Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию (Чащину), епископу Каинскому и Барабинскому

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию (Чащину), епископу Каинскому и Барабинскому


17.03.2012.
17 марта 2012 года, в субботу третьей седмицы Великого поста, день памяти благоверного князя Даниила Московского, за Литургией в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского.

По окончании Литургии, вручая епископу Феодосию архипастырский жезл, Предстоятель Русской Церкви обратился к нему с напутственным словом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию (Чащину), епископу Каинскому и БарабинскомуПреосвященный епископ Феодосий!

Ныне, в день памяти благоверного князя Даниила Московского, свершилось чудо твоей личной Пятидесятницы: наитием Всесвятого и Животворящего Духа, через возложение на твою главу рук архиерейских ты получил сокровище, которое «мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).

Пастыреначальник наш Иисус Христос Своим премудрым промыслом приуготовлял тебя к этому событию на протяжении многих лет, ниспосылая разнообразные послушания и тем усовершая во всяком добром деле, к исполнению воли Его (см. Евр. 13:21). Ты подвизался на ниве благоустроения Михаило-Архангельской обители, участвовал в работе епархиального совета и епархиального суда. Днесь же ты поставляешься на высшую ступень служения Господу, Его Церкви и людям. Вступая на сию тернистую стезю, потщись внять слову напутствия, которое я по древней традиции обращаю к тебе.

Доверие, оказанное тебе Священноначалием, весьма велико, однако помни о том, что дар епископства, как и всякое даяние доброе, нисходит от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (см. Иак. 1:17). Посему не надмевайся своим положением, не ищи земных благ и людских похвал, но подчиняй свою волю воле Небесного Владыки и со всяким долготерпением, кротостью и смирением взращивай Виноградник Христов, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:3). Ревнуй о том, чтобы исполнившиеся на тебе милость и благодать Господня не были тщетны (см. 1 Кор. 15:10), стремись неуклонно восходить по лествице духовной жизни, черпая силы и вдохновение в горячей молитве и совершении святых Таинств, наипаче же спасительного Таинства Евхаристии.

Пусть похвала никогда не будет для тебя критерием, по которому ты определял бы пользу, приносимую делу Божию, ибо похвала нередко исходит от людей льстивых и лицемерных. Так же пусть и клевета никогда не будет пугать тебя в исполнении твоего послушания, потому что клевета по большей части проистекает от людей недобрых, не ищущих Божией славы.

Ты отправляешься созидать Церковь Христову в новообразованную Каинскую епархию, и перед тобой как перед домостроителем таин Божиих (см. 1 Кор. 4:1) открывается широкое поле архипастырской, административной, миссионерской, благотворительной деятельности, которую тебе предстоит осуществлять во взаимодействии с главой митрополии — Преосвященным Тихоном, участвовавшим ныне в твоей епископской хиротонии.

На предлежащем поприще тебе понадобятся надежные соработники, способные разделить с тобой всю тяжесть трудов, поэтому имей особое попечение о подготовке достойных кандидатов в священство, а также о духовном состоянии клира епархии. Развивая епархиальную систему религиозного образования и катехизации, заботься об устроении воскресных школ и приходских просветительских центров, дабы люди, ищущие Бога, смогли приобщиться к многовековому наследию святого Православия.

Увеличивай количество приходов, возводи новые храмы, чтобы «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24), доносилось до сознания каждого человека. Однако помни о том, что строительство храмов, налаживание приходской жизни, открытие воскресных школ служит лишь внешнему устроению земного бытия Церкви. Подлинным же содержанием, глубинным смыслом твоего служения да будет возвещение Царствия Небесного, просвещение пасомых светом истинной веры, возвращение в жизнь людей богозаповеданных идеалов добра, справедливости, любви к Господу и ближнему. Особо важна эта миссия в современных условиях, когда главными целеполаганиями человека становятся комфорт и личная выгода, а основными жизненными принципами — вседозволенность, моральный релятивизм, укореняемые в общественном сознании посредством массовой культуры и средств массовой информации.

Предметом твоей сугубой архипастырской заботы должно стать подрастающее поколение, которое, не имея четких нравственных критериев различения добра и зла, не всегда способно разобраться в обрушивающемся на него информационном потоке. Памятуя об этом, с усердием и ревностью обращай к молодым людям проповедь о Христе Распятом и Воскресшем, направляя их внутренний взор горé и помогая отделять зерна вечных евангельских ценностей от плевел тлетворных веяний времени. И чтобы твои слова не были медью звенящей или кимвалом звучащим (см. 1 Кор. 13:1), наставляй юношество личным примером добрых дел, искренней веры, праведной жизни; ищи общения с родителями, потому что печальные явления в жизни молодого поколения нередко являются следствием неустройства семейной жизни, забвения родителями заповедей Божиих, безразличия к исполнению родительского долга.

Следуя завету апостола Иакова, будь скорым на слышание (см. Иак. 1:19), наипаче же «на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу», как говорит святитель Феофилакт Болгарский в своем толковании на послание апостола Иакова. Не воздвигай преграды между собой и своей паствой, но старайся улавливать умонастроения и душевные движения окормляемых тобой словесных овец стада Христова, вмещать в своем сердце человеческие горести и откликаться на все обращенные к тебе вопрошания. Но также всегда сохраняй способность различать духов, потому что в этих обращениях к тебе может быть много лукавства, коварства, провокаций, направленных на то, чтобы нарушить твой внутренний мир, подтолкнуть тебя к опасным для Церкви деяниям. Всегда держи сие назидание в памяти, особенно же при совершении социального служения, важнейшими аспектами которого являются помощь нуждающимся и обездоленным, утешение плачущих и скорбящих, опека над немощными и сиротами. Только так — живя нуждами и чаяниями народа Божия, совершая «дело веры и труд любви» (1 Фес. 1:3), — ты сможешь создать крепкие в вере, сплоченные узами взаимной заботы христианские общины, реальные, подлинные школы благочестия, школы веры, школы христианской жизни. Именно такими школами и должны стать наши приходы, где молитва, слушание слова Божия, назидание, обучение, забота о страждущих, внимание к молодежи станут потребностью каждого, кто объединяется вместе со своим епископом вокруг Чаши Христовой.

Вручая сей жезл как видимый символ данной тебе Господом власти, призываю тебя всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его, как о том говорит святитель Феофан Затворник (Собрание писем святителя Феофана Затворника. Письмо № 552). А теперь преподай свое архипастырское благословение людям, усердно возносившим молитвы Владыке Неба и земли о ниспослании тебе беспорочного архиерейства. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
 


Вернуться назад