Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии > Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова

Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова


07.12.2013.

Доклад "Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах Михаила Васильевича Нестерова" в рамках Городских детских Рождественских чтений  «Жизнь и подвиги святых в культурном наследии русского народа» подготовили Рахманова Мария и Свистун Денис.
руководитель: Желтоусова Наталья Николаевна, учитель начальных классов Школы №1 г. Искитима.

 


Тема русской святости — одна из центральных в творчестве М. В. Нестерова.
На склоне лет, обозревая пройденный путь, художник писал: "Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы". Стремление передавать глубинную суть человека, его живую связь с Богом отразилось в череде полотен М. В. Нестерова из жизни русских святых.
К святому преподобному Сергию Радонежскому (до пострижения – Варфоломею) Михаил Васильевич относился так бережно и любовно, как, пожалуй, ни к одному другому русскому святому. Для него Радонежский чудотворец стал живой драгоценностью. Тепло, ею рожденное, следовало бережно извлечь из потаенных недр души и подарить людям.
Каковы корни столь пристального интереса художника именно к этому святому?
Михаил Васильевич писал в воспоминаниях: образ Сергия Радонежского "...пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием". В детские годы этот святой "был нам близок, входил... в обиход нашей духовной жизни". Такое отношение не удивительно — в повседневном существовании купеческой среды, выходцем из которой был Нестеров, вера занимала одно из ключевых мест. Но одной лишь "домашней привычкой", унаследованной от детских и отроческих лет, объяснить особую тягу к Сергию у Нестерова невозможно.
Особое значение для художника этот святой обрел намного позже — когда Михаил Васильевич находился в мучительных поисках самобытного творческого пути. Найти этот путь художник сумел, познакомившись с подмосковной усадьбой Абрамцево, с ее постоянными обитателями — и зачарованными абрамцевскими лесами.
Сама абрамцевская земля, казалось, помнила Преподобного Сергия. Помнила, как вместе с братом Стефаном ходил он по здешним светлым рощицам, темным чащобам и солнечным полянам в поисках места для будущего монастыря. "Они исходили много лесов и наконец пришли в одно пустынное место в чаще леса, где бил источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их", — так писал в житии святого его младший современник, Епифаний Премудрый.
Картина «Видение отроку Варфоломею» написана Нестеровым в 1890 на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания.
На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры-мальчика и явившегося ему под деревом святого. Душа юного Варфоломея, будущего великого подвижника Сергия Радонежского, трепетно внимает Богу, молитвенная сосредоточенность отрока поражает зрителя.
В процессе работы над картиной Нестеровым было сделано множество различных этюдов.
На одном из них Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника.
В дальнейшем Нестеров переносит главный акцент на фигуру маленького Варфоломея, которая и стала впоследствии, смысловым центром всей картины.
В "Видении отроку Варфоломею" удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза были полны молитвы; молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера в стройную гармонию красок. Такое изображение человека в пейзажном окружении становится одной из главных особенностей творчества художника.
Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение".
Однако не все знают, что эта живописная работа Нестерова — безусловно, ярчайшая, но не единственная в своем роде. На протяжении многих лет Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, — и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами. В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. Так, на протяжении 1890-х художник работает над полотнами "Сергиевского цикла". Пишет картину "Юность Преподобного Сергия" (1897), триптих "Труды Преподобного Сергия" (1897), полотно "Преподобный Сергий" (1898), эскизы к большой картине "Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским" (1898-1899).
Особого внимания заслуживает триптих «Труды Сергия Радонежского» написанный в 1897 году. Здесь также главенствующую роль играет пейзаж,
причём разных времён года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой первый показывал пример смиренного трудолюбия.
На центральном полотне триптиха Нестерова преподобный Сергий и его сподвижники заняты возведением храма. Поражает безмолвие картины, погруженные в себя люди, сосредоточены не на внешней, а на той внутренней работе, которая совершается в мыслях и чувствах каждого. Строительство представляется процессом построения храма души, что составляет главный труд и заповедь Сергия Радонежского.
Художник в равной мере приравнял труд физический и труд духовный. И то, и другое было в неразрывной связи в жизни Сергия, и одно вытекало из другого. Приближенный в правой части триптиха к зрителю Преподобный Сергий, кажется, выдвинулся из пространства полотна и вышел в народ, чтобы помочь ему и ободрить. Масштабное полотно "Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским", к которому уже было создано несколько эскизов, художник так и оставляет неоконченным.
Среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию природы.
В более поздней работе "Преподобный Сергий Радонежский" (1899) в известной мере повторяется в несколько ослабленном виде и "весеннем варианте" пейзаж "Видения отроку Варфоломею". Сам же образ Сергия несет в себе черты иконности. Уединение трактуется художником как образ жизни, как естественное единение человека и природы, человека и Бога. Созерцательное религиозное сознание направлено человеком на
познание самого себя. Художник попытался передать суть духовного восхождения Сергия.
Каждый раз, обращаясь к житиям святых, Нестеров заново решал непростую творческую задачу: как показать невидимую, но прочную мистическую связь между героем жития и Богом. Всякий раз, удачно решив очередную задачу, художник... словно бы терял интерес к уже изображенной личности. Не так было с Сергием Радонежским — облик этого святого, будто магнит, притягивал к себе мысли художника. Нестеров снова и снова обращался к личности великого старца. Медленно, осторожно, любовно рассматривал его со всех сторон — как драгоценный живой бриллиант. Не зря, видимо, на нестеровских полотнах Радонежский чудотворец предстает во всех возрастах: и ребенком, и юношей, и зрелым мужчиной, и пожилым человеком.

Литература
Громова Е.В. «Великие мастера живописи. Михаил Нестеров».
Саетгалиева Л.В. «Образ Преподобного в русской живописи»
Федорец А.И. «Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова (к 150-летнему юбилею со дня рождения художника)» - www.bogoslov.ru
Картины М.В.Нестерова


 


Вернуться назад