Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ > Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона перед педагогической общественностью

Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона перед педагогической общественностью


09.03.2016.
Выступление 7 октября 2015 г., Ленинского района г. Новосибирска.

Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона перед педагогической общественностьюНовосибирская Епархия ежегодно проводит до 20 педагогических конференций с работниками общего образования. Мне достаточно часто приходится встречаться с деятелями науки, образования и представителями различных молодежных организаций. Каждый раз приходится отмечать, что когда мы начинаем говорить о духовно-нравственном воспитании, то некоторые преподаватели перестают нас понимать — такое впечатление, что мы говорим на разных языках. Конечно, сказывается атеистическое прошлое нашего государства и соответствующее воспитание, когда практиковалась подмена понятий. 
 
Социалистическое учение много говорит о социальной справедливости: накорми голодного, одень нагого, посети больного. Часто кажется, что оно совпадает с евангельскими принципами любви к ближнему. Но если не принимать в расчет Вечность, то это учение заводит в тупик. Этого не понимают те, кто был воспитан на материалистических идеалах.

Недавно в одном из районов города у меня была очередная встреча с преподавателями. Зашел разговор о нравственности, и одна женщина зачитала из какого-то словаря, что нравственность — это определенные правила поведения человека. Это, конечно, не так. Если мы говорим об этике — тогда да. Но даже этические правила поведения человека в обществе часто не исполняются. Сколько раз я и главы администраций заходили в заполненные преподавателями залы, и никто не поднимался с мест, чтобы поприветствовать нас.

Не будет общество здоровым и сильным, если не будет настоящего, истинного уважения друг к другу. Уважать — это видеть в человеке образ Божий. Мы обращаемся друг к другу: «господин», «госпожа», подчеркивая тем самым сходство человека с Богом. От такого взаимного уважения рождается духовно-нравственное единство народа.

Сегодня в образовательной среде говорят об инновациях. В чем они заключаются? В том, что с Запада нам подбрасывают термины — «свобода», «толерантность», а потом смотрят, как мы на это будем реагировать. Но прежде чем послушно принимать новое, нужно хотя бы знать, что мы принимаем. Какова, например, этимология слова «толерантность»? До сих пор мало кому известно, что это медицинский термин, означающий привыкание к яду.

Нам предложили в школы новшество — учебники Сороса, и мы их приняли, учили по ним детей, и только теперь на примере Украины видим, каких чудовищ воспитывают по этим учебникам.

Сегодня нам говорят об абсолютной свободе, но абсолютная свобода — это абсолютный тупик. Если всё разрешено, то зачем сдерживать эмоции? Хотя совершенно очевидно, что эмоциональная несдержанность, повышенная импульсивность способны привести к серьезным последствиям. Значит ли это, что свобода — это плохо? Вовсе нет. Но свобода предполагает совестливость и ответственность человека. Свобода имеет свои плюсы и минусы, и об этом нужно говорить, разъяснять. От безграничной свободы в минусе личность может деградировать. Нужно воспитывать, основываясь не на каких-то навязываемых нам непроверенных новшествах, а на базовых ценностях, о которых вот уже тысячу лет говорит Русская Православная Церковь.

Свобода — это большая ответственность. Демократические идеологи говорят, что свобода — это понятие для аристократов, которые в силу хорошего воспитания могут держать себя в определенных рамках.  А сегодняшние слова о свободе без ответственности попахивают уголовщиной. Но мы говорим о законопослушных гражданах. Мы говорим, что мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Не для меня одного создан мир, и другие люди живут вокруг меня. Отсюда вытекает понятие счастья. То есть быть частью целого. А что значит быть счастливым? Оказывается, по-настоящему счастлив тот, кто ощущает себя частью общества, частью одной большой семьи. Мы — одна семья: родители, братья и сестры, друзья, близкие и дальние знакомые. Если я живу хорошо, а другие живут плохо, то, являясь частью этого общества, я не могу смотреть на это равнодушно.

В московских офисах нефтегазовых компаний рядовые сотрудники получают огромные зарплаты и очень любят рассуждать о справедливости. В местах заключения — в своей миссионерской деятельности мы с этим часто сталкиваемся — уголовники тоже очень хотят, чтобы всё было по-справедливости: им должны предоставить все условия для того, чтобы они могли хорошо есть, хорошо спать, хорошо отдыхать. Но Церковь говорит не о такой справедливости, Церковь говорит о любви. Любовь — это когда я забочусь о близких. Как заботится о семье мать: стирает, гладит, моет, готовит... На ее жертвенном подвиге и держится семья. Жертвенном, потому что высшая степень проявления любви — это всегда жертва. Почему мы чтим павших в боях воинов? Потому что они проявили высшую степень любви — отдали свои жизни за наши жизни. Равного этому подвигу не может быть ничего, и забыть это невозможно.

Немногое с тех пор изменилось. Посмотрите: на многих общественных мероприятиях играют гимн России — только музыка и звучит. Не все поднимаются и никто не поёт. Слов не знают. Или знают, но путаются. Лучше помолчать. А ведь гимн России — это как государственная молитва.

Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона перед педагогической общественностьюВот мы и подошли к главному: когда мы говорим о воспитании молодежи, то должны сами соответствовать званию воспитателя и знать, как правильно воспитывать. Макаренко писал, что если мы правильно воспитали человека, то сделали его счастливым. Вот оно счастье. В жертвенности, в единстве, в общих интересах, в знании своей тысячелетней культуры и истории.

В 90-х годах включишь телевизор и обязательно наткнешься на выступления каких-нибудь религиозных проповедников с указанием контактных телефонов и адресов головных офисов, размещавшихся в Киеве. Там, на Украине, были созданы центры влияния. Мы долго не могли разобраться, кто эти люди, откуда, сколько их. Создали свой исследовательский антисектантский центр, и оказалось, что религий этих — сотни, а одних только проповедников, хлынувших в нашу страну из-за границы — триста тысяч! Но мы выдержали удар, а на Украине не смогли. Кто сегодня стоит во главе страны? Турчинов — протестант, Яценюк — сайентолог. Ни одного православного! И это на православной Украине! То есть люстрация власти прошла по религиозному типу, в котором место православию не нашлось. А ведь то же самое хотели сделать и в России.

Однажды я приехал на встречу в один вуз. Подошел к доске объявлений — она вся была увешена приглашениями сектантов. Спрашиваю ректора, почему они с нами не работают, а он отвечает, что сектанты привезли им оргтехнику и профессорам доплачивают. А от Русской Православной Церкви ничего не получают. В 1990 году, когда я сюда приехал, в городе был один храм, четыре батюшки, 150 священников других религий и 200 тысяч государственных идеологических работников, которые боролись с этими четырьмя батюшками. Против Церкви была развернута мощная пропаганда. На этом фоне в начале перестройки активизировали свою деятельность секты. Особенно от них пострадал Академгородок. Очень многие ученые становились сектантами, некоторые из них уходили в секты целыми семьями. Потребовались годы, чтобы люди разобрались, и началось возвращение к своим корням.

В 1991 году произошла у меня встреча и с председателем Сибирского отделения Валентином Афанасьевичем Коптюгом, коммунистом, замом Зюганова. Я не успел порог переступить его кабинета, как он заявляет: «Владыка! Мы входим в капитализм, будет бурное развитие науки, техники, зачем нам Церковь?» Я засмеялся: «Валентин Афанасьевич, никто не хочет видеть Россию могучей и процветающей. Церковь воспитывает людей в духе евангельских ценностей, ибо духовное ценнее материального, учит видеть в каждом человеке образ Божий. Такие люди не способны обмануть, ограбить того, кого создал Бог по Своему образу и подобию». Коптюг выслушал меня внимательно и сказал: «Владыка, всемерно буду помогать Русской Православной Церкви». 

Церковь говорит о духовных ценностях, чтобы человек мог увидеть и правильно оценить свой духовный мир. Человек всегда стоит перед выбором. И если у него нет главной цели в жизни, то он всегда будет ошибаться, всегда будет терпеть ущерб. На наших с вами глазах столько серьезных людей, занимающих высокие должности, становятся воришками. Нет в людях должного воспитания, нет благородства, и должности, которые им доверяют, используются ими не для того, чтобы служить людям, а чтобы их обобрать. Но что говорит Священное Писание о неправедном богатстве? «Богатство твое разделят, и память твою проклянут»!

С чего же начинается созидание личности? С распорядка дня. В армии что самое главное? Устав. В монастыре — устав. Распорядок дня помогает стать собранным, а из несобранного человека личность не сформировать. Я всегда говорю: не учите детей включать телевизор, учите выключать, а включать его он и без вас научится.

Человек творит добрые дела, и мы говорим о нем, что он добрый человек и с ним хорошо находиться рядом. Делает зло — и мы называем его злым человеком и предупреждаем: не подходите к нему! Добро или зло — это энергии, они накапливаются в человеке, и человек становится носителем доброго или злого.

Можно украсть немножко? Один украл пять копеек, другой миллион рублей. И тот, и другой — вор. А убить немножко можно? Аборт — это разрешенное государством искусственное прерывание беременности с целью регулирования численности семьи? Или это все-таки убийство? Ну и что, что государство разрешило? Это не оправдание. Аборт — это убийство, которое наполняет нас злой энергией, энергией смерти, и мы, думая, что воспитываем детей, на самом деле явно или неявно сеем смерть в неокрепшие детские души. Поэтому не нужно удивляться, что наши дети не воспринимают доброе, разумное и вечное. Потому что для того чтобы посеять доброе семя, нужно самому быть носителем разумного, доброго и вечного.

Когда мы видим работу большого художника, мы говорим: великий талант, творец! Вот и слово — это произведение нашего нематериального разума. Оно, слово, говорит о нашем духовном внутреннем мире. И когда мы разговариваем с ребенком, мы должны следить за каждым своим словом, чтобы оно не было пустым или уродливым, но несло в себе силу и красоту, чтобы ребенок мог собирать эти слова и хранить их в своей памяти, в своем сердце. А если слово человеческое пустое, то и человек, произнесший его, пустой, как он может воспитывать? Воспитание начинается с воспитателя.

Восемьдесят процентов школьников в Новосибирской области выбрали модуль «Основы светской этики» А учителя говорят: у нас светское государство, и изучать нужно светскую этику, а не «Основы православной культуры». Но давайте посмотрим, что написано в этом учебнике по светской этике, как, к примеру, определяется нравственность. Оказывается, что нравственность определяет сам человек. Добро или зло — каждый человек определяет сам. Но если это так, то зачем нужно инициировать уголовное преследование расхитителей бюджета? Ведь в их понимании взять деньги из бюджета — это не грабеж, а дележ.

Вот перед нами рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Здесь приводится опросник для учащихся четвертых классов. Детям предлагается прочитать очень жестокие высказывания и ответить, согласны они с ними или нет. Одно из таких высказываний звучит утверждающе: «Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей». 
 
Вот такой странный постулат. Или другое высказывание, которое также носит форму утверждения: «День Победы (9 мая) — праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей». И ребенок должен отвечать на него без правильной подсказки. Есть в этом опроснике и другие, не менее страшные утверждения. Насколько это профессионально с педагогической точки зрения? А ведь преподаватели обязаны учить детей согласно таким методичкам. Учить и воспитывать.

Впрочем, сейчас отдельные чиновники Минобразования говорят с высоких трибун, что дело педагогов — только учить, а не воспитывать. Но разве воспитание и образование можно разделять?!

Мы говорим о духовной культуре, потому что знание базовых ценностей и использование этих знаний в жизни помогает обучать и воспитывать законопослушных, ответственных граждан. Ведь к каждому человеку не приставить бухгалтера и полицейского, собственная совесть должна контролировать человека.

ВНМ №12 (145) ноябрь 2015
 


Вернуться назад