Главная


 


 

 

 
Об учебном предмете "Основы православной культуры".

 

(Выступление на пленарных заседаниях Рождественских чтений 2003 г.)

Гребнев Леонид Сергеевич





Я хотел бы начать с небольшого сюжета. Очень многие в средствах массовой информации высказывают самые разные толкования по поводу позиций Министерства по тому вопросу, который являлся предметом нашей конференции «Православная культура в светской школе». Все это было реакцией во многом преувеличенной и болезненной на то письмо, которое 22 октября 2002 года подписал министр образования. И даже не столько на письмо, сколько на приложение к нему. Позиция, занятая Министерством в этом и других материалах не является случайной. С первых же месяцев пребывания на своем посту Министр образования Филиппов В.М. занял ту позицию, которая занимается Министерством и сейчас. У меня в руках приказ от 1 июля 1999года №58 «О создании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии». Одним из направлений сотрудничества является получение светского гуманитарного образования на основе православного мировоззрения и культуры. Через два месяца Министром и Патриархом был подписан договор между Министерством образования и Московской Патриархией, где было конкретно сказано об «Основах православной культуры» как предмете, который может преподаваться в рамках государственных муниципальных учебных заведений как часть общего образования, которое финансируется  за счет государства. Это 1999 год.

16 мая 2002 года в Даниловом монастыре Московского Патриархата состоялось очередное собрание Координационного совета, которое прошло с участием высшего руководства в лице министра и патриарха. Опираясь на работу, которая велась в течение нескольких лет, было принято конкретное решение о том, что надо в ближайшее время выпустить материал, который бы обобщал работу коалиционного совета в этом направлении и помогал бы на местах ориентироваться в этом непростом вопросе.  Опыт показал, что во многих регионах эта работа ведется, но ведется на свой страх и риск по своему собственному разумению. И отвечая на потребность регионов, как тех, кто уже занят этой работой, так и тех, кто хочет, но не знает как это делать, и была предусмотрена рассылка такого материала. Что и было министром сделано 22октября. Помня о возможных кривотолках, мы термин «рекомендация» сознательно не включили в текст письма и поэтому какие бы то ни было попытки приставить что-то директивное являются абсолютно ложной и недобросовестной попыткой толкования этого материала.

Приложение названо именно «материалом в помощь тем, кто хочет заниматься». Министр выпустил несколько пресс-релизов, в одном из которых дано конкретное указание–разъяснение «что значит преподавать этот предмет в рамках государственного муниципального образования». В нем говорится о том, что этот предмет может преподаваться по выбору в сетке часов. Я хочу специально это подчеркнуть, потому что многие, вероятно, не знают, что полтора года назад Правительство РФ приняло постановление о платных услугах дошкольного и школьного образования, где говориться следующее: «к платным образовательным услугам не относятся курсы по выбору за счет часов, отведенных  в рамках основных общеобразовательных программ».

Почему я так много времени уделяю этому сюжету. Принцип религиозного образования уже давно у нас развивается вне школы. Речь идет о качественно новом шаге по выполнению тех целей, которые были намечены в 1999 году именно по включению знаний о религиозной культуре в основное образование. Наше население в целом очень небогатое, скорее очень бедное, и когда спрашивают родителя: «Готовы ли вы заплатить за уроки, которые будут приобщать вашего ребенка к православным  ценностям?» многие отвечают «нет».

Второй момент, который я хотел бы подчеркнуть здесь и который отмечается в пресс-релизе, выпущенном Министерством. Финансирование муниципального образования должно вестись за счет муниципальных финансов. Многие из тех кто присутствовал на недавнем заседании в Кремле, знают об инициативе В.В. Путина о том, что финансирование заработной платы поднять с уровня муниципалитета на уровень субъекта Федерации, перевести в государственное финансирование. Это в полной мере относится и к этому предмету. За муниципальной властью остается закупка учебных пособий, подготовка кадров. Должны использоваться и внебюджетные средства, во многих регионах так и делается. Таким образом, все идет в соответствии с тем, что было намечено уже три с половиной года назад.

Очень острый вопрос о том, кто и как будет преподавать этот предмет. Естественно, что этот предмет должны преподавать люди воцерковленные, находящиеся в той церковной культуре, знания которой они должны преподносить школьникам. Воцерковленные, но имеющие светское образование, которое позволяет войти в светскую школу.  Это светский предмет – «Основы православной культуры». Я думаю, что вовлеченность в церковную жизнь должна кем-то контролироваться, проверяться, подтверждаться. Во многих регионах, где эта работа, которая уже ведется в светской школе вместе с церковной местной властью и проблем никаких не возникает. Это делается с согласия родителей учеников. Поэтому мы, говоря об этом предмете, должны понимать сложный длительный процесс нахождения взаимопонимания школьного коллектива и родителей.

Министр в заключении своего выступления высказал три пожелания.

Первое пожелание – активно развивать работу на местах. Министерство – это федеральный орган управления образования, ему подчиняются только высшие учебные заведения, средне-специальные учебные заведения. Среднее образование - это сфера ответственности регионов, субъектов Федерации и более низких уровней. На уровне Министерства только в части федерального компонента возможно какое-то влияние на среднее образование, все что за пределами федерального компонента не поле прав Министерства. Министерство, самое большее, может информировать о каком-то опыте положительном или отрицательном с тем, чтобы каких-то ошибок избегать. Поэтому работа на местах спокойная, целенаправленная. По настоянию министра в рамках стандарта по средней школе разрабатывается принципиально новый раздел, касающийся именно воспитания. Этот раздел будет совершенно не традиционным. Мы прекрасно понимаем, что нельзя кощунственно предъявлять требования к воспитанности выпускника. Этот раздел направлен не на ученика, не на какой-то внешний механический измеритель нравственных и духовных качеств выпускника, а ту среду, в которой он получает образование. Требование к среде, как часть государственного, образовательного стандарта, это то новое, что уже начинает появляться в рамках высшего образования и обязательно появится в рамках среднего образования.

Я хотел бы в части терминов кое-что прокомментировать. Мы часто говорим «образование и воспитание». Это очень печально. Почему? Потому, что если взять закон об образовании там говориться, что образование – это процесс воспитания и обучения. Т.е. нельзя ставить воспитание рядом с образованием. Так уж у нас получилось, что образование редуцировалось до обучения и приходится рядом с таким урезанным образованием отдельно говорить о воспитании. Но без образования невозможно воспитание, особенно если мы говорим о средней школе. Именно воспитательные компоненты, требования к среде, в которой человек учится, это то, на что сейчас направлены усилия министерства, в частности,            когда мы говорим о стандартах. Я думаю, что этот опыт можно использовать более широких стандартах.

Когда Министр говорил о том, что каждый день в систему образования входит (обучающих и обучаемых) более сорока миллионов жителей России, он был абсолютно прав. Но если говорить не о системе образования, а об образовании в целом, можно сказать, что в нем участвует все без малых 150 миллионов россиян и плюс те, кто к нам приезжает, те же турецкие рабочие, челноки, наркокурьеры, все они участвуют в нашем образовании. Я уже не говорю о средствах массовой информации нашей и зарубежной. К этому можно прибавить еще Интернет, который тоже активно участвует в образовании, более того если говорить о более близкой перспективе 5-10 лет, то именно Интернет может быть будет главным предметом нашей озабоченности.

Второе пожелание министра было о том, чтобы мы не забывали, что живем в многоконфессиональной стране. Это очень важный момент, который не требует какого-то специального разъяснения. Я думаю, что в светской школе могут и должны лежать (может на разных полках) в библиотеке и Библия и Коран, с тем, чтобы если кто-то не выбрал имел возможность сравнить. Мы прекрасно знаем, что, примерно, с 17 века не было отдельно светской и церковной культуры - была одна культура. Только после Петра началось не очень естественное расслоение. И отдавая полную дань нераздельности этих двух компонентов, я думаю выражение типа «каждый русский должен быть православным» - не должно нами употребляться. Каждый живущий в России обязан знать основы православной культуры. Без нее не возможно понимать культуры той страны, где человек живет.

Сейчас я хотел бы подойти к самому болезненному сюжету и к третьему пожеланию, которое высказывал министр. Речь идет о диалоге в обществе, в который мы должны активно включатся. Диалог, в котором должны участвовать и представители Церкви и представители тех, кто занят преподаванием в школе православных культур и других предметов.