Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Интернет-журнал > Юлия Петрова. О фильме "Фонтан" (The Fountain)

Юлия Петрова. О фильме "Фонтан" (The Fountain)


07.10.2014.

Фильм "Фонтан" (The Fountain)  Даррена Аронофски вышел довольно давно, в 2006 году. Но посмотреть мне удалось только недавно по совету друга. Вот несколько мыслей о фильме-притче, написанных мной для моего друга. 

Фильм действительно интересный и глубоко символичный. Авторы задумываются над тайнами мироздания и даже предлагают зрителям некий ключ к их разгадке. Поэтому имеет смысл разобраться в содержании символов, которые там используются. Еще мне показалось странным, что название фильма никак не связано с его содержанием. На мой взгляд, по смыслу больше подходит «исток, источник», потому что фильм о том, как человек ищет свои истоки, по версии авторов их находит и возвращается к источнику жизни. К тому же в оригинале слово fountain употреблено с определенным артиклем, поэтому можно предположить, что Источник этот вполне конкретный, знакомый и авторам, и героям фильма.

Сюжетная линия о любви. И тут главный вопрос — что есть Жизнь и зачем Любовь, если все это кончается вселенской трагедией (человек — это вселенная) — разрушением жизни и уничтожением носителя и объекта любви.

Основная тема фильма — это борьба со смертью. Причем на всех трех планах. В средневековье транслятор смерти — это Великий Инквизитор. Своей кровью он замазывает карту Испании. У большинства наших современников этот образ ассоциируется с христианством. (Не с АНТИхристианством! И это уже само по себе страшно). В наше время смерть — это неизлечимая болезнь Иззи. Вневременной план — это древо без листьев, цветов и плодов. Конечно, главная интрига в том, какими методами смерть побеждается, и каковы плоды этой победы. Какой ключ нам предлагают авторы?

Если посмотреть, как к этой проблеме подходят различные религии и философские школы, то все методы (если можно так выразиться) можно разделить на три основные группы. 1. Самосовершенствование человека (буддизм, различные восточные практики и т.п.). Сюда же можно отнести и научно-технический прогресс. 2. Использование магических средств (В основе цивилизации майя лежал инфернальный культ. Чего только стоят человеческие жертвоприношения! В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избиение, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца). 3. Христианство.

С христианством в фильме связаны два образа: Великий Инквизитор и монах-францисканец. Один — явный посланник смерти, другой не видит в христианстве спасения и обращается к магизму. Причем все это как бы подтверждается авторитетом Библии (любимый ход оккультистов. Но это так, к слову пришлось). Весь визуальный ряд, связанный со средневековьем, имеет мрачный и гнетущий колорит. Свет возникает только в тот момент, когда королева говорит о спасении через древо жизни. Всё. Здесь христианство отвергнуто и выбор сделан. Монах приносит меч жреца: «Наша надежда — меч». Этот символ встречается во многих религиях и мифах. В христианстве меч символизирует непобедимую Истину (образ из Апокалипсиса). В буддизме это оружие, отсекающее невежество и, кроме того, условие и знак человеческой свободы (получается, что францисканец отказывается от своего прежнего «христианского» рабства и невежества в пользу «сокровенного» знания). А еще в мифологии меч служит мостом в потусторонний мир.

А вот теперь древо. Это символ тоже много где встречается. Интересно, как он в фильме связан с героями. В самом начале (где-то на седьмой минуте) Томос летает в космосе в позе лотоса (в восточных практиках эта поза символизирует путь самосовершенствования). Потом он говорит: «Цель близка», — и подходит к дереву. Кора дерева показана крупным планом. Она гладкая, на ней ворсинки. Потом так же крупным планом будет показана кожа Иззи, на которой видны волоски. Оба кадра очень похожи, почти идентичны. Понятно, что смерть и жизнь дерева — это ее смерть и жизнь. Ну, и его тоже, так как они оба неразрывно связаны (помнишь, королева дала конкистадору кольцо — символ вечности и единства).

Так вот. Древо. Символ Великого Пробуждения (именно так, с больших букв в буддизме пишется). Синтез неба, земли и воды. Судьбы главных героев переплетаются на земле (стихия земли), волевым творческим актом они преображают смерь в жизнь (стихия воды — это стихия творческих энергий. К Древу Жизни в конце фильма конкистадор также идет по воде) и уходят в вечность — в космос. (стихия неба. Ее символизирует крона распустившегося древа). Перед смертью Иззи произносит ключевую фразу: «Смерть — акт творения». Получается, что «Источник» — Шибальба, умирающая звезда, дающая жизнь. Они ушли туда, откуда пришли. Это можно понять из того, что еще один из семантических смыслов Древа — это различное в едином, универсальность проявлений материального мира. Эта универсальность идет от единства к разнообразию и обратно к единству. Получается, что Жизнь и Смерть онтологически едины и неразрывны. Все растворено в Абсолюте, который в пантеистических воззрениях тождествен Вселенной и проявляет себя разнообразием форм. Поэтому гармония в понимании Иззи (и, видимо, авторов) — это гармония с космосом во всех его проявлениях. Это видно из ее слов, когда она перед смертью рассказывает, как отец Моисея превратился в дерево, в плод, улетел с птицами… Потом она сказала, что ничего больше не боится...

К сожалению, те, кто увлекается восточными религиями и философиями, не чувствуют, что тут наступает конец человеческой личности. Ее поглощает либо дурная бесконечность реинкарнаций, либо растворение в безличном Абсолюте.

Конечно, авторы некоторыми штрихами дали понять, что герои достигли просветления и тем самым преодолели разорванность сознания. Об этом говорят последние кадры фильма: когда он в огне улетает ввысь, а шар раскрывается, давая расцвести Древу. Шар — это символ полноты и вечности, а огонь — символ преображения и очищения.

Только в пантеистических религиях у этого красивого сюжета есть печальное продолжение. После эпохи материальных проявлений Абсолюта, Маха Манвантары, наступает Маха Пралайя — Великая Ночь, или, иначе, растворение… Так что какой смысл в страданиях и любви?

В общем, ключик оказался не от той двери… Это, конечно, на мой взгляд.

Но мне фильм все равно понравился. Режиссура удачная, актеры замечательные. Есть повод задуматься над содержанием, попытаться понять авторов.

Но все вышеприведенные рассуждения — это именно мое восприятие, возможно, что и неверное.

PS. Не совсем понятно, почему умирающую звезду назвали Шибальба. По верованиям майя это преисподняя, где все очень страшно и безысходно.

Юлия Петрова

Фото Кинопоиск


 
Вернуться назад