
Народное почитание Евфросинии в Москве никогда не прекращалось. Особенно оно возросло в XIX веке после ряда чудесных исцелений от слепоты и паралича у ее могилы. Тогда же состоялось прославление Евфросинии в лике святых. В 1872 году вместо посеребренной раки начала XIX столетия над гробницей возводится новая, более богатая, с балдахином, драгоценными камнями украшается стоящая рядом икона, изображающая чудесное исцеление княгиней слепого. Таким образом, Евфросиния оказалась первой и до канонизации в конце XX столетия Великой княгини Елизаветы единственной женщиной в Соборе московских святых.
В июле 1907 года торжественно отмечалось пятисотлетие обители и преставления преподобной Евфросинии. Молебны, многолюдный крестный ход через Красную площадь, послание от Государя, приношения даров... Игумения Екатеринбургского Тихвинского монастыря преподнесла икону святой Софии, выполненную из уральских самоцветов. Великая княгиня Елизавета Федоровна, глубоко почитавшая преподобную, - золотую лампаду и драгоценности для украшения нового покрова, изготовленного инокинями. Она же в дни праздника собственноручно убрала раку розами и васильками. 
Сестры Вознесенской обители сочинили в честь Евфросинии торжественный гимн. Вот несколько строк из него:

Ты святым своим покровом 
нашу доблесть сохрани, 
У своей священной раки 
всех скорбящих умери... 
Помяни в скорбях всех сущих, 
в тесноте или в беде, 
Помяни и всех смиренных, 
всех молящихся Тебе. 
Помяни Ты, Преблаженная, 
и весь русский наш народ, 
Всех, кто с сердцем умиленным 
под покров Твой притечет...

В 1918 году Вознесенский монастырь был закрыт, а еще через десять лет его вместе с соседним Чудовым решили снести. Пытаясь сохранить некрополь, сотрудники музеев Кремля в спешном порядке вскрывали захоронения, перевозили белокаменные саркофаги через площадь и по доскам через пробитое в стене отверстие спускали в подклет Судной палаты Архангельского собора. Одной из первых была вскрыта гробница Марии Нагой, супруги Ивана Грозного и матери святого царевича Димитрия. Потом потревожили вечный сон Анастасии Романовой, Елены Глинской, Софьи Палеолог, Ирины Годуновой, Натальи Нарышкиной...
Саркофаг Евфросинии нашли далеко не сразу. Извлечь его тоже оказалось непросто: при подъеме он треснул и раскололся. В таком виде саркофаг и оказался в упомянутом подвале, надолго затерявшись в грудах камней...
В 80-е годы здесь начались научно-археологические изыскания, большая заслуга в проведении которых принадлежит Татьяне Дмитриевне Пановой, научному сотруднику Кремлевских музеев. Мощи святой Евфросинии считались утраченными; впрочем, вопроса об их обретении тогда никто не ставил. Лишь осенью прошлого года Т.Д.Пановой удалось установить местонахождение мощей и научно их идентифицировать. Теперь, через семьдесят с лишним лет, мы вновь получаем возможность поклониться одной из самых замечательных женщин русской земли, покровительнице нашей столицы.
Много усилий по возрождению былого почитания в Москве святой Евфросинии и приведению в порядок некрополя российских государынь прилагают члены Православного общества русских женщин. Святейший Патриарх Алексий II дал благословение на чтение тропаря преподобной Евфросинии в подклете Судной палаты. Два года назад зарегистрирована община, и в районе Котлы идет подготовка к возведению первого храма Евфросинии Московской. А первое торжество в ее честь после долгого перерыва состоялось 20 июля этого года в день памяти преподобной в Архангельском соборе Московского Кремля. Божественную литургию совершил наместник Новоспасского монастыря, епископ Орехово-Зуевский Алексий. Перед ковчегом с частицей мощей святой Евфросинии был отслужен молебен.
Обретение мощей супруги благоверного князя Димитрия Донского, духовной дочери преподобного Сергия Радонежского - событие особого значения. Святыня явлена нам во время смуты, разорения, иноверческой экспансии как знамение Веры, Надежды и Любви.