Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Новомученики Новосибирские > Страшное было время. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий

Страшное было время. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий


30.10.2020.
Наряженная в осень природа ведёт дорогу между холмистых склонов. Новый поворот – перед глазами красавец-храм, словно поднявшийся из земли в полном величии своего убранства. Высокое крыльцо, устремлённые в синь небес купола… Вокруг так спокойно и гармонично – невозможно даже представить: ты находишься в месте печали и скорби, каждая пядь земли которого пропитана страданием и кровью.

Ложок. Не только железнодорожная станция близ города Искитима, как привыкли современники. Более полувека назад тут происходили страшные события. Легендарное устное предание гласит, что в окрестностях расстреляли группу священников или даже закопали их живьём. Здесь проявил себя миру Святой ключ, источник, хотя вроде бы и существовавший ранее, но мало заметный. Многие годы верующие молились у него об упокоении убиенных и пострадавших в годы гонений православных христиан, обращались с прошением к новомученникам и исповедникам российским. По их молитвам воды освящались. Стали исцеляться от разных болезней приходящие сюда люди. Святой ключ превратился в нерукотворный памятник всем безвинно пострадавшим.

Рукотворным памятником стал храм в честь Новомученников и исповедников церкви русской, построенный в Ложке. Рядом с ним – поклонный крест. В цокольном помещении храма – музей, посвящённый святым новомученикам и Искитимскому лагерю.

Новый учебный год в воскресной школе черепановского собора Алексия, митрополита Московского, начинается с посещения этого необыкновенного места. Поездка стала многолетней традицией, которая даёт взрослым и детям духовные силы, помогает глубже, серьёзнее вникать в открываемые им знания, истины, историю Сибири и родной страны.

Было время, к Святому источнику ребята ездили на электричке. Это значит – несколько километров после нужно идти пешком. Потом – дружно добирались на автобусе, который заказывали. Нынче прибыли на автомобилях в сопровождении родителей. Компания собралась большая – четыре десятка человек. Но никогда никто, вопреки ожидаемым трудностям, не отказывался от поездки, результатом которой неизбежно становится потрясение от увиденного, долгие размышления о том, к чему удалось прикоснуться. Конечно, это чудотворная вода Святого источника. Её набирают в заранее приготовленные сосуды и везут с собою обратно в Черепаново, чтобы поделиться исцеляющей, просветляющей влагой с родными и близкими. Кто-то уже имеет драгоценный опыт окунания в святую купель. Чтобы получить такую духовную поддержку, в это место стремятся паломники из других городов России и стран мира.

В 2020-м воскресную школу Черепаново сопровождал настоятель нашего прихода игумен Кирилл (Скакальский). Батюшка вознёс общую молитву в храме Ложков. Провёл экскурсию в стенах этой церкви. После бережно передал внимание юных посетителей экскурсоводу.

…Ступени, ведущие в цокольное помещение храма Новомучеников, как дорога в прошлое. Страшное, тревожно, непонятное время, когда друг друга ненавидели самые близкие. Когда человеческая жизнь обрывалась внезапно и без вины.

На стендах музея – фотографии, личные вещи. Свидетели навсегда оставшихся в этой земле судеб. Реконструированная камера – голая, холодная… Как те, в которых выживали заключённые. Сколько их было? Точной цифры по сей день не знает никто. Потрясённые рассказом экскурсовода дети молчат. Улыбки, смех, кажется, остались где-то там – на поверхности. Лишь одна девочка решается:

– А что такое – Гражданская война? – она пытливо смотрит во взрослые лица. На них, полных смятения и грусти, читается: милая, лучше тебе никогда этого не узнать.

Елена Воликова. Черепановские вести №44 (11700)
Фото автора.

Лагерь в Ложке — это…

Искитимский ОЛГ (отдельный лагерный пункт) был создан в структуре СибЛАГа в 1930-е годы. Названия лагерей постоянно менялись, чтобы усложнить поиск своих ближних заключённых оставшимся на свободе родственникам. Лагерь относился к разряду промышленных подразделений, заключённые которого были заняты преимущественно на крайне вредном для здоровья производстве извести и камня (в карьере), а также лесозаготовками и на аэродромном строительстве.

Центральный штрафной лагерь в Ложке занимал ключевое положение в составе Искитимского ОЛП. Он был разделён на четыре зоны, куда направлялись заключённые из других сибирских лагерей, колоний и тюрем. Голод, издевательства, изнурительная работа в карьерах ставили его в разряд жесточайших лагерей, без преувеличения «каторжного» типа. Выжившие вспоминали, что на пересылках заключённые молили: только не в Искитим.

Территория лагеря была обнесена высоким дощатым забором. На сторожевых вышках стояли вооружённые охранники, большинство из них были также заключёнными. 4 внутренние зоны отделялись друг от друга колючей проволокой. В одной – политические заключённые, немало – священников, в других – уголовники и штрафники, отбывающие большие сроки за особо тяжкие преступления. В особой зоне помещались женщины.

Работали заключённые в известковом карьере, который был огорожен проволокой и охранялся собаками. Глубина карьера  –  38 метров.

Едкая пыль, оседавшая в лёгких, быстро превращала их в кровавые лохмотья. Тех, кто уже не мог махать кайлом, отправляли в изолятор, где их подстерегала голодная смерть: не вышедшим на работу обычный паёк не полагался.

Только в 1947-48-м в лагере перешли на так называемый хозрасчёт и стали хорошо кормить заключённых. До этого они могли питаться помоями. Существуют воспоминания о том, как доходяги, ещё способные двигаться, сползались к столовой и лизали пропитанный помоями снег. Безнадёжность существования разрушала в зеках всё человеческое. Это были люди, потерявшие рассудок от голода и холода, от страданий.

Прибывших в Искитимский лагерь в одну из зим содержали в железных кузбасских вагонах из-под угля без крыши, в лютые морозы одеты они были в том, в чём арестовывали. Кормили их только солёной кетой, которую привозили с Дальнего Востока. Не давали ни хлеб, ни воду. Люди выбивали днища бочек и, как звери, накидывались на солёную рыбу, рвали её зубами и пили рассол. Вскоре у них начинались болезни живота, и они сотнями умирали. Их выкладывали на мороз, складывали штабелями, замораживали, потом пилили на части двуручной пилой и сжигали в печах Искитимского кирпичного завода.

В 1956 году лагерь был ликвидирован.

Из книги «Ложок. Из истории Искитимского каторжного лагеря», 2019 г.


 


Вернуться назад