Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Пост – будильник для души

Пост – будильник для души


04.04.2012.
Идет Великий пост... А вопросов про пост не убавляется. Обычно недоумевают: зачем вы православные так себя мучаете? Чем провинилось в пост молоко?

Пост – будильник для души Идет Великий пост... А вопросов про пост не убавляется. Обычно недоумевают: зачем вы православные так себя мучаете? Чем провинилось в пост молоко? А творог, если его съесть в пост, тоже грехов прибавит? Или, например, рыба, она всегда входит в любой хороший справочник по диетологии… Неужели пост – это когда все хорошее и приятное запрещено? Нельзя сходить в гости, нельзя сидеть в интернете, нельзя лежать перед телевизором на диване, и главное в посте слово «нельзя». Попробуем разобраться.

Так мы подменяем смыслы

Сколько раз наблюдала примерно такую картину: предлагают постящемуся скоромное. Несет на работе (или в больничной палате) какая-нибудь добрая душа кусочек торта на тарелочке и тут же раздается: «Вы что? Я это не ем! У меня пост! Можете мне это даже не предлагать! Унесите обратно!» А добрый человек с извинениями уносит еду, недоумевая или восхищаясь: «Вот это да! Какая сила воли! Настоящий постник!»

А то что «настоящий постник» считает нормой обижаться и осуждать, то что тут такого… «Я про близких людей только факты рассказываю. Какое тут осуждение?!» Так мы подменяем смыслы.

Так мы суетимся

Человеку, занятому после работы телевизором и интернетом, трудно вспомнить о Боге. Некогда! Ум срочно нужно заполнить новостями, политикой, подробностями жизни звезд, фильмами, сериалами, скандалами и развлекательными шоу. Вечером и в выходные дни ждут внимания и общения друзья... Попав в полный круг хозяйственных забот, человек пребывает в иллюзии, что настоящая жизнь в этой суете.

Так вот пост нужен, чтобы «привести человека в сознание и чувство своих грехов, что он удален от Бога и находится в опасности погибнуть», говорит святой праведный Иоанн Кронштадский. Церковь с помощью поста напоминает о времени пробуждения для общения с Богом. Разве не странно, что мы живем в мире, созданном Богом, но при этом не воздаем ему не только почтения, но и благодарности?

Так мы болеем

«Ты что, душевнобольной?» Слова звучат оскорбительно. Мы здоровы! Действительно, если при болезни тела мы сразу бежим к врачу и в аптеку, то на страдания души можем не обращать внимания годами. Проверить, в каком состоянии душа очень легко. Откроем Евангельские заповеди и попробуем прожить по ним хотя бы один день. И тут будет потрясающее открытие: ближнего на словах любить легко, а делами доказать свою любовь трудно, почти невозможно. Поэтому пост – это предлагаемое нам лекарство для больной души.

Так мы идем

Когда человек отправляется в путь, он знает конечный пункт своего путешествия. Великий пост – это тоже длинная семинедельная дорога, ведущая нас к цели. Ведь пост нужен человеку не сам по себе. А, собственно, куда ведет нас пост? Чем он закончится для нас: только лишь обрядовым приготовлением куличей и окрашиванием яиц? Или нас ожидает нечто большее – Праздник праздников и Торжество из торжеств. Пост – это средство подготовиться к встрече с Христом в светлый день Пасхи. Это паломничество, проходя которое человек возвращается в отчий дом как блудный сын.

По дороге мы идем не одни. Когда проявляем усердие, Бог присутствует с нами. Пост, по словам прот. Александра Шмемана, – это «рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь».

Конечно, легко на этой дороге сразу дать себе послабления. Можно сказать, что пост предназначен для монахов, и куда нам грешным. Но согласно 69 Апостольскому правилу: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Так в чем суть поста?

Триодь постная говорит, что время поста – время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы и добродетели. Пост - не диета. Пост – это сугубое воздержание, которое помогает человеку справиться со страстями, восстановить равновесие между духом и телом. Если человек не может воздержаться от еды, как он сможет бороться с ленью, гордостью, осуждением и другими грехами.

Подвиг поста должен сопровождаться покаянием, которое есть перемена жизни. Если я по-настоящему пощусь и каюсь, то я должен оставить ту вредную привычку, с которой борюсь и не повторять ее. Например, если я решил не осуждать, то я не буду в очередной раз рассказывать, какой у меня вредный начальник и какая зловредная свекровь.

Пост - это порыв души. От земли на небо. Всем существом к Богу. Пост – воздержание ради свободы. Восстание против рабства греху. Это полет радости.

И в напутствие

«Примите пост, бедные, - он разделит с вами и обитель, и трапезу. Примите его богатые, - он уврачует вас от вреда, причиняемого пресыщением. Примите его, больные, - это мать здоровья. Примите его, здоровые, - это хранитель вашей телесной крепости. Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела. Радостно примем пост!»

Свт. Василий Великий.

Анастасия Скребнева, Школа молодых авторов.

Первая публикация, газета "Телемир"

 


Вернуться назад