Борис ЕМЕЛЬЯНОВ Доктор
философских наук, Уральский федеральный университет
Памфил Юркевич родился в семье
сельского украинского священника в 1826 или 1827 году. Воспитание и
образование получил в Полтавской духовной семинарии (1847) и Киевской духовной
академии (1851), в которой был оставлен наставником по классу философских
наук. В 1852 году получил степень магистра богословия; в 1857 году, сверх
философии, ему было поручено преподавание немецкого языка. С 1858 года -
экстраординарный профессор; в октябре 1861 года Святейшим Синодом возведён в
звание ординарного профессора и в том же году приглашён на вновь открывшуюся в
Московском университете философскую кафедру, - читал логику, психологию,
историю философии и педагогику. В 1869-1873 годах исправлял должность декана
историко-филологического факультета Московского университета. Курс педагогики
читал ещё на учительских курсах в Московской военной семинарии. Скончался
вскоре после смерти жены; похоронен в Москве, в Свято-Даниловом монастыре.
Сердце является одной из важнейших категорий христианской
философии. В ней ему приписываются функции сознания, проявления любви,
совести, жизни вообще в единстве тела, души и духа. Представление о сердце как
средоточии мистической жизни человека, его сущностных характеристик пришло на
Русь с ее крещением (Ионайтис 2002: 32-37) и утвердилось в трудах деятелей
Православной Церкви и русских религиозных мыслителей. Наиболее серьезные из
них были созданы и опубликованы в XVIII и XIX вв.
Одним из выдающихся русских
мыслителей был профессор Московского университета Памфил Данилович Юркевич
(1827-1874), который в статье «Сердце и его значение в духовной жизни человека,
по учению Слова Божия» (1860) и ряде других работ изложил оригинальный вариант
отечественной кардиогнозии. В них, опираясь на библейское учение о сердце,
философ рассматривает его как центральный орган телесной, душевной и духовной
организации человека: «Кто читает с надлежащим вниманием слово Божие, тот легко
может заметить, что во всех Священных книгах и у всех богодухновенных писателей
сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной
жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил,
отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека со всеми их
направлениями и оттенками» (Юркевич 1990: 69). Продолжая эту мысль, он
указывает, что «сердце рождает все те формы душевной жизни, которые подлежат
общим условиям и законам; итак, оно не может относиться к ним отрицательно, не
может своими непосредственными порывами расторгать их. Однако же сердце не
переносит раз навсегда всего своего духовного содержания в эти душевные формы;
в его глубине, не доступной анализу, всегда остается источник новой жизни,
новых движений и стремлений, которые переходят за пределы конечных форм души и
делают ее способною для вечности» (Юркевич 1990: 91).
Не только Священное писание, но
и философские представления о человеке, данные о психологии позволяют
утверждать сердце центральным органом жизнедеятельности человека, его
познавательных способностей, волевых устремлений, нравственных поступков. По
мнению Юркевича «сердце есть средоточие душевной и духовной жизни человека...
Сердце есть седалище всех познавательных действий души. Сердце есть средоточие
многообразных душевных чувствований, волнений и страстей. Сердце есть
средоточие нравственной жизни человека» (Юркевич 1990: 69-71).
Особенно велико значение сердца
в познании, поскольку, только то знание становится нашим убеждением, которое
«пропущено» сквозь сердце. «Уразуметь сердцем - значит понять; познать всем
сердцем - понять всецело» (Юркевич 1990: 70). Философ утверждает особые
преимущества сердца в деле познания, заявляя, что 1) сердце может выражать,
обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния,
которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не
поддаются отвлеченному знанию разума; 2) понятие и отчетливое знание разума,
поколику оно делается нашим душевным состоянием, а не остается отвлеченным
образом внешних предметов, открывается или дает себя чувствовать и замечать не
в голове, а в сердце; в эту глубину оно должно проникнуть, чтобы стать
деятельною силою и двигателем нашей духовной жизни» (Юркевич 1990: 85-86). Другими
словами, библейское учение о сердце указывает на то, что в его глубине мы
находим первоначальную духовную сущность, проявление Бога. Причем самые тонкие
духовные проявления не доступны нашему разуму, скрываются в глубинах духа, их
постижение возможно только сердцем; «древо познания не есть древо жизни, а для
духа его жизнь представляется чем-то более драгоценным, чем его знание. Но эта
особенная, своеобразная, не поддающаяся математическим определениям жизнь духа
имеет самое близкое отношение к сердцу человека. Здесь отражаются приметным
образом те тонкие и неуловимые движения и состояния нашей души, о коих мы не
можем образовать никакого ясного представления» (Юркевич 1990: 84).
Наши эмоции и чувства, волнения
и страсти также связаны с сердцем. Восторг перед Богом, любовь, печаль и страх
переживаем мы в своем сердце. Юркевич приводит множество цитат из Священного
Писания, показывая всю гамму чувств, исходящих из сердца человека: от восторга
и ликования перед лицом Бога до подавляющего ужаса, смятения и тоски,
иссушающей сердце человека. И наконец, нравственная жизнь человека также
сосредоточена в сердце. Зло и добро исходят из сердца человека. В нем, как на
скрижалях, начертаны нравственные законы, заповеди Божии. «Сердце есть исходное
место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе
и злое сокровище человека.» (Юркевич 1990: 72). Юркевич возражал против недооценки
нравственности в поступках человека и определении их исключительно разумностью.
Он предложил восполнить «этику головы», т. е. этику Канта с его категорическим
императивом, этикой сердца как христианским учением о любви. Нравственная
ценность человека и человечества, по мнению философа, определяется отношением
любви сердца к добру, христианскому добронравию, миротворческой деятельности и
служению Богу.
Религия также утверждается
главным образом в сердце человека. И движения сердца имеют нравственное
достоинство. По Юркевичу, дух, обитающий в человеке, - это не следствие
взаимодействия физиологических и психических явлений, не результат
познавательной деятельности человека, его мышления, а источник всех проявлений
человеческой сущности, заключающийся в его сердце: «Можно сказать, что в сердце
мы имеем такие истоки вод, которые не могут, в свою очередь, образоваться из
совокупности мелких и отдельных ручьев, но могут происходить только и единственно
из общего и безграничного океана вод. Откровение выражает эту мысль с
глубочайшею истиною, когда говорит, что Бог непосредственно или самолично
вдунул в человека дыхание жизней (Быт. 2: 7)» (Юркевич 1990: 93). Отсюда
Юркевич делает вывод об естественном возникновении религиозной веры в сердце
человека, благодаря которой он становится существом одухотворенным в отличие от
животного. Любовь Бога дарует человеку способность к постижению истины, красоты
и добра. Она обуславливает его нравственную свободу, исчезновение Божественной
любви влечет за собой потерю нравственных начал и идей. Сердце человека
содержит естественное, изначально данное стремление человека к Богу. Это
обусловлено богоподобной натурой человека и любовью Бога к нему. И, наконец,
«сообразно с библейским учением о сердце, должно понимать задачу или цель
воспитания» (Юркевич 1990: 102).
П.Д. Юркевич был не только
известным философом, но и педагогам. В конце жизни он ряд лет читал педагогику
в военной гимназии. По его предложению Совет Московского университета делает
педагогику обязательным предметом для студентов тех факультетов, которые
могут быть педагогами. И на всех этих факультетах Юркевич читает курс
педагогики. Его перу принадлежат два фундаментальных педагогических сочинения:
«Чтение о воспитании» (1865), «Курс общей педагогики с приложениями» (1869) и
несколько статей и рецензий на педагогические темы (Емельянов 1998: 54-75). Во
всех этих работах Юркевич продолжает утверждать решающее значение сердца в деле
воспитания: «При сообщении сведений учитель имеет в виду не только научить
ученика чему-нибудь, но и возбудить в его сердце лучшие и чистейшие чувства; в
противном случае самая большая и самая лучшая часть действительного мира будет
скрыта от ученика» (Юркевич 1865: 197). Как философ-идеалист и педагог религиозной
ориентации он считает, что именно сердце является инструментом христианского
воспитания детей в духе любви к ближнему и Богу: «Только сердцу, которое совершило
великий жизненный процесс очищения и укрепления, свойственна эта любовь,
созерцающая и воспитывающая в детях самое человечество, чистый образ
Богочеловеческого человека, а не орудие эгоизма родителей, общества и
государства» (Юркевич 1869: 5).
Хотя цели воспитания
определяются нуждами человека, воспитателю нужно учитывать не ежедневные его
нужды. На это особо указывает Юркевич: «Не то, какие нужды отягчают жизнь
ежедневного человека должно быть руководящим началом педагогики: всю свою силу
она должна сосредоточить на том, какие начала услов- ливают возвышение
ежедневного человека до истинного человека» (Юркевич 1869: 32). Такое
воспитание он связывает прежде всего с воспитанием доброты, или, как он пишет:
«Воспитай так, чтобы воспитанник, когда он приедет в зрелый возраст, нашел или
застал самого себя: 1) знающим доброе, 2) любящим доброе и 3) имеющим силы
совершать доброе». Другого, по его мнению, нельзя представить, поскольку
«вопрос о том, что такое добро и какое воспитание насаждает это добро в сердце
человека, есть вопрос всех веков и всего человечества, вопрос поставленный
наукою и надеждою, философией. Политикой и религией» (Юркевич 1869: 6).
В «Чтениях о воспитании»
Юркевич исследует способности души в деле воспитания и образования. Рассматривая
три ее способности - представления или познания; чувствования; желания или
воли, - о чем мы уже упоминали в связи с философскими и психологическими
воззрениями мыслителя, он раскрывает их значение следующим образом: «Когда
действует первая способность, то нечто происходит в нас, когда вторая - то
нечто происходит с нами, когда третья - то нечто происходит через нас. Здесь
особенно становится ясным, как важно при воспитании требовать равномерного и
всестороннего развития. Ум без чувственного сердца и твердого характера, или
нежное сердце и бесхарактерность, или твердый характер, но не просвещенный
разум - все это жалкие явления, происходящие от одностороннего и неравномерного
образования названных способностей» (Юркевич 1865: 32-33).
Если в «Чтениях» философ
определяет цель воспитания как содействие человеку в достижении высшего
совершенства, в исполнении долга в Церкви, семье, государстве; как содействие
человеку в достижении высшего совершенства, в исполнении его «частного
призвания», то в «Курсе общей педагогики» считает, что она совпадает с целью
жизни: «не наука о воспитании, но обширный круг наук моральных и религиозных
может разрешить вполне существо, содержание и все многочисленные отношения,
которые заключают в себе понятия о цели жизни» (Юркевич 1865: 34). Он утверждает,
что человека воспитывает или нужда в жизненных благах, или любовь к высшим
целям, идеалам: «Система воспитания, имеющая в виду развить в молодом
поколении способность удостоверять нуждам, идущим снизу, понятна и для грубого
сердца, потому что эгоизм есть самый умный и самый тонкий наставник во всем,
что питает и насыщает его. Но та воспитательная система, которая пробуждает в
сердце воспитанника любовь к высшему и идеальному, к священному и Божественному
- эту любовь, страшную, понуждающую че-ловека забывать о своей милой личности
для служения правде и добру - эта система ожидает воспитателя, способного
находить в теле человека невидимую душу, а в душе неизгладимые зачатки
богоподобия» (Юркевич 1865: 10-11).
Последующая русская религиозная
философия и педагогика восприняла и использовала идеи П. Д. Юркевича, в том числе
и о значении сердца в жизни человека.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Емельянов Б.В. 1998. Христианская педагогическая антропология
П.Д. Юркевича // Крылов Д.Н. (Отв. ред.). Национальная идея: образование и
воспитание. Вып. 1. Чита: Издательство СЗПИ, 54-75.
Ионайтис О.Б. 2002. Философия сердца в средневековой Руси:
Нил Сорский // Емельянов Б.В. (Отв. ред.). Русская философия как философия
любви. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 32-37.
Юркевич П.Д. 1865. Чтения о воспитании. М.: Издательство
Московского университета. Юркевич П.Д. 1869. Курс общей педагогики. М.:
Издательство Московского университета.
Юркевич П.Д. 1990. Философские произведения. М.: Мысль.
Вернуться назад
|