Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ, Азбука Православия > Таинственный мир православия

Таинственный мир православия


11.03.2015.
По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона три года назад при Вознесенском кафедральном соборе были организованы воскресные занятия православной школы духовной культуры «Мир Православия» для желающих принять Крещение или вступить в брак. Не секрет, что многие люди крестятся или венчаются в Православной Церкви, зачастую имея очень поверхностные знания об этих святых таинствах, а порой даже не представляют, что происходит. Чтобы помочь человеку лучше в этом разобраться, приблизить его к пониманию, что сие есть невидимая и таинственная благодать Божия, подаваемая ему Всемилостивым Творцом, и была открыта эта школа.
Мы беседуем с руководителем отдела катехизации Новосибирской Митрополии иереем Георгием Нестеровым.

Отец Георгий, сегодня во многих храмах с желающими креститься проводятся одна-две предварительных беседы, которые хоть и не вводят людей в православие, но по крайней мере открывают перед ними двери, ведущие в этот удивительный мир. Однако школа «Мир Православия» предлагает длительное, многомесячное обучение, способствующее получению более глубоких знаний. Это, конечно, хорошо, однако в жизни, наверное, большинство людей все-таки предпочитают серьезному, обстоятельному обучению «краткие курсы» катехизации?

— Не всегда. Немало людей, которые, прежде чем что-то сделать, внимательно изучают вопрос. Особенно если речь идет о духовной жизни. Они не могут вот так сразу принять всё на веру, им нужно время на осмысление. Речь идет об искреннем желании понять, для чего это нужно. И они готовы ходить и месяц, и второй, и третий, чтобы во всем разобраться. Зато в отличие от прошедших, как вы говорите, краткие курсы катехизации, они уже по настоящему подготовлены к таинству. Большое значение имеет и то, что курс обучения в школе длится с сентября до Великой Субботы, и в этот же день наши выпускники принимают Крещение. Так было заведено в древней Церкви: оглашенных крестили накануне Пасхи.

Мы также обратили внимание на то, что в школу в основном приходят уже крещеные люди. Когда-то перед крещением они побывали на двух-трех беседах, но для них этого оказалось недостаточно, и теперь они хотят узнать больше. А кто-то собирается венчаться, и у них тоже накопилось по этому поводу много вопросов, которые они хотели бы для себя разъяснить.

— На мой взгляд, одной-двух бесед перед Крещением совершенно недостаточно. По-хорошему, такие многомесячные катехизаторские школы или курсы нужно создавать при каждом храме. Ведь и раньше оглашенные могли креститься только после двух или даже трех лет подготовки.

— Сегодня многое изменилось. С одной стороны, Церковь так явно уже не гонима, как в период яростного безбожия, и есть время на серьезное наставление в вере. С другой стороны, недавние жестокие гонения на христиан привели к тому, что сегодня в стране не хватает ни храмов, ни батюшек, которые собственно и должны наставлять. Чтобы креститься, покрестить детей или повенчаться, люди едут в города из самых дальних уголков области. Зачастую у них нет времени даже на беседу, в городе им негде остановиться, обычно вечером они уезжают, поэтому их приходится крестить или венчать в тот же день. Что же касается городских жителей, то, думаю, они все-таки смогут спланировать свое время таким образом, чтобы побывать на предварительных беседах.

И потом, если нет желания начать новую жизнь, жизнь во Христе, стать православным христианином не на словах, а на деле, то никакие многомесячные курсы не помогут. Недавно в Вознесенском соборе я встретил знакомого, который пришел покрестить своего младшего ребенка. Старшего он крестил в другом храме, и, по его словам, перед крещением он в течение двух месяцев ходил на катехизаторские курсы (возможно, организованные при воскресной школе). После обучения какие-то знания о вере у него, конечно, остались, но должен сказать, что ни его жизнь, ни жизнь его семьи после этого никак не изменилась.

— Может, не понимают?  Как-то одна доктор начала рассказывать мне о том, как она накануне крестилась. И вдруг что-то вспомнила, улыбнулась. Оказывается, вспомнила, как во время чина отречения от сатаны крещаемый плюет на дьявола. А ведь это страшная минута, во время которой требуется особое упование на помощь Божию!

Таинственный мир православия— Здесь многое зависит от батюшки, который подготавливает людей к таинству Крещения. На одной или двух беседах всего не расскажешь, многое упускается из виду. Очень важны и индивидуальные беседы, которые, к сожалению, случаются нечасто. Но именно на них проясняются многие неприятные вещи. К примеру, мне не один раз приходилось сталкиваться с людьми, которые приходили креститься, однако при разговоре с ними открывалось, что их весьма поверхностные знания о православии просто тонут в оккультизме, язычестве и неоязычестве. С некоторыми из них просто невозможно было общаться: они как будто находились под гипнозом и не воспринимали моих слов. Или другой случай: пришел креститься молодой человек. Выясняется, что женщина, работающая в церковной лавке одного из новосибирских храмов, посоветовала ему второй раз покреститься с другим именем, дескать, тогда все его неприятности пройдут.

— Получается, что многие крестятся из магических соображений, сами того не понимая, или «на всякий случай» — вдруг пригодится?

— Все-таки такие вопиющие случаи нечасты. Исходя из своего опыта, могу сказать, что люди, приходящие сегодня креститься или крестить ребенка искренне верят в Бога, но, может быть, всего не понимают, слегка запутались, и им нужно и можно помочь. Конечно, предусмотренных бесед для этого не достаточно, поэтому мы рекомендуем прочитать соответствующие брошюры, книги, статьи — такая литература сегодня вполне доступна, было бы желание.

К сожалению, бывает так, что люди сначала выполняют все советы священника, тщательно готовятся к таинствам, крестятся, венчаются, а потом исчезают: дескать, дело сделано, что еще нужно? Однако Крещение — это когда человек умирает для этого мира, и рождается в жизнь новую, духовную. И жить теперь нужно иначе, не погружаться в сомнительные увеселительные предприятия, не ублажать тело, а заботиться о душе, наполняя сердце радостью о Христе Воскресшем.

И еще одно наблюдение. Среди учащихся нашей школы абсолютное большинство женщин, девушек. По-видимому, предпочитают спорт, охоту, рыбалку. Больше среди мужчин и тех, кто начитался всяческих неоязыческих книжек. У женщин хватает духовной интуиции держаться в стороне от оккультизма.

— Как тут не вспомнить слова великого Паскаля: «Моя вера сродни вере простого бретонского крестьянина, но до веры бретонской крестьянки мне еще далеко». Действительно, мужская вера более практичная что ли: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И женская вера: «Блаженны те, которые не видели и уверовали...»

Отец Георгий, среди венчающихся сегодня, по-моему, немного православных христиан, которые живут церковной жизнью: регулярно исповедуются, причащаются. Для них таинство Венчания понятно и совершенно необходимо. Для абсолютного же большинства крещеных, но не воцерковленных людей Венчание — это всего лишь красивая древняя традиция. Не более того. Еще венчаются потому, что кто-то когда-то сказал, что в невенчанном браке дети рождаются больными. Или что жить в невенчанном браке — блуд…

— Люди вступили в законный брак, чтобы создать семью, рожать детей — какой же здесь может быть блуд? Русская Православная Церковь так не считает. Напротив, она с уважением к нему относится. Раньше вообще не было какого-то особого обряда венчания, который ныне сопровождает это таинство. В ранние века христианства люди, решившие вступить в брак, шли к епископу, чтобы испросить его благословение на семейную жизнь. Конечно, епископ не просто благословлял, но и читал при этом молитвы. Так со временем — а на это ушли столетия! — сформировалось чинопоследование таинства Венчания.

Повторяю, зарегистрированный гражданский брак — не блуд. Но во время венчания брачный союз исполняется благодатью Божией, без которой невозможно достойно пройти жизненный путь. Да и не может верующий человек оставаться без Божией благодати. Поэтому Церковь настаивает на таинстве Венчания.

— Как вы считаете, не пора ли уже вводить «Брачный катехизис»?

— Сегодня в каждой церковной лавке есть книжки, в которых подробно написано, как готовиться к венчанию. Можно накануне встретиться с дежурным священником, задать волнующие вопросы. Если желание венчаться изъявляют невоцеркволенные люди, мы рекомендуем им накануне поговеть, исповедоваться, причаститься и уже только потом приступать к таинству Венчания.

— Один верующий молодой мужчина признался, что вот уже несколько лет женат, но так и не может решиться на венчание, боится, что не сумеет сохранить венчанный брак, а это грех. Говорят, что среди мужчин таких боязливых много. Еще, я знаю, некоторые не хотят венчаться, потому что «это теперь навсегда», «к чему такая ответственность перед Богом», и прочее.

— Нужно понимать, что брак — это взаимная жертва мужчины и женщины. Не какая-то абстрактная жертва, а вполне реальная, настоящая. Молодым людям нужно пожертвовать собой ради семейного благополучия, не говоря уже о том, что в семейной жизни необходимы и малые, почти ежедневные жертвы. На особом положении здесь находятся мужчины. От них требуется мужество, чтобы совершать поступки. Мужество не значит только воевать или защищать. Мужество — значит проявлять и постоянную заботу о семье. Для того чтобы сделать такой шаг, нужна осмысленная решительность, терпение. И Божия помощь. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Поэтому все, что мы делаем, мы должны делать во славу Божию. И Господь обязательно поможет.

Беседовал Дмитрий КОКОУЛИН
"Вестник Новосибирской Митрополии" №7 (127) май-июнь 2014

 


Вернуться назад