Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Святой град Иерусалим в мае 2019 года

Святой град Иерусалим в мае 2019 года


13.06.2019.

С 14 по 25 мая 2019 года, по Божией милости и по благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, группа паломников в составе 32 человек, побывала на Святой земле. Возглавлял группу в Иерусалим руководитель Епархиального паломнического центра - священник Александро-Невского собора протоиерей Владимир Бобров.

С 14 по 25 мая 2019 года, по Божией милости и по благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, группа паломников в составе 32 человек, побывала на Святой земле. Возглавлял группу в Иерусалим руководитель Епархиального паломнического центра - священник Александро-Невского собора протоиерей Владимир Бобров.

В этот раз, паломники посетили города: Иерусалим, Вифлеем, Иерихон, Виффания, Тиберия, Лидда,   Яффа,   Назарет,  Капернаум,   Кана Галилейская, Магдала, Хеврон. В священных водах реки Иордан, и в святом источнике Марии Магдалины в Магдале прошло омовение всех желающих. В Иерихоне группа совершила восхождение на 40-дневную гору искушений в православный монастырь, побывала в древней лавре Саввы Освященного в Иудейской пустыне, в монастыре Феодосия Великого, в монастыре Георгия Хозевита, в монастыре святых праотцев в Хевроне и в монастыре Герасима Иорданского. В Иерусалиме паломники посетили монастырь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, в Вознесенском монастыре на Елеоне, в Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме. Так же группа побывала в Александровском подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме с древней Иерусалимской стеной и порогом Судных врат. В завершении, паломники совершили восхождение на гору Фавор в монастырь Преображения Господня.

При поклонении христианским святыням  Святаго града Иерусалима и Палестины проводились молебны, чтение Евангелия, а также духовные беседы с паломниками. Дважды паломники имели возможность причаститься Святых Христовых Таин на Божественной литургии -  в базилике Рождества Христова и в храме Воскресения Христова на Гробе Господнем. Духовное окормление группы совершалось руководителем Паломнического центра протоиереем Владимиром Бобровым и протоиереем Сергием Коноваловым.

«Православное паломничество - давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил "в Иерусалим на праздник Пасхи" (Лк. 2. 41). Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву.

Ныне, после длительного богоборческого периода, в нашем народе вновь растет стремление посетить места земного подвига Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Многие тысячи богомольцев, как и столетия назад, отправляются в паломничество, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное врачевство в иноческих обителях, пообщаться с братьями и сестрами по вере. Множатся паломнические маршруты, расширяется их география. 

Путешествие ко святым местам - это важная часть православного образа жизни. Вместе с тем для многих наших современников, особо  нуждающихся в духовном наставлении и научении, дорога к святым местам становится началом пути ко Христу».

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Весной 1873 года, Сергей Понамарев написал стихи о своем паломничсестве на Святую землю. Первоначально эти стихи были опубликованы в «Киевских епархиальных ведомостях», а затем в 1875 году, изданы отдельным сборником «Из Палестинских впечатлений».

Читатель, следуя вслед за автором по городам Святой Земли к самым почитаемым ее святыням, погружается в мир его душевных переживаний и впечатлений, которые охватывают его в реалиях долгожданного паломничества.

И так, о чем мечтал когда-то,
О чем молился я порой,
Что душу радовало свято, -
То вот я вижу пред собой!
Твержу себе неумолимо
И сам не верю между тем,
Что я у стен Иерусалима,
Что я вот еду в Вифлееем!...
Так много памятных явлений
Встает пред бедною душой,
Так много сразу впечатлений,
Что я подавлен их толпой:
Теснятся в душу быстро, смутно,
Едва слежу их в тишине,
И грусть, и радость поминутно
Чредой сменяется во мне...

Новая страна, новые люди и обычаи занимают ум паломника, все ему интересно, и он жадно ловит взглядом необычные пейзажи – горы, сады, верблюды, идущие гуськом по пескам, и смуглых ребятишек, предлагающих диковинные товары. Но это не мешает автору прислушиваться к происходящим внутри него переменам духовного свойства.

И мнится мне, что будто кто-то
Вдруг на меня слагает длань
И, весь проникнутый заботой,
Зовет настойчиво: "востань!..
"Востань, объятый сном греховным!
"Очнись, опомнись: близок срок, -
"И пред тобой, рабом виновным,
"Господь в вертепе недалек"!
И сознаю я понемногу,
Что я в холодности окреп:
Не так молиться нужно Богу!
Не так являться в сей вертеп!
Не так!... и тяжко я смутился,
Поник от немощи своей...
Зачем я раньше не явился,
Когда я веровал теплей!..
Вот тот вертеп передо мною,
Вот ясли те я увидал,
О коих детскою душою
Я в церкви Божией слыхал,
Чему в Рождественские святки,
Бывало радовался я:
Где ж веры той хотя остатки?
Где радость прежняя моя?...
Что ныне? скорбь одна, томленье;
Душа болит от дел моих,
И горько, страшно охлажденье
На этом месте, в этом миг!..
В таком затмении плачевном,
Как я хотел бы пасть во прах
И в сильном трепете душевном
Разлиться в пламенных слезах
И воплем огласит пещеру:
"О Иисусе! возбуди
"Опять младенческую веру
"В моей хладеющей груди!

Постепенно от строчки к строчке мы видим, что автор от внешних впечатлений целиком уходит в изменение своего внутреннего мира, он описывает молитвенной смирение и других поклонников. Вот как он описывает моление у Гроба Господня:

Ах, что за сонмы миллионов
В те двери малые вошли,
И сколько горя внесли, стонов,
И сколько мира унесли!..
Ковчег молитв непрестающих
От всех народов, всех веков,
Ковчег чистейших слез, текущих
Без оскуденья и без слов,
Как хороши твои виденья
В глухую ночь, в огнях златых
Как сердце трогает моленье
Твоих поклонников простых.

Во время паломничества с автором происходит настоящее духовное преображение.

... Брат скорбящий,
Приди и стань здесь в этот час:
И ты пред жертвой настоящей
Заплачешь сладко, преклонясь,
Ты примешь мир необычайный,
Когда сподобит благодать,
На живоносном гробе, тайны
Животворящие принять.
О, ты почувствуешь в ту пору,
Как будто здесь Спаситель сам
Преподает, Незримый взору,
И плоть и кровь твои устам; И пламенеешь ты, и дышишь
Святою радостью небес,
У Гроба Господа ты слышишь,
Что Он в душе твоей воскрес. И раз причастником ты будешь
Пред светлым гробом, в час ночной,
Ты и до смерти не забудешь
О гробе том, о ночи той...

И что же видим мы в конце? Вместо разуверившегося, охладевшего душой грешника перед нами предстает возрожденный, спокойный и гармоничный человек, снова нашедший правильный путь, который заново перечитывает Евангелие, сидя на берегу Тивериадского моря:

...Но, мысли тяжкия гоня
И дух унынья ненавидя,
Живое слово вспомню я:
"Блажен, кто верует не видя".
Так Он сказал - Господь и Бог!
И если я - минутный житель,
И если здесь я - поздний зритель,
И видеть Господа не мог, Не мог за Ним понесть я ига,
Не мог внимать Его речам:
Так вот она - святая книга-
Ее и к сердцу и к устам! И, весь, отдавшися покою,
С невольным трепетом души,
На берегу морском, в тиши,
Страницы дивные раскрою:
"В день же той изшед Иисус из дому седящи при море. И собирашася к нему народу мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше"....
Матф. 13, 1.2

Заканчивается паломничество, но духовный путь автора только с него и начинается. Вот какие строки рождаются у него на берегу Галилейского моря при воспоминании о трапезе здесь Христа со своими учениками:

Ах, покажитесь дрожащему сердцу яснее, яснее
Светлая трапеза, радостный берег, святейшия лица!
Хоть на минуту б увидеть те лица, послушать их речи,
Воздуху каплю вдохнуть бы, где дышет любовь всесвятая!
Там она светит и греет имя ярче и радостней солнца,
Дышет в сердцах их, сияет в глазах, раздается в беседе;
Трижды о ней лишь одной говорит само Божие Слово:
"Симон Ионин!... любишь ли ты Меня более их?...
Ах, это слово порой и в мою проторгается душу!
Ныне ж с большею силой зовет, чем когда либо прежде;
Словно стучит оно в грешное сердце мне: любишь ли ты Меня?...
Страшно мне!.. Светлое слово меня в содроганье приводит:
Что я скажу, что отвечу у сердца стоящему Слову?!..
Разве лишь брошусь во прах и всю душу рудая раскрою:
"Господи! я лишь слыхал о Тебе, но Тебя я не знаю;
"Многое в мире люблю, а Тебя любить не умею:
"О, появись, позови и любить научи меня, Господи!"...

От Любви воскрешается душа, с Любви начинается путь в Вечность. Именно этим пониманием особо ценны стихотворения Сергея Пономарева из сборника «Из Палестинских впечатлений». Его паломничество происходило в 1873 году, прошло почти 150 лет, но ничего не изменилось…Так же волнует сердца людей, все происходящее на Святой Земле. Наше паломничество прошло с духовной пользой, организованно и радостно. Спаси Господи.


Н.Пендюрина-Капина член союза журналистов РФ.


 


Вернуться назад