Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Священник Димитрий Полинкевич: «Трезвость является сосудом, который человек может наполнить чем-то добрым - любовью к Богу, любовью к своей семье, своему труду, свой профессии»

Священник Димитрий Полинкевич: «Трезвость является сосудом, который человек может наполнить чем-то добрым - любовью к Богу, любовью к своей семье, своему труду, свой профессии»


10.09.2016.

При соборе Александра Невского действует Общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». О работе общества, об обетах трезвости и о городском празднике День трезвости рассказал священник храма отец Димитрий Полинкевич.

Священник Димитрий Полинкевич: «Трезвость является сосудом, который человек может наполнить чем-то добрым - любовью к Богу, любовью к своей семье, своему труду, свой профессии»- Отец Димитрий, расскажите о вашем обществе трезвости. Как возникла идея создания?

- Наше епархиальное общество трезвости было создано три года назад в 2013 году по благословлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. При соборе Александра Невского есть реабилитационный центр во имя преподобного Серафима Саровского. Центр уже несколько лет помогает людям с наркотической и алкогольной зависимостью. Вокруг него сформировалось определенное количество ребят, которые прошли реабилитацию и вернулись в общество, но им нужна постоянная поддержка и понимание единомышленников, трезвая община людей. И однажды мы поняли, что нужно создать такую группу поддержки. Владыка Тихон благословил на создание. Группа и само Общество трезвости названы в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

- Почему в честь этой иконы?

- Икона Божьей Матери «Живоносный Источник» известна и любима в церковном народе. По своему типу написания она похожа на одну из самых почитаемых икон у тех, кто страдает зависимостями – на икону Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». На этой святыне изображена Богоматерь с воздетыми вверх руками, а перед Ней – Богомладенец Иисус Христос, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения является символом неистощимого источника духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия. На иконе Божьей Матери «Живоносный Источник» вместо чаши изображен фонтан с Богоматерью, держащей Младенца Христа, и люди приходят к источнику и пьют из него. Прообраз у святынь одинаковый, но икона «Живоносного Источника» празднуется всегда в пятницу на Пасху, что символизирует Животворящий Источник радости общения с Воскресшим Господом Иисусом Христом. Можно много говорить об этой символике икон, но основной смысл в том, что мы приходим в церковь трезвиться с Богом. Излечиться от зависимости не своими силами, а с помощью Господа.

- Как строятся ваши встречи?

- Проводятся беседы, на которых зависимые делятся своим опытом, также практикуются обеты трезвости. Это то, что отличает церковное отношение трезвости от медицинских психологических подходов. С одной стороны, человек дает обет трезвости, а с другой - молитвенно обращается к Богу за помощью. Обет трезвости напоминает Чин оглашения в Таинстве Крещения, когда во время крещения человек отрекается от своей зависимости сатаны и сочетается Христу. И также как крестные-восприемники просят Бога за человека, принимающего крещение, так и человека, дающего обет трезвости, поддерживает группа и свидетель трезвости. Человек, имеющий намерение жить трезво, проходит какое-то количество бесед, приходит на группы, испытывает себя, а руководитель группы и сама группа смотрят на него - готов ли человек принять обет трезвости перед Богом и перед группой. Он включает в себя отказ от алкоголя, курения, азартных игр и сквернословия на определенный период: год, несколько лет или пожизненно. Затем проводится молебен и человек в торжественной обстановке приносит обет трезвой жизни.

Бывают случаи, когда вместе с зависимым обет трезвости принимают его родственники, чтобы тем самым помочь и поддержать страждущего. Для зависимого человека соблазном может послужить любое мероприятие: день рождения, Новый год, Восьмое марта, корпоративный праздник. Поэтому сознательная совместная трезвость и отказ от употребления алкоголя родными и близкими людьми зависимого является огромной помощью. Из этого понимания проблемы у нас при соборе работа ведется в двух направлениях: с самими зависимыми и их родными. Ведь зачастую, родственники в ситуации с возникновением в семье зависимого поведения проявляют искаженную любовь. Например, когда они не понимают, что, не полезно давать зависимому деньги и не понимают, как оказать помощь, как ее оценить, где ты помогаешь, а где можешь только навредить своей жалостью.

Также в дальнейшем общение трезвенной группы складывается и вне стен: куда-то съездить в паломничество, посетить святые места. Люди постепенно начинают дружить и общаться на трезвой основе.

- От чего зависит исцеление человека и есть ли случаи, когда человек до конца исцелился?

- Периодически мы приглашаем на наши встречи медицинских специалистов. К нам на беседу приходил врач-нарколог и объяснял, что есть три основных стадии алкогольной зависимости. Как правило, они развиваются постепенно. На первой стадии человек не видит проблемы для себя. Он ищет причину вовне: жена плохая, работа плохая, начальник плохой. Ему кажется, что нужно сменить внешнюю ситуацию. И свое употребление он не замечает. Вторая стадия, когда человек уже серьезно в эту ситуацию погружается. У него повышается устойчивость к спиртным напиткам, поэтому он выпивает больше и чаще. Он эту болезнь в себе уже настолько запускает, что она начинает жить своей жизнью и поглощает его полностью. Самостоятельно с зависимостью не справиться. Человеку нужна профессиональная помощь. На третьей стадии алкоголизм становится хроническим. У больного наблюдаются изменения в психике.

Многое в исцелении зависит от того, насколько сам зависимый настроен выздороветь. Когда во время наших встреч с человеком делятся своим опытом и историей исцеления люди, которые сами прошли через подобный опыт, то именно это искреннее и доверительное общение и исцеляет. С другой стороны, в общении с родственниками, как правило, возникает барьер и непонимание, в том, что нужно и всем членам семьи самим меняться. Мы призываем к переменам, но обычно родственники с трудом слышат. «Не буду вкушать вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего», - говорится в Священном Писании. Эти слова выражают осознание того, что ради ближнего, я тоже могу отказаться от излишеств. На нашей практике довольно часто были случаи, когда родственники полностью отказывались от алкоголя именно в помощь и поддержку зависимого. Это уже такой ответственный взгляд, взрослый.

В наших беседах главное то, что люди делятся своим опытом, а не просто дают советы. Например, один человек рассказывал, что он молился перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» в состоянии крайнего отчаяния. И он ощутил, что в вечности погибнет, если не встанет на путь исцеления. Многие зависимые описывают подобные состояния, что они в духовной жизни сталкиваются только с адской стороной, с темной. И этот человек исцелился, стал ходить в храм, воцерковляться. Он искренне горячо молился, и у него исчезла эта тяга. Он освободился. Опять же когда ходишь в группу на беседы, когда рассказываешь, что ты пережил и что тебе помогло исцелиться, ты тем самым другому помогаешь – передаешь источник живой воды, то есть силы и радость помощи Божьей, которая произошла с исцелившимся. Как сказано в Евангелии: «Исцелился, иди в церковь, скажи священнику», то есть засвидетельствуй. Эти свидетельства происходят и вдохновляют людей. Кто-то много лет употреблял наркотики и исцелился. Мы не ставим своей целью заменить реабилитацию или медицину. Бывает так, что человек в группе рассказывает об опыте исцелении в реабилитационном центре. Каждый сам для себя принимает решение, где он будет лечиться: ложиться в ребцентр или проходить путь выздоровления здесь в городе, где много соблазнов, но при этом человек свободен ходить к нам на встречи. Кстати, вот этой свободой жить трезво мы и хотим поделиться на празднике – Дне Трезвости. В этом году у нас в городе в первый раз будет проводиться Всероссийский День трезвости.

- Расскажите подробнее о празднике.

- 11 сентября совершается память Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Он не пил вина, был строгий аскет, жил в пустыне, но при этом наставлял и поддерживал приходивших к нему людей. И они чувствовали в его словах силу. Слова имеют силу, когда ты их подтверждаешь своей жизнью. Его трезвая жизнь была, можно сказать, предтечей для пришествия Христа, то есть приготовлением. И Иоанн Креститель всю свою жизнь эту трезвость сохранял. Знаменательно, что его кончина случилась в связи с нетрезвостью царя и его окружения, как мученическое свидетельство трезвого пути. В церкви, когда мы празднуем день памяти святых, обычно это день кончины, день успения. Успения - означает сна для жизни земной, но начало пробуждения для жизни вечной.

Идея праздника трезвости в том, чтобы человек осознал, что он делает, чем он живет, что он ценит и что вообще угодно Богу. Сам Спаситель сказал, что чревоугодие и пьянство не угодно Богу: «Пусть ваши сердца не отягчаются объедением и пьянством». А с другой стороны, слова Писания «отвратись от зла и сотвори благо» - в нашем контексте это призыв не только против пьянства, но и к трезвому и здоровому образу жизни.

На празднике трезвости будут спортсмены, трезвые семьи, которые своим примером показывают, что трезвость является хранилищем, который человек может наполнить чем-то добрым - любовью к Богу, любовью к своей семье, своему труду, свой профессии. Если человек любит свое дело, но не ведет трезвый образ жизни, то он начинает совершать ошибки и, тем самым, разрушать свое любимое дело. Трезвость является сосудом, в который человек может влить любовь, радость, счастье. Праздник трезвости направлен на то, чтобы показать трезвость в разных аспектах: семейной, физической, профессиональной и, конечно, духовной.

На мой взгляд, даже такое качество как трезвость должно служить чему-то высшему. Трезвость – это добродетель и она является связью с Богом. Без Бога трезвость не будет духовной, а может даже превратиться в заблуждение. Человек, например, может быть опьянен своей праведностью или какими-то безумными идеями или ненавистью - все это духовная нетрезвость. Когда апостол Павел обратился ко Христу, то собрались его враги и сказали: «Не будем ни есть, ни пить, пока его не зарежем». То есть люди не злоупотребляли чревоугодием и пьянством, но их цель-то была человеконенавистная. Поэтому мы и саму трезвость отдаем, вверяем Богу. Только Бог может вернуть утраченную целостность. Господь говорит: «Придите ко мне все страждующиеся и обремененные и Я упокою вас». Человек ведь в жизни ищет покой, покой от стрессов, напряжений, и ему кажется, например, что покурил, выпил, и мысли перестают угнетать. Да, это действует, голова перестает работать. И тогда кажется, что это самый простой путь избавления от помыслов, но это заблуждение. Доводя себя до животного или уже растительного состояния, на утро просыпаешься опять человеком, и тогда болит не только тело, но и душа уже горит от нестерпимого стыда. И либо цикл повторяется, либо надо выбираться.

- Получается, что человек становится зависимым от алкоголя, потому что оторван от Бога, что нет внутренней духовной опоры? Поэтому сознание не справилось со страхами и стрессами?

- На появление зависимости влияют многие факторы. Как сейчас говорят, алкоголизм - это биопсихосоциальное расстройство поведения. Но Церковь включает еще и духовную составляющую. Никто не знает, сколько процентов составляет каждая сторона жизни человека. Сложно сказать, как влияет, например, наследственность или социальное окружение. Вот, допустим, у святых отцов приводится такой пример: девушка, которая в монастыре воспитывалась и девушка, которая воспитывалась у блудницы. Обе выросли. И одна согрешила, и другая согрешила. И хотя с каждой стороны грех, но степень греха, степень повреждения разная. Есть разница в социальном воспитании, поэтому и спрос с одной девушки больше, чем с другой. Также любой человек может оказаться в более сложной ситуации. Зачастую, человек, ставший алкоголезависимым, даже с малых лет не знал другой жизни. С детства имел дурные примеры и сам жил по накатанной дороге. Конечно, социальное окружение имеет очень большое влияние, а, с другой стороны, эта духовная составляющая показывает нам, что мы все-таки говорим не только о болезни, но и о грехе тоже. Человек сам должен осознать, что он дал слабину, впал в неверие, запустил процесс привязанности.

Одна из задач праздника - информирование о трезвой жизни. Информирование - это один из способов осознания и профилактики проблемы, когда мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо. Но есть люди, которые знают все последствия алкогольной болезни, все симптомы, но их все равно влечет, потому что есть еще искушающая, влекущая сила. Поэтому, я думаю, что по-настоящему только помощь Божья может спасти человека. Мы только предоставляем себя в качестве сосуда для действия силы Божьей. Также как в Крещении мы отрекаемся от сатаны и затем сочетаемся Христу, так и в обете трезвости отрекаемся от пьянства и присоединяемся к источнику жизни – Богу, чтобы Он направлял нас.

- Можно ли считать, что человек, переживший отрицательный опыт, в то же время приобретает определенный духовный опыт, который приближает его к Богу?

- Общаясь по проблеме своей зависимости, мы знаки плюсы или минусы не ставим. Опыт просто есть. Важно в группах во время встреч создать атмосферу принятия. Важно, чтобы человек вынес опыт, прежде всего, для себя. Да, он пережил такой духовный опыт, сложный и непростой, но человек уже знает, что шаг назад грозит погибелью. В обете есть отказ от сквернословия, и когда человек дает его , то его сначала ужас охватывает: «Как это я смогу сдержать такой обет!» Но потом приходит осознание того, что то, что происходит в твоей голове с твоими мыслями и запускает развитие трагедии. Если ты это осознал и позволяешь Богу контролировать свои мысли, то, бывает, и обет сквернословия несложно соблюдать. Господь отводит от сквернословия. Нужно развиваться в духовном плане. И тогда можно наблюдать, как последние станут первыми, как говорится в Евангелии. Удивительно даже.

- А какой бы совет вы дали тем людям, которые оказались в ситуации зависимости?

- Прежде всего, не нужно искать виноватых. Искать виноватых - это ошибочный путь. Первый шаг, который нужно сделать, - это подумать, а что я могу изменить в себе сейчас? Часто человек не живет самим собой в данный момент. Он живет прошлым – обидами, злопамятством, например, или страхами и заботами о будущем, но для того, чтобы пребывать трезвым в настоящий момент, нет препятствий. Для того, чтобы человеку начать изменения в своем внутреннем мире, ничего не требуется. Ни какое-то более удобное время или определенное место, все уже есть прямо сейчас. Конечно, хорошо иметь поддержку, единомышленником, соработников, для этого мы и создали наше Общество трезвости в митрополии.

- Как часто вы собираетесь и как к вам попасть, если кто-то захочет присоединиться?

- Мы собираемся в трапезной собора Александра Невского по вторникам и пятницам в 18.00. Чтобы стать участником группы трезвенной поддержки, не обязательно сразу активно выступать или все рассказывать о себе, можно прийти на одну из встреч, посмотреть, как мы общаемся, и решить для себя, продолжать посещать наши встречи или нет. У нас есть сайт трезвись.рф и группа в ВКонтатке vk.com/tresvo. Там можно написать администраторам группы, если будут вопросы. Или позвонить для консультации по вопросу зависимости по телефону 299-14-14.

Обет - это договор, который мы заключаем с Богом

На этом интервью планировалось закончить, но отец Димитрий пригласил меня заглянуть на одну из встреч Общества, чтобы собственными глазами увидеть, какая царит во время бесед атмосфера. В трапезной к моменту моего прихода уже начали собираться люди. Симпатичная девушка Валя (имя изменено) накрывала на стол. Мы пили чай и общались. Было действительно душевно, как будто пришел в гости к друзьям. Во время беседы я узнала, что многие из присутствующих уже приняли обед трезвости, среди них и Валя. Я не удержалась и решила задать ей пару вопросов:

- Валя, расскажи, что тебе дал обет трезвости и сложно ли тебе его нести?

- Я приняла обет трезвости год назад. Сначала я не понимала нужности этого, зачем мне это надо. Но потом мне стало ясно, что своих сил недостаточно. Произошёл один случай, как звонок из прошлого. Потянули за эту ниточку, и стало страшно, потому что разумом понимаешь, что возвращаться туда, в прошлую жизнь, ни к этим людям, ни к этим переживаниям не хочу, а своих сил недостаточно. А обет - это договор, который мы заключаем с Богом, и с этого момента ты под защитой. Тебе дают возможность более легко проходить эти испытания. Я бы даже сказала, что после того, как я приняла обет трезвости, у меня началась совсем новая жизнь.

Поэтому и наши встречи при соборе Александра Невского стараюсь не пропускать. Вообще сейчас отношение к вере стало более осознанным, более глубоким. Очень нравится общение в группе. Все ребята талантливые и интересные. Поддержка отца Димитрия многое дает. Я приняла решение, что нужно отказываться от всего ненужного и буду продолжать и дальше развиваться в этом направлении. Как говорит отец Дмитрий, движение, как эскалатор, если не делать самому каждодневные хотя бы маленькие шаги вперед, то начнешь медленно сползать вниз… Поэтому верю, что с Божьей помощью все получится.

Беседовала Лана Зайцева


 


Вернуться назад