Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, XV Новосибирские Рождественские Чтения > Опыт проведения собраний в образовательных учреждениях для презентации курса ОПК, взаимодействие в просветительской деятельности в образовательных учреждениях города Искитима

Опыт проведения собраний в образовательных учреждениях для презентации курса ОПК, взаимодействие в просветительской деятельности в образовательных учреждениях города Искитима


16.01.2012.
Доклад прочитанный настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы Владимирская Г. Искитима иереем Кириллом Портнягиным 12 января 2012 на Первых Искитимских Рождественских Образовательных чтениях "Современное позиционирование педагога в реализации программ духовно-нравственного воспитания".

Дорогие участники высокого собрания, рад приветствовать вас в эти праздничные и Святые дни.

С апреля по май прошедшего года во всех школах города Искитима прошли родительские собрания на которых родители знакомились с курсом ОРКСЭ. Мне довелось поучаствовать во всех собраниях и презентовать модуль –основы Прав.Культ.

Многие родители насторожено отнеслись к новому курсу впервые столкнувшись с возможностью сделать выбор в пользу того или иного модуля. Большинство слышали о нем впервые и не могли понять какая в нем необходимость.

Беседуя с родителями я делал акцент на воспитательной силе курса, стараясь показать богатство и красоту Православной культуры.

Итогом такого сотрудничества школы и Церкви стали следующие результаты: из 600 семей , 200 выбрали-ОПК.

Анализируя прошедшие собрания, я осознал особую важность ВЗАИМОПОНИМАНИЯ и единомыслия между семьей, школой и Церковью.

И сеогодня я бы хотел поговорить о обретения взаимоединства семьи, школы и Церкви в воспитании подрастающего поколения
На данный момент проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особо остро. Сейчас всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно возродиться и достойно воспитать новое поколение.

Без обращения к вопросам истории, духовного наследия, православной традиции невозможно понять кризисное состояние современной школы. Всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу православной Церкви и ее учению. В попечении о «малых сих…» объединялись семья, школа и Церковь.

Важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.

Воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он запечатлевал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.

Еще более важную — освящающую — роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности.

Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей и юношества.

Настоящая ситуация иная. Современная семья, как правило, безукладна и живет вне церковной традиции, все более становясь неспособной к духовно-нравственному и трудовому становлению своих чад. Подобная безучастность также растет, и все более наблюдается во взаимодействии семьи и школы.

Современная светская школа — секулярна. Чаще всего Она стоит и хочет стоять вне религиозной жизни, в отрыве от Церкви, православной традиции, вновь выдвигая идеал всестороннего развития личности, стремясь к формированию научного мировоззрения, сохраняя свой гуманистический курс.

Церковь и ее пастыри в годы советской власти были лишены возможности прямого влияния на семью, и особенно на государственную школу. Наследие этого прошлого заметно ощущается до сих пор. Анализ современной ситуации по духовному просвещению и нравственному воспитанию в государственных школах показывает незначительное участие в педагогическом процессе духовенства и церковных педагогов.

Одним из важных принципов педагогики является принцип единства педагогических влияний на подрастающую личность, а значит, и на подрастающее поколение. Это некий педагогический канон, который все участники педагогического процесса должны исполнять, несмотря на меняющиеся условия жизни, ибо канон, в церковном понимании, есть норма того, как воплощать неизменные истины педагогического искусства в изменяющихся условиях истории.

Ярким отрицательным примером в этом для нас может служить семья, где нет взаимопонимания и единства взрослых в воспитании собственных детей. А разве есть единство взглядов и подходов в воспитании в педагогических коллективах светских, и даже православных школ?

Исторический опыт показывает, что единство достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, принадлежат единой Церкви, имеют единый дух и единый взгляд на воспитание детей.

Как мы знаем, педагогический процесс, начинаясь педагогическим воздействием воспитателей на воспитуемых, органически переходит в их взаимодействие, высшим результатом которого должно стать их взаимоединства в духе христианской любви и согласия при содействии Божественной благодати. Педагогическое воздействие должно быть движимо чувством любви и помощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к «духовно-эмоциональному созвучию», единодушию, единомыслию — к нравственно-педагогическому взаимоединству. Это взаимоединство будет все более и более возможным при условии взаимного воцерковления как процесса вхождения в пространство единых духовно-нравственных, культурных, семейных и личностных ценностей.

В воспитании мы ведем дитя, помогаем ему достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе. Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни. Смысл воспитания в том, чтобы уяснить и освоить путь любви к добру и правде.
Главное триединство всех участников педагогического процесса —соединение по благодати с Богом и между собою всех участников педагогического процесса. Обретение этого благодатного взаимоединства должно стать главным результатом усилий всех участников педагогического процесса. Сила — в единстве, единство — в духе. Именно в этом и заключается вся соль и главная суть православной педагогики.
Итак, учитывая условия обретения взаимоединства участников педагогического процесса, рассмотрим, по каким направлениям важно вести работу по объединению усилий семьи, школы и Церкви в деле воспитания.

1. Работа с пастырями (в том числе — будущими, т. е. студентами семинарии и академии) по освоению ими:
– православной антропологии в педагогическом преломлении;
– психологии, особенно возрастной и школьной;
– православной педагогики, ее концепции и принципов;
– методики преподавания Закона Божьего для православных школ;
– методики преподавания основ христианской нравственности и православной культуры для светских школ;
– правовых основ и особенностей организации православных образовательных учреждений и педагогического процесса в них (начиная с детского сада до высшей школы), а также проведение пастырско-педагогических семинаров (обсуждения проблем) и миссионерское и катехизаторское служение.
Возникает проблема выявления педагогов-специалистов, которые могли бы вести такую работу со студентами духовных школ и пастырями.

1.1. Педагогическая деятельность пастырей по взаимодействию:
– с администрацией школ,
– с педагогами,
– с родителями и
– с детьми.

2. Работа пастырей и церковных педагогов с педагогами светских школ, которая своей целью имеет духовное просвещение, научение основам православной культуры, а посредством их — школы, семьи и общества.
Направления работы следующие:

– создание православного педагогического общества;
– создание православной педагогической среды общения для становления личности педагога;
– обучение педагогов богословскому знанию и православному взгляду на педагогику.

2.1. Работа самих педагогов по следующим направлениям:
– воссоздание здравых основ православной педагогики с учетом современного состояния семьи, школы и общества;
– подготовка и переподготовка педагогических кадров с православным мировоззрением и отношением к педагогическому делу;
– отработка концепции гуманитарного образования, межпредметных связей и конкретных методик, создание программ и учебных пособий;
– помощь в организации и деятельности православных детских садов, лекториев, семинаров, воскресных, церковно-приходских и общеобразовательных школ православного типа;
– помощь общеобразовательным школам и другим учебным учреждениям в создании библиотек духовно-культурного содержания, в преподавании основ православной культуры, нравственности, краеведения, отечество ведения;
– помощь в организации лекционных циклов исторического и духовно-нравственного содержания;
– помощь в организации экскурсионных и паломнических поездок по святым местам;
– помощь в организации церковных праздников и концертов духовной поэзии.

3. Работа с родителями по направлениям:
– воспитания и нравственного становления детей;
– изучения возрастной психологии;
– изучения вопросов внутрисемейных отношений;
– изучения особенностей воспитания в неполной семье;
– изучения особенностей воспитания мальчиков и девочек;
– освоения принципов христианского воспитания;

3.1. Работа родителей по направлениям:
– создания семейных клубов-лекториев с целью возрождения здравых основ православной семьи;
– проведения совместных праздников, паломнических поездок, семейных помочей и выездных лагерей.

4. Работа с органами управления образованием и школьной администрацией:
– организация встреч и семинаров с миссионерско-просветительской целью;
– разъяснение необходимости проведения занятий духовно-просветительского и нравоучительного характера, формирования факультативов по азам и основам православия в образовательных учреждениях;
– подписание совместных соглашений и договоров о сотрудничестве по различным направлениям в педагогической сфере. (Например, совместное празднование знаменательных дат, проведение педагогических конференций, круглых столов, паломнических поездок и т. д.).

5. Работа с детьми должна осуществляться совместными усилиями пастырей, педагогов и родителей по следующим направлениям:
– создание православных детских садов и групп дошкольной подготовки;
– обучение детей в церковно-приходской воскресной школе;
– паломнические поездки по святым местам;
– организация детских церковных творческих кружков, хоров и праздников;
– изучение традиционных детских подвижных игр;
– создание православных школ (лицеи, гимназии, пансионат);
– устроение пастырских и нравственно-педагогических бесед;
– устроение православной библиотеки и видеозала;
– создание детских летних лагерей.


Может быть, кто-то скажет, что мы слишком часто обращаем взгляд в прошлое и придаем чрезмерное значение сохранению традиций. Но наш взгляд в прошлое помогает ясно увидеть контуры будущего. Оценивая настоящее через опыт прошлого, мы устремляемся в будущее при ясном понимании того, что будущее каждого человека — это не только его земное бытие, но и жизнь вечная. Если же говорить о земном будущем Церкви и Отечества, то оно зависит от тех, кто придет на смену нынешнему поколению. Дай Бог, чтобы трудности, переживаемые сегодня и во многом порожденные человеческим грехом, могли стать, как это не раз бывало, поводом для покаяния и началом подлинного духовного, культурного и экономического возрождения.
В этом направлении с терпением и любовью должны совместно трудиться представители и государственного образования, и Церкви. Мы призваны рука об руку идти вперед, полагая в основу взаимодействия и сотрудничества то, что нас объединяет: заботу о подрастающем поколении, заботу о нашем будущем.

Призывая к соработничеству государственные, муниципальные, общественные структуры, другие религиозные объединения, полагаю необходимым указать, что ключевым пунктом для выстраивания концепции преподавания основ любой религиозной традиции либо светской этики должно служить наше общее представление о нравственном начале, присущем человеческой личности и формирующем ее духовный облик. Такой подход необходим для того, чтобы исключить всякую возможность ложных антитез, неверных противопоставлений и беспочвенных конфронтаций.

Благодарю за внимание. Милость и благословение Божие да сопутствуют труженикам на ниве просвещения и духовно-нравственного воспитания.


 


Вернуться назад