Главная

Православная культура

Методические разработки



 

 

 

Евангелие в нашей жизни

Тема 4

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам символы — ангела, льва, тельца и орла, взятые из Священных Библейских Книг (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10; Апокалипсис, гл. 4, стих 7). Эти символы отображают различные стороны служения Иисуса Христа. 

Ангел (в переводе с греческого — вестник, посланник) при евангелисте Матфее символизирует служение Иисуса Христа как посланника Божия в мир для спасения людей. Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. В христианской литературе Христос именуется Царем славы. 

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное служение Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву на Кресте за спасение людей. Орёл при евангелисте Иоанне Богослове выражает духовную высоту учения о Божестве Иисуса Христа, раскрываемого в Евангелии от Иоанна.

Будучи сначала устным свидетельством о жизни и учении Иисуса Христа, Евангелие, записанное этими евангелистами, стало драгоценнейшим письменным христианским свидетельством о Христе, но от этого не лишилось орел своего первоначального назначения. Для христиан оно остается радостной вестью о новой жизни. Один из признаков этой новизны — особый взгляд на справедливость. 

Притча о работниках в винограднике

«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 
Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. 

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, начали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими «тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Евангелие от Матфея, глава 20, стихи 1—16.

Примечание. Счёт времени в притче употребляется такой, какой был принят в Палестине во времена земной жизни Иисуса Христа. Двенадцать дневных часов отсчитывались от восхождения солнца до заката. Третий час примерно равнялся нашему девятому часу утра. Шестой — соответствовал полудню. Девятый час — нашему третьему часу дня. Одиннадцатый час соответствует пятому часу пополудни.

Динарий составлял обычную плату рабочим за один день.


Пересказ притчи о работниках в винограднике

Один человек, владевший участком земли, вышел рано поутру нанять работников в свой виноградник. Он сговорился с ними платить им по динарию за день и послал их работать. Часов около девяти утра он проходил мимо рыночной площади и увидел других работников, которые стояли без дела. И он сказал им:

— Идите в мой виноградник, я заплачу вам, что положено. И они пошли трудиться в виноградник.

Опять выйдя около полудня и потом около трех часов, он поступил так же. Наконец, выйдя около пяти часов вечера, почти к самому концу рабочего дня, он нашел еще работников, стоящих без дела.

— Что вы стоите здесь целый день праздно?

— Никто не нанял нас.

— Идите и вы в мой виноградник, я вам заплачу.

Когда же настал вечер, хозяин сказал тогда своему управляющему:

— Позови всех работников и отдай им плату, начиная с последних и кончая первыми.

Те, которые пришли вечером, позднее всех, получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но им также заплатили по динарию, и работники стали роптать на хозяина:

— Эти последние работали всего один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Хозяин же сказал одному из роптавших:

— Друг! Я не обижаю тебя. Разве не за динарий ты договорился со мною? Возьми своё и иди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен распорядиться тем; что мне принадлежит? Или у тебя глаза завистливые от того, что я добр?

И закончил Иисус Христос притчу такими словами: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, но мало избранных».

Справедливость воздает должное каждому. По естественному праву справедливость в конечном итоге сводится к некоему равенству между людьми при обмене или распределении чего-либо. Старший сын в притче о блудном сыне, конечно же, считал, что отец весьма несправедлив к нему. Работники, потрудившиеся весь день, считали, что с ними обошлись также несправедливо.

Но хозяин виноградника из притчи сравнял первых с последними и последних с первыми. В чем же тогда праведное возмездие? По правде Божией, в том, — говорит притча, — что равняя плата может зависеть просто от самой доброты и благости Верховного Домохозяина. Евангелие, как бы не считаясь с нашими обыденными представлениями о справедливости, открывает нам нечто совершенно новое — правду в смысле милости и благоволения. Тем самым совершенно меняется смысл справедливости.

Бог являет правду Свою ничем не обусловленными благодеяниями, которые могут распространяться на любых людей, на весь мир. Причём эти благодеяния могут превосходить во всех отношениях то, что человек вправе ожидать. Все в мире — дар человеку от Бога. Благо, по существу принадлежащее Богу, становится нашим, не переставая быть небесным благом.

Противопоставляя этому свои представления о правде и справедливости, человек не может воспринять Божию правду — милость.

В жизни нередко бывает так, что последние совершенно сравниваются с первыми или последним отдается преимущество. Но не то говорит притча, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, а то, что может быть и так, как случилось в притче. Милость может оказаться сверх всякого ожидания. И разве это не источник и причина для радости?

Дорогой друг! Вспомни, не приходилось ли тебе самому испытывать чувство огорчения в обстоятельствах, подобных описанным в притче? И как ты вышел из этой ситуации? Как ты думаешь, каковы нравственные истоки зависти — одного из самых мучительных и разрушающих человека чувств? Как можно избавиться от этого недуга?


Следующая тема >>>