Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ > Россия — страна-цивилизация

Россия — страна-цивилизация


02.10.2014.

Доклад руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Новосибирской митрополии, руководителя секретариата Новосибирского регионального отделения международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» Красова Александра Витальевича в рамках пленарного заседания XV Новосибирских Кирилло-Мефодиевских чтений.

Россия — страна-цивилизация

Наша цель — дать толчок к размышлению над тем, в каком обществе, на какой ступени общественного развития (в какой цивилизации) мы с вами живем, создаем семьи, растим детей и внуков, учимся, трудимся. Как мы идентифицируем нашу страну — Россию — в мире, как мы идентифицируем сами себя как внутри России, так и в мире. Мыслящим людям хорошо известно, что мы живем в многополярном мире цивилизаций, в отличие от навязываемого нам однополярного мира. Все богатство мировой истории складывается из параллельного развития ряда культурноисторических миров или цивилизаций, которые конкурируют и сотрудничают, взаимно дополняя друг друга.

Цивилизация как культурно-исторический тип или ступень общественного развития создается группой близких по мировоззрению народов, объединенных устойчивой исторической взаимосвязью. Каждое из таких сообществ имеет собственные ценности и идеалы, собственную историческую хронологию и собственный путь в будущее. Каждая из цивилизаций вносит свой неоспоримый вклад в общемировую сокровищницу знаний, технологий и культурных достижений.

События, свидетелями которых мы с вами являемся, показывают ошибочность отождествления западной цивилизации с общемировой, а ее ценностей — с общечеловеческими, что последние десятилетия пытались насаждать гражданам России. Сегодня становится очевидным, что попытки выдать западную цивилизацию за общечеловеческую являются всего лишь манипуляцией североатлантической элиты в борьбе за мировое господство.

Из истории хорошо известно, что каждая цивилизация может реализовать свой творческий потенциал при условии, что составляющие ее страны обладают политическим суверенитетом и экономической независимостью, не являются колониями чужих цивилизаций. В современных условиях огромное значение приобретает также гуманитарный суверенитет, предполагающий самостоятельное утверждение духовных идеалов и культурных ценностей.

Когда руководящий слой любого народа теряет цивилизационную идентичность, отказывается от собственной творческой миссии и ориентируется на внешние образцы, происходит цивилизационная катастрофа, превращающая весь народ в этнографический материал для чужих целей.

Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними духовно близкими народами неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития.

Необходимо отметить, что одним из первых в новейшей истории о России как стране цивилизации заговорил Всемирный Русский Народный Собор. Это было 13-14 декабря 2001 года, на VI Всемирном Русском Народном Соборе, тема которого была: «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох».

В ходе соборной дискуссии рассматривался вопрос: можем ли мы по-прежнему считаться великой цивилизацией, сохранили ли мы это право? Ведь финансовые ресурсы нашей страны во много раз меньше финансовых ресурсов Запада, а демографический потенциал многократно уступает потенциалу Индии или Китая.

Этот вопрос остается актуальным и сегодня. Хотя за минувшие полтора десятилетия в России произошли позитивные сдвиги, в частности, в экономике и в демографии.

Фактически эти вопросы затронуты в «Обращении Дискуссионного клуба Всемирного Русского Народного Собора к мыслящим людям»: «Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!».

Собор продолжил обсуждение этого вопроса и на своем съезде. Обращаясь к участникам XVII соборного съезда ВРНС, проходившего 31 октября 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве, Глава Всемирного Русского Народного Собора — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «… на вопрос, является ли Россия самостоятельной цивилизацией в семье крупнейших цивилизаций планеты, мы обязаны дать утвердительный ответ. Да, Россия — это страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат».

И действительно, «России как стране-цивилизации есть что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений». И это подтверждается нашей историей!

Невзирая на ту пропагандистскую и информационную войну, которая развернута против нашей страны и русских в Европе и США, мы знаем, что не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта.

Говоря о России как странецивилизации, необходимо отметить исторически сложившиеся особенности нашей цивилизации:

— основополагающая роль православного христианства в формировании духовных идеалов и системы ценностей;

— изначальный принцип национального равноправия и неприятие колониальных моделей государственного строительства;

— сочетание высокого социального и технического динамизма с неизменностью духовной традиции;

— особое значение государственных механизмов и консолидирующих идей в жизни общества;

— преимущественное территориальное расположение в области холодного континентального климата, «зоне рискованного хозяйствования»;

— использование кириллической письменности как уникального графического кода.

Нашей цивилизации принадлежит внушительный ряд заслуг, имеющих всемирное значение, в частности:

— неоднократный разгром агрессоров, претендовавших на глобальное доминирование;

— создание общепризнанной художественной культуры;

— выдающийся вклад в мировую науку;

— приоритет в освоении космоса.

Наше национальное богатство создано НЕ путем финансовых манипуляций и разбойного грабежа, осужденных христианской моралью, а честным трудом на родной земле. Христианская жертвенность нашего народа помогла выстоять в самых жестоких и кровопролитных войнах мировой истории.

Мы пережили ряд серьезных цивилизационных кризисов, порой угрожавших самому существованию России. Российской цивилизации регулярно приходилось выдерживать натиск своих западных соседей. Однако всякий раз в России находились силы для возрождения и нового подъема. И нам это известно из истории нашего Отечества.

Хорошо известно, что ключевой ценностью для обществ любого культурно-исторического типа является вера. Духовным сердцем российской цивилизации по праву считается православное христианство. К примеру, по данным ВЦИОМ 75% опрошенных россиян считают себя православными. Кроме того, особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры признана государством (Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)).

При этом мы не принижаем роли других традиционных религий в истории и современной жизни российских граждан, принимая во внимание и многонациональность нашего государства. В то же время становым хребтом нашей многонациональной цивилизации является русский народ, и это подтверждается данными переписи населения.

Если не ошибаюсь, в Новосибирской области проживает: русских — 93,1% от общего числа жителей, граждан немецкой национальности — 1,2%, украинцев — 0,9%, татар — 0,9% и других, более ста национальностей — 3,9%. Общероссийские данные свидетельствуют о том, что в России проживает не менее 80% граждан, идентифицирующих себя как русские, считая от общего числа граждан РФ.

Однако исторически, еще со времен СССР, русский народ — стержень нашей цивилизации — был фактически лишен своей этно-культурной идентичности! Достаточно вспомнить, сколько и каких министерств и ведомств имелось в Союзных республиках (остальных 14-ти) и сколько и каких министерств и ведомств имелось в РСФСР.

К сожалению, и в современной России ситуация с этнокультурной идентичностью русского народа мало изменилась. К примеру, в Консультативном совете по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии Новосибирска не представлена национальность «русские».

Если не считать того, что на заседания приглашались представители Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в указанный Совет не входят организации, представляющие интересы русских людей. Аналогичная ситуация и с русскими культурными центрами. Принимая во внимание такую ситуацию, которая затрагивает не просто интересы и вопросы этнокультурной идентичности русских людей, но судьбу российской, русской цивилизации, Всемирный Русский Народный Собор был преобразован из ежегодного форума в международную общественную организацию.

При этом необходимо отметить, что Всемирный Русский Народный Собор является не закрытой структурой, созданной только для русских, но открытой дискуссионной площадкой, на которой обсуждается судьба России, России как страны-цивилизации.

Отделение Собора, по благословению Главы Собора — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, открыто и в Новосибирске. На встрече с инициативной группой новосибирского отделения, состоявшейся 24 августа 2013 года, Его Святейшество сказал: «…считаю, что на сегодня Всемирный Русский Народный Собор — это самый эффективный, самый значительный инструмент гражданского общества в России. И дай Бог, чтобы в регионах создавались отделения, чтобы эти отделения помогали, в том числе и власти, развивать диалог с народом, с обществом.

Для властей очень важен Собор, потому что это место доброжелательного диалога с властью. Это ведь не оппозиционное собрание. Где еще можно услышать идеи, мысли и, может быть, поделиться собственными мыслями и идеями с представителями элиты, в том числе интеллектуальной и культурной элит? Собор предлагает такие возможности».

Подтверждением этих слов Святейшего Патриарха является подписанное Соглашение о сотрудничестве субъектов РФ и епархий Русской Православной Церкви, находящихся в пределах Сибирского федерального округа, которое подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Александрович Толоконский.

Необходимо отметить, что Уставными целями деятельности НРОО «ВРНС» являются:

— содействие духовному, культурному, социальному и экономическому возрождению России и русского народа на основе православия;

— содействие укреплению российской государственности и ее обороноспособности, усилению роли Русской Православной Церкви в жизни общества;

— содействие взаимодействию Православной Церкви с традиционными религиями России по духовно-нравственному оздоровлению общества, исключению религиозного экстремизма и нетерпимости, межнациональной розни;

— содействие мирному ненасильственному объединению русского народа.

Сам Святейший Патриарх в ходе визита в Новосибирск сказал о роли Собора: «Сегодня все больше и больше признания того, что Собор является уникальной платформой для общенациональной дискуссии».

И эта дискуссия организуется государствообразующим народом! Исторически русский народ выступил государствообразующим народом, вокруг которого объединились народы Российской державы, исторически связанные с ним общей судьбой. И мы осуществляем сотрудничество с различными национальными объединениями, землячествами и автономиями, зарегистрированными в Новосибирске.

Подтверждая историчность такого объединения, государством по инициативе Русской Православной Церкви введен в календарь церковно-государственный праздник — День народного единства.

История праздника показывает нам, что еще более 400 лет назад народы России, отстаивая свое цивилизационное развитие, объединились против внешней и внутренней угрозы.

Всякое внешнее давление на нашу страну, если оно выражено достаточно открыто, служит сильнейшим мобилизующим фактором. В ответ на серьезное иностранное вторжение или вмешательство русские традиционно демонстрируют пробуждение необычайно мощного потенциала сопротивления.

И это подтверждается новейшей историей. Достаточно вспомнить события в Крыму и на Украине. Какой подъем патриотизма вызвали действия российского руководства. При этом необходимо отметить, что Президент России Владимир Владимирович Путин в последнее время уделяет большое внимание вопросам русского народа, русского мира.

В ходе ответов на вопросы в программе «Прямая линия с Владимиром Путиным», состоявшейся 17 апреля 2014 года, Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации, выбрал вопрос, как он сам пояснил: «такой, не для блиц-ответов и блиц-вопросов, он совсем философский». Вот часть этого вопроса: «Что для Вас есть русский человек, русский народ? На Ваш взгляд, в чем его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны?»

И вот что ответил наш Президент: «Знаете, некоторые специалисты считают, что у народа как у общности людей нет своих особенностей, особенности есть только, по их мнению, у конкретного человека. Мне трудно согласиться с этой позицией, потому что если люди пользуются одним языком, живут в рамках единого государства, проживают на одной территории, у них общие культурные ценности, у них общая история, в конце концов, они живут в рамках какой-то территории с определенным климатом, — ну не может не быть каких-то общих черт.

А что касается нашего народа, то страна наша, как пылесос, втягивала в себя представителей различных этносов, наций, национальностей. Кстати говоря, на этой основе создан не только наш общий культурный код, но и исключительно мощный генетический код, потому что за все эти столетия и даже тысячелетия происходил обмен генами, смешанные браки. И именно этот наш генный код, наверное, может быть, почти наверняка является одним из наших главных конкурентных преимуществ в сегодняшнем мире. Он очень гибкий, он очень устойчивый. Мы даже этого не чувствуем, но это наверняка есть.

Что же все-таки в основе наших особенностей? Эти особенности, конечно, есть, и в их основе, на мой взгляд, лежат ценностные ориентиры. Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому русский человек, человек русского мира, он обращен больше не в себя, любимого…»

Исходя из того, что в словах Президента России зашла речь, в общем-то, о ценностных ориентирах, хочется сказать, что 25 мая 2011 года, на XV съезде Всемирного Русского Народного Собора были провозглашены базисные ценности русских людей:

Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.

Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации ― в системе международных отношений.

Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) — мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.

Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.

Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.

Нравственность — личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.

Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.

Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.

Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.

Солидарность — способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

Милосердие — деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.

Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.

Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков русского мира.

Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.

Трудолюбие — деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.

Самоограничение и жертвенность — отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.

В завершение хотелось бы сказать, что залогом цивилизационного успеха является национальная элита! Национальные элиты играют ключевую роль в развитии всякой цивилизации.

Понятие национальной элиты далеко не тождественно правящему слою. Сюда относится только та совокупность интеллектуальных, духовных, политических лидеров, которая разделяет базовые ценности данной цивилизации, развивает лучшие традиции ее прошлого и борется за ее творческое, независимое будущее.

Таким образом, причастность к национальной элите определяется не столько статусным положением личности в обществе, сколько ее вкладом в достижение общенационального и общецивилизационного успеха. Судьба национальной элиты неразрывно связана с судьбой своего народа. Если правящий слой любого государства не соответствует подобной миссии — он превращается в проводника воли чужих национальных элит.

Вестник Новосибирской Митрополии №6 (126) апрель 2014

 


 
Вернуться назад