Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ > Н.Н. Голикова: «Профессию учителя я выбрала в первом классе»

Н.Н. Голикова: «Профессию учителя я выбрала в первом классе»


28.03.2013.
Более 10 лет в Бердске в общеобразовательной средней школе №3 «Пеликан» ведется преподавание предмета «Основы православной культуры». Об особенностях образования и воспитания в таком классе мы побеседовали с первым учителем класса Натальей Николаевной Голиковой.

Голикова Наталья Николаевна — Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории.

—  Наталья Николаевна, в каком году и по чьей инициативе было решено открыть данный класс в школе «Пеликан»?

-     В школе «Пеликан» я работаю учителем начальных классов более 20 лет, а с 1996 года стала также директором Воскресной школы православного прихода в честь Сретения Господня города Бердска. В 2000 году мы с настоятелем прихода протоиереем Василием Бирюковым предложили создать в школе «Пеликан» класс, где наряду с общеобразовательными предметами преподавался бы курс «Основы православной культуры». Инициатива об открытии такого класса исходила от родителей детей, которые обучались в Воскресной школе.

Первая встреча с директором школы, в то время А.Н. Кирилиным, состоялась 25 января 2000 года — эту дату мы и считаем днем рождения этих классов. Мы обсудили вопрос об открытии первого класса, набор детей в этот класс происходил на базе Воскресной школы Сретенского храма. Работа в этом направлении продолжается и при нынешнем директоре школы — Л.В. Музыкиной.

—  За много лет Вашей работы наверняка была разработана какая-то система образования?

-     В школе № 3 «Пеликан» с 1994 года под моим руководством работает Лаборатория непрерывного образования, в ее основе лежит то, что педагог начальных классов продолжает работать с теми же детьми в 5-9 (11) классах как классный руководитель и преподаватель отдельных предметов.

На базе Лаборатории разработана и реализуется Программа духовно-нравственного воспитания, она была создана с целью объединения усилий школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего положительного потенциала каждого ребенка, в формировании нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, а также выработки единых подходов в воспитании. Создание Программы явилось закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности лаборатории непрерывного образования по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Большое значение в классах уделяется соединению учебной, внеучебной и досуговой деятельности воспитанников, их художественно-эстетическому развитию. Такой подход основан на том, что учебная деятельность более продуктивна в случае, если творчески организованное образование детей соединяется с разнообразными видами деятельности. Ребята занимаются в оркестре русских народных инструментов, хореографической и хоровой студиях.

—  Какое место отводится воспитанию?

-     Система воспитательной работы основана на углубленном осмыслении явлений жизни с православной точки зрения, развитии православного образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, родителей и педагогов.

Православная культура становится частью жизни наших учеников, основой их отношения к человеческим ценностям. Очень важно отметить, что вся школьная жизнь детей проникнута духом русской культуры, патриотизма, нравственности и воспитания у детей чувства личной ответственности за судьбу своей страны и нации.

Очень ярко проходят в нашей школы Дни православной письменности и культуры. Это целая система мероприятий. Начинается все на Пасхальную седмицу. Ребята и учителя из лаборатории непрерывного образования всю неделю ходят в русских народных костюмах. С младшими школьниками разучиваются на переменах народные игры, хороводы. Проводятся классные часы, открытые уроки, библиотечные уроки, презентации, где идет речь о Светлом Христовом Воскресении. Организуются экскурсии в храмы города, на колокольни, в библиотеки. Со старшеклассниками встречаются встречи священники. На этих встречах ребята могут задать вопросы, узнать то, что их интересует, поделиться своими мыслями. В школе проходят выставки творческих работ, рисунков. Организуются концерты для обучающихся школы, учителей, родителей и прихожан города.

—  Какие дети могут прийти учиться в класс? Существует ли специальный отбор или конкурс?

-     В эти классы не существует специального отбора и конкурса, двери открыты для всех желающих, согласных изучать предмет «Православная культура России» среди прочих учебных предметов.

—  Вы активно сотрудничаете с православной гимназией Бердска. Расскажите о совместных проектах.

-     Да, с Православной гимназией города Бердска поддерживается тесное сотрудничество. Так учитель музыки О.Н. Чарсова является преподавателем и в гимназии, и в школе. Продолжают свою педагогическую деятельность иерей Павел Плотников, иерей Михаил Ширямов. Учитель школы «Пеликан» И.М. Аверченко преподает и в Православной гимназии. Уроки физики, лабораторные работы проводятся с учениками Православной гимназии в оборудованном кабинете школы № 3 «Пеликан». Дети обоих учебных заведений участвуют в ежегодном городском Рождественском концерте, крестных ходах, службах, в летнем лагере, во всех мероприятиях, проводимых Сретенским приходом. Сама я являюсь членом Попечительского совета Православной гимназии.

—  В прошлом году о Вашем выпускном классе говорила вся область. Расскажите, с чем связаны успехи Ваших учеников?

-     Первые выпускники класса, где 11 лет изучался предмет «Основы православной культуры», действительно показали выдающиеся результаты: с золотой медалью окончили школу пять учеников, один получил серебряную и еще двое — аттестат с отличием.

Я работала с этими детьми с первого по выпускной классы (2000/2001 — 2011/2012 учебный год). В этом и заложен смысл работы Лаборатории непрерывного образования. С 1 по 4 классы я была учителем начальных классов, с 5 по 9 — продолжила преподавание русского языка, литературы, алгебры, геометрии и черчения. В 10 — 11 классах преподавала русский язык и литературу, все эти годы являлась классным руководителем.

Успехи детей в первую очередь связаны с тем, что учебно-воспитательный процесс, который начинался у части детей класса еще в дошкольный период в рамках Воскресной школы, не прерывался до 11 класса. Те ученики, которые приходили в класс в последующие годы, попадали в атмосферу сплоченного классного коллектива, где были четко установлены нравственные нормы.

—  Расскажите немного о себе: как Вы выбрали профессию учителя? Как стали преподавать в православном классе?

- Профессию учителя я выбрала в первом классе, потому что очень любила свою первую учительницу Валентину Васильевну Балаба. Ее любили и все ученики нашего 1А.

В классе, о котором идет речь, стала преподавать по воле Божией. Никаких особых планов на этот случай у меня не было. Начало же всей деятельности было в моем приходе в Воскресную школу. Опять же, собственной инициативы я не проявляла. В конце службы, на которую я попала в ее последние минуты, батюшка обратился к присутствующим с просьбой: «В воскресную школу нужен преподаватель. Нет ли таких среди вас? Или тех, кто может работать с детьми?»

Я дождалась выхода батюшки, отца Василия. Сказала ему, что я учитель. Никакого опыта работы в Воскресной школе у меня нет, ничего я не знаю и ничему научить не могу, т.к. я светский педагог, в храме бываю крайне редко. И на службу я именно попала, а не пришла, по неизвестной мне случайности. На этом я решила попрощаться, посчитав, что мое честное признание освобождает меня от угрызения совести, т.к. приглашались учителя, и я не могла просто так уйти.

Радостное, приветливое лицо отца Василия меня обезоружило. Он сказал мне, что сам ничего не знает и предложил обучаться вместе. Это признание меня привело меня в смятение. На тот момент я стала единственным педагогом Воскресной школы с шестью учениками. Одним из них была нынешний директор Воскресной школы и Православной гимназии — Ольга Владимировна Богдан. Это было в ноябре, а уже 7 января наша, тогда малочисленная Воскресная школа, давала свой рождественский концерт для прихожан.

Беседовала Лилия ТКАЧЕНКО

"Вестник Новосибирской Митрополии" № 2 (108), февраль 2013 г.


 


Вернуться назад