Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Встречи > Новые направления работы по героико-историческому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи Новосибирской области (Патриотическое воспитание как комплексная образовательно-воспитательная система)

Новые направления работы по героико-историческому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи Новосибирской области (Патриотическое воспитание как комплексная образовательно-воспитательная система)


06.05.2015.
В день святого великомученика Георгия Победоносца мы представляем нашим читателям доклад протоиерея Димитрия Полушина на Совете по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания  населения в Новосибирской области при губернаторе НСО, 23 октября 2014 г.

Актуальность решения вопроса систематизированного духовно-нравственного воспитания граждан с разрушением в современном российском обществе таких базовых понятий как «государственность», «служение», «ответственность», «совесть», «нравственность». Без восстановления этих понятий невозможно нормальное государственное служение. В XX в. место религиозного просвещения и воспитания было искусственно заменено на большевистскую идеологию, которая исчезла вместе с падением коммунистического режима. Таким образом, общество, в своём подавляющем большинстве, оказалось лишено системы духовно-нравственного обеспечения.

В итоге подавляющее большинство государственных учреждений полностью перестали заниматься целенаправленной воспитательной работой.Население страны оказалась в моральном вакууме, который быстро заполнился нравственными нечистотами. Такой подход уже сейчас приводит к катастрофическим результатам: молодое поколение совершенно лишено понятий о добре и зле, чести, совести и, размышляя в категориях «выгоды» и «целесообразности», в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно сформировать мотивацию к служению Отчеству.

А ведь верно понятый Федеральный Закон «Об образовании»призывает сосредотачивать усилия не столько на образовании слушателей (понимаемому сегодня лишь как научение навыкам и механическим знаниям), сколько прилагать усилия к их воспитани, называя «образование» как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Но, в противоречие Федеральному Закону «Об образовании», в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» говорится о том, что целью реализации программы развития образования является лишь «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации».

Что подразумевается под «социально ориентированным» развитием России?!? Какого человека мы хотим в итоге получить? Известный педагог, академик Н.Д.Никандров, в своей книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий» пишет: «Мы – учителя, воспитатели, родители, органы управления и правопорядка, педагоги-исследователи – берем на себя ответственность за воспитание, не прячась за очень удобной и «демократичной» формулой саморазвития задатков, уже заложенных в ребенке с рождением».

Чрезмерная надежда на такое «саморазвитие» личности современного человека привело современное общество к фактической деградации моральных и нравственных устоев.

Откуда истоки этой поистине всемирной проблемы?

Несомненно, одной из главных причин является, вслед за забвением Бога современным обществом, дурно истолкованная внешняя т.н. «свобода». Ведь соблюдение нравственных норм накладывает на человека определенные ограничения, обязательства по сдерживанию как своих собственных недостатков и страстей, так и аморальности отдельных социальных групп и социальных систем, частью которых является личность.

Сегодня же нам усиленно навязывается современный «гуманизм», который строится на приоритете отдельной личности. Сразу хочу напомнить, что Христианство нисколько не умаляет значение личности, напротив - говорит об уникальности личности каждого человека, значение которой так высоко, как не может себе даже представить атеистическое сознание! – ведь мы говорим о том, что человек создан по образу и подобию Самого Бога. Но если приоритет развития отдельной личности трактуется как абсолютная ценность и ведет к полному освобождению этой личности от всяких моральных обязательств, то это ведет к гибели как самой личности, так и социума, составляемого такими «индивидуумами». Таким образом, пренебрежение духовным воспитанием повлекло за собой множество пороков современной жизни.

Один из современных педагогов с горькой иронией пишет о том, что «сосредоточение внимание на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга».

Таким образом, вопрос личной и общественной нравственности становится вопросом государственной безопасности. Безсовестный человек готов пойти на любое преступление против страны и людей ради собственной выгоды. В конце концов, очевидно, что хорошо обученный негодяй во много раз опаснее необученного.

Отчетливо видно, как в современном обществе, лишенном не только духовных, но даже и идеологических ориентиров, выросли поколения с ослабленным чувством морали и ответственности за свое поведение.

Современный православный психолог, Георгий Михайлов откровенно говорит: «Мужество неразрывно связано с великодушием, с потребностью человека поступать по совести, с ответственностью за других людей, с щедростью, верностью, чувством долга. И напротив – малодушием страдают именно те, кто ограничен умом, ненадежен, не верен слову, кто жаден, завистлив, способен предать, кто всегда готов заведомо идти против совести. …Современным психологам хорошо известно, как недостаток нравственности сказывается на состоянии человеческой души. Низкий уровень личности означает: мелочность и трусость, обидчивость и жадность, похотливость, ослабление воли, ограниченность ума. Малодушным свойственны короткие мысли, примитивные желания, низкие влечения... Потакание прихотям и капризам, угрожает им задержкой психического развития)… Горе малодушным! …Горе тем, кто не знает, не хочет знать и, соответственно, не исполняет закона нравственной жизни. Того закона, что предписан человеку Самим Творцом, закона, изложенного в Священном Писании, в вне христианства известного людям, как неписанный закон совести».

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса. При этом крайне важно согласится с тем, что нравственное воспитание должно опираться не на субъективные ощущения выгоды и удобства, сообразные «духу сего времени», а на объективные духовные законы, на которых строится уже не одно тысячелетие духовная сила нации.

Одним из тех русских философов и публицистов, которые много внимания уделяли необходимости преображения личности русского человека, является глубокий патриот Отечества И.А.Ильин, который одним из важнейших путей такого преображения видел в обновленном воспитании. Главное, по мнению И.А.Ильина, будить духовное начало в человеке, приучать его к ответственности, укреплять волю к цельной духовной жизни. В своей статье «О воспитании в грядущей России», И.А.Ильин, объясняет падение Царской России тем, что образование в России свелось к улучшению памяти, смекалки, умения, навыков: «Образование без воспитания, не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – начинает злоупотреблять. …Формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». В самом деле – хорошо обученный негодяй во много раз опаснее необученного.

Очевидна необходимость создания специальных курсов по духовно-нравственном воспитании молодежи. Одновременно появляется потребность в учебно-методическом обеспечении новых курсов, в разработке методики проведения занятий.

В качестве и правового и богословского обоснования необходимости преподавания такого курса достаточно было бы привести высказывание Отто фон Бисмарка, «железного канцлера» Германии, который говорил: «Войны выигрывают не генералы. Их выигрывают школьные учителя и приходские священники». Но то, что было очевидно людям 19-го века, приходится вновь растолковывать в 21-м…

Искажение духовно-исторических событий и их оценок, допущенные в обществоведении в советский период явились благодатной средой для развития анти-истории и псевдо-духовности и стали условием, способствующим увлечением «новыми» знаниями, «новой историей», «новой хронологией» - «имя им легион»… В итоге современное молодежная часть в большинстве случаев не только обладает крайне скудными знаниями по истории, литературе, обществоведению и, тем более, по духовным вопросам, но, что еще страшеннее – обладает ложными псевдо-знаниями. Результат этого безумия мы наблюдаем сегодня на Украине «во всей красе».

Поскольку историческое сознание крайне важно для формирования личности человека, для выбора им дальнейшего жизненного пути, то одной из главных задач курса «Духовные основы гражданско-патриотического служения», является развитие у слушателей способности за культурными и историческими событиями видеть те духовные процессы, которые способствовали их появлению или стали их следствием. Поэтому основной составляющей курса «Духовные основыгражданско-патриотического служения», помимо изучения духовно-нравственных элементов, является изучение полноценной истории (как Отечества, так и общемировой).

 

Конечно, можно вспомнить о пресловутом «светском характере» государственного устройства современной России, присовокупив к этому заклинание о много-конфессиональности Российского общества. Но ведь очевидно то, что основные духовно-нравственные принципы едины для всех верующих людей – как для Православных, так и для мусульман и верующие люди всегда понимают друг друга.

Принцип «светскости» государства нельзя применять в качестве обоснования для вытеснения религии из всех сфер жизни народа, отстранение Церкви от участия в решении общественно значимых задач, лишение Церкви права давать оценку происходящих событий и требовать соблюдения нравственных норм. Принцип «светскости» предполагает лишь разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Соглашаясь с принципом светскости государства, Православная Церковь напоминает об исторической традиции взаимоотношений между Церковью и государством, отображенной даже в государственном гербе современной России – двуглавом орле, являющемся удивительным символом единства («соборности») двух основ нашего государства - власти светской и власти духовной. И Царь (президент) и Патриарх одинаково трудятся на благо вверенного им народа и одинаково же ответствуют перед Самим Богом (вот что означает третья корона, венчающая Невидимого Бога).

Даже говоря о самом термине «Патриотизм», мы должны помнить, что этот термин не просто происходит от латинского «Pater» - «отец». От этого же слова - «отец», и наше - «отечество». Отечество, отчизна, земля отцов…Но Какой Отец имеется в виду?!? Термин «Отечество» имеет под собой, как и многое в нашей обыденной жизни, Евангельское, духовное основание! Апостол Павел пишет: «Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле»(Еф.,3. 14-15). И на основании этого человек на протяжении тысячелетий строил свое земное отечество по образцу («идеалу») Отечества Небесного. Современное же общественное сознание слишком нетерпеливо и чрезвычайно поверхностно. Поэтому многие, по слову святителя Филарета Московского, «предпочли бы построить государство не на основании благословения Божия, а на песке мнений, программ, технологий, а вслед за этим поддерживать существование такой конструкции бурями безконечных распрей и переворотов».Если не вырваться из порочного круга подобных идей, России не подняться никогда.

При рассмотрении проблемы духовных основ гражданско-патриотического воспитания очевидно, что при всем многообразии религий и наций, составляющих Российский народ, именно Православие явилось тем фундаментом, на котором было создано Российское государство. Федеральный закон российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» в своей преамбуле четко заявляет о культурообразующем значении Православия для России, признавая за ним «особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры».

О том же, в период своего первого президентского срока, 20 августа 2001 года, сказал В.В.Путин: «... без христианства, без Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам... Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем».

Наконец, в своих официальных Посланиях Федеральному Собранию РФ, к губернаторам, мэрам городов, чиновникам, из года в год Президент страны В.В.Путин напрямую требует решать духовно-нравственные проблемы страны. Все те, к кому обращается Президент, внимательно его слушают, преданно кивают головами и хлопают в ладоши. На деле похоже, что получается как в старой присказке: «…а Васька слушает, да есть». Судите сами – вот слова Президента аж из 2х подряд Посланий Федеральному Собранию, за 2012 и 2013 года:

«…Глобальное развитие становится всё более неравномерным. …Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии… …Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. …

…Уже говорил об этом не раз, хочу вновь подчеркнуть. Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности……

Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать. …Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы– это не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России. …Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач.… Я обращаюсь к главам республик в составе Российской Федерации, к губернаторам, мэрам крупных городов. Это прежде всего ваша задача.

… Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции.

…Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобноеразрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.

И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

…Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию.

…Уважаемые коллеги! Чувство ответственности за страну – это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции России, это призыв к каждому из нас. …Всё, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. В этом главная, самая весомая задача власти.

...Я абсолютно убеждён в том, что, опираясь на лучшие традиции нашего народа, используя самые современные идеи и эффективные способы развития, мы решим все стоящие перед нами задачи и обязательно добьёмся успеха».

 

КОМУ Президент это говорит?!?!?

 

А ведь это в нашем городе в Дни города, накануне Дня памяти и скорби 22 июня планировался концерта сатаниста и извращенца в помещении государственного учреждения культуры и спорта!

Будто проверяя на прочность способность народа к сопротивлению чуждой культуре, недавно новые «просветители» пытались провести у нас в городе концерт очередных кощунников таким образом мы проводим Год культуры в нашем городе?!?.

Это в нашем городе Дни Первокурсника для будущих врачей и педагогов (студентов Медицинского института и Педагогического университета) проводятся в ночном клубе «Рок-сити» с демонстрацией женского и, конечно, мужского стриптизов (ведь наши будущие педагоги все же – женщины, что же лишать их такого удовольствия…). Все это проводится для НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ студентов 1-го курса! Наши клубы «Рок-Сити», «Отдых» каждую ночь переполнены 15-летними подростками! Вы, чиновники, не имеете административных рычагов давления на законный бизнес? А может быть, нет желания и государственной воли? Разве демонстрация стриптиза в присутствии несовершеннолетних не должна стать поводом к немедленному лишению лицензии на право такого «бизнеса»?!

Это в наших школах проходят, активно организуемые самими администрациями школ, праздники в честь «нечистой силы» - Хеллуин. При этом в этих же школах отменяются празднования Дня Победы 9 мая. Как объяснила этот удивительный факт недоумевающим родителям директриса одной из школ: «это же праздник для стариков!»…

КАКИХ, точнее, ЧЬИХ патриотов они собираются воспитывать таким образом? Чего стоят наши слащавые выступления на скучных митингах, когда мы тут же окунаем ребенка в атмосферу, гибельную для его нравственности?!?

Своим бездействием в воспитательной сфере мы добьемся того, когда обалваненная молодежь, воспитанная на идеях сатанизма, язычества и прочих извращений, начнет у нас на площадях жечь покрышки, устраивать «майданы» и кричать «москаляку на гиляку»…

 

В 2007 г. в английской газете «Санди Таймс» ("The Sunday Times") была опубликована любопытная статья «Глобальное предупреждение из уст Владимира Путина»:

«История России - это отдельный разговор. История этой страны вообще многое объясняет. Над сибирским городом Красноярском есть холм, который практически стонет под грузом прошлого России, его величия и трагизма.

На полированном граните высечены имена сибиряков, павших в войнах за пределами страны - в Африке, Индокитае, даже Испании 30-х годов, - на которые их посылала советская империя.

Холм будто расцветает, когда в расположенную здесь же Троицкую церковь приезжают свадьбы. Православные обряды - мерцание свечей в теплой полутьме, глубокий голос церковного хора - будто возвращают верующих в атмосферу старой царской России, которую так старались убить большевики.

После церкви молодожены идут возлагать цветы к вечному огню - памятнику павшим в Великой Отечественной войне. На монументе стоит танк сороковых годов, на борту которого написано 'На Берлин!'. Внутри - длинный мраморный мемориал, на котором выбиты фамилии и инициалы погибших. Только здесь и только на букву 'К' - 1590 фамилий. Вот масштаб жертвы, принесенной людьми.

То, что в момент совершения брака люди вспоминают тех, кто пал в бою задолго до того, как они родились, в высшей степени похвально и уместно. И это тоже многое объясняет. Никто не заставляет их это делать, все идет изнутри - но именно эти чувства и именно это гордость объединяет всех, кто живет в России. Именно в этом их сила - а не в ядерной боеголовке и не в бочке с нефтью…»

 

Т.е, по мнению наших врагов, наша сила в том, что мы молимся своему Богу и помним своих героев. Еще раз повторю: сила России в этой памяти о наших Героях и в нашей приверженности своим традиционным духовно-нравственным идеалам, которые позволили создать Великую Державу «от моря до моря» и которую мы бездарно можем потерять, отказавшись от своей духовной идентичности и нравственных скреп.

 

В этом направлении - в возвращении к первоистокам нашего государственного бытия, в укреплении нашей страны Православная Церковь и Государство могут и должны работать вместе.

 

 

Итоговые предложения:

 

1.Общественная нравственность является основой существования народов и государств. Попрание нравственности, слом «нравственно кода» нации ведут к необратимым последствиям в судьбе народа и государства, им созданного. Преступления против традиционной нравственности ведут к гибели государства.

2.В настоящее время, в подавляющем большинстве случаев, работа по патриотическому воспитанию проходит вне школ и сосредотачивается лишь в нескольких специализированных патриотических объединениях и организациях. При этом большинство молодежи оказывается не охвачена этой работой.

3.Несмотря на то, что Федеральный Закон «Об образовании» определяет «образование» как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», существующая «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.» не содержит формулировок, обосновывающих необходимость воспитания учащейся молодежи, что не отвечают интересам государства в части воспитании ответственных граждан Отечества, готовых самоотверженно служить интересам общества.

4.С целью устранения вышеприведенных противоречий необходимо создать в НСО действующую систему гражданско-патриотического воспитания, охватывающую не только образовательные учреждения всех уровней, но и всю сферу общественной жизни.

5.Необходимо включить в критерии оценки деятельности всех учреждений (образования, культуры, спорта, отдыха и развлечений), занятых работой с населением (особенно - с молодежью) проведение конкретных мероприятий в рамках такой системы гражданско-патриотического воспитания.

6.В качестве элемента системы гражданско-патриотического воспитания предлагается ввести в учреждениях кадетского и военно-технического образования, а также в учреждениях военно-патриотического воспитания в качества учебного предмета курса «Духовно-нравственные основы гражданско-патриотического служения», разработанного отделом Новосибирской митрополии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. В остальных образовательных учреждениях рекомендовать данный курс в качестве факультативного предмета.

7.С целью ознакомления педагогического сообщества г.Новосибирска и НСО, а также с целью совершенствования методического обеспечения курса «Духовно-нравственные основы гражданско-патриотического служения» провести научно-практическую конференцию педагогического сообщества (НГПУ, НИПКиПРО, министерство образования, преподаватели учреждений образования и т.п.) и создать рабочую группу по выпуску методических материалов курса.

8. Необходима разработать Типовое положение, регламентирующее деятельность стихийно возникающих кадетских классовобщеобразовательных учреждений, в котором основной целью существования подобных элементов образовательного процесса должны быть указаны требования по гражданско-патриотическому воспитанию.

9.Важным элементом системы гражданско-патриотического воспитания должен стать обязательный и общедоступный учебный курс Краеведения, посвященный истории Сибири. В качестве основы такого учебного курса следует обратить внимание на опыт Издательского Дома «Историческое наследие Сибири». Необходимо создать Издательский Совет с привлечением сотрудников Издательского Дома «Историческое наследие Сибири», специалистов НГПУ. Историков и общественных деятелей, целью деятельности которого станет издание учебника Краеведения Сибири и разработка методического материала для него.

10. Все наши усилия по гражданско-патриотическому воспитанию будут бесполезны без создания четкой государственной информационной политики, направленной на утверждение традиционных культурно-нравственных ценностей. В связи с этим, обращаюсь к Правительству и Законодательному Собранию НСО с предложением инициировать принятие Федерального Закона «Об общественной нравственности». Общедоступная пропаганда всего, что является «безнравственным», т.е. противоречащим традиционным нравам, обычаям народа, его ценностям, должна быть в России ограничена и введены общественные советы по контролю за нравственностью в СМИ, на телевидении, в кино и на театральных подмостках. Закон должен сформулировать приоритеты в воспитании подрастающего поколения и всего общества, которые были бы обязательными для исполнения не только государственными и муниципальными служащими в их служебной деятельности, но всеми, кто претендует на общедоступное влияние на сознание общества. Также необходимо инициировать принятие нового Закона «О средствах массовой информации», который содержал бы утверждение базисного значения культурных и духовных ценностей, исторически сложившихся в России. Декларация приверженности этим ценностям должна стать не только духом всего закона, но и отразиться в его содержании, в тех требованиях, которые должны предъявляться к СМИ, претендующим на федеральное вещание (публикации) по общедоступным каналам.Общепризнанное право на свободу информации не должно означать свободу пропаганды чуждых большинству населения России безнравственных идей.


 


Вернуться назад