Сайт Образование и Православие > Публикации ЖИ > Виталий БОЧКАРЕВ. Протоиерей Александр Поспелов: исповедник веры Христовой

Виталий БОЧКАРЕВ. Протоиерей Александр Поспелов: исповедник веры Христовой


21.03.2018.

Виталий БОЧКАРЕВ, преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии

12 октября 2017 года в Новосибирске состоялась научная практическая конференция «Итоги столетия. Революция и Церковь. Историко-церковное краеведение». Она прошла в рамках восьмой межрегиональной выставки «Православная осень», в ходе мероприятий, посвященных 100-летию русской революции и памяти исповедников, новомучеников и всех пострадавших за веру в годы гонений на Церковь в XX веке.

Виталий БОЧКАРЕВ, преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии

12 октября 2017 года в Новосибирске состоялась научная практическая конференция «Итоги столетия. Революция и Церковь. Историко-церковное краеведение». Она прошла в рамках восьмой межрегиональной выставки «Православная осень», в ходе мероприятий, посвященных 100-летию русской революции и памяти исповедников, новомучеников и всех пострадавших за веру в годы гонений на Церковь в XX веке.

Предлагаем вашему вниманию один из лучших материалов форума - доклад преподавателя Новосибирской православной духовной семинарии протоиерея Виталия Бочкарева, посвященную исповеднику Христовой веры Александру Поспелову.

Историю Русской Церкви первой половины XX века часто называют временем новомучеников. И это отчасти верно. Но, к счастью, не все гонимые властью церковнослужители закончили свою жизнь смертельным приговором или в тюрьме. Многие из них после перенесения определенных испытаний продолжили свое служение Богу, некоторые дожили до глубокой старости. Самый наглядный пример - митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев). Он отсидел в печально известном Соловецком лагере особого назначения, прошел многие другие лагеря и ссылки. Однако прожил почти 90 лет.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о протоиерее Александре Георгиевиче Поспелове. Это был последний священник из Новониколаевска, служивший в Новосибирске в 60-е годы. Он родился 13 мая 1892 года в Змеиногорске (Рубцовский округ, Алтайский край - прим. ред.), в семье священника Георгия Поспелова. Окончил Томскую духовную семинарию. В год окончания семинарии он встретил свою будущую жену Евдокию Дмитриевну Егорову, а через две недели после выпускного акта обвенчался с ней. А еще через месяц был рукоположен во священника епископом Томским и Алтайским Мефодием (Герасимовым). Первоначально, еще до священнической хиротонии, служил при Данила пророка церкви Новониколаевска псаломщиком, а затем перевелся в село Киевское Томского уезда (нынешний Кожевниковский район Томской области). В 1916 году епископ Анатолий (Каменский), который возглавлял тогда Томскую епархию, направляет его на служение обратно в Новониколаевск, и Поспелов начинает службу в церкви на Старом кладбище. Сегодня у новосибирцев оно ассоциируется с районом «Березовая роща». Но на самом деле Старое кладбище и Воскресенская церковь при нем в те годы располагались на месте, где сейчас стоит Центральный банк. В этой церкви отец Александр служил с 1916 по 1927 годы - до своего первого ареста. Это было время вскоре начавшейся Первой мировой войны, это было время революции.

Надо сказать, что Октябрьскую революцию у нас в Сибири практически никто и не заметил. Если мы с вами посмотрим отчеты новониколаевских священников за 1917 год, то найдем только одно упоминание о революции. В декабре настоятель Казанской церкви отметил, что на кладбище кто-то раскопал могилу только что захороненного человека, снял с него одежду и ювелирные украшения и всё это присвоил. Батюшка написал, что «по всей видимости, наступило то самое светлое будущее, о котором постоянно говорили в предреволюционную эпоху, - раз у нас вскрывают могилы и обирают покойников». А более никаких «следов» революции 1917 года в Новониколаевске того времени мы не встретим. В городе даже органы ВЧК не были созданы.

Кстати, когда в город пришло известие о принятии декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, его полностью встретили в штыки. В Александро-Невском соборе собралось более 300 человек - духовенство и активные миряне. Общим собранием они постановили этому декрету совершенно не подчиняться - пока не будет каких-то особых разъяснений от Поместного собора, который продолжал в то время свои заседания. Так что в Новониколаевске (да и вообще во всей Сибири) преподавание Закона Божия в учебных заведениях продолжалось и при советской власти. До тех пор, пока и самой власти в городе не стало: начался сначала белогвардейский мятеж, мятеж «белочехов», установление совершенно иного режима...

Всё это, естественно, пришлось пережить и отцу Александру. В первые годы советской власти он продолжает служить в той же Воскресенской церкви - на кладбище, захоронения на котором к тому времени прекратили.

Так продолжалось до 1927 года, когда отец Александр был арестован «за связи с монархистами» и, как он напишет в своем послужном списке, «постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился около трех лет». Накануне ареста он был возведен в сан протоиерея (возводил его приехавший в 1924 году в Новониколаевск епископ Никифор (Асташевский), который был вынужден завести себе кафедральный собор в маленькой Вознесенской церкви).

После трех лет лагерей отцу Александру назначили еще три года ссылки. Это время он провел на севере, недалеко от Архангельска. Наконец, он получает разрешение вернуться домой, возвращается в Сибирь и поселяется в Томске - городе ему близком, городе его юности и молодости. Церковь, где он служил, к этому времени закрыли. Поспелов устраивается на работу бухгалтером. Так проходят относительно спокойные в его жизни 30-е годы, а уже в начале сороковых, чувствуя, что у власти несколько меняется отношение к церкви, отец Александр вместе с еще одним священником пытаются добиться открытия хоть какого-нибудь храма в Томске. И их усилия увенчиваются успехом. Им удается открыть в Томске Петропавловский собор, который и сегодня посещают сотни православных томичей. Вскоре после этого владыка Варфоломей (Городцев) назначает отца Александра вторым священником в Троицкий соборе, а затем переводит его в довольно большой приход города Ленинск-Кузнецкий (Кузбасс).

Однако, в конце 40-х - начале 50-х, как мы знаем из истории, пошла вторая волна репрессий. Многие из тех, кому в тридцатые «повезло» отделаться малыми сроками, вновь пошли «по этапу». И уж на этот раз советская власть не церемонилась. В 1952 году, всего лишь за год до смерти Сталина, отца Александра арестовывают повторно. Священнику, которому почти семьдесят, суд объявляет 25 лет лагерей! Трудно, наверное, даже представить себе, что может чувствовать, услышав такой приговор, человек, который до этого уже прошел через все ужасы ГУЛАГа...

К счастью, после 1956 года, после знаменитого двадцатого съезда КПСС было амнистировано и реабилитировано огромное количество невинно пострадавшего народа. Отца Александра освободили - и он снова вернулся в Сибирь. Был назначен сначала настоятелем Дмитровской церкви в Алейске на Алтае, а через короткое время стал настоятелем одной из самых красивых деревянных церквей в Сибири-Михайло-Архангельской церкви в Рубцовске, которая была построена в 1906 году. Это один из немногих памятников русского зодчества, сохранившихся и сегодня в первозданном виде.

В послужном списке на последней странице давались характеристики. У отца Александра все они весьма положительные.

Митрополит Варфоломей (Городцев): «Отец Александр Поспелов на разных местах своей службы в Новосибирске и Томске проявлял себя как убежденный пастырь, и потому везде пользовался народной любовью. Образованный, церковный, хороший проповедник. Приход его я сам видел в минувшем 1948 году - и народу много, и церковь благоукрашена. Вообще хороший священник, поведение безукоризненное.

Митрополит Варфоломей. 30 мая 1949 год». Благочинный церквей Кемеровской области отец Константин Лукин:

«Отец Александр Поспелов - добрый и ревностный пастырь, готовый душу свою положить за паству. Уставной батюшка, молитвенник. Несмотря на то, что он один на приходе, совершает ежедневное Богослужение. Службу совершает истово, всегда высоко настроен. У него хорошо поставлено общенародное пение. Это неутомимый труженик на ниве Божией. Непрестанно проповедует слово Божие. В воскресные дни ведет внебогослужебные собеседования с народом».

В 1966 году отец Александр уходит за штат, прослужив 53 года в священном сане. Последние годы жизни отец Александр провел в Новосибирске.

Протоиерей Александр Поспелов скончался 16 ноября 1969 года. Погребен на Заельцовском кладбище Новосибирска.


 


Вернуться назад