Сайт Образование и Православие > Новости ППЦ > Добьется ли успеха Православие в Александрии?

Добьется ли успеха Православие в Александрии?


06.05.2011.
Около двух тысяч лет назад евангелист Марк вошел в любимый город Александра Великого через западные круглые ворота для того, чтобы проповедовать новую веру Иисуса из Назарета. Там Марк встретил греков, иудеев и коптов, и обратил их в христианство, предложив ободряющую новость: больше нет разделения (ср. Послание к Колоссянам 3, 11). Такое пребывание народов в согласии способствовало выживанию христианства и его процветанию в Александрии. Мир в результате этого получил плеяду великих богословов и святых, по рождению принадлежавших к разным этническим и культурным сообществам.

Нынче в Александрии и Каире осталось меньше пяти тысяч последователей Православия. Эта община состоит из греков, которые не смогли добраться до Афин при изгнании чужестранцев в 1960-х годах, египтян антиохийских корней и очень немногих – собственно египетского происхождения; к последним принадлежит и пишущий эти строки.

Добьется ли успеха Православие в Александрии?


Многие храмы были проданы, а оставшиеся открывают несколько раз в году. Медленное угасание православного христианства в Египте и в древнем городе Александрии может привести к тому, что не станет сердцевины древнейшей кафедры. Но почему сложилось такое плачевное положение вещей, и что может произойти, чтобы сохранить присутствие Православия в стране, именуемой «даром Нила»?

Добьется ли успеха Православие в Александрии?
Святитель Нектарий Эгинский

В центре самого древнего квартала Каира расположен старинный патриарший викариат, чей возраст составляет 500 лет. В нем служил св. Нектарий Эгинский. Поразительно, у ворот можно обнаружить знак, гласящий «Греческая Православная Церковь Александрии». Слово «Греческая», написанное по-гречески и по-арабски, соседствует с изображением греческого флага. Через несколько километров единственная действующая православная церковь в Каире носит другое обозначение: «Египетская Римская Православная Церковь святых Архангелов». Здесь в богослужении не используют ни одного греческого слова. Если вы посетите эти два места, вам легко будет понять, в чем проблема – греческая иерархия, которая едва может изъясниться по-английски, возглавляющая чисто арабоязычную общину.

Начиная глубже разбираться в церковном механизме, вы обнаружите, что увеличивающийся разрыв между патриархом и его епископами с одной стороны, и народом с другой стороны, представляет собой главную беду. Когда я обратился в Православие, я пришел в викариат и там меня направили к Элиасу Хабибу, священнику арабоязычного прихода. Там я совершенствовался духовно и радовался наставничеству этого отца. Он сириец, родом из Дамаска, бывший секретарь Патриарха Антиохийского, получивший магистерскую степень в Сергиево-Посадской семинарии в России.

Когда он прибыл в Каир 10 лет назад, он начал с того, что не делают греческие епископы, когда приезжают из Греции. Иначе говоря, стал вникать в египетские социальные и демографические сложные обстоятельства. Друзья, с которыми я позже общался, говорили мне, что о. Элиас приходил к ним домой и обращался к ним на улице, увещевая прийти на богослужение. У него были хорошие отношения с коптскими христианами и мусульманами, до такой степени, что его приглашали читать проповеди в храмах у первых и участвовать в конференциях вторых.

Добьется ли успеха Православие в Александрии?
В Коптском храме, Каир

Способность понимания культуры и умонастроения египтян была основным побуждением к тому, чтобы вести открытый диалог и принимать многих в Православие. Сам я стал его духовным чадом. С самого времени моего обращения он, очевидно, понимал все мои сложности и проблемы, с которыми мне приходилось сталкиваться в повседневной жизни, поскольку он чувствовал египетскую атмосферу.

Тем временем грекоязычная община скоротечно сокращалась из-за массового отъезда членов на родину и в места диаспоры. Церкви продавали мусульманским предпринимателям. Несколько месяцев назад я был свидетелем сноса 700-летнего православного храма в историческом городе Розетта. Землю, на которой помещалась церковь и несколько близлежащих лавок, купил бизнесмен и построил на ней гараж. До этого то же самое произошло с храмом XII века постройки в старом Каире. Авторитетный археологический комитет признал его «драгоценным памятником старины», однако судьба его оказалась незавидной после того, как землю продали другому мусульманскому бизнесмену.

Проблема не только в демографическом уменьшении в греческой православной общине, но и в вопиющей неспособности к общению с египтянами. Церковь, определяющая себя как «греческая» в египетской земле, представляет собой препятствие и могучий барьер на пути распространения православной веры. Культурный субстрат православия не должен замыкаться на эллинистичность. Соответственно, это приводит к глубокому кризису самосознания для паствы.

В то самое время, когда патриархия добивается заметных успехов в странах Африканского Рога, местоположение кафедры было перенесено из Александрии. Будут ли в дальнейшем пытаться переменить образ Александрийской Церкви в сторону более близкого восприятия египетской культуры? Этот ключевой вопрос остается открытым для следующих поколений, которые определенно не должны быть египетскими греками, если кто-нибудь из них доживет до тех пор.

Отец Элиас Хабиб завершил свою миссию и вернулся на службу в Дамаск. Повсюду задают вопросы о неясном будущем деятельной православной общины, члены которой не говорят по-гречески, и о судьбе древних храмов в разных египетских провинциях.

Добьется ли успеха Православие в Александрии?
Коптская церковь в Каире

Будучи на месте, как египтянин и православный христианин, я могу подтвердить, что число коптов-христиан в Египте, интересующихся православной традицией, быстро растет. Отец Элиас смог привить им чувство дома, и он планомерно приучал их к православному образу жизни, как в моем случае. Однако он отбыл, а они, в особенности новообращенные, стоят перед препятствием в виде знака, написанного по-гречески на воротах патриаршего викариата, и не знают, что им делать. Мне задают много вопросов, в некоторых из них озвучивается даже мысль о том, чтобы основать для них общину, отдельную от Православия греческого образца. Видимо, такой ход развития неизбежен, и он, во всяком случае, потребует для себя духовно мудрого руководства со стороны официального православного органа в Египте, Александрийской Церкви.

Перевод с английского Сергея Акишина специально для портала Православие и мир

 


Вернуться назад