"У НАС ОДНА ИСТОРИЯ,
ОДНО ОТЕЧЕСТВО И ОДНО БУДУЩЕЕ..."

На международной конференции
"Христианство на пороге нового тысячелетия"

20--22 июня в здании Президиума Российской Академии наук проходила международная конференция, посвященная всемирному христианскому юбилею -- 2000-летию Рождества Христова. Учредителями конференции стали Российская Академия наук, Русская Православная Церковь и Министерство культуры Российской Федерации. На конференции рассматривались и обсуждались важнейшие проблемы, связанные с современной общественно-церковной жизнью, а также разнообразные церковно-исторические вопросы.

Конференция началась на высокой, торжественной ноте. Открывая первое пленарное заседание, Президент Российской академии наук Юрий Сергеевич Осипов вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Диплом почетного профессора Российской академии наук. Вручая диплом, Президент РАН по церковному обычаю трижды сказал "Аксиос!" -- в переводе с греческого литургического возгласа: "Достоин!"

В своей речи Ю.Осипов подчеркнул, что на рубеже нового тысячелетия в Российской Федерации нет прежнего искусственного противопоставления веры и знания. Примером плодотворного сотрудничества между Российской академией наук и Русской Православной Церковью Президент РАН назвал совместное издание многотомной "Истории Русской Церкви" митрополита Московского Макария (Булгакова) и работу над 25-томной "Православной энциклопедией".

Для осуществления этого грандиозного издания в 1996 году был создан Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия". Энциклопедия выходит под общей редакцией Патриарха Алексия II, являющегося председателем наблюдательного совета по изданию "Православной энциклопедии".

Ю.Осипов является одним из членов наблюдательного совета. Первый (вводный) том энциклопедии, озаглавленный "Русская Православная Церковь", вышел в свет два месяца тому назад. Осенью этого года ожидается выход в свет первого тома.

Перед вручением Святейшему Патриарху Алексию Диплома почетного профессора РАН выступил главный ученый секретарь РАН Н. Платэ. Он сказал, что Диплом вручается Патриарху "за укрепление духовных ценностей и развитие гуманитарных знаний", за его многочисленные статьи, посвященные духовным ценностям и вопросам образования. Из уст главного ученого секретаря РАН многие из присутствующих впервые услышали о вышедшей в 1999 году в свет монографии Святейшего Патриарха "Православие в Эстонии".

В своем благодарственном слове глава Русской Православной Церкви сказал, что принимает этот Диплом "не за личные заслуги, а как признание деятельности Русской Православной Церкви на ниве духовного просвещения".

Поддерживая тему, начатую Президентом РАН, Святейший Патриарх сказал: "Мы постепенно преодолеваем навязанную позитивистской идеологией и богоборческими теориями оппозицию религии и науки. Я уверен, что истинное знание всегда гармонично с истинами веры. Что сближает лучше, нежели совместное стремление к знанию и честный квалифицированный диалог".

Одним из первых поздравил Святейшего Патриарха ректор МГУ В.Садовничий. Обращаясь к Патриарху, он, в частности, сказал: "То, что в наши университеты вернулась теология, вернулось богословие -- ваша заслуга".

С приветственным словом к участникам конференции и поздравлением Святейшему Патриарху выступил заместитель министра культуры Российской Федерации Анатолий Тупикин. Среди приветствий, присланных в адрес этой международной конференции, было зачитано приветствие от генерального секретаря ООН.

После столь торжественного открытия участники конференции выслушали два интереснейших пленарных доклада. Первый -- академика Бориса Раушенбаха "Судьбы христианства за 2000 лет. Надежды и опасения на пороге третьего тысячелетия". Второй -- митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви -- "Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия".

Выступление академика Б.Раушенбаха, известного не только как одного из самых выдающихся ученых в области естествознания, но и как глубокого христианского искусствоведа и философа (с 70-х годов стали доступны широкому кругу читателей его труды об обратной перспективе в древнерусской иконописи), носило открытый апологетический характер.

"Человечество всегда занималось и занимается познанием мира, -- говорил ученый. -- Это познание идет по двум линиям: по логической и внелогической. Внелогическая составляющая познания -- это вера, любовь и красота. Причем, веру нельзя поставить без любви. Любовь же нельзя разбить логически. Надо иметь в виду, что человечеству свойственно религиозное чувство. Я ввел понятие "генная религиозность". Оно отражает способность передаваться религиозному чувству от одного к другому. А это означает полную невозможность научного опровержения религии". Далее академик Б.Раушенбах говорил о том, какую важную роль сыграло христианство в создании европейской культуры.

Говоря о прежнем противопоставлении науки и религии, академик Б.Раушенбах сказал следующее. "Раньше было наивное убеждение: "Разве просвещенный человек может быть религиозным?" Но если бы то, что говорили французские просветители, было правильным, то никакого христианства уже не было. Они, к сожалению, или к счастью, оказались не правы, они ошибались". Завершая свой доклад, ученый сказал, что "2000-летие христианства говорит о его жизнеспособности и востребованности и что в "дальнейшей истории нашей страны христианство найдет свое подтверждение".

Выступление академика Б.Раушенбаха все участники конференции слушали с глубочайшим вниманием, а выражением благодарности маститому ученому стали горячие и продолжительные аплодисменты. При этом автор настоящих заметок о конференции не мог не вспомнить блестящие лекции академика Б.Раушенбаха об иконе Сретения Господня и о Туринской плащанице, которые он произносил около десяти лет тому назад на заседании Клуба межнаучных контактов в Доме Ученых Сибирского отделения РАН. После окончания первого пленарного заседания по пути на общую трапезу представилась и возможность лично поблагодарить Бориса Викторовича за его лекции в Новосибирске.

Митрополит Филарет в своем докладе говорил о христианском понимании Великого Юбилея -- 2000-летия Рождества Христова, о соотношениях Церкви и культуры, веры и мировоззрения, о задачах Церкви в ее отношении к культуре, о природе творчества и христианском понимании свободы.

В заключительной части своего доклада митрополит Филарет сказал: "Важно помнить, что Церковь имеет дело не с "культурными тенденциями", а с живыми людьми. И поэтому, на мой взгляд, в нынешней культурной ситуации главная задача Церкви заключается не в том, чтобы критиковать культурные процессы, но чтобы помочь современному человеку осознать и пережить глубину жизни, ее духовное измерение. Помочь понять, что отношения человека с другими людьми и с миром в целом должны быть серьезны и ответственны. Именно такое понимание дает христианский религиозный опыт, для которого источником смысла и духовной силы является Бог". "Не выходя из мира, не разрывая свои жизненные связи с человеческой культурой, Церковь на протяжении своей истории свидетельствует о Христе, который "вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 18), и таким образом Церковь сохраняет верность своей 2000-летней миссии в мире".

Во второй половине первого дня конференции состоялось пленарное заседание, имеющее тематику: "Церковь, государство и гражданское общество". На этом пленарном заседании было представлено десять докладов, касающихся как исторических аспектов, так и современных проблем взаимоотношения Церкви, государства и гражданского общества.

На второй день конференции, 21 июня, проходила работа секций конференции: "Богословское осмысление истории", "Христианство и художественная культура: проблемы реставрации и восстановления храмов", "Актуальные проблемы изучения восточных христианских церквей", "Опыт экуменического движения в XX веке: объединения и расколы", "Православие в многоконфессиональном обществе", "Миротворческий потенциал христианства", "Актуальные проблемы современной библейской археологии и истории Святой Земли" и "Актуальные исследования русской церковной истории".

На последней из перечисленных секций председательствовал член-корреспондент Российской Академии наук Ярослав Щапов (ИРИ РАН), руководитель Совета РАН "Роль религии в истории". Практически все доклады, сделанные на этой секции, вызвали живой интерес ее участников и положили начало интересным дискуссиям на церковно-исторические темы. Особенное внимание участников привлекли следующие три доклада: А.Поппе (доктор, Варшавский университет) -- "Некоторые вопросы и перспективы изучения истории христианства на Руси"; Н.Синицына (д.и.н., ИРИ РАН) -- "Русская Церковь в период обретения автокефалии"; Б.Клосс (д.и.н., ИРИ РАН) -- "Итоги изучения и публикации памятников русской агиографии XI--XVI вв."

Б.Клосс, в частности, говорил о том, что созрела необходимость создания Научного центра русской агиографии -- с целью скоординировать усилия исследователей и наладить издательскую деятельность, что стоит задача выявления и тщательного описания всего фонда русских житийных памятников, издания серии "Жития русских святых" и учебного пособия "История русской агиографии".

22 июня, в третий день конференции, состоялось утреннее общее заседание, посвященное социальной и педагогической деятельности Церкви и пленарное заседание "Церковное предание и современная историческая наука". По окончании этого заседания состоялось подведение итогов этой международной конференции.

Со стороны Русской Православной Церкви подготовку конференции осуществлял Церковно-научный Центр "Православная энциклопедия" (руководитель Центра и ответственный секретарь Церковно-научного Совета по изданию "Православной энциклопедии" С.Кравец). Материалы конференции будут опубликованы.

Главным итогом международной конференции "Христианство на пороге нового тысячелетия" стало углубление сотрудничества между Российской Наукой и Русской Православной Церковью в решении как научно-исторических проблем, так и в разрешении актуальных вопросов общественно-церковной жизни сегодня -- на пороге нового тысячелетия. Церковь открыта для диалога, для дискуссий, для плодотворного сотрудничества с Российской наукой. Отношения между сторонами определяются осознанием обоюдной ответственности перед настоящим и будущим России. Как сказал на открытии конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, "у нас одна история, одно Отечество и одно будущее, которое мы должны строить".

Протоиерей Борис Пивоваров,
настоятель церкви Всех Святых 
в земле Российской просиявших.
Новосибирский Академгородок.


Яндекс.Метрика

На главную страницу