Предыдущая | В начало | Оглавление | В библиотеку | Следующая

Что делать духовенству?

"Церковный Вестник", журнал петербургской духовной академии, в одном из своих номеров (8-м), поместил ряд интересных статей с живым откликом на нужды и запросы времени.

Не говоря уже о том, что духовный орган "отметается" от, всякого согласия с "желчными", как он выражается, изданиями "Гражданина" и "Московских Ведомостей", "Церковный Вестник " радостно приветствует, все последние освободительные мероприятия правительства и горячо доказывает необходимость как их самих, так и дальнейшего расширения и углубления положенных в основании их начал.

"Все наши личные духовные и культурные сокровища, - говорит обозреватель печати в "Церковном Вестнике", - для их охранения и возведения на высшую ступень совершенства требуют сложной системы воспитательных и вспомогательных средств, заключенных в организованной среде общественности и государственности, вне которых человек не может, не в силах жить и развиваться, хотя бы он, по близорукости, и вообразил себя независимой единицей.

И по мере того, как растет жизнь отдельных личностей и целых обществ, - а она растет неустанно и с постепенным ускорением, - неизбежны на ряду с этим ростом и соответствующие изменения и расширения и общих, определяющих, ее рамок.

Когда запросы и потребности живых личностей перерастают эти рамки, то бесполезно и наивно взывать к одному самоусовершенствованию, не изменяя самой системы условий их существования, сообразно с новыми требованиями.

Любой закон, любое установление могут пережить свой собственный смысл и, вместо прежних споспешников жизни, могут стать тормозами ее. Никаким самоусовершенствованием победить это явление невозможно. Необходима, по слову Евангелия, "сия подобает творити и онех не оставляти", самостоятеленая преобразовательная работа во внешней системе окружающих нас условий. Тут дело совсем не в "злоупотреблениях, не в уклонениях от закона", и не в мечтательных и несбыточных желаниях совершенного счастия. Как раз наоборот. Зло рождается именно от исполнения отжившего закона, от косной привязанности к нему. Разумеем крайние, редкие случаи. Когда возникает, таким образом, острая потребность в перемене закона, никто не мечтает о полном, "абсолютном" счастье. Ищут лишь относительного, большего усовершенствования. И опыт, и история всегда оправдывают эти поиски и, напротив, всецело осуждают идущую против жизни неподвижность".

Приветствуя так и признавая необходимость освобождения личности от всяких внешних искусственных пут и стеснений, "Церковный Вестник " вместе с тем сознает и жгучую необходимость усиления внутренней работы, крайнего напряжения собственных сил Духа. Для всех вообще, и в частности более всего для духовенства, для деятелей на ниве пастырства.

- Нужно спросить себя, - говорит духовенству ректор академии, епископ Сергий, в статье: "Накануне объявления полной веротерпимости", - готовы ли мы к предстоящему великому дню? В мирное время требования совсем не те, что во время войны. В мирное время и деревянное оружие годится напоказ и картонная стена, лишь бы она была внушительна на вид, может показаться надежной защитой. Но не таким все это окажется на поле брани, когда уже не воображаемая, а действительная смерть смотрит в глаза, когда действительный неприятель наносит свои губительные удары. Так и у нас: охранительный закон, ограждающий немощные души от соблазна лжеучений, многое с нас снимает. Теперь и мишура кажется чем-то серьезным, и беспечное легкомыслие в церковном деле и служении - неопасным. Тогда же потребуют от нас уже не красивых фраз, не заученных силлогизмов, не пестрого наряда показной учености. От нас потребуют тогда духа и жизни. Потребуют веры и пламенной ревности, проникновенности духом Христовым, привычки к жизни по Христу, настоящей православной учености, настоящего, опытного познания христианства. Потребуют, чтобы мы писали не чернилами да еще заимствованными, может быть, из чужих чернильниц, а кровию из нашей собственной груди.

Ответим ли мы на эти запросы? Выдержим ли это огненное испытание? Устоим ли на этом, поистине, страшном суде? Ведь судить нас будем уже не мы сами, не наше благосклонное начальство (оно всегда к нам будет благосклонно). Нас судить будет сама церковь Божия, сам народ православный, который вверил нам церковное дело и который без всякого сожаления отвернется от нас, выбросит нас вон, если найдет в нас лишь гроб повапленный, лишь соль, потерявшую силу (Мф. 5, 13).

Какое искреннее, сильное, воистину пастырское слово! Если бы наши пастыри и архипастыри чаще (смелая мечта!) постоянно так говорили!

Тогда не приходилось бы пастырству каяться и с горестью сознавать себя задвинутым куда-то в пыльный угол жизни, как это с благородным достоинством делает тот же "Церковный Вестник ", говоря в передовой "редакторской" статье: "За нашим духовенством накопилось много грехов, и оно, хотя, может быть, не всегда по своей вине, виновато в нынешних тяжелых временах. Мы слишком приучены во всем полагаться на защищавшую нас внешнюю силу. Разучились ходить на своих ногах. И теперь, вместо того, чтобы руководить свою паству в несчастии, стать во главе ее, тесно сплотить ее под церковным крылом, вдохнуть в нее мужество и оберечь от пагубного отчаяния, - мы вдруг начинаем сознавать, что паства не слушается нас, что она уже не идет за нами, как послушные овцы за добрым пастырем, что между нами и паствой выросло какое-то средостение.

Это роковое разделение между пастырями и паствой, угрожающее разорвать нашу церковь сверху до низу, требует от нашего духовенства особой бдительности в эту тяжелую роковую годину".

- Что же нам делать? - спрашивает автор передовой статьи "Церковного Вестника" и справедливо говорит: - "В сферах гражданского управления идет неустанная работа. В особых комиссиях и совещаниям разрабатываются всесторонние преобразования и улучшения, только наше духовное ведомство, по-видимому, не начинало ничего подобного. (Курсив везде наш). Между тем, и оно нуждается в коренном пересмотре действующих в нем узаконений и учреждений".

Далее "Церковный Вестник" широко намечает ряд вопросов, подлежащих церковному пересмотру, и указывает, как этот пересмотр сделать. Отнюдь не бюрократическим путем, не чиновничьими руками синодальных канцелярий в полной зависимости часто от ограниченного усмотрения одного какого-нибудь лица. Нет, путем чисто церковным, произволением соборной церкви.

"Нужен всероссийский съезд духовенства, - говорит "Церковный Вестник ". - Он явился бы в настоящее тяжелое время не только выразителем желаний духовенства, но и прекрасным, незаменимым помощником центральной духовной власти в отыскании путей к улучшению современного церковного строя.

Если бы мысль о таком всероссийском съезде была принята, - как бы тотчас же загорелась работа по выработке и освещению тех вопросов, какие были бы предложены к его обсуждению! Уже сама по себе эта работа была бы весьма полезна, но еще полезнее и важнее был бы голос этого собрания пастырей со всех концов России: они ярко осветили бы и местные, и общие церковные потребности и указали бы верный выход из тех затруднений, что переживает наша церковь в настоящую пору. А отсюда, из царской столицы, они понесли бы по всей России успокоительную уверенность в том, что здесь идет всеобщая горячая работа на пользу родины и что эта дружная работа не замедлит сказаться благотворными переменами в самых глухих, отдаленных уголках нашего отечества".

К этим прекрасным и благовременным словам, церковного академического журнала остается прибавить только одно: пожелание, чтобы слово скорее перешло в дело, чтобы русское духовенство оказалось достойно своего высокого пастырского положения и с горячим одушевлением откликнулось на горячий призыв к великому общенародному пастырскому деланию.

Господи, благослови венец предстоящего святого Твоего дела, выпавшего на долю нашу!

 


Предыдущая | В начало | Ог