Главная


 


 

 

 
Организация церковной системы православного образования

Епископ Новосибирский и Томский ТИХОН (из опыта Новосибирской епархии)

В рамках обсуждения насущных проблем развития образовательной и просветительной деятельности Церкви мне хотелось бы поделиться опытом работы в этом направлении на епархиальном уровне.

Меня назначили управляющим Новосибирской и Барнаульской епархией в 1990 году, и я прослужил там пять лет. С первых шагов в Новосибирске мне стало ясно, что главным условием для развития образовательной деятельности Церкви в епархии является увеличение численности приходов. При малом количестве приходов и низком образовательном уровне духовенства вряд ли можно на должном уровне и в широких масштабах решать задачи духовного просвещения педагогов, а также широких слоев населения.

Между тем положение с численностью приходов и клириков было очень тяжелым - и в епархии, и в Сибири в целом. Достаточно сказать, что к середине 80-х годов в городе Новосибирске и Новосибирской области сохранилось всего два прихода. А ведь вся жизнь Церкви - и литургическая, и внебогослужебная, включая образовательную и просветительную деятельность, - неразрывно связана с приходом и совершается внутри его.

Вот почему я, как управляющий епархией, поставил перед собой в качестве главной задачи добиваться того, чтобы во всех районах города Новосибирска и в каждом районном центре области было открыто хотя бы по одному приходу. Будут приходы -можно будет решать и все остальные задачи, в том числе в сфере образования.

Проблема открытия новых приходов, кроме поиска помещения для молитвенных собраний, всегда порождает массу других проблем: как обеспечить священника квартирой, транспортом, помещениями для крещения, проведения церковноприходских собраний, открытия собственной просфорни, размещения церковноприходской школы, библиотеки и т. д. По существу, речь идет о создании целой инфраструктуры при приходе, чтобы он мог нормально жить и развивать свою деятельность.

Очевидно, что Церковь не способна только своими силами решить все эти проблемы. Здесь нужна помощь и государства, и всего общества. Поэтому я решил обратиться к областной администрации с просьбой помочь в решении наших проблем, в том числе в обеспечении епархии помещениями для открытия новых приходов и развития образовательной и социальной деятельности Церкви.

Мы пришли в органы государственной власти не с пустыми руками, а предварительно подготовив и утвердив на Епархиальном Совете проект региональной программы образовательной деятельности и социального служения Церкви. Мы заявили, что хотели бы совместно с ними обсудить программу социально-общественной деятельности Церкви и утвердить ее на уровне областной администрации.

Программа состояла из двух частей. В первой части мы изложили все то, что нами уже конкретно делалось в области образования, духовно-нравственного просвещения, воспитания, а также в деле возрождения социального служения, которое до революции всегда возлагалось обществом на Церковь и входило в сферу ее основных функций. Причем все предполагаемые направления деятельности были расписаны по конкретным объектам, где мы уже вели постоянную работу.

Так, мы не просто констатировали в программе, что епархия возродила институт сестер милосердия, а перечислили больницы, клинические центры, дома инвалидов и ветеранов, где нашими сестричествами уже осуществлялась конкретная работа. В таком же ключе мы представили все то, что было «наработано» нами в сфере социального служения, образования и духовного просвещения: нашу работу в местах заключения, в армии, с казаками и кадетами, образовательную и благотворительную деятельность.

Во второй части программы мы изложили перспективы дальнейшего развития нашего служения и перечислили все то, что нам необходимо для достижения желаемых результатов. В частности, мы указали в программе, что хотели бы создать центр по реабилитации осужденных, включающей работу с их семьями, заниматься устройством богаделен, осуществлять церковное попечительство над домами ветеранов и престарелых и т. д. Одним словом, представленная нами программа бьша перечнем не каких-то отвлеченных прожектов, но конкретных дел, которые мы в той или иной степени уже начали осуществлять.

Одной из отличительных особенностей нашей региональной программы, на которую я хотел бы обратить внимание тех, кто будет в дальнейшем в своих епархиях заниматься разработкой аналогичных программ, является то, что в ней главный акцент мы сделали не на образовательной деятельности Церкви, а на ее социальном служении, хотя оба эти направления тесно связаны между собой и достаточно полно представлены в программе. Мы сделали это вполне сознательно, принимая во внимание насущные заботы государственных структур власти. Если мы будем говорить только о наших задачах в деле религиозного образования, как сейчас нередко и ставится вопрос в епархиях, то для областных и городских органов власти это будет не совсем понятно и приемлемо скорее для них это будет выглядеть как внутриконфессиональная деятельность Церкви. И убедить власти, что это не совсем так, как показывает практика, бывает очень трудно.

Совсем по-другому будет восприниматься программа, если в ней мы прежде всего скажем о социально-общественном служении Церкви и конкретной помощи, оказываемой больным, обездоленным, обнищавшим и страждущим людям. Как правило, это находит живой отклик у администрации, которая по роду своей деятельности знает, насколько тяжело сегодня живется людям и как они в этих нелегких условиях нуждаются в слове утешения, непоказной заботе, доброй помощи и участии.

Так было и в данном случае - областная администрация охотно откликнулась на наши нужды и утвердила региональную программу церковно-социальной работы. Не потребовалось даже каких-то особых обсуждений и согласований, поскольку вся наша социальная и образовательная деятельность отвечала насущным интересам государства и общества.

На основе утвержденной программы (см. ниже, Приложение. - Ред.) администрация помогла нам в решении наших проблем. В частности, под эту программу нам выделили несколько зданий, в том числе для открытия храмов, бьша оказана конкретная финансовая помощь при организации летних православных лагерей для детей.

Конечно, не все шло гладко, многие решения по обыкновению застревали в аппарате областной администрации. Но, когда возникали трудности, подписанная программа была той основой, которая позволяла их преодолевать; зачастую одной ссылки на эту программу оказывалось достаточно для того, чтобы разрешать возникающие проблемы и затруднения.

Значение программы в том и состоит, что она позволяет юридически оформить отношения со!рудничества между епархией и областной и городской администрацией. Практика показывает: подобная программа нужна скорее не нам, не церковным работникам, а органам областного управления, другим государственным структурам, учебным заведениям, включая средние школы и институты, чтобы они могли опираться на правовую базу и спокойнее себя чувствовали, помогая Церкви и сотрудничая с ней.

Для успешного развития образовательной деятельности в епархии важно заботиться не только об увеличении численности приходов, но и о выявлении и отборе среди священников тех, кто имеют склонность к этому важному и ответственному делу, а также необходимые способности. В решении этой задачи мы пошли методом «естественного отбора». На первом этапе, давая священникам поручения прочитать где-нибудь лекцию, я наблюдал, кто из них и как проявит себя в этом деле, какие будут отклики на их выступления со стороны слушателей. Таким путем скоро выявились те, кто действительно хотели заниматься образовательной и просветительной деятельностью. Но в таком трудном деле, как духовное просвещение, одного желания мало - нужно еще иметь миссионерский дух и характер. Только тогда дело будет по-настоящему спориться.

И мы провели «второй тур» отбора: стали направлять священников для работы с различными категориями людей - в школах и вузах, в домах инвалидов и престарелых, в армии и тюрьмах и т. д. И скоро нам стало ясно, кто к чему склонен и у кого какая работа лучше получается. По мере выявления способностей отдельных священников мы начали закреплять за ними соответствующие направления образовательной деятельности. А затем стали ориентировать и весь актив их приходов на работу в этом же направлении. Так постепенно, естественным путем сложилась своего рода специализация священников и их приходов по отдельным направлениям образовательной деятельности. В частности, выделились приходы, которые особое внимание стали уделять работе либо с военными, либо с интеллигенцией и работниками культуры, либо с заключенными и их семьями.

Таким образом, вся образовательная деятельность по ряду основных направлений оказалась сосредоточенной не в Епархиальном управлении и даже не в Отделе образования, а в самих приходах и велась силами священников и их приходских активов. И то, что делали эти священники, и было жизнью всей епархии. Моя задача как управляющего епархией сводилась к тому, чтобы поддержать все их начинания и программы, помочь им организоваться, обеспечить финансирование и согласовать эту деятельность с областной и городской администрацией.

Теперь я хотел бы сказать несколько слов о деятельности епархиального Отдела образования. Отдел был создан еще в 1993 году, то есть задолго до того, как были приняты официальные решения об учреждении таких отделов на заседании Священного Синода в июле 1994 года и на Архиерейском Соборе в конце 1994 года. Постепенно мы накопили определенный опыт в организации работы этого Отдела.

На должность руководителя Отдела мной был назначен опытный в деле просвещения протоиерей Борис Пивоваров, имеющий степень магистра богословия. Он в основном организовывал и направлял работу Отдела.

Я считаю, что главной задачей Отдела является координация деятельности священников и мирян, занимающихся развитием образования и духовного просвещения в своих приходах. В частности, когда мы поставили перед духовенством задачу создания при каждом приходе церковноприходской (воскресной) школы, Отдел выступил с инициативой проведения специального учебно-методического семинара, который состоялся в ноябре 1993 года в новосибирском Академгородке на базе действующей там первой в епархии православной общеобразовательной гимназии. На семинаре, на который были приглашены священники с многих приходов епархии, подробно обсуждались проблемы, связанные с открытием и функционированием приходских школ, говорилось о том, как вести преподавание в школе, какими учебными программами и пособиями можно и нужно пользоваться. Состоялся плодотворный обмен накопленным опытом. В завершение семинара всем его участникам были розданы уже апробированные учебные программы, материалы и пособия для воскресных школ, подготовленные Отделом.

Подобные регулярные семинары совершенно необходимы всем тем, кто занимается религиозным образованием, и особенно молодым священникам, не имеющим еще никакого пастырского опыта и опыта в организации учебного процесса.

Практика показала, что епархиальный Отдел образования может и должен быть своего рода методическим ^центром, обеспечивающим все церковноприходские школы необходимыми методическими разработками, программами и пособиями.

Учитывая, что в настоящее время пастырское служение неотделимо от образовательной деятельности, мы старались вопросы образования постоянно держать в центре внимания и на всех епархиальных советах, собраниях и конференциях так или иначе обсуждали их. Обычно руководитель Отдела образования по моей просьбе готовил к таким собраниям различного рода информацию, методические указания, программы, которые мы раздавали всем священникам. Этим мы побуждали духовенство постоянно размышлять над проблемами развития образовательной деятельности в храмах епархии. И когда у того или иного священника окончательно оформлялся план открытия воскресной школы при своем приходе, он уже знал, куда и к кому ему надо обращаться, где он может получить необходимую консультацию, информацию, документы и программы, пособия, учебники, книги. И в этом, видимо, и состоит назначение епархиального Отдела образования.

И еще одна важная задача, которую я ставил перед Отделом, - это налаживание учета и контроля за деятельностью церковноприходских (воскресных) школ. В частности, ежеквартально я запрашивал Отдел, как идет процесс создания и развития воскресных школ. А в конце года требовал от руководителя Отдела уже письменного отчета о том, сколько церковноприходских школ было открыто в текущем году, сколько их действует в целом по епархии, как идет процесс создания воскресных школ при новых приходах, в какой степени эти школы обеспечены учебными программами и литературой, сколько в них преподавателей, какие предметы преподаются и т. д. Не скажу, что эту работу по контролю за деятельностью церковноприходских школ нам удалось поставить на должный уровень, но мы старались ее постоянно развивать и совершенствовать.

А в целом к Отделу образования трудно предъявлять слишком высокие требования: ведь в нем работают не освобожденные от других занятий люди, а те же приходские священники, которые загружены своей постоянной работой в приходах.

Подробнее остановимся на общей стратегии, которой мы придерживались в развитии образовательной деятельности в епархии.

Первым шагом на пути формирования целостной церковной системы образования в епархии для нас явилось создание приходских воскресных школ. Правильность выбранного нами пути полностью подтвердилась определениями Архиерейского Собора, посвященными религиозному образованию, в которых создание приходских воскресных школ поставлено на первое место и вменяется в обязанность каждому настоятелю прихода. По существу, образовательную деятельность у себя в епархии мы и начали с решения именно этой задачи еще в 1990 году. В частности, я собрал духовенство и поставил перед ним задачу при каждом приходе в обязательном порядке организовать церковноприходскую воскресную школу и библиотеку. Понимая, что у священников нет никакого опыта в деле создания воскресных школ, а тем более преподавания в них, и стремясь помочь им преодолеть робость и обрести необходимый опыт и навыки, я организовал для них богословский кружок.

В рамках кружка мы начали проводить занятия по истории Церкви, катехизису, литургике и ряду других дисциплин. Чтобы не перегружать людей информацией, мы давали все эти знания понемногу, в сжатом виде. Для преподавания этих дисциплин мы пригласили не просто высокообразованных священников - мы отобрали среди них тех, кто был способен увлечь других своим словом, кто преподавал не по книге, а как бы из сердца своего. Для нас было главным привлечь к преподаванию людей ярких, которые могли возбудить интерес к делу, зажечь слушателей.

В результате за очень короткое время мы подготовили преподавателей воскресных школ и катехизаторов для многих приходов епархии, а также обрели много новых священников из числа слушателей. Была достигнута и главная цель: в этом кружке люди смогли реально приобрести знания и навыки, необходимые для работы с детьми и проведения занятий в воскресных школах.

Как только окрепли церковноприходские школы и люди почувствовали вкус к делу и уверенность в своих силах, стали возникать идеи создания гимназий и прогимназий, а параллельно - Духовной семинарии. Опыт показывает, что главное здесь -помочь священникам преодолеть стоящий у них на пути внутренний психологический барьер, боязнь, что своими силами при отсутствии нужных специалистов этого дела не поднять.

Налаживая образовательную деятельность в епархии, мы исходили из двух основных положений. Первое из них - опора на собственные силы, особенно в подготовке священнослужителей. Это обусловлено тем, что в последние годы возможности Московской Духовной семинарии в деле подготовки епархиальных священнослужителей существенно сократились.

И второй важный момент: нельзя останавливаться на достигнутом, надо добиваться, чтобы каждый год приносил новые достижения в этом деле. Создали церковноприходские школы - сразу же нужно переходить к организации богословских и ка-техизаторских кружков для подготовки преподавателей и катехизаторов, а от них - к открытию гимназий, прогимназий и детских садов на базе сильных приходов, где есть деятельная православная интеллигенция, заботящаяся о православном образовании и воспитании своих детей. И параллельно двигаться в направлении создания своего Духовного училища, затем на его базе и своей семинарии, а для мирян собственного богословского института.

Вот по такой примерно схеме мы развивали образовательную деятельность в Новосибирской епархии. Конкретным результатом наших усилий явилось то, что в 1995 году мы уже имели у себя в епархии три приходские гимназии, православные детские сады, воскресные школы и библиотеки в большинстве приходов. Более того, нам удалось открыть Духовную семинарию в городе Томске и постепенно наладить уклад жизни и учебный процесс в ней. Много трудов и сил положил на это благочинный протоиерей Леонид Хараим.

Создание православных гимназий было для епархии делом совершенно новым, неизвестным. Я понимал, что, как управляющий епархией, сам обязан возглавить на первом этапе это новое важное начинание, помочь людям преодолеть психологический барьер и организационные трудности, поверить в себя и свои силы. Убедить их в том, что это им по силам, лучше не словами, а личным примером. Надо на практике показать, что это доступно любому и что необязательно быть готовым профессиональным педагогом, чтобы приниматься за решение этой задачи.

Убежден, что такое важное и хлопотное дело, как создание православной гимназии (особенно если она создается не в приходе, а на епархиальном уровне), правящий архиерей обязан не только возглавить, но, если понадобится, взять на себя на первом этапе и преподавание наиболее важных и сложных богословских дисциплин. Конечно, это будет какой-то период отнимать много времени и потребует больших усилий -ведь придется самому много читать, готовиться к лекциям. Гораздо легче все это перепоручить кому-либо из священников. Хорошо, если в епархии найдется такой. Но жизнь показывает, что найти клирика, готового сразу взять на себя дело организации епархиальной православной гимназии, очень трудно. Обычно священники всячески уклоняются от подобных поручений, ссылаясь на занятость, на отсутствие денег, помещений, преподавателей. 

Поэтому правящему архиерею - хочет он того или нет - приходится на первом этапе возглавить дело. Он должен собрать священников и мирян, обсудить совместно с ними, кто из них за что возьмется, кто какие дисциплины будет преподавать. И если правящий архиерей будет постоянно уделять гимназии внимание, посещать ее педагогические советы, то и все люди, которых он привлек к этому делу, будут активно в нем участвовать. Самое важное - начать дело, объединить педагогов. Ничего страшного, если большинство из них сначала не имеют необходимой подготовки, не могут сразу преподавать в полном объеме все дисциплины, предусмотренные учебным планом. Главное - начать. А дальше люди, узнав, что создана православная школа, сами будут приходить с предложениями помочь. В крупных городах в среде верующих есть немало людей, имеющих профессиональное педагогическое образование и преподающих в школах, училищах и вузах. Когда они узнают, что гимназия уже открыта, что ее возглавляет правящий архиерей и требуются учителя для преподавания конкретных дисциплин, многие из них обязательно примут участие в этом деле. И если это искренне верующие люди, преданные Церкви, то их ничто не остановит - ни низкая заработная плата, ни организационные трудности и неурядицы, неизбежные на первом этапе.

Выше речь шла о создании епархиальной православной гимназии. Однако на личном опыте я убедился, что намного лучше создавать гимназии на приходском уровне.

Приходская гимназия во многом отличается от епархиальной: в дело создания приходской гимназии и попечительства над ней включается весь приход. Да и как может быть иначе - ведь там учатся дети клириков и прихожан! Опыт Новосибирской епархии свидетельствует, что в приходских гимназиях все священники включаются в преподавание, а многие из прихожанок просто днюют и ночуют в гимназии, выступая одновременно в качестве и педагогов, и уборщиц, и поваров. Гимназисты также активно участвуют в богослужебной и социально-общественной жизни прихода. По существу, гимназия и приход сливаются в единое целое, становятся единым организмом.

Для правящего архиерея приходские гимназии существенно более просты в управлении, которое сводится к оказанию им помощи в установлении и поддержании добрых отношений с государственными органами образования, в получении от них государственной лицензии, а затем и аккредитации, к решению финансовых проблем. В то же время за правящим архиереем сохраняется важная функция общего надзора за учебным и воспитательным процессом.

За пять лет моего управления Новосибирской епархией в ней были открыты три гимназии и одна прогимназия*. Почему нам это удалось? Да потому, что мы пошли путем создания не епархиальных крупных общегородских гимназий, а приходских гимназий, требующих намного меньше организационных усилий и материальных затрат.

Из созданных в Новосибирске гимназий мне хотелось сказать особо о православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, созданной при храме Всех святых, в земле Российской просиявших. Эта приходская гимназия по своему статусу является православной негосударственной гимназией, получившей аккредитацию в государственных органах образования. Дело в том, что этот приход находится в новосибирском Академгородке. В нем объединились десятки, если не сотни людей, имеющих различные ученые звания и степени. И они сумели добиться в местных органах образования права давать своим детям то образование, которое они хотят, добились официального статуса экспериментальной православной школы.

Отличительной особенностью этой гимназии является то, что при ней создан мощный методический центр, оснащенный современной компьютерной техникой и имеющий высококвалифицированных специалистов. Усилиями центра к настоящему времени разработаны уникальные учебные программы и учебные пособия по русской литературе и истории, отвечающие всем государственным стандартам и получившие хороший отзыв в Министерстве образования России. Думаю, что руководителям от-денов образования сибирских епархий, а может быть и не только сибирских, есть смысл непосредственно связываться с гимназией Преподобного Сергия Радонежского и обращаться к отцу Борису Пивоварову*. Я думаю, что здесь никому не откажут ни в консультации, ни в помощи. В целом эта гимназия является уникальным явлением в церковной системе православного образования.

Православные детские сады в Новосибирской епархии начали возникать уже после открытия православных гимназий, хотя создать при приходе детский сад гораздо проще: здесь не требуются профессиональные педагоги-предметники, намного меньше финансовые затраты. Но потребность в православном обучении детей школьного возраста была более насущной, поэтому в крупных приходах люди взялись за решение прежде всего именно этой задачи, а затем уже приступили к созданию приходских детских садов.

В этом деле наиболее важный и трудный момент - найти подходящее помещение. Если эту проблему удастся решить, то все остальное наладить уже несложно. Нужно подыскать из воцерковленных прихожан людей, которые имеют профессиональные навыки работы с детьми дошкольного возраста. Оборудовать интерьер, который должен быть праздничным, ярким и в то же время православным по духу: чтобы были иконы, картины на темы русских сказок.

Детей младшего дошкольного возраста важно с самого начала обучать основам молитвы, тому, как надо вести себя в храме, а самое главное - как можно чаще причащать, чтобы они возрастали в благодати Божией.

Что касается детей старшего дошкольного возраста, то для них при детском саде можно и нужно создавать прогимназию, в которой детей в течение года готовили бы к поступлению в гимназию.

Вообще детский сад не следует отделять от гимназии - по существу, это ее составная часть, и если в гимназии проводятся какие-то важные мероприятия, то в них должны участвовать дети из прогимназии и детского сада, чтобы налаживалось общение детей всех возрастов.

Если детский сад создается при приходе, - а это лучший вариант, - то, как и гимназия, он становится важным общим делом всего прихода: и священников, и прихожан. И многие прихожане - особенно бабушки - начинают отдавать все свое время и все свои силы детскому саду.

Опыт Новосибирской епархии показывает, что только в случае создания детских воспитательных и учебных заведений приход начинает жить той полнокровной жизнью, при которой он становится единой большой семьей, где всем миром взращивают детей. И только такой приход имеет реальное будущее, которое он сам своими же руками и создает.

Уделяя первостепенное внимание созданию в епархии церковной системы образования, мы считали для себя важным развивать духовно-просветительную деятельность и в государственных средних и высших учебных заведениях. Ведь задача духовного просвещения и нравственного воспитания народа во все времена была одной из главных для Русской Православной Церкви. А в наше время, после семидесяти лет подавления всякой духовности, она приобретает особое значение. И прежде всего мы должны помочь молодому поколению обрести знания и тысячелетний опыт наших дедов и прадедов в деле духовного развития личности. А для этого нам, священнослужителям, нужно идти в общеобразовательные школы.

В развитие этого направления нашей просветительной деятельности мы двигались методом проб и ошибок. Вначале священники пытались просто ходить по школам. Но в Новосибирске священников было всего восемь человек, тогда как средних школ - около 200. Кроме этого, в городе действуют восемнадцать вузов, и только в одном из них - педагогическом университете - обучаются 22 тысячи студентов.

Вскоре стало ясно, что таким путем при столь малых силах мы не сможем повсюду поспеть. Стали искать другие методы и пришли к идее организации постоянно действующего семинара для православных преподавателей. Собралось около 70 педагогов из средних школ и детских садов, и по вечерам раз в неделю мы начали читать для них лекции. ч

Параллельно мы договорились с институтом усовершенствования учителей и там стали читать такие же лекции - уже для всех повышающих свою квалификацию преподавателей.

Первый опыт работы с государственными школами показал, что, помимо налаживания личных отношений с директорами школ, нужно еще добиваться взаимопонимания с городскими и областными органами образования. Дело в том, что есть немало школ, директора которых безразличны к Православию и легко допускают к учащимся сектантов, особенно если те обещают разного рода помощь и делают подарки.

Мы пришли к выводу, что в этих условиях священникам и мирянам приходов нужно устанавливать прямые контакты с директорами школ или отдельными учителями, а задача управляющего епархией - параллельно находить взаимопонимание и налаживать сотрудничество с городским и областным начальством, в том числе и в сфере образования.

Но просто так, с пустыми руками, идти в государственные органы образования нельзя - это не даст особых результатов. Туда нужно идти с готовыми учебными программами факультативного преподавания религиозно-нравственных дисциплин. И тут все зависит от епархиального Отдела образования, от того, есть ли в нем профессиональные педагоги, которые могли бы грамотно составить учебные планы в соответствии со стандартами и требованиями, предъявляемыми государственной системой образования.

У нас такие люди нашлись. С их помощью под духовным окормлением и при непосредственном участии руководителя Отдела отца Бориса Пивоварова мы составили две учебные программы по факультативам: одну для начальных классов средних государственных школ («Православная образовательная программа»), другую для старших классов по курсу истории религии (религиоведение). Вторую программу мы составляли на основе рекомендаций Министерства образования России так, чтобы она соответствовала всем государственным стандартам и могла быть утверждена местными органами образования.

Мы подали эти программы в областные органы образования, а также составили и передали на их рассмотрение проект соглашения о сотрудничестве, который они и подписали в июле 1995 года.

При налаживании сотрудничества с высшими государственными учебными заведениями, как и в работе со средними школами, также следует использовать два пути: и самим идти в вузы, и, когда вузы обращаются к нам с предложениями о взаимодействии, не оставлять без внимания такие предложения. При развитии деятельности в этом направлении основная сложность возникает обычно лишь на первом этапе, а именно при установлении первых контактов и вхождении в учебный процесс института.

Накопленный за пять лет опыт говорит о том, что если управляющий епархией и священники способны правильно выстроить отношения с руководством и преподавателями того или иного вуза, то можно очень хорошо поставить дело духовного просвещения в высшей школе.

Многое здесь зависит от тех священников, которые идут преподавать в институты. К ним предъявляются особые требования. Они должны быть не только людьми богословски образованными, но и начитанными, эрудированными, хорошо разбирающимися в проблемах современной жизни, а главное - обладающими даром слова и (что не менее важно) личным обаянием.

В еще большей степени результат будет зависеть от управляющего епархией. Во-первых, очень важно побудить духовенство к работе в этом направлении, выявить тех, кто действительно мог бы и хотел заниматься духовно-просветительной работой в вузах. Во-вторых, столь же важно вести постоянную планомерную работу по установлению контактов и нахождению взаимопонимания с руководством отдельных институтов. Я считаю, что решение этой задачи является прямой обязанностью каждого управляющего епархией.

Формы налаживания взаимодействия с руководством вузов, как, впрочем, и школ, могут быть самыми разнообразными: участие в областных и общегородских семинарах, посещение отдельных институтов, частные и общие встречи и беседы с ректорами, педагогическими коллективами или отдельными преподавателями*. В ходе таких встреч обычно сразу становится ясно, кто хочет продолжать общение и сотрудничество с нами. Наша задача - откликаться на возникающие запросы.

Благодаря нашим настойчивым и постоянным усилиям в этом направлении в 1995 году мы реализовали различные формы духовного просвещения более чем в половине всех вузов Новосибирска и Томска. Кстати, в Томске, который является одним из крупнейших научных центров Сибири, благочинный области протоиерей Леонид Хараим входит в Совет ректоров высших учебных заведений города.

Кроме того, в Новосибирске и Томске мы совместно с представителями государственных органов образования, руководством и преподавателями высших и средних учебных заведений начали проводить ежегодные духовно-просветительные образовательные чтения по образцу московских Рождественских чтений.

Возможно, мы могли бы развить еще большую активность в этом направлении, но не хватало высокообразованных священников и мирян, способных на хорошем профессиональном уровне вести преподавание. Вообще я думаю, что коренным образом решить проблему преподавательских кадров можно только путем вовлечения православной интеллигенции в процесс религиозного образования и духовного просвещения, путем создания в епархии собственного высшего богословского учебного заведения для мирян. На мой взгляд, это должно быть одним из главных направлений в образовательной и просветительной деятельности и стоять в центре внимания и забот как правящего архиерея, так и епархиального Отдела образования, ибо жизнь свидетельствует, что епархиальному духовенству своими силами не справиться с грандиозной задачей духовного просвещения широких слоев населения. Поистине, как говорил Господь, «жатвы много, делателей мало».

При создании в епархии богословского института мы пытались опереться на опыт Москвы. Прежде чем официально открыть институт, мы решили устроить нечто вроде подготовительных курсов и на основе практики преподавания на них получить необходимый опыт. Такая методика широко практикуется и в государственной системе образования - я имею в виду создание экспериментальных площадок, на базе которых затем отрабатываются конкретные учебные программы и заодно приобретается конкретный опыт. По существу, мы и пошли этим путем.

Начав в январе 1995 года, в течение полугода мы прочитали вводный цикл лекций по курсу Московской Духовной семинарии. Занимались три раза в неделю по вечерам (по два-три часа с 18 часов).

Учитывая, что у слушателей была потребность в живом общении, мы использовали лекционную форму работы в сочетании с ответами на конкретные вопросы. Занятия строились следующим образом: примерно 45 минут - лекция, а затем дискуссия, включающая ответы на вопросы.

* Если в вузе не удавалось открыть факультатив, мы организовывали богословский кружок в помещении вуза или в его общежитии.

Опыт показал, что такая форма работы очень плодотворна и дает больший эффект, чем просто лекции. Такое общение пробуждает живой интерес к Православию и реально содействует воцерковлению людей. Результатом наших полугодичных занятий явилось то, что многие слушатели стали активными помощниками приходских священников в качестве либо катехизаторов, либо преподавателей церковноприходских школ.

В ходе этих вводных занятий мы окончательно определили, какие отделения будем создавать в нашем институте: православно-педагогическое, катехизаторское и пастырско-богословское.

Мы также поняли, что богословский институт с вечерней и заочной формами обучения отвечает насущным потребностям многих людей, которые, с одной стороны, хотели бы получить богословское образование, а с другой - готовы серьезно работать на ниве духовного просвещения. У большинства из них имеются семьи, и они не могут бросить свою основную работу, однако с созданием института у них появляется возможность изменить род своей деятельности, получить по окончании института звание не только православного педагога, но и бакалавра богословия. Но, чтобы эти люди, обретя новую специальность, могли преподавать в государственных средних школах и этим зарабатывать себе на жизнь, необходимо, чтобы диплом об окончании богословского института приравнивался к диплому государственных вузов.

Приобретенный нами опыт позволил понять, какие дисциплины следует изучать на первом курсе. Первоначально мы предполагали, что с теми, кто имеет высшее образование, мы будем сразу заниматься по программе высших богословских школ. Но в ходе занятий стало ясно, что у большинства студентов нет элементарных знаний об основах Православия, а без них им будет очень трудно усваивать богословские дисциплины.

Конечно, самая серьезная трудность на пути создания института - материально-техническое и финансовое обеспечение его деятельности. И в ее преодолении главную роль может и должен играть управляющий епархией, поскольку такие вопросы решаются только на уровне высших региональных или городских структур государственной власти. Прямой долг правящего архиерея - проработать вопросы материально-технического, финансового и юридического обеспечения основных образовательных процессов в епархии. Он должен методично «пробивать» решение этих вопросов в соответствующих государственных инстанциях.

К сожалению, мне не удалось самому довести до конца дело создания богословского института в епархии, поскольку я был переведен на послушание в Москву.

Духовное просвещение по своим задачам существенно отличается от религиозного образования. Здесь речь идет не о том, чтобы давать знания в области христианского вероучения, а скорее о том, чтобы помочь людям, которых в течение семидесяти лет держали в полном духовном невежестве, преодолеть его, духовно просветиться, уберечься от растления и уродства, которые насаждакпч;я в настоящее время в нашем обществе не только разного рода сектами и псевдорелигиями, но и средствами массовой информации.

Одна из задач Церкви в области духовного просвещения - рассказывать не только о сущности и традициях Православия в нашей стране, но и об опасности тоталитарных сект и вреде, который они наносят психическому и даже физическому здоровью людей.

Нужно, чтобы люди начали понимать, что сейчас против России, в сущности, ведется необъявленная духовная война. И в этой войне уже имеются сотни тысяч духовно, психически, а часто и физически травмированных людей. Это официально подтверждают медики и специалисты, занимающиеся реабилитацией жертв тоталитарных сект.

Надо, чтобы люди знали об этом и могли уберечь себя, своих детей и близких от угрожающей им опасности. Именно в этом я вижу цель и смысл духовного просвещения широких слоев населения.

Очень важным моментом в духовном просвещении является правильный подбор священников и мирян-катехизаторов, которые владели бы словом, а главное - могли бы находить контакты и взаимопонимание с данной возрастной или профессиональной группой людей. К сожалению, современное православное образование, получаемое священниками в Духовных семинариях и училищах, не дает им навыков ведения духовно-просветительной работы в современных условиях и с современной аудиторией. Поэтому так трудно в настоящее время найти людей, которые могли бы вести эту работу. Как правило, чаще встречаются священники, ориентирующиеся в своей пастырской деятельности только на бабушек, которые и так беззаветно преданы нашей Церкви и с любовью воспринимают все то, что говорит им священник с амвона. Что же касается современной интеллигенции и молодежи, то нужно очень тонко чувствовать и понимать внутреннее состояние этих людей, чтобы успешно вести среди них духовно-просветительную работу.

Конечно, формы духовного просвещения должны быть максимально разнообразны. Ни в коем случае нельзя ограничиваться чисто лекционной формой работы. Нужно добиваться, чтобы программа встреч и бесед с людьми была по возможности разнообразной и интересной. Она может включать в себя диспуты, концерты духовной музыки, кружки, экскурсии, паломнические поездки и многое другое.

Следует особенно подчеркнуть, что мы не должны упускать из поля зрения рядовых тружеников, работающих на фабриках и заводах. Ведь этим людям сейчас очень тяжело живется. Многие из них угнетены, находятся в состоянии стресса из-за того, что их предприятия могут закрыться, а они - стать безработными. Многие по нескольку месяцев не получают заработной платы. И если в семье есть дети, то, естественно, все заботы лишь об одном: как их прокормить.

Конечно, в этих условиях многие простые труженики нуждаются в слове утешения, сочувствия, сострадания. И кому, как не священнику, прийти к ним с этим словом.

Мой опыт общения с работающими на заводах и фабриках показывает, что встречи со священниками очень нужны этим людям и подчас приносят им большую пользу и удовлетворение.

Я считаю, что Церковь, которая призвана идти на помощь прежде всего тем, кому тяжело и трудно живется, должна сейчас повернуться к рабочему человеку, ее слово должно быть обращено прежде всего к простым труженикам, к народу, который во все времена был главной ее опорой. И говорить нужно не столько о высоких духовных христианских истинах, сколько о простой доброте друг к другу, о взаимном уважении, о том, что трудности должны не разъединять, а сплачивать всех нас. Наши беседы должны содействовать смягчению сердец, возврату добрых человеческих отношений, тому, чтобы люди стали видеть образ Божий друг в друге.

Хотел бы остановиться еще на одном важном направлении епархиальной образовательной деятельности, а именно на развитии библиотечного дела. В Новосибирской епархии мы придавали ему большое значение. Я, как управляющий епархией, настойчиво добивался от священников, чтобы библиотеки были открыты при каждом храме.

Надо учитывать, что в этом деле многое зависит от самих священников, от уровня их образованности. Если священник понимает значение библиотеки, то он обязательно начнет создавать ее в своем приходе. Если же он сам не очень любит читать, если его не заботит, какие книги продаются в его храме, если он вообще не интересуется продажей литературы и считает, что ему вполне хватает того, что он получает от треб, -то принудительными мерами тут едва ли чего можно добиться. Тем не менее я считал важным постоянно ставить вопрос о библиотеках на наших епархиальных собраниях.

Я считаю библиотечнре дело очень важным и перспективным. Сейчас, например, издаются многотомные труды святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых отцов. Читать их необходимо всем, а вот приобрести в личную собственность при современных зарплатах и ценах по силам далеко не каждому. Поэтому, чтобы святоотеческая литература была доступна всем, необходимо создавать приходские библиотеки. Я думаю, что епископы - каждый в своей епархии - должны добиваться, чтобы такие библиотеки открывались повсеместно.

Но здесь есть один важный момент. Поскольку сейчас появилось множество подделок, необходимо уделять особое внимание качеству литературы, поступающей в храмы и библиотеки. Так, например, сейчас изданы и широко распространяются так называемые пятичисленные молитвы, приписываемые святителю Димитрию Ростовскому, хотя в его творениях этих молитв нет. Другой пример: в последнее время начали появляться «жития и труды» так называемых младостарцев, которые не имеют родословной в русском православном старчестве. Меня многие спрашивают, можно ли их читать. В этом случае я обычно привожу слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6,12). Можно, конечно, читать и эти книги, но использовать на практике описанный в них духовный опыт и молитвы я не рекомендовал бы никому.

Богатством Православия является правильный опыт богопознания, накопленный сонмом русских святых. И очень важно беречь и сохранять этот опыт в чистоте, чтобы он не засорялся ничем чужеродным.

Сейчас подобного рода литература появляется все чаще, и в ней подчас ложно заявляется, что она издается по благословению Святейшего Патриарха или епархиального архиерея (мне приходилось в епархии встречать книги с поддельным благословением и от моего имени). Поэтому я считаю, что всем епископам и духовникам в епархиях необходимо уделять самое серьезное внимание качеству литературы, продающейся в храмах и поступающей в церковноприходские библиотеки.

Хочу пожелать всем тем, кто трудится на ниве духовного просвещения и православного образования, успехов в нелегком, но столь важном, благородном и спасительном деле.

Епископ Бронницкий ТИХОН


Приложение

СОГЛАШЕНИЕ

администрации Новосибирской области и Новосибирской епархии о сотрудничестве в области образования

Администрация Новосибирской области в лице главы администрации И. И. Индино-ка и Новосибирская епархия в лице управляющего епархией епископа Тихона заключили настоящее соглашение о сотрудничестве в целях содействия становлению новой федеральной образовательной программы России.

Учитывая

а) переходный момент в развитии образования в России,

б) светский характер образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации,

в) введение в государственных учебных заведениях религиозно-образовательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин (факультативные курсы «История религии», «Мировые религии»),

г) создание религиозными объединениями в едином образовательном поле Российской Федерации негосударственных образовательных учреждений,

д) разрешение преподавания вероучений, а также религиозного воспитания факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях,

е) опасность распространения под видом преподавания религиозно-познавательных дисциплин псевдорелигиозных и человеконенавистнических учений, а также оккультных знаний и исходя из необходимости восстановления культурно-исторической преемственности в жизни российского народа, осознания значимости духовной культуры и православных культурно-исторических традиций, стороны договорились о следующем:

1. Содействовать созданию, экспертизе и реализации проектов и программ, направленных на возрождение культуры, духовного просвещения и нравственного воспитания подрастающего поколения.

2. Содействовать совершенствованию подготовки педагогических кадров, преподающих культурологию и историю религии; лицензированию факультативного преподавания религиозно-познавательных дисциплин представителями религиозных объединений Русской Православной Церкви с зарегистрированным уставом.

3. Содействовать проведению конференций, семинаров, чтений и Круглых столов по проблемам духовной культуры и образования.

4. Содействовать созданию телевизионных образовательных программ, изданию учебной литературы и других книг, способствующих повышению духовной культуры и нравственности.

5. Сотрудничать в выявлении, сохранении и использовании культурно-исторического наследия народов Сибири, развитии краеведения, сохранении памятников православной церковной культуры.

6. Проводить совместные мероприятия, посвященные общероссийским праздникам: Рождеству Христову, Дням Российской славы, славянской письменности и культуры и т. д,

7. Содействовать развитию внутрироссийских и международных культурно-образовательных связей.

ПРОГРАММА

церковно-социальной работы Новосибирского Епархиального управления Русской Православной Церкви в г. Новосибирске и Новосибирской области

(создание сети благотворительных и образовательных учреждений под церковным попечительством)

К первоочередным задачам благотворительной деятельности Новосибирского Епархиального управления Русской Православной Церкви относятся:

1. Создание лечебных и оздоровительных учреждений для неимущих, детей-сирот, инвалидов, ветеранов и осуществление попечительства над ними.

Фонд реабилитации детей-инвалидов при Первомайской администрации.

В настоящее время приходы Новосибирской епархии осуществляют попечительство над домами-интернатами № 44, 150, 152, 164, 181, 182, в Ояше, над детским домом в Барышеве, а также над престарелыми в Заельцовском и Бердском домах ветеранов.

В Колывани для интерната № 152 в настоящее время оборудуется профилакторий на 15-20 мест для детей-инвалидов с церебральным параличом. На летних каникулах профилакторий примет первых ребятишек. Обслуживать детей будут сестры Колыван-ского монастыря. Для детей предусматривается дополнительное питание экологически чистыми, выращенными в обители продуктами.

В перспективе необходимо:

достроить Дом ветеранов в Колывани, который будет обслуживаться населъницами монастыря;

восстановить функции ЛТП на новой основе, по специальной программе борьбы с наркоманией и алкоголизмом;

организовать ночлежные дома для беженцев и бездомных;

открыть медпункты бесплатной скорой и санитарной помощи, гуманитарные аптеки; организовать специальные пункты по льготной продаже продуктов питания больным сахарным диабетом и некоторым другим категориям больных;

построить кладбищенские часовни, организовать ритуальные службы на кладбищах.

2. Устройство летнего отдыха для детей:

а) в 1993 году приходом Академгородка приобретен бывший пионерский лагерь «Дружные ребята» на 120 мест в районе Нижней Ельцовки. Строения лагеря практически разрушены. Несмотря на это, летом 1993 года там отдохнули более 100 детей воскресной школы и гимназии Академгородка, других городских и сельских приходов. К сезону 1994 года в лагере необходимо произвести ремонт коммуникаций, отстроить пищеблок, отремонтировать спальные корпуса;

б) летний лагерь в Завьялове в этом году может принять 350 детей;

в) ведется восстановление спортивных комплексов и площадок, осуществляется профилактическая работа с подростками по предотвращению преступности.

3. Организация работы в местах заключения:

а) духовно-нравственное воспитание в колониях.

Имеется многолетний опыт работы в колониях № 3, 8. Так, в колонии № 3 открыта часовня. Регулярно проводятся беседы по Закону Божию. Намечается строительство храма. Ведется воспитательная работа с родственниками осужденных и охраной;

б) реабилитация осужденных после освобождения;

в) создание Фонда Святителя Николая для помощи осужденным в зоне и после освобождения.

Открыт храм Архангела Михаила, являющийся центром работы с осужденными и освободившимися.

4. Подготовка сестер милосердия:

а) в Академгородке второй год работают курсы по медицинской и духовной подготовке сестер милосердия. Осуществлено два выпуска курсов, в настоящее время обучаются около 20 сестер третьего набора. Сестры обслуживают нуждающихся на дому и в ряде больниц Академгородка;

б) существует договоренность с руководством 3-го и 4-го медучилищ об открытии на их базе специальных отделений по подготовке сестер милосердия;

в) осуществляется церковное попечительство над больными в 1-й горбольнице и облбольнице. Ведется борьба с абортами в гинекологическом отделении.

5. Организация товарищества «Покров» для обеспечения питанием диабетиков.

6. Основные задачи в области образовательной и просветительной деятельности:

а) организация при приходах воскресных школ, библиотек;

б) открытие детских садов и общеобразовательных школ под церковным попечительством;

в) забота о духовно-нравственном воспитании в школах, вузах, специальных учебных заведениях;

г) подготовка квалифицированных кадров в области религиозного образования и православной педагогики на специализированных курсах, факультетах университетов и в богословских институтах;

д) создание учебно-методических центров по разработке программ, учебных пособий и учебников по религиозным дисциплинам для воскресных и общеобразовательных школ;

е) сотрудничество со средствами массовой информации:

- регулярная публикация в периодической печати статей, освещающих церковную жизнь, например «Духовная страничка» в «Вечернем Новосибирске»;

- специальные церковные передачи по радио и телевидению (богослужения, беседы и проповеди священнослужителей, церковная музыка, встречи с верующими учеными, работающими в различных областях знаний);

- специальные программы по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, распущенностью, вредными социальными явлениями;

- программы о детях, инвалидах, сиротах, заключенных.

Для успешного осуществления последней из перечисленных задач желательно создание специальной постоянной программы на определенном канале (например, 12-м), соучредителями которой могут выступить совместно епархия, администрация области и предприниматели, озабоченные проблемами нравственного оздоровления нашего общества.

7. Проведение общенародных мероприятий, приуроченных к православным национальным праздникам: Рождеству, Пасхе, Дню славянской письменности и культуры. Пасхальные хоровые вечера в Филармонии.

Апрель 1994 года Епископ Новосибирский и Томский ТИХОН


ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14.06.94 г.

№227, г. Новосибирск

О Программе церковно-социальной работы

Новосибирского Епархиального управления

Русской Православной Церкви

Новосибирское Епархиальное управление Русской Православной Церкви предложило на рассмотрение администрации области Программу церковно-социальной работы, в которой намечено создание сети благотворительных и образовательных учреждений под церковным попечительством, проведение общественно-важных мероприятий по духовному просвещению населения, воспитанию подрастающего поколения.

Учитывая многовековой опыт Русской Православной Церкви в этой сфере и в целях восстановления и развития ее церковно-социального служения:

1. Поддержать Программу церковно-социальной работы Новосибирского Епархиального управления, как отвечающую требованиям и направлениям социально-экономического развития области в современных условиях.

2. Главному Управлению народного образования, Управлению социальной защиты населения, Управлению здравоохранения, Управлению внутренних дел, Комитету по делам молодежи, администрации области, мэрии г. Новосибирска, администрациям городов и районов оказать Епархиальному управлению необходимую помощь в реализации данной Программы.

К окончанию текущего года подготовить согласованные предложения по осуществлению перспективных направлений Программы на 1995 год.

3. Комитету по управлению госимуществом Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска в соответствии с действующим законодательством рассмотреть совместные предложения и осуществить передачу в собственность или в пользование Епархиальному управлению объектов социальной инфраструктуры, необходимых для проведения церковно-социальной работы в соответствии с Программой.

4. Управлению финансов и налоговой политики, комитетам и управлениям администрации области предусмотреть выделение бюджетных средств на отдельные конкретные мероприятия Программы в соответствии с согласованными предложениями.

5. Отделу по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями администрации области осуществлять координацию совместной работы подразделений администрации области по реализации данной Программы.

Глава администрации И. И. ИНДИНОК