Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > В Новосибирске проводят единственные за Уралом богослужения для глухих
В Новосибирске проводят единственные за Уралом богослужения для глухих28.09.2012. |
Для тех, кто живет в мире безмолвия, это зачастую единственная возможность приобщиться к духовному пути, разобраться в своих проблемах, получить поддержку. Ведь программ социальной реабилитации для слабослышащих сегодня ничтожно мало! О нюансах духовного пути людей с особыми проблемами АиФ Новосибирск рассказал руководитель духовно-просветительного центра глухих и слабослышащих храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы психолог Николай СОКОЛОВ.
Главное, чтобы они поняли! - Богослужение в храме, как правило, идет на церковнославянском языке, поэтому смысл его часто неясен даже обычным прихожанам. Как вам удается переводить его на язык жестов? - Сегодня в практике перевода богослужений на язык жестов существуют тенденции, стремящиеся обеспечить максимальный перевод всей литургии, включая тайные молитвы священника. В результате красивые внешне жесты могут приводить к искажению богослужебных текстов и догматического смысла. А это ведет к неверному восприятию и пониманию происходящего глухими. Поэтому при переводе я исхожу из того, что все, что происходит в храме, должно быть понятно глухим. Богослужебные тексты мы предварительно переводим на русский язык, а затем на язык жестов. Надо учитывать, что у таких людей есть свой собственный язык, своя система знаков, а также система невербального восприятия — например, через запах ладана, прикосновение к иконам, вид горящих свечей и плавящегося воска, кропление святой водой. Используя жесты и мимику глухие молятся, поют, исповедуются. И поэтому произнесенная в храме молитва обязательно должна быть услышана ими. - Помогаете ли вы прихожанам как психолог? - Да, с увеличением нашей общины я заметил, что все чаще глухие стали задавать вопросы, имеющие отношение к психологии. Они касаются семейных взаимоотношений, различных зависимостей, это может быть потеря близких людей или влияние деструктивных культов. В свое время я изучал вопросы сурдопедагогики и сурдопсихологии, но психологическая помощь в церкви должна оказываться с позиции христианского мировоззрения. Поэтому два года назад я окончил международную программу по православной психологии и психотерапии в Свято-Сергиевской православной богословской академии, а затем поступил в магистратуру НГПУ на единственное в стране направление по социально-психологической и педагогической виктимологии. Нужно сказать, что многие возникающие у глухих социальные и психологические проблемы успешно решаются методами духовно-ориентированного подхода, в частности с использованием образных и доступных пониманию глухого человека христианских притч. - Говорят, что центр при храме Покрова в Новосибирске — единственный за Уралом. Планируется ли открытие подобных приходов для глухих в других местах? - Когда мы только приступали к работе, это действительно было первое подобное начинание за Уралом. Кроме Новосибирска, вопросами духовного просвещения глухих тогда занимались лишь в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге. В 2005 году мы уже смогли провести в Новосибирске первую обучающую межрегиональную конференцию и ряд выездных семинаров для священнослужителей, семинаристов и сурдопереводчиков, после чего открылись православные центры глухих в Томске, Красноярске, Барнауле, Иркутской области и Улан-Уде. Но несмотря на уже почти десятилетний опыт работы по духовно-нравственному просвещению глухих, у нас, к сожалению, остается много нерешенных проблем. Во-первых, очень остро стоит вопрос с церковными сурдопереводчиками. Ведь кроме перевода церковных служб, необходимо также проводить Воскресную школу для глухих, организовывать работу среди детей с нарушениями слуха, молодежью. Есть планы открыть православный центр для глухих на левом берегу Новосибирска, а также организовать трансляцию духовно-нравственных телепередач на новосибирском ТВ с сурдопереводом или субтитрами. В настоящее время люди с нарушением слуха лишены такой возможности. ДОСЬЕ СОКОЛОВ Николай Николаевич. Православный психолог, теолог, практикует как сурдопсихолог. Магистрант факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета по программе «Психологическая и социально-педагогическая виктимология». Получил квалификацию по курсу «Православная психология и психотерапия» в Свято-Сергиевской православной богословской академии. В 2004 году окончил Свято-Макарьевский православный богословский институт (пастырский факультет). Руководитель и психолог духовно-просветительного центра глухих и слабослышащих при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска. В совершенстве знает язык жестов. Проводит консультации при храме и в региональном отделении Всероссийского общества глухих. Вероника КЛИМОВА, «Аргументы и факты»
Вернуться назад |