Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.


18.04.2015.
Представляем Вашему вниманию доклад протоиерея Тимофея Морева прочитанный в 2005 г. Доклад все так же актуален и полезен всем.

«60 лет тому назад в такие же пасхальные дни окончилась Великая Отечественная война.
Война завершилась Великой Победой нашего народа и торжеством нашей веры Православной.
Радость Победы усугублялась Пасхальной радостью» 
( Из Пасхального послания Высокопреосвященнейшего Тихона,
Архиепископа Новосибирского и Бердского. 2005 г.)

Воссылая пасхальные молитвы Спасителю Богу и поздравляя ветеранов войны и тыла, мы с благодарным чувством вспоминаем о патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. 

22 июня 1941 года, в день Всех Святых в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Так началась для нашего народа Великая Отечественная война. Во второй раз за ХХ век Германия вступила в смертельную борьбу с Россией. 

Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал па машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества: 
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш па колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу . Вспомним святых вождей русского народа: Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов <.> Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий народный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: 
,,Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя...” (Ин. 15, 13) Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу». 

Патриаршее послание было разослано по всем приходам Русской Православной Церкви. В первый же день войны митрополит Сергий прозорливо предрек Победу, которую нашему народу тогда только еще предстояло вымолить, выстрадать и завоевать ценой бесчисленных жертв. И затем на протяжении всей войны Русская Православная Церковь вдохновляла защитников Отечества и весь народ на Победу. Всего за годы войны Митрополит Сергий (с 1943 года — Патриарх Московский и всея Руси) обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, отзываясь на самые значительные военные события и в каждом Пасхальном и Рождественском послании призывая соотечественников к ратному подвигу на фронте и самоотверженному труду в тылу ради обшей победы над лютым фашизмом. 

Великая Отечественная Война стала поистине Священной Войной в самом прямом , понятном для православного народа смысле. Это название прозвучало в первый же день войны в том же обращении Митрополита Сергия. 

По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. Ежедневно за Богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов...». Во всех православных приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых. 30 декабря 1942 года Митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени благоверного князя Димитрия Донского. 

В ответ на этот призыв церковная Москва собрала свыше двух миллионов рублей. В блокадном голодном Ленинграде православные собрали 1 миллион рублей на нужды армии.

Патриотическая деятельность Церкви была хорошо известна Сталину, особенно по письмам с фронта. Он осознал насущную необходимость в перемене государственной политики в отношении православия, тем более, что во время войны, несмотря на всю предыдущую травлю и репрессии, люди вновь потянулись в уцелевшие храмы, ибо большая, настоящая беда всегда очищает сердца и подсказывает верную дорогу...

С первых же дней Великой Отечественной войны в уцелевшие от так называемой безбожной пятилетки (1929—1933 гг.) православные храмы устремилось множество наших соотечественников — в особенности женщин, провожавших или проводивших своих сыновей и братьев на поле брани с коварным и жестоким врагом. Если в годы благоденствия человек склонен забывать о Боге, то беда скоро учит молиться и находить дорогу к храму. С началом войны прекратился выпуск журнала Союза воинствующих безбожников <Безбожник> (впоследствии он стал называться «Наука и религия>). Сразу ненужными оказались антирелигиозные лекции и другие антицерковные мероприятия. Вспомните: после оголтелой двадцатилетней борьбы властей с великодержавным шовинизмом они вдруг вспомнили, что русский народ — это великий народ, что Советский Союз — это прежде всего Великая Россия. Газеты пестрели патриотическими призывами, взывая к лучшим чертам именно русского народа; на экранах кинотеатров демонстрировались фильмы прежде всего о русской истории; и вновь примером для граждан нашей земли стали не робеспьеры и клары цеткины, а славные и громкие имена Димитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского с их непоколебимой верой: "Кто пойдет на нас с мечом — от меча и погибнет!». До войны произносить имена святых со страниц газет или с общественной сцены запрещалось категорически.
Возможно, именно это единодушие и сплоченность людей, обретение своих корней, своих святынь и стали залогом нашей Победы.

Среди ценностей, имеющих государственное значение и подлежащих эвакуации, важное место занимали также сокровища из культурно-исторического наследия России, хранящиеся в Оружейной палате Кремля и Третьяковской галерее. Часть сокровищ Третьяковки была эвакуирована в Новосибирск, и среди них в Новосибирск была привезена величайшая святыня России Владимирская икона Божией Матери. Сейчас эта икона находится в церкви Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. И очень немногие новосибирцы знают, что эта великая святыня в годы Великой Отечественной войны находилась в нашем городе.

К 16 августа 1941 года относится циркуляр Главного управления имперской безопасности <О церковном вопросе в оккупированных областях Советского Союза>. В этом документе содержались личные указания Гитлера, рассчитанные на то, что церковные организации будут помогать оккупантам «управлять покоренными народами . Долгосрочные планы фашистской Германии, учитывающие религиозный фактор, содержались и в директиве Главного управления имперской безопасности от 31 октября 1941 года. В этом документе уже сквозила озабоченность массовым всплеском религиозности в нашей стране и желание придать этой религиозности формы, удобные для захватчиков. Но этим планам не суждено было осуществиться, потому что православные верующие люди в абсолютном большинстве были верны не только Богу, во и своей Родине. 

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви распространялась и на оккупированные врагом территории. В январе 1942 года, обращаясь к православным людям, оказавшимся на захваченной фашистами территории, Митрополит Сергий просил их хранить верность Матери-Родине и помогать партизанам: <Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и ободрением, во и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена». 

Митрополит Сергий писал в послании, датированном 26 июня 1942 года: <Может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделить их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески. Так действуя, будете достойны венцов, равных с партизанами>.

Православные приходы Сибири к началу Отечественной войны были почти все закрыты. 24 августа 1943 года в Новосибирск приехал назначенный на Новосибирскую кафедру архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей до приезда в Новосибирск он служил в московских храмах (в сане архиепископа Можайского), в Ульяновске. В Сибири Владыка Варфоломей начал восстанавливать церковную жизнь и при этом не переставал заботиться о нуждах военного времени. Совершая Богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Омска, Тюмени, Тобольска, Красноярска, Барнаула, Бийска и других городов, этот старец призывал людей к пожертвованиям на нужды армии. Сборы по церквам шли на 
приобретение теплых вещей для воинов, на содержание госпиталей и детских домов, на помощь инвалидам войны и на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации. 

Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около 2-х миллионов рублей. От вновь открытой
Вознесенской церкви (ныне — Вознесенский кафедральный собор Новосибирска) к началу мая 1944 года на подарки бойцам было собрано 100 тысяч рублей, а от Успенской церкви — 130 тысяч рублей в фонд Красного Креста для оказания помощи семьям участников и инвалидов Отечественной войны. За патриотическую деятельность Владыка Варфоломей был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 

Об этой стороне патриотической деятельности Русской Церкви можно говорить еще очень много, но хочется сказать и о другой. 

В первую «военную» Пасху (1942 г.) в Москве после долголетнего перерыва было разрешено совершать ночью пасхальный крестный ход. Митрополит Сергий в Пасхальном послании 1942 года писал: «Христос Воскресе! Воскресший из мертвых Господь наш, встретивший некогда мироносиц приветом: «Радуйтесь!», да повторит этот светлый привет и в сердце каждого из нас во дни Святой Пасхи. да обновит Он нашу веру, нашу любовь к Нему, нашу готовность понести ради Него». «Воскрес Христос — и радуются ангелы. Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христа над адом и смертью во веки и во временной жизни здесь на земле — победу Креста Христова над свастикой!»

В этом же Пасхальном послании Митрополит Сергий раскрыл антихристианскую закваску нацистской идеологии: «Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами все еще покрыто тучами. Но тьма не победит света, хоть бы на время и заслоняла его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику. Не забудем слов: ,,Сим победиши.» Не свастика, а Крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское ,,жительство”. В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его». Эти слова предстоятеля Русской Церкви поражают своей мощью и благодатной прозорливостью. Задолго до Нюрнберга и всех позднейших исследований старец Митрополит обнаружил самый корень зла. Противостояли друг другу не разные политические системы, а противоположные стихии; «огонь и лед». Насквозь оккультная и языческая (а, порой, откровенно сатанинская) идеология Вермахта обнаружила своего исконного врага – христианство, а вернее, остатки православной государственности и культуры. Нацизм, по словам Гитлера , освобождает людей от химеры, называемой совестью, то есть от Христа.

Ныне Русская Православная Церковь вместе со всем народом склоняет голову перед памятью воинов Великой Отечественной войны, не щадивших живота своего во имя Отчизны.

Отечество — понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, "от Которого именуется каждое отечество" (Еф. 3:15). А дар Божий надлежит хранить, как зеницу ока. Сильное Отечество — это слава народа, униженное и поруганное — его горечь и срам, защита — святой долг каждого гражданина.

Великая Отечественная война явила миру пример поразительного единодушия народов России в святом отношении к Родине. Таджик и узбек, грузин и абхаз встали на защиту страны плечом к плечу с русским солдатом. У всех была одна Отчизна, одна к ней любовь и единое понятие о своем долге.
Люди, к которым пришла беда, каждым биением своего сердца ощущали, что во все времена, для любого народа защита своих рубежей считалась первейшей и священной обязанностью граждан, ибо никакой враг не приносит на штыках освобождение, он несет лишь смерть, разруху и рабство.
И во всех уголках земли Российской, где только сохранились храмы, звучали те же призывы.

«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждой грабительства и порабощения; — обращался к ленинградцам митрополит Алексий (Симанский), — на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих.
Но война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом.

Сегодня, спустя 60 лет с памятной весны 45-го, всем нам, наследникам Великой Победы, надлежит прежде всего помнить, что она досталась нам благодаря народному единодушию и единению. Страшно представить, что было бы с нашей Родиной, если бы враг напал на Россию не летом 41-го, а, скажем, весной 95-ro, когда все наше общество было разобщено, разуверено, поделено на "суверенитеты" и пылало пожарами горячих точек ...
Из века в век во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормляя его любовью, воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. » О вождех и воинах, на поле брани за Отечество живот свой положивших", доныне ежедневно возносятся молитвы в тысячах храмов по всей России. « Во блаженном успении вечный покой" для тех, кто не пощадил жизни своей во имя любимой Родины, не устают молитвенно испрашивать тысячи священников за богослужением.

В своем Пасхальном послании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: В те тяжелые годы, на грани жизни и смерти, в душе народной с новой силой пробудилась святая православная вера. для многих наших соотечественников это стало началом новой жизни — жизни во Христе. Тогда светозарный Праздник Пасхи Христовой также пришелся на майские дни и предшествовал всенародному празднику Великой Победы. Христос Спаситель благословил обратившихся к Нему людей Своих миром (Пс. 28, 11)». 

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Годы Великой Отечественной войны свидетельствует, что Церковь Русская всегда была со своим народом, и что благодаря великому жертвенному подвигу ваших соотечественников Господь даровал нашему народу Победу. 


 


Вернуться назад