Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > В Новосибирской государственной консерватории состоится защита докторской диссертации на тему «Колокольный звон в России»

В Новосибирской государственной консерватории состоится защита докторской диссертации на тему «Колокольный звон в России»


26.03.2010.
В Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки состоится защита докторской диссертации на тему «Колокольный звон в России: традиция и современность», сообщает Богословие.ру.

В Новосибирской государственной консерватории состоится защита докторской диссертации на тему «Колокольный звон в России»Соискатель: Сергей Геннадьевич Тосин. Защита состоится 17 июня 2010 года на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.

Из автореферата:

Научная новизна настоящей диссертации тесно связана с поднимаемыми в ней проблемами. Отметим те, которые затронуты в ней впервые:

- на базе материалов различных источников (в том числе результатов личных исследований автора данной работы) обобщаются конструктивные параметры звонницы;

- в сферу научно-исследовательских интересов музыкальной кампанологии включаются новые регионы – Кавказ, Дальний Восток, а также юг Украины;

- впервые традиционная звонница рассматривается в контексте современности: оценивается ее техническое и физическое состояние, описываются нововведения, направленные на усовершенствование инструмента;

- выявляется характер и способы складывания колокольных наборов в звонницах (старинных и современных); на основе сделанных выводов поднимается вопрос о звоннице как многовариантном инструменте;

- в ходе определения типологических черт основных видов православно-уставных звонов проводится разработка понятийного аппарата;

- описываются и анализируются традиционные и современные методы обучения звонарскому ремеслу, дается всесторонняя характеристика школам звонарей;

- исследуются формы и способы функционирования РКЗ в наши дни: обосновываются причины возникновения и рассматриваются направления развития нового для РКЗ жанра – концертного, выявляется художественно-творческий потенциал сегодняшних российских звонарей и т. д.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в широких возможностях использования ее результатов. Учитывая факт активизации общественных усилий, направленных на восстановление колокольного звона в России, ее материалы могут стать действенным подспорьем в проведении работ, связанных с реставрацией старых звонниц и возведением новых. Некоторые моменты, фигурирующие в исследовании, могут быть приняты к сведению звонарями: церковными – по части следования колокольно-православному канону, светскими – в плане осознания возможных направлений творческой самореализации и художественных перспектив, открываемых концертным жанром РКЗ. Кроме того, авторские расшифровки звонов, представленные в нотном приложении, могут привлечь внимание отечественных композиторов.

Результаты исследований, отраженные в настоящей работе, могут использоваться в научных трудах при разработке самых различных тем культурологического, инструментоведческого, этномузыкологического, музыковедческого характера, например, темы, связанной с колокольностью в творчестве композиторов русской национальной школы. Отдельные положения работы будут полезны при составлении нового церковного устава колокольного звона, потребность в котором особенно остро ощущается в наши дни. Авторская разработка ряда аспектов, в частности сопряженных с выработкой понятийного аппарата, может быть учтена при коллективном создании словаря (энциклопедии) по кампанологии, без которого в нашей стране дальнейшее развитие этой науки представляется весьма проблематичным.

Положения диссертации могут найти применение в курсах светских музыкальных ссузов и вузов – по истории русской музыки, инструментоведению, традиционной музыке народов мира, а также в богословских учебных заведениях, например, в курсе по истории православного богослужения. Широкая популярность различного рода школ звонарей обязывает говорить о том, что и они, возможно, нуждаются в материалах, фигурирующих в данном труде.

http://www.pravoslavie.ru/news/34641.htm
 


Вернуться назад