Наука и христианство

ЯВЛЕННАЯ ЖИЗНЬ

Имя московского ученого, кандидата математических и философских наук Виктора Николаевича Тростникова семь лет назад было более известно за рубежом, чем на Родине. Там выходили его книги (первая – “Мысли перед рассветом”, 1979г.), там он получил звание академика. Известность же в России ему принесла небольшая статья, озаглавленная: “Научна ли “научная картина мира”?” Она вышла в журнале “Новый мир” (№12,1989г.) в конце номера мелким шрифтом в разделе “Из редакционной почты”. Но была замечена, читатели завалили редакцию письмами. По сути, ничего особенного в статье и не было: автор просто-напросто рассказал о новых открытиях в физике, астрофизике, математики, биологии. Открытия эти подтверждали бытие Бога и целиком опровергали догматы, на которых держался атеизм. Прошло семь лет, но эти научные данные так и остались достоянием ученых-экспериментаторов, и общество наше по-прежнему пребывает в “пещерном” атеизме. Почему?

Недавно с академиком Тростниковым встретился наш корреспондент, публикуем запись их беседы.

УЛЫБКА “ЭОАНТРОПА”

– Виктор Николаевич, почему тогда, в 1989-ом, Вы выбрали такой оригинальный жанр для статьи – в форме письма?

– Это не я выбрал, а редактор. Он боялся, что главный редактор Залыгин ее не пропустит. А поскольку Залыгин имел привычку почту не просматривать – туда ее и втиснули. Потом оказалось, что он не против.

– А почему такие опасения, перестраховки? Ведь Вы публиковали строго научные данные.

– Дело в том, что они не вписывались в “научную картину мира”, к которой все привыкли. Это была “ересь” – против дарвинизма, эволюционизма, вообще безбожного материализма. Хотя, Вы правильно сказали, это строго научные данные, сто раз проверенные.

– Все-таки не совсем понятно. Пусть тогда было в диковинку. Но сейчас-то почему об этом не пишут в газетах, репортажей из лабораторий не показывают? Ведь произошел настоящий переворот!

– А что вообще такое – наука? Она делится на эксперимент и теорию, которая граничит с идеологией. Так вот, эксперименты могут показывать одно, а теория – стоять на другом, отстаивая какую-то идеологию, материализм в нашем случае. Почему не трубят о новом научном знании? А кому это интересно?

Проще говоря, если в ХIX веке ученые были верующими, а наука атеистичной, то сейчас наука вдруг стала религиозной, а ученые уже неверующие. И не с руки им пропагандировать то, что идет против их воззрений. В науке есть свои цеховые правила, мол, это дело наше, внутреннее. Вот любопытный факт... Вы знаете, кто такой архиоптерикс?

– Кажется, в школе проходил.

– Это “недостающее звено эволюции” между ящером и птицей, ящероптица, отпечаток ее скелета в 1860 году в сланцах Баварии был найден, а потом еще дважды находили. Так вот, этого существа никогда не было. Грубейшая фальсификация. Видно, что сланец “свежий”, перо какой-то птицы отпечатали и даже не потрудились скелет сделать правдоподобным, механически рассчитать, чтобы “птица” эта могла летать. Обман полностью разоблачен. Но берем энциклопедию: “Archaeopteryx – ископаемая древняя птица, важное звено в эволюции позвоночных”, и т.д. Я знаю, как составляются энциклопедии – заказывается статья ученому... Я, например, писал статью на слово “информация” – в энциклопедии есть. Точно так же специалисту (который, конечно же, знал о подделке!) заказали написать про эту “птицу”. И... как с гуся вода. Написал. А вы говорите...

Или – “пилтдаунский человек”, так сказать эоантроп. Взяли челюсть шимпанзе, череп человеческого ребенка, зуб свиньи какой-то, все это подложили в карьер, где работа шла – и ура-ура, нашли недостающее звено между обезьяной и человеком. В 1943 году фальсификация была полностью раскрыта, об этом в учебниках антропологии есть. Но... заглядываем в словарь: есть такое слово! И все то же самое, про найденное “звено”. Как говорится, хоть бы хны.

– Учение Дарвина оказалось живучим.

– Если строго судить, то Дарвин и ученым-то не был. Прекрасный натуралист и журналист. Но как ученый он не успел состояться – в 25 лет выдвинул свою теорию, а потом мало что к ней прибавил. Уже при жизни его она была по многим пунктам опровергнута. Кажется, все научное знание против дарвинизма. Например, Берг привел 40 аргументов, и одного из них достаточно, чтобы покончить с этим заблуждением раз и навсегда. В Америке, кстати, существует целая научная школа креационистов, которые доказывают, что естественная история мира протекала точь-в-точь, как это описано в Библии. Это не какие-нибудь фанатики, а нормальные люди, доктора наук. Они присылают мне свое издание “InterVarsity Press”, хотя, сразу скажу, кое в чем я с ними не согласен. Так вот. За один год группа этих ученых выпустила 1500 работ, опровергающих Дарвина. И... хоть бы хны. Почему? Наука способна опровергнуть только опытные, научные данные. А перед человеческим заблуждением она бессильна.

КОГО РОДИТ СОБАКОВОЛК

– Видимо, есть в теории эволюции для человека что-то привлекательное. Эволюция – значит, мир развивается, становится другим, все лучше и лучше... Оптимистичная все-таки теория.

– А Вы уверены, что естественный мир становится лучше? Представьте себе, что ваши естественные наклонности освобождены от духовного водительства и развиваются сами по себе, эволюционируют – станете Вы лучше?

Прогресса в природе нет, а есть реализация того, что заложено. В нас заложена определенная биологическая программа, записанная на ДНК, и, кстати, 90 процентов ДНК в хромосомах функционально никак не используются.

– То есть у нас есть резерв, но он жестко ограничен?

– Именно так. Каждое живое существо может совершенствоваться, но лишь в определенных рамках. Да, эволюция в природе есть. Но какая? Само слово “эволюция” переводится с латинского как “развертывание”, “изменение”. То есть “развертывание” чего-то определенного, что уже создано кем-то. И это очевидно: бабочка меняет цвет крыльев, чтобы приспособиться к окружающей обстановке, рак отращивает большие клешни, и т.д. Но также науке известно, что эти изменения возможны лишь внутри видов, бабочка не может превратиться в рака и т.д. Чуть только мутация заходит за грань допустимого – животное или растение погибает, или же возвращается в первоначальный облик. Если скрестить собаку и волка – получится собаковолк. Но в следующем поколении у него родится или собака, или волк. Это факт. В природе действует очень жесткий закон – сохранения вида.

– Но генетики наши обещают создать совершенно новые виды животных, искусственно влияя на ДНК.

– С конца прошлого века в нескольких лабораториях ведется непрерывная селекция бактерий, используют для этого разные излучения. Ничего не получается. Можно, конечно, допустить, что человек внесет сумятицу в строение природы. Но то человек. Сама же природа неразумна, она не экспериментирует. Раньше думали, что биологическая жизнь – это большая химическая лаборатория. Но в 1953 году Уотсон и Крик открыли механизм синтеза белков на рибосомах под управлением нуклеиновых кислот, и что оказалось? Жизнь – не лаборатория, а как бы издательство, которое непрерывно редактирует и распечатывает кем-то уже написанные тексты, переводит их на разные языки и рассылает по разным адресам.

Синтез белков – это и есть биологическая жизнь, и это очень сложный процесс. Как он выглядит? Представьте живую клетку, из ядра ее в цитоплазму посылается определенная программа синтеза. Эта программа согласована с великим множеством других программ, которые действуют в организме. Более того! Она сообразуется и с теми программами синтеза, которые действуют в других организмах, что сосуществуют рядом. Оказывается, живые существа связаны между собой на программном (!) уровне и составляют единство в экосистеме. Отдельно они не выживут. И вмешательство в эту систему может привести к ее вымиранию.

Открытие это подтверждает библейский рассказ о творении. “Едва возникнув, жизнь уже кишела”, – говорит Шарден, и верно, живая природа возникла сразу во всем своем многообразии, иначе бы не смогла выжить.

– В статье “Научна ли “научная картина мира”?” Вы писали, что общая масса всех живых существ на Земле миллиарды лет назад была точно такой же, что и сегодня.

– Да, это подтвердил анализ древней серы.

– И камни не могут молчать...

– В неживой природе много свидетельств о том, что мир возник не сам собой.

В КОРИДОРЕ ЖИЗНИ

– Величайшее событие в науке – открытие мировых констант. Что это такое? В наш материальный мир заложены значения – электромагнитные, гравитационные и другие, и они всегда постоянны, не меняются. Например, отношения масс электронов, протонов, ну и так далее. Они вычислены с большой точностью. Так вот, в конце 70-х годов один ученый поставил себе вопрос: что было б, если бы эти константы были немножечко другими? Он “сдвинул” их чуть-чуть в одну, в другую сторону – и результат поразил его самого. Эти “сдвинутые” миры, смоделированные компьютером, были удивительны, может быть даже великолепны, и все такие разные! Они не походили друг на друга. Тем не менее, их объединяла одна черта, постоянно повторявшаяся – в этих мирах не было жизни. Всем хороши – а жизнь ну никак там не возможна!

Был вычислен и “коридор” значений мировых констант, при которых жизнь может иметь место. Цифра поразительная: 10 в минус пятидесятой степени! Всякий, кто имел дело с числами, может представить. Да на эти константы даже дышать нельзя... Коридор жизни оказался настолько узким, что идея хаотического, случайного – “естественного” – отбора форм жизни кажется теперь просто сумасшедшей.

– Но это еще не доказывает бытие Бога.

– А вы что же, хотите увидеть Творца в телескоп? Возможности науки ограничены, она дает лишь картину мира, в котором – мы убеждаемся – есть присутствие Творца.

Попробую показать это на примере открытия антропного фактора. Суть его в том, что учеными обнаружена изначальная нацеленность физики на биологию. Вот, скажем, обитает на коралловых рифах краб, эволюционирует в пределах своего вида. Но все признаки, обеспечивающие ему жизнь, сформировались задолго до появления его на свет – 20 миллиардов лет назад! Уже в самом начале мира был четкий план творения. И что поразительно, этот план в принципе совпадает с шестодневом, описанным в Книге Бытия.

Астрофизики считают, что вначале был “большой взрыв” (день первый – “...и отделил Бог свет от тьмы”), в результате которого появились водород и гелий – два самых легких элемента. Ясно, в такой вселенной жизнь появиться не могла. “И сказал Бог: да будет твердь”, – день второй. Из легких элементов надо было “сварить” средние и тяжелые – всю таблицу Менделеева. Для этого нужны “кастрюли”. Ими стали звезды. “Кастрюли” должны отвечать жестким требованиям: если будут слишком большими, то из-за огромной гравитации сожмутся в черные дыры и выпадут из кругооборота вселенной; если эта гравитационная константа будет меньше, то в недрах звезд не образуются давление и температура, достаточные для “варки” элементов.

Но “кастрюли” – еще не все. Важна сама технология “варки”. И это поразительно... Когда знакомишься с последовательностью ядерных реакций – впечатление, будто соприкасаешься с таким сверхинтеллектом, пред которым человеческий разум просто беспомощен! Процесс идет не так, чтобы элементы становились все тяжелее и тяжелее в процессе “варки”, нет. Там всякие попятные движения: допустим, образуется средний элемент – потом он распадается, потом должны встретиться четыре разных ядра, чтобы образовать одно, и так далее... “Рецепт” изготовления настолько замысловат, что сдвинь хоть чуть-чуть одну из констант этой ядерной цепочки, и она сразу же порвется. Четко определено и время “варки”.

Дальше. Из “кастрюли” надо раздать это варево по “тарелкам”, чтобы остывало. Одной из таких “тарелок” стала Земля, названная в Библии “сушей”. Итак, теперь имеются легкие, средние и тяжелые элементы таблицы Менделеева. Из них необходимо создать биологические полимеры, чтобы была жизнь. Начинается химия. И требования к условиям синтеза ну... неописуемы! Все происходит по жесткому, тонко выверенному плану. Чтобы из мономеров создать цепочку ДНК – надо проделать сложнейшую, осмысленную работу. ДНК должна быть достаточно прочна на разрыв, но одновременно – не прочна на расслоение нитей, поскольку при каждом синтезе белка нити должны разделяться. Представляете, в одной цепи и сильные, и слабые связи. Эту константу надо еще поймать, очень тонкое значение. И, что удивительно, все эти константы уже существовали за 15 миллиардов лет до появления жизни!

С этого момента появляется возможность творения 3-го дня, когда появилась трава, сеющая свое семя, то есть появился механизм передачи генетической информации. Возник простейший биоценоз, он стал вырабатывать кислород и готовить условия для творения 5-го и 6-го дня: первой пирамиды видов (на вершине которой – пресмыкающиеся, ящеры) и второй пирамиды (на вершине – млекопитающие, человек). Я уж не буду говорить, сколь усложнилась задача творения на завершающих этапах. Все происходило по плану, а не случайно, не хаотически.

– Виктор Николаевич, значит, эволюции не было вообще? Или она была -но внутри каждого из шести дней творения? Возможно ли так: в начале этапа – воля Господня, а дальше все происходит само собой... Ну то, что Вы говорили про виды: внутри видов происходит эволюция, а между ними – нет.

– В Книге Бытия так и написано, в начале каждого дня: “И сказал Бог..,” – а потом: “да будет”, “да произрастит”... Господь задавал константы развития – и мир развертывался. Святой Григорий Нисский еще в древности писал: “Господь создал семена вещей”. Так же понимал сотворение мира и блаженный Августин.

– А ведь какой жупел из эволюции сделали дарвинисты! Интересно: даже эта их идея с обезьяной, она ведь не сумела опровергнуть Библию. Там же написано: когда Господь изгнал Адама и Еву из Рая, то одел их в “плотяные одежды”, как у диких зверей. В какие “одежды”? Из чьей плоти они были “пошиты”? Не обезьяны ли? В смысле наказания...

– Правдоподобно. Но вот факт. Генетики сравнивали ДНК человека и обезьяны, результат ошеломляющ: ДНК человека ближе к ДНК водяной лилии, чем обезьяны. Получается, легче человека создать заново, чем “выводить” его из шимпанзе.

В ДНК все записано. Кстати, недавно проводилась экспертиза царских останков, так называемая геномная дактилоскопия, и опознание шло по 25-ой хромосоме метахондрии. Эта хромосома передается только по женской линии. Скажем, у Вас такая же хромосома, как у Вашей матери, у нее – как у Вашей бабушки, и т.д. Мутации бывают раз в 100 лет, спектр их известен. Короче говоря, по следам этих мутаций можно “перелистать” ДНК назад, в прошлое – к той первичной хромосоме, которая принадлежала Еве. Генетики попробовали подсчитать, и у них вот что получилось: Ева появилась на земле 64 тысячи лет назад. Интересно, что археологические раскопки говорят о том же, первые мыслящие люди – кроманьонцы появились в это время.

– Питекантропы и прочие “прото-люди” жили намного раньше. Значит, между ними и нами нет никакой связи?

– Даже если мы произошли от них, то все равно это был акт творения, сравнимый с явлением на земле Христа, Который родился по Слову Бога, без зачатия. Это такая перестройка ДНК, что не укладывается в голове! Она возможна только вмешательством Свыше.

ЯВЛЕННОЕ ЧУДО

– У нас в Коми наблюдалось удивительное явление – росоточение икон. Когда это произошло первый раз, в городе Печора, наша республиканская газета ответила издевательской статьей, называлась она “Когда иконы плачут”. Что можно сказать надмевающимся людям, которые считают себя материалистами? Укладывается ли это явление в научную картину мира?

– Это укладывается в то, что рядом с нашим миром существует другой, невидимый, мир, и они взаимодействуют. Все мы знаем, что из того мира приходят какие-то влияния, индукция, например, наши озарения. Пуанкаре писал: “Это я узнал Свыше...” Но оттуда могут быть и материальные интрузии, вторжения.

Скоро в газете “Православная Москва” выйдет статья про монреальский Иверский чудотворный образ. Владельца иконы, испанца Иосифа Муньос, я знаю, это настоящий подвижник. Он ездит по всему миру, чтобы показать икону людям. Недавно оттуда вернулась Елена Сергеевна Голицына и подтвердила: икона мироточит и сейчас, как никогда. Она мироточит уже 12 с половиной лет, непрерывно! Мы подсчитали, что за это время из нее вытекло несколько центнеров мира. Энергозатрата по формуле “МС – в квадрате” равняется взрыву всех ядерных бомб, которые есть на земле, сравнимо с крупным землетрясением. У меня было полбутылочки мира из этой иконы. Проводили лабораторные исследования: полимеры, из которых оно состоит, неизвестны. Когда статья выйдет, покажите тем, о ком Вы говорите (статья “Монреальское чудо” вышла в №5 “Православной Москвы” – ред.).

– Есть еще примеры в окружающем нас мире, когда из “ничего” возникает что-то?

– Конечно! Есть даже такой термин в физике “коэффициент творения”: сколько на один кубический парсек за один миллион лет рождается новых частиц, из ничего. Известно, что внутри галактики появляется материя, а откуда берется – никто не знает. Астрофизиками получено около 200 фотографий, на которых зафиксировано “деление” галактики. Удивительно!

– И все-таки в сознании людей примитивный материализм живуч. Почему?

– Еще Бэкон говорил: малое знание уводит от Бога, а большое знание приводит к Нему. До сих пор мы жили в механистическом “классическом” мире, а сейчас вступили в более реальный “квантовый” мир. И Бог приблизился к нам.

– Вы уже писали о “трех источниках”, так сказать, безбожного материализма: рационализме, эволюционизме, редукционизме. И все они отвергнуты научным знанием...

– Точнее, развенчаны. Ведь та же эволюция, она есть, но не как универсальный принцип, а как частное явление.

Или редукционизм. Что это такое? В детстве все мы что-то строили из кубиков. Также и редукционисты представляют мир как бы построенный из “кирпичиков”: электронов, атомов, молекул и так далее. Им кажется, что, в принципе, мироздание можно рассыпать на атомы и составить заново, как в детском конструкторе. “Кирпичики” для материалистов более реальны и значимы, чем конструкции, из них составленные. Но оказалось, что этот принцип верен лишь для детского конструктора. В 1927 году физики открыли дифракцию электронов, которая показала: у частиц нет определенных траекторий, они не локализованы в пространстве, поэтому они нематериальны. Оказывается, материя не из кирпичиков состоит, а... как бы из ничего.

Квантовая физика однозначно показала: целое реальнее своих частей. Электроны, взятые отдельно, содержат меньше информации, чем те электроны, которые соединены в атом. Если раньше считалось, что “атом состоит из электронов”, то теперь физики говорят иначе: “Электроны куда-то исчезли, а на их месте возник новый физический объект с новыми свойствами – атом”. В свою очередь, группа атомов также “исчезает”, являя новый физический объект – плазму, и так дальше. Чем сложнее объект, тем он значимей, реальней...

В квантовой механике действуют удивительные законы, будто кто-то невидимый там присутствует... Представьте себе два бильярдных шара, которые столкнулись и катятся в разные стороны. Один шар ударился о борт – почувствует ли этот удар другой шар? Нет? А на уровне частиц все иначе. Прошел миллион лет, как столкнулись два электрона, они летят где-то в пространстве, порознь. Возьмем и сделаем что-нибудь с одним электроном, и сразу же – понимаете, мгновенно! – его состояние передастся другому электрону! Этих частиц могут разделять парсеки пространства, но где-то, в другом измерении они – единое целое или “холон” (термин Платона). Еще в древние века Платону было откровение: каждая вещь имеет на небе свою идею. В материальном мире вещи разделены, а на небе – соединены в “мире идей”, в одном непостижимом для ума великом “холоне”. Так что платоновская картина мира подтверждается, а демокритовская, механистическая – уже опровергнута.

– Все-таки непонятно. Физики обнаружили, что частицы нематериальны. Но мы ведь из них состоим, и вполне материальны – пощупать можно...

– Я уже говорил. Мы не СОСТОИМ из частиц, мир строится иначе: частицы исчезают – на их месте является атом, атомы исчезли – появляется молекула, и каждое такое образование получает новые свойства, в том числе “материальность”. Еще Платон писал: цельное нельзя получить, прислоняя части друг к другу. Это первое.

И второе. Частицы не есть совершенная пустота, ничто. Да, они не локализованы в пространстве, но они движутся и это движение можно описать математической функцией. Вообще, в квантовой механике центральным понятием служит не “частица”, а “пси-функция”. Она невещественна, но содержит информацию о себе.

– “В начале было Слово...” Так и просится аналогия.

– Не знаю. В нашу логику, в наше “рацио” это не вмещается.

– Кстати, Вы не сказали о третьем “источнике и составной части” материализма – о рационализме.

– Рационализм – это вера в логику, в то, что с ее помощью можно постичь истину. Но математика, которая сама строится на логике, это убедительно опровергла. В 1936 году Тарский доказал, что само понятие истинности математически невыразимо. Ученые во многих странах пришли к одному и тому же результату. Оказывается, логика, выводимость одного математического выражения из другого играют такую несущественную роль в познании, что ими можно пренебречь. Математики говорят: сначала я понял, что эта теорема верна, а потом начал думать, как бы ее доказать. Вот для того формальная логика и нужна.

Более существенным оказался другой метод познания. В конце 70-х годов математиками была доказана теорема, из которой следует, что простые арифметические истины невозможно установить, не прибегая к понятию “актуальная бесконечность”. Но такая бесконечность (без начала и конца!), которая явлена сразу, целиком, всеми элементами, – в нашем материальном мире невозможна! Только в Боге она может уместиться! Так математика открывается религии. Впрочем, обо всем этом я уже писал в упоминавшейся статье.

– Мне кажется, если заново опубликовать ту статью (“Научна ли “научная картина мира”?”) – для многих она будет таким же откровением, как и семь лет назад.

– Не знаю... Мне приходится часто читать лекции, в том числе учителям средних школ. И такую черту подметил. Слушают они внимательно, переспрашивают – чтобы все это пересказать ученикам. А у самих в глазах... Ну, никакого интереса. Будто лично их не касается, хотя вот они, свидетельства: Бог есть, Он Творец и Вседержитель!

– Сейчас, видно, время такое, лукавое. Раньше, когда наука атеистичной была, в нее верили, как в Бога. А теперь – ни в Бога, ни в науку. Что-то среднее: полуверие, суеверие, гороскопы, экстрасенсы...

– Я думаю, вот бы 100 лет назад наука так заговорила о Боге, как сейчас. Какое бы счастье испытывали люди! В то время еще метались между верой и наукой, хотели быть со Христом, но в прогрессивных журналах было написано: “Бога нет”. Эта потрясающая драма описана в “Анне Карениной”. Замечательный русский человек, помещик Левин был на грани самоубийства, идя в лес, не брал с собой ружья...

Меня потрясло письмо одного немецкого студента к Дарвину. Этот юный человек, боготворивший Дарвина, с болью пишет ему: “Умоляю, прошу Вас, скажите... можно ли мне верить в Христа?” Дарвину было тогда 70 лет. Этот “столп истины” даже не соизволил ответить отчаявшемуся человеку, вместо него написал его сын Френсис: “Я в Откровение не верю”. Человек, понимаешь, руку за помощью протянул – и ему в руку... камень.

Вот кого мне жалко... Студента этого.

– Может быть, ему не стоило так полагаться на науку?

– Разумеется. Этот род знания отвечает на вопрос КАК был сотворен мир. Он может лишь свидетельствовать о Творце. Это весьма ограниченное знание. Но в общем Откровении наука имеет свой голос, и он будет услышан.

Записал М.СИЗОВ.