Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Социальное служение и благотворительность > В 2015 году Епархиальной телефонной службе социальной помощи «Содействие» - 5 лет

В 2015 году Епархиальной телефонной службе социальной помощи «Содействие» - 5 лет


10.06.2015.
Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых Епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба открылась 5 лет назад и сразу стала востребованной – звонки на ее номер не прекращаются ни днем, ни ночью. В чем же смысл такой службы и почему она так популярна? Давайте разберемся.  

15 батюшек и один телефон

Идея создания такого телефона в Новосибирске, полное название Епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие», принадлежит Митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону.

- Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников,- рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и председатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

В службе по очереди работают пятнадцать священников. На каждого приходится по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 18.00 до 21.00 часов вечера дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной, заставленной книгами комнате, и отвечает на звонки.

- Чаще звонят, конечно, люди мало воцерковленные, - рассказывает духовник службы отец Виталий Бочкарев. - Категории очень разные – и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.

Бывают звонки издалека, из Москвы, Воронежа, Владивостока и даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.

- Недавно нам на телефон позвонили из Испании, - говорит отец Виталий. – Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного воцерковленного адвоката. У одного нашего дьякона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации - «сарафанное радио». Человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим. Именно по такой цепочке люди чаще всего выходят на телефон доверия.

Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип Новосибирской службы, как и любого телефона доверия - анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос, не стесняясь, и не боясь возможного осуждения.

Мы не просим человека называть имя, - продолжает отец Виталий. - Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда дозвонившийся, просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем его имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.

Несерьезных вопросов не существует

Только за первый год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном, это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках, как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как можно воздействовать на родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Спрашивают о загробной участи людей, о том, как следует молиться за усопших, как церковь относится к кремации, как соблюдать пост, различные религиозные обряды. говорит отец Виталий. - Спрашивают о толковании тех или иных мест священного писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И, во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным и полным руководством священника. Так что иногда приходится иногда и вразумлять слишком ревностных православных.

-- Для людей нет серьезных и не серьезных, простых и сложных вопросов, -- делится своими наблюдениями координатор Наталья Пендюрина. -- Бывает, человек спрашивает: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовенка? Смеетесь? А мы отвечаем, серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

Основная проблема служащих на телефоне – время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Звонящих много. Некоторые готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться, никак не удается. На практике священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.

Новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. Все остальное время звонки с основного номера поступают на мобильный телефон координатора. Она тоже может что-то подсказать, дать полезные телефоны или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.

Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь, это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в Церкви.

За рамками телефонной связи

Самая большая радость для священников, если после разговора с ними кто-то из звонивших приходит в храм.

-Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто со мной разговаривала, - делится отец Виталий. - Я ее сразу узнал. Не по голосу, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю, вы мне звонили. Она: «Да, это я, после ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.

С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним домой исповедовать и причащать.

Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном, это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание и вещи.

Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

- Это очень помогает в работе, - объясняет координатор службы.- Каждый месяц владыка Тихон получает отчет, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

В последнее время все чаще звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимаем заявку, и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.

-Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, - улыбается отец Виталий. – У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.


ДЛЯ СПРАВКИ:

Для оказания психологической помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных и семейных обстоятельствах, в

Епархиальной службе социальной помощи «Содействие»

работает центр социально-психологической помощи «Содействие». Одним из направлений в его работе является оказание социально-психологической помощи глухим и слабослышащим.

с 11 октября 2010 года по 1 июня 2015года,

в Епархиальную телефонную службу социальной помощи "Содействиеобратилось 12.200 человек, из них 8.531 получили ответы на вопросы, у священнослужителей.

(о чем свидетельствуют записи в "Журнале отчетности звонков”)

Наталья Владимировна Капина (Пендюрина)
В основе материала публикация Александра Левина в журнале "Нескучный сад"

 
Вернуться назад