О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации".

Министерства образования республик в составе Российской Федерации, главные управления (управления, департаменты) образования краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга Республиканские, краевые, областные, гг. Москвы и Санкт-Петербурга педагогические институты, институты повышения квалификации работников образования

Отношения государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе вероисповедания".

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно и убеждение путей и форм нравственного и религиозного воспитания.

Граждане РФ в отношении религии придерживаются разных убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах духовного развития личности Государство представляет возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела по отношению к государству.

Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя обязательства воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя приемлемыми.

В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской Федерации в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений:

1. Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования (ст. 2 Закона РФ "Об образовании" - "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 30, ст. 1797) Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

2. "Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений' (статья Закона РСФСР "О свободе вероисповедания - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР". 1990, № 21, ст. 240, стр. 286). С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы "История религии", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др., опубликованные в сборниках "Вестник образования", научно-методических журналах Министерства образования России.

3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся

4. Преподавать в школах и учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.

5. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.

6. Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдение законов "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.

7. "Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание, могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях Частным образом на дому или при религиозных объединениях, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях" (ст. 9 закона РСФСР "О свободе вероисповедания". -"Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1990, № 21, ст.240, стр. 286).

8. Одновременно сообщаем, что отменяются как противоречащие законам "Об образовании" и "О свободе вероисповедания" письма Министерства просвещения РСФСР от 24 08.71 № 389 "Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений", от 09.08.74 № 357-М "Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся общеобразовательной школы": от 15.04.84 № 4-14/130/33-24/14/446/16 "О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений июньского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС; от 14.01.85 № 15-м "Об атеистическом воспитании детей в дошкольных учреждениях".

Заместитель Министра А. Г. Асмолов