Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, XVI Новосибирские Рождественские Чтения > Митрополит Тихон: "Научить патриотизму можно, но его нужно долго и терпеливо взращивать и прививать"

Митрополит Тихон: "Научить патриотизму можно, но его нужно долго и терпеливо взращивать и прививать"


15.12.2012.
Слово митрополита Тихона на пленарном заседании XVI Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений.

Митрополит Тихон: "Научить патриотизму можно, но его нужно долго и терпеливо взращивать и прививать"
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить актуальную проблему - патриотическое воспитание школьников и студенческой молодежи. Как известно, 9 января, то есть в самом начале нынешнего года, президентом России был подписан Указ о проведении в стране Года Российской истории. Это сделано в целях привлечения внимания к истории Отечества. Среди великих памятных дат в этом году мы отмечаем 1150 - летие российской государственности, 400 - летие преодоления Смуты, 200 - летие великой победы России над Наполеоном. Все эти знаменательные исторические юбилеи не должны пройти бесследно для нас и, что особенно важно, для молодого поколения России. Подводя итоги Года Российской истории, зададим себе вопрос: как же нужно смотреть на отечественную историю? Замечательно точный ответ нам дает Николай Михайлович Карамзин: "История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего". Также и Александр Сергеевич Пушкин прекрасно понимал, что изучение отечественной истории должно обязательно пробуждать в человеке чувство национального самосознания: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие…». Пережив национально-патриотический подъем после Отечественной войны 1812 года, Пушкин в изучении прошлого находил ответы на духовно-нравственные запросы современной ему общественной жизни и в событиях родной истории усматривал уроки для будущего. Закончив рукописи об истории Пугачевского бунта, Пушкин писал: "Я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей".

Знает ли современная школа взгляды Карамзина и Пушкина на родную историю как на священную книгу народов России, как на скрижаль откровений и заветов предков? Есть повод задуматься, а все ли благополучно в системе образования в духовно-нравственном и патриотическом воспитании? Русская Православная Церковь традиционно является хранительницей исторического предания России. Она воспитывает чувство патриотизма на изучении священных страниц родной истории, биографиях святых людей, на изучении основ традиционной духовной культуры России. Этим традиционные ценности являются базовыми для воспитательной работы. Поэтому представителей Церкви приглашают в армию, в места заключения, к наркоманам, бездомным. И везде священники имеют большие успехи в перевоспитании подопечных. Хотелось бы такое же тесное сотрудничество наладить и с государственными, и с муниципальными системами образования. Но, к сожалению, открытые действующим законодательством возможности конструктивного сотрудничества Церкви и Государства в сфере образования и воспитания детей и молодежи очень мало используются. В качестве доказательства к вышесказанному можно привести слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, сказанные им 12 сентября нынешнего года в Краснодарском крае на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. Говоря о необходимости патриотического воспитания, он сказал: "Русская Православная Церковь занимается этим в значительной степени, но не имеет поддержки со стороны государства. И результат: никто, по сути, системно этим не занимается. И это самая главная проблема, потому что людей, настроенных патриотически, понимающих важность этой работы, много, но она у нас не структурирована. Вот в этом самая главная проблема. Мы как бы до сих пор – я хочу это подчеркнуть, – даже стесняемся говорить об этом!" Конец цитаты.

Патриотизм, как любовь к Родине, воспитывается доброкачественным изучением родной истории. А также личным участием в открытых уроках, праздничных конференциях, исторических выставках, концертах, которые проводятся в связи с празднованиями исторических праздничных дат. Научить патриотизму можно, но его нужно долго и терпеливо взращивать и прививать. Одним мероприятием, проведенным ради галочки, патриотизму не научишь. В нашем городе и области проведены несколько праздничных мероприятий, а вот есть, к сожалению, такие школы и ВУЗы, в которых за весь Год Российской истории не было ни одного мероприятия, посвященного этому юбилейному году. Сегодня хочется сказать слова благодарности властям города и области за успешную работу поезда памяти "За духовное возрождение России". Поблагодарить за поддержку работы военно-патриотических лагерей. За установку памятников императору Александру III, святым Петру и Февронии, маршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Эти памятники оживили для новосибирцев страницы родной истории.

Кроме того, для патриотического воспитания необходимо, чтобы средства массовой информации несли добро, а не освещали только скандалы. Чтобы кинематограф показывал светлые образцы жизни. Конечно, нельзя не сказать о книге, о книжных издательствах и книжных магазинах. Укажите в Новосибирске на Красном проспекте расположение книжного магазина, где продается духовно-нравственная литература? А каких только нет магазинов, не нужных новосибирцам на главной улице культурной столицы Сибири!
Очень важно, на каких принципах будут воспитываться ходящие по улицам родного города и школьники, и студенты. Им надо помочь обрести цель и смысл жизни. Они должны сделать сознательный выбор между добром и злом, правдой и ложью. Или другая острая проблема: мы строим новую жизнь, однако многие улицы нашего города носят имена, связанные с самыми мрачными и трагичными, братоубийственными страницами истории нашего Отечества. И это потому, что нет исторического осознания преступлений того тяжелого исторического периода. Отсюда в новой стране старая нравственная атмосфера. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России многим улицам были возвращены старые названия, которые были даны им отцами-основателями. Города, улицы и площади обычно называют в честь достопамятных (то есть достойных памяти) людей, событий. Честь и память необходимо воздавать создателям, созидателям и защитникам, а не разрушителям родной истории и культуры. Дать наименование улицы в честь священнослужителя, мученика, исповедника святой православной веры - это очень важно. Эти люди были носителями духовной культуры и святой православной традиции, и свой патриотизм они подтвердили своей жизнью и жертвенной смертью, пострадав от тех, кто взрывал храмы, монастыри и другие святыни России - национальное достояние, собранное и созданное за тысячу лет. И что же мы видим? Имена подлинных героев России молодежь не знает, а улицы наших городов отражают материалистическую, а не патриотическую идею. Любое государство ради своего будущего должно заботиться о патриотическом воспитании детей и молодежи. Молодой человек начинает любить свою родину тогда, когда соприкасается с памятниками родной истории и культуры, когда сам участвует в каких-то деяниях, соединяющих прошлое и настоящее.

Печальная статистика и регулярные происшествия с детьми и молодежью показывает, что без опоры на традиции, на веру, на примеры самоотверженных подвигов наших предков, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание остается предметом только планов и дискуссий. В настоящее время многие молодые люди не видят смысла учиться и трудиться на родной земле. У них нет патриотического чувства. Что же делать?

Навязать патриотизм с помощью пропаганды и принуждения, как это бывало в советское время, невозможно. Особенно когда молодые люди из средств массовой информации видят и чувствуют, что развитие современного общества идет неправильно. Они знают, что надо гордиться своей странной. Но они говорят нам, старшим людям: "А чем гордиться? Коррупцией, пьянством, жульничеством, ложью?" И так будет, пока мы не провозгласим главной ценностью святость человеческой личности. В противовес образу животного, который провозглашается общим предком человечества. И дело не в теории эволюции, а в том, какой нравственный вывод делают для себя школьники, изучая эту теорию. Славных страниц родной истории молодежь не знает, так как преподавание отечественной истории переживает глубочайший кризис.
Проблема не только в нехватке часов для изучения, а в неверном подходе к изучению истории отечества, российской словесности. Исторический материализм уже не является обязательным, а преподавание истории и литературы движется по тем же советским рельсам. Добавился лишь негатив в изучении родной истории, приводящий к осознанию учащимися своей ущербности. Если мы хотим воспитывать патриотов, то мы должны учить детей любить свою родную историю. И не только историю ХХ многострадального столетия. А всю более чем тысяча сто пятидесятилетнюю историю российского государства. Напоминать надо молодежи, что история России началась не с 1917 года. Одного молодого журналиста спросили, что он знает о традиционной русской культуре. Он ответил сразу: - "сарафаны, матрешки, балалайки". Такие знания дала ему школа.

Получая патриотическое воспитание на образах патриотических прошлого России, дети и молодые люди со светлой надеждой будут смотреть в будущее своей страны, стремиться найти свое место здесь, потрудиться для её процветания. Если человек патриот, то решаются многие проблемы, стоящие перед обществом. Человек, готовый в любой момент отдать свою жизнь за своих соотечественников, за их счастье и благополучие, не будет их обворовывать, обижать, унижать. Он самоотверженно будет им служить. Непобедим народ, у которого есть общие, сплачивающие ценности. В 1812 году народ и армию объединяли Вера и Церковь. Через три месяца после Бородина Россия изгнала сильнейшего врага за пределы страны. А 25-го декабря 1812 года последний солдат армии Наполеона бежал с русской земли. По новому стилю этот день приходиться на 7 января следующего года. В этот день, день победы над Наполеоном и его армией, во всех храмах Русской Православной Церкви будет отслужен Господу благодарственный молебен за эту судьбоносную для России победу.

Отечественная война 1812 года вошла в российскую историю под таким названием не случайно. В борьбе с войсками Наполеона принимала участие вся Россия. Русская историческая и художественная литература той эпохи отразила войну 1812 года как время невиданного патриотического воодушевления во всех слоях российского общества. Возрожденный храм Христа Спасителя, на стенах которого начертаны имена героев - это памятник в честь победы над Наполеоном. Он вновь украшает нашу столицу. А мы, празднуя 200-летие победы России в той войне, должны возрождать патриотическое воспитание детей и молодежи на базовых и традиционных ценностях. Хочется пожелать, чтобы изучение истории помогло обновлению российской системы образования, изучению и освоению родной культуры, возрождению славных педагогических традиций России.

Поздравляю всех Вас с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!
Пусть уходящий год запомнится нам не как год дракона по восточному календарю, а как Год Российской истории. Хочется пожелать, чтобы плакаты и растяжки на центральной площади наконец-то поздравили нас не только с новым 2013 годом, но и с церковно-государственным праздником Рождества Христова, с которого начинается наше летоисчисление, а так же с 200-летием победы в отечественной войне 1812 года.

Благодарю за внимание!


 


Вернуться назад