Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ > Протоиерей Борис Пивоваров: Зачем школьнику духовность и нравственность?

Протоиерей Борис Пивоваров: Зачем школьнику духовность и нравственность?


25.09.2009.
В конце августа в нашем городе прошел съезд работников образования Новосибирской области, посвященный обсуждению основных направлений реализации национальной инициативы «Наша новая школа». По благословению архиепископа Тихона на пленарном заседании съезда с докладом «Актуальность духовно-нравственного воспитания в школе» выступил руководитель епархиального Отдела религиозного образования протоиерей Борис Пивоваров.

В своем выступлении он, в частности, сказал:

«Позвольте кратко осветить три вопроса. Первое: почему в школу вводится какое-то новое, незнакомое u непонятное духовно-нравственное воспитание; второе: кто будет учить школьников духовно-нравственной культуре; третье: как, то есть каким путем, каким методом следует преподавать духовно-нравственную культуру в школе?

Всем вам известно, что 21 июля на совещании у Президента Российской Федерации было принято решение о начале эксперимента в российской школе по преподаванию основ религиозной культуры, истории мировых религий и основ светской этики. Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом - образовательным стандартом нового поколения - в последней четверти наступающего учебного года начнется апробация новой школьной дисциплины - «Духовно-нравственное воспитание».

О цели и задачах этого нового учебного предмета в некоторой степени можно судить по проекту «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», в начале лета опубликованному на сайте Министерства образования и науки и напечатанному в №23 «Учительской газеты» от 9 июня сего года.

Концепция призвана стать частью Федерального образовательного стандарта общего образования: разработана она в соответствии с Законом «Об образовании», подготовлена светскими специалистами.
Это принципиально новый для российской школы документ, в котором прописаны духовно-нравственные принципы, духовно-нравственные ориентиры, общие представления о которых и делают нас единым народом России.

Итак, первый вопрос: «Зачем нужен какой-то новый предмет, когда учебная программа так перенасыщена?»
И не навязывают ли или, как иногда говорят, «не спускают ли» высшие власти, министерство образования российской школе какой-то совершенно новый, непонятный и чуждый ей учебный предмет?

Нет, не навязывают! И учебный предмет этот - не новый для российской школы.

Внутри новой образовательной области «Духовно-нравственное воспитание», по словам министра образования, предполагается три модуля:

l-й модуль - это история и основы Православия, или мусульманства, или иудаизма, или буддизма, - по выбору учащихся и (или) их родителей, если речь идет о детях до 14 лет.
2-й модуль - история мировых религий.
3-й модуль - основы светской этики.

Причем, добровольности никто не отменяет и принуждения никто не предписывает. Оба принципа - свобода и альтернативность - сохраняются.

Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается «особая роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Этим же законом признается культурная самобытность и историческая значимость таких традиционных для части граждан России религиозных верований как магометанство, иудаизм и буддизм.
Почему последовало согласие в этом вопросе государства и лидеров наиболее многочисленных религиозных общин России? На этот вопрос дал исчерпывающий ответ на Поместном Соборе Русской Православной Церкви нынешнего года Святейший Патриарх Кирилл. Он сказал:

«Да, у нас и у представителей нехристианских религий - разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды. Не случайно участники межрелигиозного диалога совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возврат нравственности в экономику, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью».

Чтобы понять, для чего так необходимо изучение духовно-нравственной культуры в школе, хорошо бы уяснить само понятие «культура».

«Культура, - по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

Культура великой России - это не только и не столько многочисленные удивительные памятники архитектуры, изобразительного, музыкального искусства и народного творчества. Духовно-нравственная культура России – это, прежде всего, наши просветители, герои, подвижники, святые земли Русской, а также их твердые нравственные устои, патриотические заветы, жертвенное служение своему Отечеству и людям.

Поэтому на вопрос «Как воспитать нравственного школьника?», академик Лихачев, которого еще при жизни наименовали «совестью нации», отвечал:

«Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую - религия, а более сложным путем - музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)».

Второй вопрос: «Кто же будет учить школьников духовно-нравственной культуре?»

Совсем недавно, 18 августа, в №33 «Учительской газеты» под заголовком «Каждому по его вере» напечатаны материалы круглого стола, на котором обсуждался проект «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Одна из участниц этой дискуссии - Алла Курбатова, директор муниципальной гимназии «Дмитров» города Дмитрова Московской области, директор «Школы школ России 2005 года», признанный на всероссийском уровне лидер образования - сказала следующее:

«Об учителях. Был задан вопрос: готовы ли они к воспитанию духовно-нравственной культуры? Хотя большинство учителей воспитывалось в советское время, но, если взять Центральную Россию, они как были, так и остались русскими православными учителями. Поэтому не надо спрашивать, готов или не готов учитель. Он кровью своей готов, тем уже, что он в школе. Мне кажется, что Владимир Путин был прав, когда сказал года два назад: «У нас единственный путь развития - русский. Мы живем не в Китае, не в Иране, не в Израиле, не в Египте, а в России» (конец цитаты из «Учительской газеты»).

А насколько правомерно преподавание в школе духовно-нравственной культуры?

Здесь уместно напомнить важнейший демократический принцип, согласно которому свободное волеизъявление пользующихся своими правами граждан предопределяет обязанности государства. Если в России большинство людей - люди верующие, если многие родители желают, чтобы их дети в рамках общего образования получали и духовно-нравственное воспитание, соответствующее их собственным религиозным и нравственным убеждениями, то государство должно предоставить им такую возможность.

Так гласит принятая еще в 1960 году «Международная конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования». Наша страна подписала эту Конвенцию еще в начале 1960-х годов прошлого века. Пора уже ее выполнять!
И вся суперсветская Европа в общеобразовательных и муниципальных школах имеет обязательный учебный предмет на выбор: религия и этика.
Знание основ веры своих предков способствует гражданской консолидации. А незнание истоков своей культуры ведет к ксенофобии и другим страшным делам.

Изучение в общеобразовательной школе духовно-нравственной культуры России - это веление времени. Если мы этого не услышим, то разговоры о необходимости нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи останутся разговорами, а кризис воспитания будет только усиливаться.

Третий, последний, вопрос: «Какова должна быть методика преподавания духовно-нравственной культуры в общеобразовательной школе?»

Формированию высокой духовности и крепкой нравственности российского школьника веками способствовали летописи, сказания, предания, произведения литературы, изобразительного и певческого искусства, в которых любовь к Родине, родителям,. согражданам, а также подвиги самопожертвования во имя любви к Родине и народу своему отождествлялись с верностью добродетелям Православия - вере, надежде и любви. Защита Родины, родных, соотечественников воспринималась не иначе как величайший религиозный долг. А милосердие к ближнему - как норма жизни.

Через преклонение перед такими качествами героев, подвижников, просветителей как верность Родине, верность долгу, верность семье, мужество, доброта, бескорыстие и любовь осуществлялось нравственное воспитание детей и молодежи, а следовательно, и всех граждан России.
Теперь для школьников как-то померкло величие подвигов великого князя Александра Невского, Ивана Сусанина, патриарха Ермогена и многих других героев нашей славной российской истории. На смену им пришли терминатор, Гарри Поттер, «бибигоша». Но «бибигоша» - это, скорее, для развлечения. А ученье и развлеченье - не одно и то же, как считал К.Д. Ушинский.

Вот почему необходимо освоение духовно-нравственной культуры России в школе. Вот почему так важно не откладывать начало тщательному и систематическому освоению школьниками духовно-нравственной культуры России.

В заключение позвольте привести мнение известного русского поэта Василия Андреевича Жуковского о том, что такое образование.

Как-то однажды, начав писать свой дневник как учитель, он первыми словами начертал:

«Образование - это воспитание для добродетели». Дай Бог, чтобы все наши школьники получили добротное духовно-нравственное воспитание и воспитывались нашей родной российской школой для добрых дел.

НЕВ №5 (85) 2009 - www.orthedu.ru

 


Вернуться назад