Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Книжное обозрение > Православное Рождество в русской литературе

Православное Рождество в русской литературе


14.01.2015.

Рождество и Новый год погружают нас в атмосферу сказки. Но не только сказочники и романтики оставили описание любимых с детства праздников на страницах своих литературных произведений. Свою руку здесь приложили и поэты, и сатирики, и реалисты. Довольно широк круг авторов, описавших как сам новогодний праздник, так и все, что случается на Рождество.

Православное Рождество в русской литературеРазнообразие авторов и жанров поражает. Взять хотя бы навскидку, тут и рассказ Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке», рассказ Александра Куприна «Тапер», повести Николая Лескова «Запечатленный ангел» и «Христос в гостях у мужика», рассказы для детей «Леля и Минька» Михаила Зощенко.

Написанный в 1886 году рассказ «Ванька» А. П. Чехова, с 1900 года входит в многочисленные «Книги для чтения» и школьные хрестоматии.

Девятилетний сирота Ванька Жуков, бесхитростным языком написавший в ночь перед Рождеством письмо своему дедушке Константину Макарычу, запомнился крылатой фразой «на деревню дедушке». Перечитайте этот маленький чеховский шедевр. Мальчик вспоминает Рождество, когда они вместе с дедом искали елку для господ: «»Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех… у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки». Поверьте, ком в горле у вас после прочтения будет стоять не меньший, чем от андерсеновской «Девочки со спичками». Хотя, в отличие от героини датского сказочника, мальчик Ванька не умирает, убаюканный сладкими снами.

У Чехова есть и другие рассказы, где упомянуто Рождество: «Шампанское», «Новогодняя пытка», «Новогодние великомученики» и даже «Елка». Именно в последнем рассказе писатель воздвиг свое новогоднее древо: «Высокая, вечно зеленая елка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки». В автобиографическом произведении Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» (написана осенью 1920 года) есть описание подготовки к новогодним праздникам, и как дети мастерят своими руками игрушки для елки. Этот эпизод до сих пор используется школьными учителями в педагогических целях.

В известном романе Ивана Шмелева «Лето Господне», написанном в 1944 году, описываются все самые значимые для верующего христианина церковные праздники: Пасха, Троица, Преображение — яблочный Спас, Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Летний Петровский пост, праздник Донской иконы и крестный ход, Михайлов день, крестопоклонная неделя, Вербное воскресенье, Егорьев день, Радуница — пасхальное поминовение усопших. Под пером Шмелева возникают картины навсегда ушедшего быта, о том, как справляли Рождество в дореволюционной Москве.
О встрече Нового года и Рождества до 1917 года рассказывается на страницах детской книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

Нельзя не сказать о популярной повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая впервые была опубликована в 1832 году во второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Основой повести послужил малороссийский фольклор, а время действия отнесено к первой половине 1770-х годов.

Святочные истории в русской литературе намного богаче по жанровому разнообразию, чем рождественские рассказы в литературе европейских стран.

Православная Сибирь, №1 (16) 2015


 
Вернуться назад