16 мая 2017 в Духовно-просветительском центре Искитимской епархии
состоялся круглый стол "Историко-церковное краеведение. Революция и
Церковь. Итоги столетия". Он был проведен в рамках мероприятий,
посвященных 100-летию революции 1917 года и памяти новомучеников,
исповедников и всех за веру пострадавших в годы гонений XX века. В этот
день в Искитиме собрались академические исследователи, местные краеведы,
представители образовательных и библиотечных сообществ и многие
заинтересованные люди.
«Надо очень трепетно относиться к памяти наших новомучеников и
исповедников Церкви Русской и вообще подвижников благочестия, смотреть
на подвиг их веры. У нас тоже бывают различные искушения и скорби, но по
сравнению с подвигом новомучеников это совсем ничего не значит. Поэтому
мы не должны унывать во всех обстоятельствах тяжелых, так как Россия
проходит разные этапы своего развития. Приходят к власти
государственники, потом сменяются либералами, потом опять. В каждом
времени нужно знать, что мы православные христиане и твердо исповедовать
свою веру. В этом нам помогут наши святые новомученики. Пусть этот
круглый стол будет небольшим вкладом, чтобы мы помнили и чтили наших
святых угодников Божьих», - напутствовал собравшихся вступительным
словом епископ Искитимский и Черепановский Лука.
С рассказом о легендарной иконе «Никола Раненый», которая стала одним из
образов гражданской войны и сейчас хранится в Искитимском
государственном историко-художественном музее, выступила Нина Анатольевна Балабако,
заведующая сектором истории. К сожалению, пока музею не удалось далеко
продвинуться в установлении истории искитимской копии иконы: "Все, что
известно о происхождении иконы - то, что она была передана в музей из
села Гусельниково Искитимского района. Потому что на оборотной стороне
иконы был приклеен тетрадный листок, на котором было написано «
Гусельниково»".
Дмитрий Георгиевич Симонов, к.и.н., заместитель директора Института истории СО РАН в своем докладе «История революции и гражданской войны в Сибири: краеведческие аспекты» выразил следущую мысль: «Политический заговор привел к свержению
монархии. А уже свержение монархии к обострению всех противоречий,
которые существовали. Вопрос не столько в том, что был, свергнут
император. Вопрос в том, что со свержением императора начался распад
государства и российской государственности. В этом ключ понимания того,
чем была революция для России. И почему и Президент, и Патриарх
практически единогласно говорят, что революция 1917 года являлась
трагедией для России».
«Главным бичом всей революции и гражданской войны в России, прежде
всего, были, прежде всего, эпидемии. В Европейской части России бушевала
разновидность гриппа - испанка, здесь у нас - тиф и холера. Ко времени,
когда красная армия взяла Новониколаевск, от Омска до Новониколаевска
дорога была вплотную забита железнодорожными эшелонами и замершими
паровозами. И эти эшелоны были забиты людьми: раненые, мирные жители,
дети и старики которые ушли из жизни из-за эпидемических заболеваний или
попросту напросто замерзли» - рассказывает об особенности гражданской
войны в России исследователь Дмитрий Георгиевич.
Алексей Владимирович Талашкин, зам. руководителя Сибирского центра колокольного искусства, в докладе «Судьба церковных колоколен и революция» представил обзор колоколов найденных на территории Искитимской епархии.
Среди них польский колокол 1817 года и колокол, отлитый на крупнейшем в Российской империи колокольном заводе Финляндского в Москве. Так же исследователь поделился рассказом о поиске подтверждения факта существования колокольного цеха в Сузуне: «Мы нашли документ, в котором свидетельствуется о командировке одного чиновника в 1856 году в Тулу. Он должен был перенять опыт отливки колоколов, для того, чтобы организовать колокольное производство в Сузуне. Но туляки перенаправили сузунского чиновника в Москву. Открылся в Сузуне колокольный завод или нет, пока неизвестно, во всяком случае, у нас сведений об открытии пока нет».
«У педагогов крайне ограниченное время в рамках урока отведено на
краеведческую тему. За эти несколько уроков практически ничего нельзя
рассказать. Выходом здесь выступает дополнительное образование в рамках
которого мы реализуем две программы «Я исследователь» и «Я познаю мир»
которые рассчитаны на несколько лет и максимальное погружение»,-
рассказывает Мария Владимировна Сударева, методист «Центра дополнительного образования г. Искитима» в своем докладе «Краеведческое образование в средней школе».
Завершал круглый стол доклад «Церковное краеведение в XXI веке. Проект «Родиновед», который представил руководитель Информационно-издательского отдела Искитимской епархии протоиерей Игорь Затолокин.
Он презентовал общесибирский историко-паломнический онлайн-проект,
который к этому моменту объединил исследователей пяти регионов России до
революции, входивших в состав Томской губернии. «Множество ученных и
духовенство обращает свое внимание на изученность истории своих храмов,
святынь, мест. Задача проекта - поддержать интересующихся, поддержать
исследователей и предоставить максимальную возможность познакомиться с
историей и документами», - заключил он.
Проблемы, поднятые в ходе мероприятия, являются перспективными
исследовательскими направлениями для историков, краеведов,
искусствоведов. Намечены следующие шаги по изучению и популяризации
истории нашего края - уже начата работа по формированию выставочной
площадки на территории Святого источника в Ложке, где будет размещена
экспозиция, посвященная новомученикам и исповедникам Российским и всем
пострадавшим в годы гонений в ХХ веке.
Иван Шаравин
Фото монах Паисий /Коновалов/
Вернуться назад
|