Понятие и нормативно-правовая база религиозного образования в России.

Слава Богу, очевидное беззаконие, введенное советской властью в ранг закона, осталось позади. В 90-е г. в России начался процесс правовой реабилитации религиозного образования. Закон "О свободе вероисповеданий" отменил действие декретов СНК на территории Российской Федерации.

Однако не так-то легко оказалось расстаться с прежними взглядами и убеждениями. К сожалению, некоторые положения принятых в годы советского террора декретов сохранили силу в действующем законодательстве. В частности, провозглашенный в п. 9 Декрета СНК 1918 г. принцип отделения школы от Церкви , получил закрепление (применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям) в Федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.97. (далее- Закон "О свободе совести"), а также в Законе РФ "Об образовании" от 10.07.96. (*)(далее -Закон "Об образовании"). Исходя из анализа действующих законов и иных нормативных правовых актов можно утверждать, что на сегодняшний день отделение государственной школы от Церкви выражается в следующем:

1. Государственная система образования носит светский характер ( ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании' ). Религиозное образование в государственной школе допускается исключительно в следующих формах:

а) преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознава-тельных дисциплин в рамках дополнительной образовательной программы (Письмо Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/20-11п от 19.03.93.);

б) преподавание этноконфессиональных курсов в государственных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве (Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве от 19.11.97 N 65);

в) обучение религии во внеучебное время в рамках факультатива (п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести").

2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается создание и деятельность религиозных организаций ( п. 5 ст. 1 Закона "Об образовании"). В связи с этим государственные и муниципальные образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний (п. 3 ст. 16 Закона "О свободе совести").

Таким образом в условиях действия принципа отделения государственной школы от Церкви распространение православного вероучения в государственных учебных заведениях возможно лишь в форме религиозного образования, о котором и пойдет речь в настоящем комментарии.

Впервые термин "религиозное образование" появился в союзном законе "О свободе совести и религиозных организациях" от 1.10.90. Согласно ст. 6 данного закона религиозные организации получили право "создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения". Несмотря на закрепление термина "религиозное образование" в союзном законодательстве российский закон "О свободе вероисповеданий" от 25.12.90. этот термин не использует. Так, ст . 9 указанного закона говорит не о религиозном образовании как таковом, а о "преподавании вероучений" и "религиозном воспитании". Что касается действующего Федерального Закона "О свободе совести", то он вобрал в себя положения союзного и российского законодательства. Термин "религиозное образование" вынесен в заголовок ст. 5 Федерального Закона, а содержание статьи охватывает право религиозных организаций создавать собственные образовательные учреждения и, помимо этого, обучать вере учащихся государственных и муниципальных школ.

Обычно религиозное образование противопоставляют светскому. Между тем, как показывает жизнь, деление образования на светское и религиозное достаточно условно. Дело в том, что религиозные элементы несомненно присутствуют в так называемом светском секторе, в частности, в таких дисциплинах как история, русский язык, литература. С другой стороны религиозное образование вовсе не игнорирует светские знания, ведь одной из целей православной педагогики является обучение детей жизни по вере, то есть благочестивому образу жизни в миру. Достижение этой цели невозможно без синтеза светских и религиозных знаний. Неслучайно в последнее время в практике государственных православноориентированных школ все больший акцент делается не столько на выделение в образовательном программе духовно-нравственных дисциплин, сколько на обновление содержания существующих общеобразовательных курсов. Необходимо, чтобы религиозный элемент органически вошел в содержание общеобразовательных предметов. Однако на сегодняшний день эта задача труднодостижима в связи с тем, что она не нашла адекватного отражения в действующем законодательстве. Действительно, законодатель по-прежнему исходит из четкого отделения религиозного образования от светского.

Впрочем теперь вряд ли можно говорить о противопоставлении светской и религиозной образовательных систем. Тем более, что термин "светское образование" утратил прежнее богоборческое значение. В советский период светский характер образования в государственных учебных заведениях трактовался в смысле атеистической, антирелигиозной направленности осуществляемого в них образовательного процесса. В последнее время предприняты попытки отойти от прежнего понимания термина "светскость". В частности, в Информационном письме Министерства образования РФ "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" N 14-53-281ин/14-04 от 4.06.99. указано, что Министерство интерпретирует термин "светский" как "нецерковный", "гражданский" и не рассматривает его как синоним слов "атеистический", "антирелигиозный".

Согласно п. 1 ст. 5 Закона "О свободе совести" каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Закрепленное в приведенной статье право на религиозное образование конкретизируется в ст. 3,16,19 того же Закона . Характерно, что в законах, регламентирующих образовательную деятельность, и прежде всего в Законе "Об образовании" нормы о религиозном образовании практически отсутствуют. Более того, Закон "Об образовании" содержит целый ряд запретов на религиозное образование в государственных школах, которые не согласуются с положениями Закона "О свободе совести". В результате несостыковки двух упомянутых законов на практике возникают конфликтные ситуации. Одна из них имела место на проходящей в рамках VII Международных рождественских Чтений конференции "Церковь и право". Приглашенный на конференцию юрист одного из учебных округов г. Москвы отрицал саму возможность религиозного образования в государственной школе. В обоснование своей позиции он ссылался на ст. 1-2 Закона "Об образовании", содержащие запрет на деятельность религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Участники конференции, пытаясь переубедить авторитетного гостя, подчеркивали важность ст. 5 Закона "О свободе совести", допускающей обучение религии учащихся государственных и муниципальных школ. В ответ юрист учебного округа заявил, что Закон "О свободе совести" для директоров государственных школ не имеет существенного значения, поэтому следует руководствоваться Законом "Об образовании". Развернувшаяся на конференции дискуссия лишний раз подчеркнула, насколько важно дополнить действующее законодательство об образовательной деятельности нормами о религиозном образовании при чем как совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан.

Помимо Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозное образование в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными и внутрицерковными актами:(*)

-Положение "О церковно-приходских воскресных школах", утв. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7.07.99. N 3786

-Положение "О православных образовательных учреждениях основного общего и дополнительного образования", утв. Советом директоров православных образовательных учреждений основного общего и дополнительного образования при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

-Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве N 65, утв. Постановлением Правительства Москвы М653 от 19.08.97.

-Информационные письма Министерства образования РФ от 19.03.93.;

15.05.95.; 04.06.99.

-Рекомендации "О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений", утв. Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925;

-Положение о епархиальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Следует подчеркнуть, что реализация приведенных нормативных актов и внутрицерковных документов на практике бывает часто затруднена. Значительную роль в разрешении проблемных ситуаций в этой сфере призван сыграть Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.(*)


[ на главную] [в раздел] [далее-Формы религиозного образования...]