Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Использование молодежного потенциала в просветительской деятельности на приходе

Использование молодежного потенциала в просветительской деятельности на приходе


14.01.2011.
Сильвестров Артемий, руководитель православного молодёжного миссионерского центра при соборе св. благоверного князя Александра Невского. Катехизическая деятельность Новосибирской епархии Русской Православной Церкви - современный опыт. Доклад на семинаре «Катехизация в приходе» проходившему в рамках XIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений 13 января 2011 года..

Свое сообщение о миссионерском опыте Новосибирской епархии мне бы хотелось открыть словами блаженной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Еще в 2004 г. на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Алексий отметил, что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов: В частности Святейший Патриарх сказал: «Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных – как москвичей, так и приезжих. Большинство из них представители молодого поколения. Они приходят из любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не заинтересовавшись всерьез. Но если бы мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то сколько людей обрели бы веру и приобщились ко Христу?!». Слова Святейшего Патриарха, конечно же, относятся не только к храмам города Москвы, но и к приходам других городов.

          Так следуя словам Святейшего Патриарха Алексия, с сентября 2010 года в Новосибирском Соборе во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского ведется новая форма миссионерской деятельности. По большим праздникам и в воскресные дни с 12:00 до 17:00 в храме работает консультационная группа молодых миссионеров. Цели этой группы:

 1) помочь людям, зашедшим в храм возможно даже с целью любопытства, узнать о Православии;

 2) помочь нашим согражданам преодолеть неловкость перед священником (вследствие десятилетий безбожия многие люди не имеют смелости обратиться напрямую к священнику);

 3) самим молодым людям получить опыт миссионерской работы не только в церковной ограде, но и за ее пределами (дома, в институте, на работе). 

         В настоящее время дежурства проходят в две смены по 2,5 часа. В каждой смене дежурит по возможности 4 человека с именными беджиками (двое на входе в храм и двое рассредоточены по храму). Каждый консультант составляет подробный отчет о своей работе, в котором указывает те затруднения и сложные вопросы, с которыми он столкнулся в процессе дежурства. Один раз в неделю под руководством настоятеля Собора протоиерея Александра Новопашина проводится собрание консультационной группы, на котором обсуждаются вопросы, возникшие во время дежурства. Обычно задаются такие вопросы как:

1) где поставить свечу о здравии, об упокоении; как помянуть усопшего;

2) о расположении той или иной иконы и какому святому помолиться в определенных случаях;

3) об истории Собора; некоторые даже просят провести небольшую экскурсию по храму;

4) как нужно одеваться в храм;

5) о суевериях, в том числе «околоцерковных»;

6) как можно принять крещение, кто может быть крестным, какие его обязанности; как повенчаться, как правильно подготовится к исповеди и причастию.
         Были беседы с сомневающимися, с людьми, попавшими под влияние сект, с теми, кто хотел просто выговориться (поделиться радостью или горем). Бывали беседы, в ходе которых выяснялось, что пришедшие в Собор люди были посланы в Церковь оккультистами, экстрасенсами или т. н. «бабушками». Некоторые беседы затягивались до нескольких часов. Большинство людей были благодарны и некоторые даже говорили, что будут теперь ходить в наш Собор. При этом главным условием для консультантов является миссионерская приветливость и ненавязчивость. 

         Как пример начала разговора: по большим праздникам консультанты обычно приветствуют зашедших в храм людей и поздравляют их с праздником. При этом реакция у собеседников разная, но многие из них спрашивают о празднике и получают квалифицированный ответ миссионеров, при необходимости беседа может продолжаться долгое время. Люди нередко радуются, что попали в храм на такое событие и не остались без внимания. 

         Актуальность подобного рода консультационной деятельности на приходе более чем очевидна. Я бы назвал как минимум два аргумента в пользу приходского консультирования: 

1. Первый аспект я бы назвал социальным. Согласно статистическим данным к православным причисляют себя примерно 70% население Российской Федерации, причем только половина из них (т. е. около 30% от всех опрошенных) называют себя «условно воцерковленными», другими словами, заходящими в храм два-три раза в год поставить свечку. И только 4% от всех респондентов назвали себя в воцерковленными людьми, регулярно участвующими в таинствах Церкви, т. е. исповедующимися и причащающимися. Но и это еще не все… Только половина из назвавших себя воцерковленными (т. е. 2% от всех опрошенных) смогли без проблем вспомнить начальные слова «Символа веры». Из вышеприведенной статистики становится ясно, что большинство людей заходящих в храм, как правило, ничего не знает о Православии. Но в храм они все-таки заходят, что свидетельствует об их благорасположении по отношению к Православию. Однако сколько примеров, когда такое благорасположение ломалось об нахмуренность и ворчание церковных бабушек-свещниц, безучастность и грубость сторожей. Поэтому, одной из задач миссионерской деятельности сегодня заключается в том, чтобы достойно встретить эту категорию номинальных верующих, в период их душевного расположения, когда они сами идут навстречу. И, ответив на банальный вопрос пришедшего, акцентировать его внимание на необходимости знать хотя бы основы православного вероучения, и указать несложные пути к достижению этой цели. Конечно, миссионер-консультант не может заменить священника, и в случаях, когда вопрошающие задают вопросы, касающиеся духовных аспектов их личной жизни, консультанты рекомендуют непосредственно обратиться к дежурному священнику. В данной системе церковной иерархии консультанту отводится незаменимая роль перераспределителя, что, несомненно, облегчает служение священников. 

         2. Второй аспект я бы обозначил как молодежно-церковный. Выше было сказано, что служение миссионеров-консультантов необходимо, прежде всего, самой верующей молодежи. Молодой человек в храме очень часто испытывает определенный диссонанс. Ему весьма сложно быть безучастным к тем явлениям, которые напрямую затрагивают его жизнь, и в этом смысле ему необходимо найти себя в нашей церковной дисциплине. Приняв веру, войдя в храм, став православным, ему тем ни менее сложно ограничить свою веру исключительно присутствием за богослужением, участием в таинствах и т. д. Он молод, в нем много сил и он готов послужить. Стремление послужить – естественное стремление молодости, а таковое стремление подразумевает цель, причем цель серьезную, ради достижения которой требуется с лихвой вложить душевные и интеллектуальные силы. Не на всех молодых прихожан того или иного прихода найдется место алтарника. Не у каждой молодой девушки найдутся достойные вокальные данные, чтобы стать певчей на клиросе. И такие, походя в Церковь годик-два, постепенно и как бы незаметно растворяются в водовороте светской жизни. При этом они не отрекаются от Православной веры, не становятся сектантами, но их горячий энтузиазм еженедельного (а подчас даже и ежедневного) посещения Церкви постепенно угасает. И как важно в данной ситуации предоставить молодому человеку определенную инициативную область для его деятельности и посильную ответственность за таковую. Служение миссионеров-консультантов в этом плане видится мне наиболее успешным и результативным использованием молодежного потенциала в просветительской деятельности на приходе. Здесь же для молодого человека открывается и перспектива будущего церковного служения, а для Церкви намечаются кандидаты в будущие миссионеры, катехизаторы и священники. Уже на этом этапе молодые люди осваивают первые ступени богословской науки. Ведь для того чтобы быть достойными собеседниками и компетентными консультантами им необходимо знать историю Собора, историю, сюжет и символику каждой иконки, которая есть в Соборе, историю богослужения (историю и символику каждого песнопения). Они должны учиться отвечать на основные недоумения, какие есть у людей по поводу нашей жизни и веры. Сама практика приходского консультирования помогает сплотиться и самой церковной молодежи. Ничто не сближает так, как общее дело, общее служение.

         Мой личный опыт так же свидетельствует о пользе подобного рода служения. Я в течение двух лет был непосредственным сотрудником информационно-консультационного центра по вопросам сектантства. За этот период времени я был свидетелем судеб многих наших сограждан пострадавших от деструктивных культов. Почти всех этих людей (со временем ставших жертвами той или иной секты), изначально объединяло одно: поиск истины, и, странно предположить, что в нашей стране, люди искавшие веру истинную, каким-то странным образом не заметили Православную Церковь. В том то и дело – заметили, и пришли, но не были встречены должным образом, не увидели никакой заинтересованности, не почувствовали любви и тепла, не были выслушаны, не получили ответа на волнующие их вопросы. Печальнее всего то, что как раз те, искомые понимание, участливость и заинтересованность эти люди, как им казалось, увидели в различных деструктивных организациях. И теперь понимая всю ошибочность своего выбора, понимая, что Православие есть истина, они говорят: «Если бы тогда, когда мы пришли в Православную церковь с нами бы поговорили так, как вы сейчас говорите, ответили бы на все вопросы, все объяснили, успокоили, то мы никогда бы ни в какую секту не пошли бы». В этом плане миссионерская пассивность некоторых наших приходов является косвенной виновницей в страданиях этих людей, и наши предубеждения касательно того, что «на все вопросы должен отвечать только батюшка» работают на врага! И мне кажется, приведенное выше свидетельство бывших сектантов является самым весомым аргументом в пользу необходимости служения приходских миссионеров-консультантов. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях и Святейший Патриарх Кирилл. В частности о необходимости привлечения подготовленных мирян к приходскому консультированию Святейший Патриарх сказал: «90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания и смысла. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления. Следует стремиться к такому устроению приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы на мгновение приобщиться к той радости о Христе Воскресшем, которой исполнено Христианство».

         Протоиерей Георгий Флоровский в свое время сказал: «Русь вновь крещена, но не просвещена и совсем (в масштабах страны) невоцерковлена». И в данной ситуации ревностное служение приходских консультантов-миссионеров есть один из способов просвещения светом Христовой Истины многих наших лишь только номинально крещеных сограждан.       


 


Вернуться назад