Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Протодиакон Димитрий Цыплаков. Размышления о Крестопоклонной

Протодиакон Димитрий Цыплаков. Размышления о Крестопоклонной


20.03.2015.
Кто-то может сказать, что сейчас верующих в нашей стране не преследуют, строятся новые храмы, воздвигают кресты на куполах и дорогах. Это действительно так, но люди, противящиеся Богу, не исчезли. Побуждаемые ненавистью ко Христу и Евангелию, они по-прежнему ищут возможность кощунствовать над Крестом, главной христианской святыней, знамением нашего спасения.

Протодиакон Димитрий Цыплаков. Размышления о Крестопоклонной

 

Этот воскресный день Великого поста Святая Церковь называет Неделей Крестопоклонной, то есть крестопоклонным воскресеньем, а вся последующая седмица тоже называется крестопоклонной, когда Святой Крест Христов износится в центр храма для поклонения и почитания верующими. Крест Христов сияет радостью всему миру, радостью победы над смертью и тлением, победы над злом, торжеством добра. Церковь устанавливает этот праздник как утешение в дни Великого поста, потому что в эти дни воздержания нам особенно необходима духовная поддержка. 

В чем же это утешение? Почему для истинных подвижников веры, для тех, кто проходит с усердием Великий пост Неделя крестопоклонная сравнивается с отдыхом, который обретают в длинном утомительном переходе, а Крест Христов – с тенистым деревом, под которым находят пристанище от зноя усталые путники?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к церковному учению о Кресте Христовом. В стихирах на поклонение Кресту поется: «Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление!» Вкушением от древа познания добра и зла, через нарушение заповеди Божией наши прародителя Адам и Ева отпали от богообщения, отпали от источника жизни, были изгнаны из рая в мир сей, мир скорби и плача. И хотя наш прародитель Адам провел свою жизнь в сетовании и покаянии, но духовная катастрофа отпадения уже совершилась. Человеческая природа была повреждена грехом, человек сделался неспособным к совершенному богообщению, стал, по выражению Священного Писания, «плотью», то есть страстным, прилепленным всею душой к земле, земным наслаждениям. И даже совершенное раскаяние не могло исцелить это глубочайшее повреждение. Но пострадавший на Древе Крестном Господь Иисус Христос исцеляет падшую человеческую природу. И мы, люди крещеные, приобщаемся к этой победе Христа над грехом и смертью. И по мере нашего приобщения к тайне крестоношения, Господь в каждом из нас исцеляет это древнее повреждение, что является залогом и нашего воскресения со Христом в жизнь Будущего века. 

Тайну Креста прообразовали многие события Ветхого Завета, но особенно ясно эта тайна исцеления была явлена в чуде пророка Божия Моисея у вод Мерры. Мы читаем об этом чуде в книге Исход, в которой повествуется о шествии богоизбранного еврейского народа в Землю Обетованную: «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька... И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15, 23-25)». 

Так же, как воды Мерры, горька природа человека, то есть удобопреклонна ко греху, неисправна, так что человек не может быть с Богом. Но крестными страданиями и воскресением Сын Божий, ставший во всем подобным нам человеком, кроме греха, исцеляет наше естество, и от древа Креста истекают нам воды жизни. Как мы читаем в 7 главе Евангелия от Иоанна, «в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37-39). Так древо Крестное стало тем древом, которое исцелило нас, дало нам дар вечной жизни с Богом.

Таков богословский смысл Недели крестопоклонной Великого поста, богословский смысл поклонения Кресту, который раскрывается не только в текстах церковных песнопений и творениях Святых Отцов, но и в иконах, священных изображениях. Кресты венчают купола храмов, устанавливаются внутри храмов для постоянного напоминания о спасительном деле Христа на Кресте и в Воскресении. Мы с верою покланяемся Кресту Христову, предощущая грядущую Пасху Воскресную, понимая, что крест не просто символ или эмблема христианства, но спасительное Знамение нашего искупления!

«Демоны трепещут силы Креста, а люди, которые открыто встали на путь противления Богу, испытывают удивительную ненависть к святым изображениям и в особенности к изображению Креста Христова»

«Крест – ангелов слава и демонов язва», – поет Церковь. Это значит, что сила зла, сила демонская ничего так не страшится, как силы Честного Креста, знамения победы Христовой. Демоны трепещут силы Креста, а люди, которые не только не восприняли пути спасения, но открыто встали на путь противления Богу, испытывают удивительную ненависть к святым изображениям и в особенности к изображению Креста Христова. И испытывая эту ненависть, они стремятся уничтожить изображения Креста Христова. Мы помним, как в нашей стране в период богоборчества снимали кресты с храмов, жгли иконы, разрушали и сами храмы, чтобы они не напоминали людям о Боге, о Спасителе. Это происходило потому, что идейный отец революционеров — диавол, и он не терпит силы Креста. А послушные ученики богопротивника усиливались уничтожить саму память о Христе Спасителе, уничтожая не только церкви, но и верующих, священнослужителей, монахов и мирян Православной Церкви. У нас в Новосибирской области сохранились следы зверской расправы над священнослужителями, когда в самое чело этих страдальцев за веру движимые сатанинской ненавистью богоборцы вбивали железные кресты. 

Кто-то может сказать, что это было давно, что те времена прошли, и сейчас верующих не преследуют, строятся новые храмы, воздвигают кресты на куполах и дорогах. Это действительно так, но люди, противящиеся Богу, не исчезли, просто по молитвам святых новомучеников и исповедников Церкви Русской они не имеют полного простора для своей разрушительной деятельности. Побуждаемые ненавистью ко Христу и Евангелию, они по-прежнему ищут возможность кощунствовать над Крестом, над верой, глумиться над верующими. Иногда они даже прикрываются личиной высокого искусства, говорят о праве художника на свободу выражения, но представляют людям кощунственные зрелища, где издеваются над Крестом Христовым, потому что движет ими все та же ненависть к правде Божией, которая двигала распинателями Христа и революционерами-богоборцами.

И удивительно, что среди людей верующих, среди православных христиан находятся люди, не осуждающие подобное кощунство, говорящие, что православные должны толерантно относиться к этому духовному безумию. Но если мы действительно верим в спасительную силу Честного и Животворящего Креста, то мы не должны оправдывать глумление над Крестом Христовым, глумление над Самим Иисусом Христом. Да, Бог поругаем не бывает! Но мы не должны сами участвовать в поругании Креста, не должны оправдывать богоборцев в их суетной борьбе с Истиной. Потому что своим кощунством они сеют соблазн и раздоры, стараются ниспровергнуть православные традиции и культуру. А потому мы должны твердо свидетельствовать об истине и защищать Святую Православную веру. К этому призывали верующих ученики Иисуса Христа, святые апостолы. Так, апостол Петр в своем первом послании говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Здесь в греческом языке стоит слово ἀπολογία (апология), то есть защита. Апостол призывает нас с кротостью и страхом Божиим всегда быть готовым к защите веры.

Но надо помнить, что защищать православную веру нужно в том духе, в котором заповедал это делать Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Луки в 9-й главе описывается удивительный случай с апостолами, которые получили от Христа наставление в каком же духе им надо проповедовать:

«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лук. 9, 51-56).

Мы должны помнить, что Христос пришел в мир, чтобы спасти всех. Он молился за своих распинателей, говоря: «Отче, отпусти им: ибо не ведают, что творят (Лук. 23, 34)». Поэтому защищать нашу веру и защищать наши святыни нужно так, как заповедал нам апостол Петр – с кротостью и благоговением: и это действительно крестный путь, путь подражания Христу. Потому что легко вступить в борьбу с врагами веры, врагами святынь, будучи в гневе, будучи охваченным обидой. И действительно, какой верующий человек не будет гневаться, увидев попираемые святыни, увидев осквернение Креста?! Но гораздо труднее защищать свою веру, понимая, что Господь всем, и даже своим хулителям желает спасения. Поэтому со страхом Божиим, с благоговением станем на защиту наших святынь. Победим в себе озлобление и гнев, вооружимся молитвой и постом и будем молится о вразумлении прежде всего тех, кто оправдывает кощунства. Будем терпеливо и спокойно объяснять людям сомневающимся, что Церковь не против культуры и искусства, Церковь против глумления над верой, глумления над святынями. Не будем терять надежды на обращение заблуждающихся, понимая, что Господь может самым удивительным образом переменить сердце даже закоренелого грешника и хулителя. Потому что любовь человеческая имеет пределы, а любовь Божия не имеет границ. Любовь Божия восторжествовала в Кресте Христовом, как мы читаем Великим постом в молитве 6-го часа:

«Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе».

Православие.fm
 


Вернуться назад