Главная


 


 

 

 
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 
Понкин И. В.

     Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает: «1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. 2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. 3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. 4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляют религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

В последнее время горячие споры разгорелись по поводу введения образовательного стандарта по теологии, как формы религиозного образования. Есть горячие сторонники введения этого стандарта, существуют и не менее пылкие их оппоненты. По анализируемой проблеме, как и вообще по всем вопросам правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями, Россию постоянно пытаются сделать каким-то полигоном для отработки утопических идей. Между тем, изобретать велосипед вовсе не требуется, достаточно проанализировать законодательство европейских и иных зарубежных государств.

При наличии принципа отделения церкви от государства в большинстве европейских стран в государственных общеобразовательных школах преподаются религиозные предметы. Причем, это является основанной на законе практикой.

Так, пункт 10 статьи 14 Конституции Австрии устанавливает: «По вопросам, касающимся федеральных школьных органов, действующих в землях и административных районах, обязательного школьного обучения, организации школ, частных школ и отношений между школой и церковью (религиозными обществами), включая преподавание религии в школе, если эти вопросы не касаются высших учебных заведений и академий искусств, федеральные законы могут приниматься Национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большинством в две трети поданных голосов». Пункт 3 статьи 14а Конституции Австрии: «Если это не касается вопросов, названных в абзаце 2, то к ведению Федерации относится законодательство, а к ведению земель - исполнительная деятельность по вопросам: а) преподавания религии…» .

Параграф 1 статьи 24 Конституции Бельгии устанавливает: «Сообщество организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение, философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся. Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали» . Параграф 3 статьи 24 Конституции Бельгии: «Все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет сообщества» . Преподавание Православия в государственных школах французского сообщества Бельгии разрешено с 1 сентября 1997 г. Как известно, Православная Церковь была официально признана в Бельгии в 1985 г. С сентября 1989 г. было официально разрешено преподавание курса «Православие» в государственных школах Фламандского сообщества Бельгии . Интерес к Православию среди бельгийцев растет, и, как отметил диакон Доминик Вербек, в настоящее время этот курс уже преподается в десятках школ на фламандской территории».

В Великобритании, в соответствии с Законом о реформе образования 1988 года, в программе государственных школ «обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом христианство должно пользоваться должным признанием». Допускаются молитвы для отдельных групп учеников в соответствии с их вероисповеданием. Программа религиозного образования в государственных школах может учитывать религиозные особенности местного населения. Родители имеют право отказаться от религиозного образования своих детей.

В Федеративной Республике Германии государственной церкви нет, но имеются религиозные объединения с юридическим статусом одного из двух видов: специальным и обычным. Чтобы претендовать на специальный статус, религиозное объединение должно иметь в числе своих членов не менее 1% населения соответствующей земли. Особый статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и заключать соглашения с государством на право доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т.п. Пункт 3 статьи 7 Основного Закона Федеративной Республики Германии признает религиозное обучение обязательным в государственных школах: «Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное образование проводится в соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию» . Причем речь идет именно о лютеранстве, а отнюдь, скажем, не о системе «Живой Этики» или о чем-нибудь подобном, как это все чаще имеет место в России. Пункт 2 статьи 7 Основного Закона ФРГ устанавливает, что лица, уполномоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание». Конституции земель детализируют эти вопросы. Так, в ст. 12 конституции земли Северный Рейн-Вестфалия указывается, что «в школах единого вероисповедания… обучаются дети католического либо евангелического вероисповедания в духе своей веры. В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей». В с. 13 этой Конституции говорится, что «освобождение от посещения уроков Закона Божьего производится при наличии письменного заявления от лиц, воспитывающих ребенка, или совершеннолетнего ученика». В ФРГ сохраняется государственное финансирование теологических факультетов в государственных высших учебных заведениях.

Пункт 2 статьи 16 Конституции Греции: «Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их как свободных и ответственных граждан».

В Грузии Парламент внёс 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения будут регулироваться специальным Конституционным соглашением. В своем выступлении 2 апреля 2001 года по национальному радио с официальным заявлением об изменении Конституции страны Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе подчеркнул, что «права других религиозных организаций и атеистов» не будут ущемлены. За введение конкордатной системы проголосовало 188 депутатов грузинского парламента, как пропрезидентские, так и оппозиционные. Проект Соглашения регламентирует отношения Церкви и Государства и затрагивает, в том числе, образование. Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви. Проект Конституционного соглашения был опубликован на грузинском языке в трёх редакциях. Работа над текстом будет продолжена. Последний вариант отправлен на экспертизу в Парламентскую ассамблею Совета Европы, откуда в мае 2001 г. должно поступить заключение на предмет соответствия Соглашения международным нормам. Консультации с Советом Европы по поводу конкордата носят необязательный характер, так как многолетняя практика заключения конкордатов между различными государствами и Католической Церковью указывает на её легитимность. Только за время нынешнего понтификата Ватикан заключил около 60-ти двухсторонних дипломатических договоров с европейскими партнёрами. Так что обращение Грузии в Совет Европы можно интерпретировать либо как «подстраховку», либо как знак уважения к европейским традициям.

Статья 2 Конституции Арабской Республики Египет устанавливает: «Религиозное воспитание - основной предмет в программах системы государственного образования». Статьи 160 и 161 Уголовного кодекса Египта защищают конституционные принципы религиозной свободы. Закон №95 от 1980 г. запрещает подстрекательство молодежи к «отказу от религиозных ценностей и преданности отечеству» и «отрицанию трех священных религий».

Статья 42 Конституции Ирландии:

«1. Государство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является Семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание.

2. Родители должны быть свободны давать такое воспитание дома, в частных домах или в школах, признанных или учрежденных государством.

3.10. Государство не должно принуждать родителей вопреки их совести и законному предпочтению посылать своих детей в школы, учрежденные государством, или любые определенные виды школ, указанных государством…

4. Государство должно обеспечить бесплатное начальное образование и должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным инициативам и, когда этого требует общественное благо, предоставлять другие возможности и учреждения, имея в виду, однако, права родителей, особенно в вопросах религиозного и морального формирования» .

Пункт 40 статьи 44 Конституции Ирландии: «Законодательство, предоставляющее государственную помощь школам, не должно вводить дискриминацию школ, состоящих под управлением различных религиозных направлений, а также воздействовать на право детей посещать получающие общественные деньги школы, в которых нет религиозных поучений» .

В Испании религиозным организациям, с которыми государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей.

В Италии религиозное образование разрешено в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учеников из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии. Текст нового Конкордата гласит: «1. В соответствии с принципом свободы образования и преподавания в пределах предусмотренных Конституцией Итальянская Республика гарантирует католической церкви право свободно создавать всех видов и степеней учебные заведения и воспитательные учреждения. Эти учебные заведения по статусу приравниваются к государственным учебным заведениям, им обеспечивается полная свобода, а их учащимся - условия, равноценные условиям, созданным для учащихся учебных заведений государства и других территоиальных единиц: одинаковые требования предъявляются и к экзаменам. 2. Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и, учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа, в общих целях образования будет продолжать преподавание католической религии в государственных учебных заведениях, кроме университетов». В «Дополнительном протоколе» сказано: «5. В отношении статьи 9: а) в учебных заведениях, указанных в п.2, католическая религия преподается согласно доктрине Церкви при соблюдении свободы совести учеников преподавателями, признанными церковными властями и назначенными по согласованию с ними учебными властями. В детских садах и начальных школах религия преподается классными воспитателями при условии их согласия и если они признаны церковными властями. b) последующим соглашением между компетентными учебными властями и Итальянской Епископской конференцией будут определены: 1) программы преподавания католической религии для различных видов и ступеней государственных учебных заведений; 2) порядок организации преподавания религии, в том числе место в расписании уроков; 3) критерии отбора учебных пособий; 4) направление профессиональной квалификации преподавателей» .

Статья 10 Конституции Ливанской Республики: «Преподавание свободно, если оно не нарушает общественный порядок и добрые нравы и не затрагивает достоинства существующих в государстве религий и вероисповеданий. Не допускается нарушение права (религиозныз) общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования».

Статья 40 Конституции Литовской Республики устанавливает: «Государственные учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение Закону Божьему».

Пункты 3 и 5 статьи 23 Конституции Королевства Нидерландов: «Требования к образованию, которое дается в государственных образовательных учреждениях, устанавливаются Актом парламента с должным учетом религиозной принадлежности и религиозных убеждений каждого учащегося… Стандарты образования в школах, финансируемых частично или полностью из государственных средств, устанавливаются Актом парламента с должным учетом в том, что касается частных школ, гарантий свободы получения образования в соответствии с религиозными или иными убеждениями».

Статья 2 Конституции Норвегии устанавливает, что евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией в Норвегии . Норвежские государственные детские сады и школы обязаны по закону преподавать всем ученикам «Мораль и Христианское воспитание» . Последние изменения в законодательстве Норвегии, связанные с отказом от государственной религии, не привели к запрету религиозного образования.

Пункты 2 и 3 статьи 43 Конституции Португальской Республики устанавливают: «Государство не может присвоить себе право составлять программы обучения и развития культуры в соответствии с какими-либо философскими, эстетическими, политическими, идеологическими или религиозными директивами. Государственное обучение не может носить религиозный характер» . Однако пункт 5 статьи 41 Конституции Португальской Республики устанавливает: «Гарантируется свобода обучения основам религии, осуществляемого в рамках соответствующего вероисповедания» . То есть Конституцией Португальской Республики религиозное образование не запрещается в школах. Запрещено превращение государственного образования в религиозное.

В США фактически нарушается принцип отделения церкви от государства, поскольку поправка 1 к Конституции США не нашла единодушной поддержки штатов. Так, в конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и поддержки со стороны штатов, в частности, в области образования.

Во Франции Закон об отделении церкви от государства 1905 г. предусматривает, тем не менее, бюджетные расходы, предназначенные на отправление культов в лицеях, колледжах и школах .

Статья 20 Конституции Японии устанавливает: «Государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности» . Однако приведенная формулировка не содержит в себе нормы, запрещающей приглашение государственными органами представителей религиозных организаций для осуществления религиозного образования в образовательных учреждениях на условиях добровольности такого образования для обучаемых. Так как та же 20 статья Конституции Японии устанавливает запрет на принуждение к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях и обрядах. Кроме того, указанная статья устанавливает: «Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью» . Правильность нормы о запрете на пользование религиозными организациями политической властью вне сомнений, и эта норма не имеет никакого отношения к анализируемой проблеме. Но и юридическая конструкция: «не должна получать от государства никаких привилегий» - не дает прямого ответа на вопрос, может ли быть разрешено религиозное образование, в силу неопределенности понятия «привилегии». Светскость государства в Японии, как мы уже говорили, не препятствует введению религиозного образования в школе.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Опыт зарубежных демократических государств свидетельствует о том, что право граждан на религиозное образование неоспоримо, закреплено в конституциях многих зарубежных стран, не противоречит общей светской направленности образования в этих странах. Право на религиозное образование является неотъемлемым правом учащихся на доступ к информации и, причем право на обучение религии именно в рамках своего вероисповедания. Поэтому введение религиозного образования не противоречит светскому характеру российского образования, закрепленному в Конституции Российской Федерации и Законе РФ «Об образовании».

Никто ни имеет права принуждать кого бы то ни было проходить религиозной обучение. Каждый имеет право сделать свой выбор в пользу религиозного образования своего ребенка или отказаться от такого образования. С другой стороны государство не может и не вправе отказать значительной части населения нашей страны в религиозном образовании только на основании протестов отдельных граждан против введения такого образования. Эта категория граждан, безусловно, имеющая право на свободу совести, убеждений и слова, может выразить свое неприятие религиозного образования в учебных заведениях посредством личного отказа от такого образования.

Отказ одним гражданам в религиозном образовании на основании нежелания других граждан нарушает права первых. Если, к примеру, некто не желает получать высшее образование, то это - его личное дело и его личный выбор, но из этого вовсе не следует, что из-за его точки зрения и его выбора необходимо отменить в России высшее образование вообще. Демократия как раз в том и заключается, что власть учитывает потребности и запросы населения. Если религиозное образование, в целом, не противоречит Конституции Российской Федерации, международным правовым документам и сложившейся зарубежной практике, и есть соответствующее желание родителей учеников конкретного образовательного учреждения, то введение религиозного образования в качестве учебного предмета вполне оправданно, целесообразно и законно. При условии, конечно, полной добровольности выбора, возможности отказаться от такого образования для тех, кто сочтет это для себя возможным и необходимым.

 

Источник: сайт "Государство и религия в России