Сайт Образование и Православие > Публикации ЖИ > Цивилизационный выбор Владимира Святославовича и статус Русского государства

Цивилизационный выбор Владимира Святославовича и статус Русского государства


14.09.2015.
Алексей СИМБИРЁВ

Есть события, которые определяют судьбу народа или судьбу отдельного человека, политический курс страны, её успехи в культуре, экономике и даже военные победы в лихую годину. Все их мы хорошо знаем и понимаем. Но судьба в переводе со старославянского — это суд Божий, и он не приемлет отдельных эпох или столетий. Суд Божий происходит здесь, сейчас и всегда, распространяясь на весь срок жизни народа. Поэтому в истории любого народа бывают просто события и те, которые создают саму сущность цивилизации, ее глубинный характер. Безусловно, к числу таких судьбоносных решений, определивших фундамент русской государственности и всё сегодняшнее наше состояние, является крещение Руси князем Владимиром Святославовичем.

Мне не хотелось бы в этом докладе приводить общеизвестные факты, описанные в русских летописях и исторических источниках, с ними знакомы многие. Сегодня очень хочется поделиться своими мыслями о судьбе нашей с вами цивилизации, о том, как мы живём и жили. Ответить на вопрос: что дало православное христианство русским людям? Но сначала о народах и народностях.

Что делает разрозненные прежде племена одним целым, одной народностью? У греков это, конечно, их торговля, колонии и полисы. У римлян — их знаменитая военная система. На Руси мы видим другую картину. Отдельные племена восточных славян сделали народностью духовные ценности, которые, прежде всего, связаны с принятием христианства. Базовый фактор объединения определяет главные принципы взаимоотношений людей, приоритеты общения, систему самоопределения «свой-чужой», социальные институты, которые в наибольшей степени уважаются людьми. Проще говоря, либо это жесткая военная регламентация, либо сочувствие и взаимопомощь.

Князь Владимир, столкнувшись с мощными раннефеодальными государствами Европы, должен был решить, как объединить народ, с помощью какой силы? Военного решения этой задачи на огромных просторах не существовало. Слишком не надёжно. Оставалось только одно — дать людям почувствовать, что они единый народ, объединенный Божьей помощью, помощью высокого и вместе с тем реального идеала. Уже тогда в конце 10 века было понятно, что страны, где существует вера в единого Бога, более успешные и сильные, чем те, где преобладает вера в языческих богов. И дело было не только в военной дружине, но и торговле, образовании, уровне жизни и культуре людей. Князь Владимир вовремя понял, что посредством только войны Киевская Русь никогда не станет по-настоящему великим государством и не решит своих проблем.

Изучая опыт Византии, которая отнюдь не всегда одерживала победу над своими врагами, Владимир замечал, что величие страны определяется не только силой оружия, но и силой духа, социальной организацией людей, достижениями в других областях жизни. Ситуация в 10 веке была очень конкретной. Четко определились контуры средневековых цивилизаций, большая часть Европы стала христианской, с юга и востока наступали кочевники, многие народы уже приняли ислам. Оставаться в такой ситуации языческой страной было недопустимо. Вполне естественно возникла необходимость определиться с тем, кто мы — европейцы или жители глубокой периферии. Князь выбрал Европу и Византию, что также явилось прагматичным и логичным шагом. Византия тогда находилась на пике могущества, были отбиты попытки арабов захватить страну, жадные венецианцы ещё не захватили финансы империи, не пришли турки-сельджуки. Византия оставалась центром культуры и античного наследия. Приобщившись к этой цивилизации, можно было получить доступ к практически любой части Европы, так как Константинополь считался вторым Римом, центром торговли и книжной мудрости. Поэтому жители Киевской Руси, приняв христианство по православному обряду, стали не только единой народностью, но и частью европейской цивилизации, которая на тот момент была ещё не расколота на православие и католичество.

Князь Владимир прекрасно видел, как меняется мир, местечковая изоляция становилась тормозом ну пути развития страны, Русь не имела полного выхода на торговые рынки Европы, потому что русским не доверяли. Таков был менталитет того времени. С другой стороны, Владимир осознавал, что христианство нужно принять сразу всем народом, не растягивая этот процесс на долгие годы, не создавая угрозу раскола общества. Тем более, князь прекрасно осознавал, что христианство уже внутри страны, многие люди уже приняли православную веру, в том числе его собственные воины. С тех пор как княгиня Ольга приняла новую веру, её примеру последовали многие жители Киева. Русские люди бывали не только в Византии, но и в соседних славянских странах: Моравии, Сербии, Болгарии. Богослужения в православных храмах велось на понятном всем старославянском языке. Это было очень важной особенностью православной веры, так как поддерживалось единство между священниками и прихожанами, между византийцами и славянами.

Прорывом в культурном общении между всеми народами Восточной Европы стало, конечно, создание и распространение славянской письменности, которую создали два выдающихся подвижника Кирилл и Мефодий. Не обратив внимания на все эти процессы, можно было навсегда остаться на границе дикого поля рядом с кочевниками.

Хорошо проанализировав все эти моменты статуса собственной страны, князь Владимир Святославович принял решение о добровольном принятии христианской веры по православному обряду. Таким образом, 988 год стал по существу отчётом новой эры в истории нашей страны. Киевская Русь встала на путь духовной эволюции, поиска своего

духовного идеала, своих ценностей и смыслов. Приняв православие, русские люди получили возможность приобщиться к наследию известной тогда мировой культуры, стать образованными людьми, гражданами своего государства. На Руси появились подготовленные из местных кадров архитекторы, зодчие, живописцы, юристы. Вышли в свет первые книги и первые художественные произведения разных жанров. Русский народ двигался вперёд, формируя свой характер.

Кроме социального аспекта нового статуса Руси у князя были и сугубо личные мотивы такого решения. Они были связаны с новым уровнем ответственности князя перед своими гражданами. Так уж получилось, что роль личности в истории нашей страны всегда была исключительно велика и тогда, и сейчас. До принятия новой веры, как известно, князь Владимир был человеком весьма распущенным, позволяя себе совсем не благопристойное поведение, и многим могло показаться, что решение о принятии крещения — его очередная блажь, что-то не серьёзное. Хотя сам Владимир прекрасно понимал, что такое христианство и какие требования к человеку предъявляет эта религия. Невозможно доказать простому русичу, зачем ему креститься, если сам князь не изменился, оставшись грешником. Владимир осознавал это очень хорошо, поэтому должен был личным примером показать людям, что он стал другим человеком, с другими ценностями, другим внутренним миром. Нельзя было требовать от славян перестать быть язычниками, если сам князь и его дружина не держались крепкой веры. Таким образом, в князе Владимире соединилось личное и общественное, старое и новое, русское и европейское. Именно крепкая вера князя и сделала процесс принятия христианства повсеместным и необратимым, а нашу Родину — православной страной. На этом держалась и будет держаться всегда Русская Земля.

Живоносный Источник №1 (9) 2015
 


Вернуться назад